Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика и роль сезонности в туристическом бизнесе

Читайте также:
  1. A. Характеристика внешней среды
  2. B. Отдельные виды Ограниченных вещных прав. Общая характеристика.
  3. I. Виды хищений и криминалистическая характеристика хищений нефтепродуктов
  4. I. ПОНЯТТЯ ВИДУ І ПОПУЛЯЦІЇ. СТРУКТУРА ТА ХАРАКТЕРИСТИКА ПОПУЛЯЦІЇ.
  5. I. ПОНЯТТЯ ВИДУ І ПОПУЛЯЦІЇ. СТРУКТУРА ТА ХАРАКТЕРИСТИКА ПОПУЛЯЦІЇ.
  6. II. Злокачественные мезенхимальные опухоли. Общая характеристика.
  7. II. Характеристика компонентов ЮГА
  8. II. Характеристика отдельных типов половых гормонов.
  9. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов
  10. Акустические колебания, их характеристика и
  11. Амплитудная характеристика усилителя
  12. Амплитудно частотная характеристика



На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг к другу, создавая тем самым туристский кругооборот.

Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Формирование сбалансированного рыночного механизма «спрос-предложение» в рекреационной сфере предусматривает несколько стадий:

определение приоритетов развития рекреационного развития населения;

реорганизация форм собственности;

переведение рекреационной сферы на самофинансирование и обеспечение ее инвестирования;

приведение к соответствию с существующим спросом и предложением цены на рекреационные услуги.

Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт.

Существует множество подходов к определению понятия сезонности. Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

Другие авторы отмечают, что сезонность – это свойство турис­тских потоков концентрироваться в определенных местах на протяже­нии небольшого периода времени. Таким образом, основное внимание уделяется непосредственно туристическим потокам.

Третьи авторы утверждают, что с экономической точки зрения сезонность представляет собой еже­годно повторяющиеся колебания спроса и предложения на туристс­кие услуги и товары, которые насту­пают под воздействием одних и тех же факторов климатического и со­циального порядка. «Сезоном» для того или иного туристского района или центра принято считать время наиболее интенсивного потока ту­ристов. В данном определении основной упор сделан на факторы, кторые обуславливают. В то же время внимание уделено, только факторам климатического и со­циального порядка. В то же время эти факторы являются не единственными, хотя и принципиальными.

Рассматривая роль сезонности в гостиничном бизнесе, следует отметить, что понятие «сезон» родилось в курортном секторе гостиничного бизнеса и было связано с временами года или климатическими особенностями местности, которые определяли спрос на гостиничные услуги. Спрос определял уровень цен (тарифов) на гостиничные услуги и численную потребность в обслуживающем персонале.



Со временем, понятие сезонности прижилось и в центральных, деловых гостиницах. Для них сезонность также связана с уровнем спроса, но она не влияет на уровень цен, поскольку базовые тарифы в таких гостиницах в течение года, как правило, не изменяются.

Cезон– календарный отрезок, характеризующийся одинаковым уровнем спроса или загрузки гостиницы.

Сезоны делятся на:

Высокий сезон – характеризуется повышенным спросом на туристические услуги и наивысшим уровнем загрузки;

Низкий (мертвый) сезон – характеризуется низким спросом на туристические услуги и наименьшим уровнем загрузки;

Сезон - характеризуется стабильным спросом на туристические услуги и уровнем загрузки выше среднего;

Переходной сезон – период времени между низким сезоном и сезоном.

Итак, производственно-обслуживающий процесс туризма имеет ярко выраженную зависимость от сезонных колебаний.

Изучение сезонности в туризме позволяет: определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристского потока; установить продолжительность туристского сезона; раскрыть факторы, обусловливающие сезонность в туризме; определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы; разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов.

Сезонность в туризме характеризуется следующими признаками:

период максимальной интенсивности туристского потока называется главным туристским сезоном;

туристский регион, туристская фирма в зависимости от развития вида туризма могут иметь один или несколько туристских сезонов;

развитые в туристском отношении страны, регионы, центры, фирмы имеют более продолжительный главный туристский сезон, а интенсивность туристского потока не имеет ярко выраженной сезонной неравномерности, то есть значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня развития туристского предложения;

сезонные колебания в туризме различны для отдельных видов туризма по времени.

Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов:

природно-климатических - количество и качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма;

экономических – структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;

социальных - наличие свободного времени;

демографических – дифференцированный спрос по половозрастному составу и другие признакам;

психологических – традиции, мода, подражание;

материально-технических – развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;

технологических – комплексный подход в предоставлении качественных услуг.

Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий; ко вторичным – все остальные.

Следовательно, существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведет к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны.

С одной стороны, туризм порождает неравномерное распределение рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недостаточная загруженность рабочих в межсезонье) и, как следствие, значительный удельный вес не полностью занятых работников и текучесть кадров.

С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей.

Кроме того, сезонная работа выгодна для многих категорий населения как источник дополнительного дохода.

Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

значительный удельный вес неполной занятости;

сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;

низкий удельный вес квалифицированного персонала;

ограниченные возможности профессионального роста;

значительный удельный вес женского труда.

В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.

Климатические факторы связа­ны с тем, что большинстве рай­онов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения ь за­нятий спортом по месяцам не одинаковы. По этой причине люди стараются получить отпуска в наиболее благоприятное по погоде время года. В индустриально развитых районах - Европе и Северной Америке лето является лучшим временем отдыха, особенно на морских курортах.

Для рекреационного туризма на море, в горах и лесах климат опре­деляет оптимальные параметры ту­ристского сезона. Для других видов туризма он выполняет роль коррек­тора, ограничивающего равномер­ность поездок и использования ту­ристических ресурсов.

Другим фактором, определяю­щим сезонность в туризме является традиционное использование отпус­ков в летний период.

Неблагоприятное влияние сезон­ности в туризме касается всех составляющих туристского процесса - туристических ресурсов, предпри­ятий туризма, обслуживающего пер­сонала и самих туристов.

Неравномерное протекание ту­ристического процесса вызывает на­рушение ритмичности работы мно­гих организаций, которые являются контрагентами туристических фирм - транспортных, промышленных, сельскохозяйственных.

Рассматривая сезонность в гостиничном бизнесе, очевидно, что наивысшая загрузка приходится на июль-сентябрь, это «высокий сезон», наименьшая загрузка приходится на декабрь-февраль, это «мертвый сезон». В период с марта по апрель и в ноябре – «переходный сезон», а в мае-июне и в октябре-«сезон». Январь включен в «мертвый» сезон несмотря на то, что его загрузка выше ноября. Этот график можно использовать также для определения численности кадрового и привлекаемого обслуживающего персонала гостиницы в зависимости от сезона. Для гостиниц бизнес класса распределение загрузки выглядит по иному.

 





Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.39.142
Генерация страницы за: 0.018 сек.