Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль туристических кластеров в развитии туристической индустрии




Теория кластерного механизма дает достаточно полный и точный ответ об источниках и факторах экономического роста. Основу этой теории представляет понятие «кластер» (от английского «claster» - гроздь, букет, блок, пакет или как группа, сосредоточение, например, людей, предметов). Т.е., характерным признаком сущности кластера есть объединение отдельных элементов (составных) в единое целое для выполнения определенной функции или реализации определенной цели. Кластеры определяются как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепью.

Они представляют собой отраслево-территориальные добровольные объединения предприятий, которые тесно сотрудничают с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического роста региона. Создание кластеров и внедрение кластерной модели поведения предприятий является способом восстановления доверия между правительством и бизнесом и трансформации изолированных фирм в предпринимательское сообщество.

Кластер - это географическая группа взаимозависимых компаний и ассоциированных институтов в определенной области, которые связаны общими целями и дополняют друг друга.

Кластер объединяет производителей конечной продукции и сервисные организации, которые их обслуживают, поставщиков сырья, материалов и полуфабрикатов, фирмы, которые предоставляют информационное и техническое обеспечения, каналы распределения инвестиционных ресурсов, торговые структуры и научно-образовательные заклад, способны обеспечить подготовку специалистов, проверку стандартов и маркетинговые исследования.

Требования к участникам кластера такие:

стратегическое соответствие партнеров - прежде чем рассматривать саму возможность вхождения в кластер, компания должна оценить свои основные деловые возможности, найти партнеров, которые дополняли бы имеющиеся ресурсы и возможности, и проанализировать новые потенциальные рынки;

ориентация на долгосрочное сотрудничество - объединение усилий для обеспечения повышения рентабельности в будущем;

гибкость - условием долгосрочных объединений является эластичность.

Кластер - добровольное объединение уже существующих субъектов рыночной деятельности, не регламентированное ни количественно, ни качественно.

Цель создания кластера - повышение конкурентоспособности продукции или услуг членов кластера на рынках разных уровней. Кластеризация экономики оказывает содействие отладке взаимопонимания между государственными управленческими структурами и бизнес-кругами при решении социально-экономических проблем определенного региона.

Кластеры могут объединять предприятия и учреждения как отдельных регионов, так и стран для повышения эффективности их деятельности, рост производительности работы и качества продукции, стимулирование конкуренции и инноваций, привлечение инвестиций, содействие формированию новых предприятий, учитывая их удобное географическое расположение. Кластеры позволяют предприятиям более гибко реагировать на смену условий ведения бизнеса.

Характерные особенности успешной деятельности кластеров:

взаимосвязи между предприятиями, которые делают участников более сильными сравнительно с теми предприятиями, которые работают поодиночке;

кооперация и сотрудничество, которые являются стимулами к поиску новых, более совершенных методов работы, ориентация на инновации, привлечение внутренних и внешних инвестиций;

ориентация на нужды рынка, которые являются главным фактором определения общей стратегии предприятий, и обеспечение соответствия стратегии каждого отдельного производства общей стратегии развития региона.

По своей природе кластер является моделью территориальной организации продуктивных сил общества, способной в значительной мере оказывать содействие распространению рыночного мировоззрения и отвечать хозяйственным реалиям украинского настоящего.

Теоретическая подпочва кластерных технологий базируется на парадигме территориальных систем. В научных экономических и экономико-географических исследованиях крепко закрепились понятие территориально-производственного и общественно-территориального комплекса, которые, определенной мерой, есть аналогами кластеру.

Родственность кластеров и территориально-производственных и общественно-территориальных комплексов состоит в территориальной общности, взаимозависимости компонентов в пределах этой общности. Можно даже предположить, что комплексы и есть кластерами за своей внутренней сущностью. Однако преимущества кластеризации, в частности в индустрии туризма, все же очевидны:

положительное влияние на развитие территориальной рекреационной структуры и экономическая эффективность;

кластеры включают разнообразнейший рыночные компоненты и производственной, и непроизводственной сферы, которая повышает производительность предприятий в его границах;

заполнение пробелов на существующих рынках и технологической базе гостиничных и туристических комплексов;

использование незадействованных производственных мощностей сопредельных сфер деятельности;

сокращение рисков и затрат, связанных с выходом туристического продукта на новый рынок благодаря уменьшению производственно-торговых операций;

ускорение разработки и вывод на туристический рынок нового продукта;

расширение географии деловых операций путем расширения рынков сбыта своего турпродукта;

комплексное использование информационных потоков и результатов маркетинговых исследований;

ускорение темпов инноваций, достижению которых оказывает содействие лучшее видение и понимания рынка;

деятельность специально сформированной управленческой структуры, которая отвечает за слаженность действий участников объединения и координирует их усилия для достижения конкретной цели.

Процесс кластеризации зацепил туристическую индустрию, когда в марте 2001 г. был основан туристический кластер «Каменец». Его целью стало создание конкурентоспособности сферы туристических услуг, преобразование Каменца на современный туристический центр, инициирование и координация проектов развития туризма в регионе.

Туристическая индустрия Украины принадлежит к привлекательным сферам применения кластерных технологий. Страна владеет чрезвычайно мощным туристско-рекреационным потенциалом, а проблемы развития области находятся, скорее, в плоскости психологической, чем материально-технической, а мировой опыт убеждает, что туризм - полноправный и прибыльный компонент рыночной экономики. При минимальных инвестиционных поступлениях туризм способен обеспечивать их максимальную отдачу.

Функции кластера:

предоставление информационных (в т.ч. интернет-услуг);

предоставление консультативных и учебных услуг;

предоставление технических и технологических услуг;

маркетинговые исследования;

создание базы данных;

создание общей туристической марки;

отладка горизонтальных и вертикальных производственных и управленческих связей.

Потенциальные члены кластера:

областные управления в делах туризма;

горисполкомы и райисполкомы;

высшие учебные заведения туристического профиля;

сеть природно-заповедных территорий;

историко-культурные заповедники;

учреждения культуры и отдыха;

учреждения общественного питания;

гостиничные комплексы;

туристические фирмы;

транспортные организации и т.п..

Стратегические проекты развития кластера:

оптимизация деятельности и популяризация кластера: проведение -тренингов, бизнесов-семинаров, брифингов, участие в туристических выставках, создание веб-сайта кластера, выпуск рекламных материалов и пресс-релизов, проведение периодических экономических и туристических форумов;

организация эколого-исторических, научно-познавательных и ин-этих туров на основе исследования интересных территориальных центров;

организация перспективных для данной территории видов туризма;

расширение сети предприятий питания разных типов;

организация культурных форм досуга (кино-, песенные фестивали) в пределах кластеров и т.п.;

отладка взаимосвязей между посредническими организациями (торговыми, транспортными, дистрибьюторскими, маркетинговыми фирмами, банковскими и финансово-кредитными учреждениями и т.п.).

Ресурсный потенциал туристического кластера:

материально-техническая база;

контингент специалистов для обеспечения рекреационного процесса;

природно-рекреационный потенциал;

экскурсионные объекты: дома-усадьбы выдающихся людей, замки, архитектурные ансамбли, краеведческие музеи, мемориальные комплексы, культовые сооружения и т.п.;

объекты экологического туризма: территории национальных природных парков, ботанических, ландшафтных, энтомологических и гидрологических заказников, парков, дендропарков и т.п..

Эффективное использование ресурсного потенциала кластера оказывает содействие четкому выделению в его границах рыночного фактора - туристический спрос - туристическое предложение.

Идея создания туристических кластеров на территории любой территориально-административной единицы Украины предусматривает организацию комбинированных туристических туров и внедрение индивидуального подхода к удовлетворению запросов потребителей туристических услуг.

Например, во время проведения тура экотуристам, с одной стороны, предлагается «путешествие на природу» разных степеней сложности и продолжительности, которая зависит от вкусов и возраста участников тура, а с другой - к его программе включено театрализованное действо, участником которого становится сам турист. Местом проведения таких представлений может стать один из дворцовых комплексов в пределах кластера.Тематика театрализованных спектаклей может быть разнообразнейший. Возможно, что заинтересованность потребителя вызовут исторические темы, интересной для туриста будет и участие в народных праздниках и обрядах. Для участников тура, по их выбору и уровнем подготовленности, можно предложить пешие, велосипедные или конные маршруты. Особый интерес могут вызвать именно конные маршруты, во время которых появляется возможность приобрести опыт общения и ухода за животными. В случае использования водных артерий туристы передвигаются на плотах, лодках или байдарках. Целесообразным станет и смешанное передвижение и дежурства на маршруте сухопутных участков с водными.

Параллельно с разработкой туров в пределах кластеров могут внедряться проекты развития научного туризма.

Кластеризация туристической индустрии, как и любой другой сферы материального или нематериального производства, предусматривает не создание новых субъектов хозяйствования, а объединение на добровольных и взаимовыгодных основах существующих производителей продукции и услуг. Целью такого объединения есть выход на новый уровень конкурентоспособности на рынке туристических услуг на основе скоординированности действий членов кластера.

Структурно-функциональная модель туристического кластера предусматривает наличие нескольких обязательных компонентов:

туристического блока, куда входят туристические фирмы, предприятия гостиничного хозяйства, объекты аттракции и природно-заповедного фонда;

производственного блока, который объединяет производителей продукции, которая имеет прямое или опосредствованное отношения к туристической индустрии;

научно-образовательного блока, который включает образовательные заклады, способны обеспечить нужды в высококвалифицированных кадрах, и научные учреждения, которые отвечают за стратегию развития, проводят маркетинговые исследования и рекламные акции;

управленческого блока, к которому входят руководители организаций, которые образовали кластер, представители финансовых институтов и органов государственного управления и власти, которые координируют действия участников объединения.

Но количественный и качественный состав блоков есть произвольным и в каждом конкретном случае формируется произвольно.

Для апробации кластерно-туристических технологий целесообразно брать территорию отдельных регионов или областей. Именно за такого территориального охвата достигается оптимальность производственных, управленческих и информационных связей между компонентами кластера.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.