Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций по этике. Эйнгорн Н.К

Семестр.

Для структурирования сознания необходимо обоснование структуры морального сознания вообще. Основание структурирования – конституирующие функции сознания.

Отражение действительности. Отражение – сознание – знание. Интеллектуальная сфера, сфера научного сознания.

Отношение к действительности. Сознание – отношение. Личностно – формирующая подструктура. Эмоциональная сфера сознания. Художественно – эстетическое сознание.

Управление деятельностью. Сознание – управление. Волевая сфера морального сознания, собственно моральное сознание. Управление складывается из трех подфункций: Планирование. Планирование проявляется в целеполагании, выборе средств, мотивации, прогнозе результатов. Своеобразие планирования в моральном сознании заключается в том, что благая цель требует благих средств. Цель определяет средства. Мотив – оправдательный принцип деятельности, скрытая цель. Отвечает на вопрос «ради чего?». Интегральный мотив – бескорыстие. Высшая добродетель – это сама добродетель. (Сенека.)

Прогноз результата – перспективная ответственность (хронос). Собственно регулирование ответственности. План переводится в результат посредством воли. Воля может быть доброй или злой. Воля – стремление сознания сообщить себе наличное бытие.(Г.В.Ф. Гегель)

Контролирование – установление соответствия цели и результатов, моральная оценка.

Моральная оценка.

Моральная оценка – специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений.

Объекты моральной оценки:

  1. Человек, его качества, помыслы, поступки.
  2. Социальная реальность. (взаимоотношения субъектов)
  3. Явления природы через призму блага для человека и общества.
  4. Хронос: прошлое, настоящее и будущее.

Субъект моральной оценки:

Субъект моральной оценки – её носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе – это самооценка. Высшее проявление самооценки – совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности.

Критерии моральной оценки.

  1. Конкретно – исторический критерий - принятые, в данном обществе, в данное время, представления
  2. Универсальный критерий – гуманизм.

Виды моральной оценки поступков.

Главный объект моральной оценки – поступок. Поступок – единица моральной деятельности.

Действия: действия – операции, например, думать. Действия – поступки. Поступок – единица моральной деятельности. Отказ от действия может также трактоваться как поступок. Поступок – действие, имеющее отношение к благу двух людей.

Структура поступка.

Цель Средства Мотив Результат Характеристика поступка
+ + + + Морально – идеальные поступки. Свойства морально – идеальных поступков: непротиворечивость, целостность, результативность.
+ + + - Морально – оправданные поступки.
+ + - + Морально – допустимые поступки.
? ? ? + Легальные, морально – правильные поступки. Сообразные с долгом, но не ради него

Система моральных требований.

Регуляция (управление) моральной деятельности опирается на систему моральных требований. Моральное требование – эталон, разрешающий противоречия: должное – сущее, социальное – индивидуальное, добро – зло.

Признаки моральных требований.

  1. Единство содержательности и императивности.
  2. Единство должного и сущего. Всякое требование – эталон должного. Всякое должное укоренено в сущем, в реальности. И если такой укорененности нет, то отсутствует конструктивность должного. Когда выполняется должное, оно переходит в сущее. Сущее→Должное→Сущее…
  3. Единство образца и запрета. Моральные требования нередко формулируются в форме запрета. Природа морали предпочитает выражать требования в виде образцов.
  4. Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально.

Структура морального требования.

Гипотеза - предполагаемый адресат морального требования.

Диспозиция – форма выражения требования.

Санкция – система мер, применяемых в случае несоблюдения требований.

Система моральных требований.

Моральный идеал, моральные принципы жизнедеятельности – стратегия, определяющая будущее, вертикаль развития. Моральные нормы деятельности, элементарные правила поведения – тактика, конкретика, повседневность, горизонталь развития.

Социальная активность.

Деятельность – внутренняя характеристика нашей активности. Поведение – внешняя характеристика нашей активности.
Сущность нашей активности. Явление нашей активности.
Предметное содержание активности. Форма активности.

Элементарные правила поведения. Этикет.

Существует два вида поведенческой культуры. Универсальная и этикетная.

В основе универсальной поведенческой культуры лежит принцип равноценности человеческих достоинств. Вежливость (доброжелательность), искренняя симпатия, такт.

Такт – неписанное соглашение, не замечать оплошности другого. Жалкий или благородный компромисс. Такт – чувство меры во всем; искусство импровизации.

Скромность –

В основе этикетной поведенческой культуры лежит принцип неравноценности. Этикетная культура иерархична. Первобытный этикет – «Свой - Чужой»; «Младший - Старший». При дворе королей этикет также призван подчеркнуть иерархию.

Моральные нормы деятельности.

Классификация социальных норм:

  • Нормы упорядочивающие. ПДД.
  • Нормы регламентирующие (процессуальные) – определяющие порядок действий. Регламенты, уставы.
  • Иерархично – субординационные нормы. Политика, право, религия, мораль.

Субординация – контроль взаимодействия.

.

Моральные нормы самые рабочие в системе моральных требований.

Моральные нормы:

  • Более обобщенные, чем правила поведения (этикетные нормы).
  • Чем выше степень обобщенности норм, тем ниже [их] императивность.

Моральные принципы и моральные блага.

[Моральные принципы и блага] ещё более обобщенные, чем нормы. У них ниже императивность, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регулируют, то принципы и идеалы ориентируют. Моральные принципы классовы, то есть в них силен идеологический потенциал. Принципы поддаются кодификации. Из них составляются кодексы, которые становятся основой идеологии. Моральные принципы меняются во времени, но они необходимы. Например, моральный кодекс строителя коммунизма.

Моральный идеал.

Высший эталон должного, высший эталон совершенства.

Функции идеалов.

  1. Программные: программа развития.
  2. Воспитательные: персонифицированные (реальное воплощение морального идеала), полиперсонифицированные идеалы (собирательный образ идеала).
  3. Критические: с точки зрения идеала возможно критиковать несовершенство реалий.

Ни одна функция не должна абсолютизироваться и гипертрофироваться.

Моральная деятельность и моральные отношения – специфика определения онтологического статуса.

[Термины] «Моральная деятельность» и «моральные отношения» выделяются с 70 - х. годов XX века.

Всякий вид деятельности и отношений многоаспектен. Аспектами деятельности и отношений выступают:

1. Пространство.

2. Время.

3. Специфическая цель. (Критерий онтологического статуса.)

4. Специфические средства.

5. Специфическая мотивация.

6. Специфический результат.

Моральная деятельность – специфический вид социальной активности, направленный на выполнение моральных ценностей и моральных требований. Отвечает моральной необходимости. (Система поступков: злодеяние, добро.)

Моральное отношение – вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.

Общение, эстетическая деятельность, моральные отношения присутствуют во всех видах деятельности в виде аспектов. Аспектность может служить основанием в отказе от онтологического статуса. Однако, это не совсем верно. Онтологический статус выводится из критериев, в то время как аспектность указывает на специфику.

Моральная цель – следование моральным ценностям и требованиям.

Средства моральной деятельности: нет материальных орудий, благая цель предполагает благие средства.

Моральная мотивация – бескорыстие.

Моральная цель – благо, зло.

Моральная деятельность в чистом виде – это морализаторство, моральное воспитание, моральная рефлексия (работа над самим собой).

Моральный аспект любой деятельности индивидуален.

Роль морали в жизни общества.

1. Мораль и экономика.

2. Мораль и политика.

3. Мораль и право.

4. Мораль и наука.

5. Мораль и религия.

6. Мораль и искусство.

7. Мораль и семья.

8. Морально – нравственное воспитание.

9. Моральный и нравственный прогресс.

10. Оптимизм и пессимизм.

Мораль и экономика.

Как то или иное явление может влиять на мораль? Как мораль может влиять на какое – либо социальное явление?

Артур Рих «Этика распределения»: моральный смысл богатства и бедности.

Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776); «Трактат о моральных чувствах»(1759). Экономические чувства = моральные чувства.

Во время господства пролетарской этики богатство порицалось, так как считалось результатом эксплуатации большинства меньшинством.

Богатство – основа благосостояния человека и общества. Богатство может быть рассмотрено как моральная ценность. В этом случае, богатство – условие свободы выбора. Бедность – не порок, а его следствие. Следствие лени и т.д.

Сборник «Русские философы о собственности». Оптимальной является проблема, которая выражается термином «достаток» (разумные потребности).

Этика потребления рассматривает благо и зло потребления. Культ удовольствия против здорового аскетизма, разумных потребностей.

Хоман. Экономическую этику нельзя превращать в повод для экономического морализирования.

Экономическая этика (этика предпринимательства) занимается вопросом, какие моральные нормы, идеалы могут иметь значение в современной экономике. Шансы морали в современной экономике часто воспринимаются как сомнительные, так как мораль противостоять рентабельности не имеет возможности. Экономика частной собственности наименее способствует солидарности, которую пропагандирует мораль.

Не нужно преувеличивать роль морали в экономике. Недопустимо морализирование в экономике. Необходимо найти такие нормы и идеалы, которые работали бы в экономике и способствовали её развитию, а не тормозили его. Мораль не может стать действенной вопреки экономике. Мораль должна соответствовать потребностям экономики, но и сама влиять на экономические отношения, совершенствуя их.

Всякая система заинтересована в управлении, порядке, солидарности отношений. Этика рыночной экономики – этика рамочного порядка. Капиталистическая мораль утилитарна. Норм – цели. Нормы – рамки, которые должны ограничить конкуренцию.

В России на становление этики предпринимательства повлияло православие.

  1. Уважай власть. Власть – необходимое условие ведения дела.
  2. Будь честен и правдив.
  3. Российский предприниматель – носитель добродетели, правдивости, честности.
  4. Уважай право частной собственности.
  5. Люби и уважай человека.
  6. Будь верен своему слову.
  7. Живи по средствам.
  8. Будь целеустремлен.
  9. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

 

В 1995 году также был принят ряд законов, которые закрепляли моральные принципы. Вот они:

Принципы личности.

1. Прибыль важнее всего, но личность дороже прибыли.

2. Уважай участников общего дела.

3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способа достижения цели.

Принципы профессионала.

1. Всегда веди дело, сообразно своим средствам.

2. Оправдывай доверие. Доверие – основа предпринимательства и ключ к успеху.

3. «Золотое правило». Поступай с другими так, как ты хочешь чтобы поступали с тобой

4. Конкурируй достойно.

Принципы гражданина России.

1. Соблюдай законы и подчиняйся законной власти.

2. Объединяйся на основе законных принципов для влияния на власть.

3. Твори добро ради людей, а не ради корысти и тщеславия.

4. Не требуй за него (добро) общественного признания.

Принципы гражданина Земли.

1. При создании и ведении дела, как минимум, не наноси ущерба природе.

2. Найди в себе силы противодействовать преступности, коррупции.

3. Способствуй тому, чтобы преступность и коррупция стали невыгодны всем.

4. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и т.д.

Экономическая этика – конкретизация этики деловых отношений. Этика деловых отношений – система правил, норм, принципов автономно – совместной продуктивной деятельности. Природа деловой этики надиндивидуальна, надкорпоративна. Этика деловых отношений – этика гражданственности, служения.

Этика предпринимательства – креативная доминанта деловых отношений.

Мораль и политика.

Политика – искусство управления государством и обществом.

Сутер «Политическая этика». Этика – теоретическое осмысление этоса как способа обустройства жизни.

Политика – способ обустройства государственной жизни.

Цель политической регуляции – власть и властвование. Сама власть – цель видимая, цель для достижения других целей. На самом деле, цель политики – удовлетворение интересов индивидов.

Политика и мораль отличаются по способам регуляции. Политическая регуляция более эффективна. Этика, политика, мораль взаимодополняют друг друга.

Главный вопрос политической этики, – какой должна быть политика, чтобы соответствовать природе человека и общества. Политическая этика задает гуманистические критерии для политики.

Из политики невозможно изъять моральное измерение, так как сущности морального и социального идентичны. Мораль – способ сохранения общности путем упорядочивания отношений внутри общества. Политическая регуляция также заинтересована в сохранении общности.

Гуссейнов: предостережение против сверхморализирования в политике и политизации морали. Золотая середина между политикой и моралью. Политика – беспринципная сила, мораль – бессильный принцип. Возможно ли соединение достоинств и морали?

Традиционная этика. В этике Платона были политические добродетели: разумность, справедливость, мужество, умеренность.

В современности: разумность = прагматизм; умеренность = знание приоритетов, компромисс.

Вторичные качества: любовь к порядку, следование долгу, старательность.

Современные авторы: Интегральная добродетель – совесть. Этика индивидуальных добродетелей должна быть переведена в этику социальных институтов, которые ограничивают свободу личности ради обеспечения её гарантий и согласования свобод.

Этика социальных институтов (политическая этика) – этика целей, ценностей, социальных приоритетов, нормативная этика. Объекты её изучения: мир, свобода, справедливость.

Виды справедливости: коммуникативная (договор, обмен); дистрибутивная (распределение); легализская (индивид – общество: границы лояльности и гражданского неповиновения.)

С.Л. Франк. «Духовные основы общества». Социальные и индивидуальные добродетели:

1. Свобода и справедливость.

2. Солидарность – Я – МЫ. – тип социальной организации с мотивацией Я – МЫ, вместо Я – ОНИ. Это неформальная множественность, её суть – единство интересов, целей, действий. Я – ОНИ – противопоставление себя общности, а не интеграция с ней.

3. Служение – механизм гражданственности. Система видов долга и ответственности.

4. Можно также добавить совесть.

В политической этике Франка выделяется три исторических типа политической этики:

  1. Антропологическая. Политика и этика с позиций естественного права. Основатель – Аристотель. «Политика».
  2. Потестарная. Этика захвата и удержания власти. Основатель – Макиавелли.
  3. Эсхатологическая. Августин, Маркс.

Сегодня борьба за идеологические принципы заменяется рациональным менеджментом и толерантностью в политической этике. В политике и экономике имеет место быть конкуренция. Порядок и стабильность требуют этических основ.

Дух капитализма: мораль и этика полезны для сохранения порядка и стабильности.

В настоящее время считается, что доминирует политическая этика. Это не совсем так. Индивидуальная этика также важна, так как она учитывает мотивацию человека.

 

Добро и Зло – общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Универсальная этическая характеристика всякой человеческой деятельности и отношений.

Добро есть всё то, что направлено на созидание, сохранение, укрепление блага.

Зло – уничтожение блага.

 

Толстой: единственное средство уменьшения зла насилия – воздержание от насилия.

Как огонь не тушит огня, так и зло не уменьшает зла.

Ильин: Несопротивляющийся злу поглощается злом и становится одержимым.

Гуссейнов: Этика ненасилия основывается на ряде аргументов:

  1. Отвечая на зло насилием, мы не побеждаем зло, так как не утверждаем добро, а, напротив, увеличиваем зло в мире.
  2. Ненасилие разрывает «обратную логику» насилия, порождающего бумеранг зла. Зло вернется.
  3. Требование ненасилия ведет к торжеству добра, так как способствует совершенствованию человека.
  4. Не отвечая на зло насилием, мы противопоставляем злу не бессилие, а силу.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.