Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Диалектика, ее альтернативы и основные законы

 

1. Диалектика и ее альтернативы.

2. Принципы и законы диалектики.

3. Важнейшие категории диалектики.

 

При рассмотрении первого вопроса «Диалектика и ее альтернативы» изучение следует начать с уяснения того, что уже античность внесла существенный вклад в разработку диалектических идей. Это, прежде всего учение о мире как связном целом («все есть одно»), как единстве многообразия, связи единого и многого.

Важнейшим вкладом в сокровищницу диалектики была разработка античными философами идеи мира как вечного потока, вечного процесса изменения, становления, движущей силой которого является борьба противопо­ложностей. Особенно ценной является идея Гераклита не только о единстве, но о тож­дестве противоположностей.

Античная философия обнаружила диалектические черты как в объективном мире (природе, обществе), так и в мышлении. В этом отношении следует особо выделить Сократа и Плато­на.

Многие черты диалек­тики нашли отражение в философии средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Подлинный же триумф ожидал идею развития, начиная с конца XVIII в. (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Студенту следует знать, что диалектика - это учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, об­щества и познания.

Диалектика изучает связь и развитие не в полном объеме (в противном случае специальным наукам не оставалось бы объе­кта исследования), а выявляет их всеобщие черты. Ее задача состоит в том, что­бы воссоздать идеальную модель развития в его всеобщих характеристи­ках.

Диалектика имеет свою структуру, которая, как и структура любой научной теории, включает в себя: исходные принципы; основополагающие понятия (категории); законы.

Диалектика является не только теорией, но и методом мышления (познания). Метод, отвечая на вопрос «как осуществлять процедуру познания и преобразования дейст­вительности?», дает знание наиболее экономных путей познания.

Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. alternative - чередование) – наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимость выбора между ними. Альтернативами диалектики выступают: метафизика, софистика и эклектика, релятивизм и догматизм.

При анализе вопроса об отношении диалектики к метафизике студенту следует помнить о том, что диалектика рассматривает универсально всеобъемлющие связи, в то время как метафизика объединяет, упрощает связи, сводит все многообразие связей к наиболее простым связям одного типа, как правило, к связям механическим. (В этом смысле правомерно говорить о том, что метафизика отрицает связи).

Софистика – сознательное использование неправильных доводов и уловок, внешне выступающих как правильные, т.е. происходит вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей объективной реальности и осуществляется попытка представить их в качестве существенных, определяющих.

Эклектика беспринципно, механически объединяет в единое целое несовместимые между собой идеи, связи и отношения, претендуя при этом на объективность и всесторонность анализа процессов и явлений.

Альтернативами диалектики как теории познания выступают также релятивизм и догматизм.

Релятивизм исходит из одностороннего понимания сущности истины, из отрицании абсолютной истины, преувеличения ее относительности.

Догматизм (греч. dogma – мысль, положение, принимаемое за непреложную истину) - однажды высказанная истина «застывает», «окаменевает» и в таком неизменном виде продолжает свое существование в постоянно изменяющихся условиях. Это некритическое восприятие ранее выработанных и усвоенных приемов и способов познания.

Изучая второй вопрос «Принципы и законы диалектики», студенту необходимо предварительно остановиться на определении понятия «принцип».

Принципы – это исходные, наиболее общие идеи, лежащие в основе познания, позволяющие объединить законы и категории той или иной научной дисциплины в единую систему знания.

Такими основополагающими идеями или принципами в диалектике являются принцип связи и принцип развития. В диалектике выделяют также принципы: объективности, всесторонности, конкретности, историчности.

Связь - это такое отношение, при котором наличие или изменение одного объекта есть условие наличия или изменения другого объекта. Для нее характерны:объективность; всеобщность; универсальный характер.

Важнейший вид связей - з а к о н. Он фиксирует необходимые, наиболее общие, повторяющиеся, существенные связи.

Развитие - это такое изменение, при котором имеют место: поступательность; необратимость; возникновение принципиально новых качествен­ных состояний. Важнейшим методологическим тре­бованием принципа развития является также требование конкретно-исторического подхода к явлениям.

Переходя к изучению законов диалектикистудентуследует знать, что основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Эти законы были сформулированы Гегелем.

При рассмотрении закона единства и борьбы противоположностей (закона диалектического противоречия), следует особое внимание обратить на то, что к категориям, посредством которых раскрывается содержание данного закона, относятся прежде всего «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие».

Тождество есть совпадение друг с другом объектов по определенным признакам. Различие - это несовпадение объектов по некоторым признакам. Противоположности – это исключающие друг друга несовпадающие признаки объекта. Отношение между противоположностями есть отношение противоречия. То есть, противоречие - это взаимное исключение предполагающих друг друга признаков предметов и явлений.

Развитие противоречия идет путем раздвоения единого («тождества») на противоположности и взаимодействие их между собой. Возникновение предельно резких противоречий называется конфликтом. На стадии конфликта противоречия устраняются (снимаются), возникает новое тождество.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей говорит о том, что всем предметам и явлениям присущи внутренние противоречия, находящиеся в единстве и борьбе. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречий, к исчезновению старого и возникновению нового.

Студенту следует иметь в виду, что закон единства и борьбы противоположностей, собственно как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер и проявляется в многообразии противоречий, присущих природе, обществу и человеческому мышлению.

При изучении закона перехода количественных изменений в качественные необходимо проанализировать категории: качество, количество, мера, скачек.

Качество представляет собой устойчивую совокупность свойств, указывающих на то, чем данная вещь является. Иными словами, данная категория отвечает на вопрос: «Каков объект?» Количество - совокупность свойств, предметов и явлений действительности, которая указывает на величину, размеры вещи, объем. Данная категория отвечает на вопрос: «Сколько?» - и характеризует объект со стороны числа его сторон, темпов развития.

Качества не существует без количества (как и количества без качества). Их единство составляет меру, которая представляет собой те количественные границы, в рамках которых существует данное качество.

При достижении границ меры происходит переход от одного качества к другому, протекающий в форме скачка (нагрев воды до определенных пределов превращает ее в пар). Скачок - это момент перехода от одного качества к другому, это перерыв постепенности, непрерывности.

Из всего многообразия скачков обычно выделяют скачки в виде взрыва, когда качество переходит в другое качество мгновенно, и медленные, когда элементы нового качества появляются постепенно.

Итак, закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

При завершении изучения законов диалектики, следует рассмотреть категорию отрицание. В диалектике отрицание характеризуется двумя моментами: уничтожением и сохранением.

Диалектическое отрицание - это не уничтожение предмета любым способом, а уничтожение, которое есть вместе с тем и сохранение (единство уничтожения и сохранения). Оно предполагает связь, преемственность между старым и новым. Если бы отрицание было полным, абсолютным, то не было бы развития как единого процесса.

Категория «отрицание» отражает один из моментов процесса развития, само же развитие представляет собой бесконечную цепь следующих друг за другом отрицаний. Диалектика как теория развития и метод познания устанавливает определенный порядок, повторяемость и закономерность в следовании отрицаний, что находит свое отражение в законе отрицания отрицания.

Содержание рассматриваемого закона включает в себя следующие моменты: отрицание отрицания есть форма движения и разрешения противоречий; отрицание отрицания является выражением диалектического синтеза противоположных ступеней развития; отрицание отрицания есть завершение определенного цикла в развитии; отрицание отрицания представляет собой движение с возвратом якобы к старому.

Итак, закон отрицания отрицания, выражая сложный, спиралеобразный характер развития,показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов (зерно – росток – зерно).

Законы диалектики позволяют понять следующее: а) закон единства и борьбы противоположностей - почему происходит развитие, его источник и содержание; б) закон перехода количественных изменений в качественные - как происходит развитие, его механизм; в) закон отрицания отрицания - в каком направлении происходит развитие, какова связь нового со старым.

В заключение необходимо понять, что значение диалектики заключается не только и не столько в том, что она дает ответ на вопрос "что есть?" или "как протекают процессы?", но главным образом в том, что она направляет мышление и деятельность человека, составляя методологическую базу для дальнейшего познания и практического преобразования действи­тельности.

Переходя к рассмотрению третьего вопроса «Важнейшие категории диалектики», следует знать, что все многообразие объективного мира (предметы, явления, процессы, связи, отношения) находятся в постоянном взаимодействии между собой, связанны друг с другом, зависимы друг от друга. Философские категории, отражая многообразие реальной действительности, также взаимозависимы, взаимодействуют, взаимосвязаны. Это находит свое выражение в частности, в их “парности”.

К важнейшим парным категориям (их называют также не основными законами диалектики) относятся: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность.

Кратко остановимся на их содержании и взаимодействии.

Единичное и общее. Единичное - это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях. Общее - то, что присуще многим явлениям, всеобщее - то что присуще всем явлениям действительности.

Единичное и общее находятся в диалектическом единстве. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.

Студент может проследить диалектику единичного и общего на простом примере. Так, каждый индивидуальный организм связан с общим – видом (родом). В свою очередь, нет вида (рода) организмов без его отдельных представителей.

Категория особенное является связующим звеном между единичным и общим. По отношению к единичному особенное выступает как общее, а по отношения к общему – как единичное.

Причина и следствие. Причина - явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие - явление, которое вызвано причиной.

Студенту при изучении причинно-следственных связей следует усвоить следующее:

- причина существует и раньше следствия, и одновременно с ним;

- взаимодействие явлений действительности, происходит таким

образом, что причину и следствие можно указать, лишь “вырвав” их из их естественной связи;

- одна и та же причина в зависимости от условий может породить

разные следствия;

- одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами.

Студент должен научиться отличать причину от повода или предлога. Повод - это событие, которое само по себе не является причиной, но дает толчок к действию причины. Это своеобразный пусковой механизм “включающий” причину. Так, убийство эрцгерцога Фердинанда послужило поводом к первой мировой войне. Причиной были противоречия между мировыми державами.

Необходимость и случайность. Необходимость - это явление, которое имеет причину в самом себе, и, при наличии определенных условий, обязательно происходит. Случайность - это явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти, может произойти так, а может иначе.

В мире нет “чистой” необходимости и “чистой” случайности:

- любое явление всегда есть единство необходимости и

случайности. Случайное в одном отношении является необходимым в другом. Определяющей (ведущей) стороной является необходимостью. Что касается случайности, то она либо замедляет, либо ускоряет ход действия;

- случайность является формой проявления и дополнения

необходимости, т.е. необходимость “пробивает” себе дорогу через массу случайностей (например, радиоактивность, открытая Беккерелем);

- необходимость и случайность переходят друг в друга. Примером

могут быть случайные открытия учеными полезных ископаемых, которые, затем, положили начало возникновению новых видов производств, необходимых обществу. Так случайное переходит в необходимое. Сам процесс познания есть движение от случайности к необходимости, затем от необходимости к случайности.

Содержание и форма. Содержание - это совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет. Форма - это структура содержания, внутренне присущая ему.

Содержание и форма находятся во взаимосвязи и взаимозависимости:

- содержание не существует без формы, а форма без содержания.

Содержание всегда оформлено, а форма - содержательна;

- содержание активно, форма - статична, она изменяется в

зависимости от изменения содержания. Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие;

- форма обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Ликвидация старой формы и утверждение новой требует, порой, значительных усилий (примером здесь могут быть любые стороны жизни нашего общества. Правда, здесь надо четко определиться, что собой представляет новое, а что - старое);

- единство содержания и формы не исключает, а предполагает

наличие противоречий между ними.

Студенту следует обратить особое внимание та то, что содержание всегда выступает как целое, включающее в себя определенные части. Часть - это относительно самостоятельный элемент целого. Взаимодействие целого и части образует структуру, представляющую собой способ сочетания, принцип связи элементов целого. Элемент – это относительно неделимая часть целого.

Надо заметить, что часть выявляет свое содержание, как правило, в соотношении с целым, а элемент - в соотношении со структурой и системой. С истема – это совокупность тесно связанных между собою элементов, выступающих по отношению к окружающему миру как единое целое.

В заключение можно отметить, что понятия часть и целое, система, структура, элемент широко используются в различных областях знания, в том числе и в философских исследованиях.

Сущность и явление. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Сущность совпадает с бытием вещи. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. По своему содержанию сущность объективна. Ее нельзя изменить или уничтожить (хотя сама она естественным образом может изменяться). Ее уничтожение означало бы уничтожение предмета, процесса. Явление - представляет собой более изменчивую, подвижную, внешнюю сторону предметов. Явление - это форма, в которой обнаруживается сущность.

Сущность и явление едины и взаимосвязаны, что находит свое отражение в следующем:

- сущность и явление находятся в органической связи между собой,

нет сущности без явления, как и явления без сущности;

- сущность и явление непосредственно не совпадают, но между

ними имеется известное соответствие;

- сущность первична, она определяет явление, явление вторично, производно;

- сущность более устойчива (явление более изменчиво, подвижно),

когда сущность изменяется, это сразу же отражается и в явлениях.

Следует помнить, что явление не исчерпывается сущностью, а сущность гораздо глубже явления.

Студенту необходимо обратить внимание на то, что познание движется от явления к сущности и от сущности к явлению. Однако познание есть не только единство этих двух сторон, но и движение мысли от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так без конца. Познание (как и мир) бесконечно.

От сущности необходимо отличать кажимость или видимость (особенно это важно для понимания общественной жизни). Кажется, что Солнце вращается вокруг Земли; ложка, опущенная в воду видется переломленной.

Возможность и действительность. Возможность - это то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность - это то, что уже возникло, реально существует и действует. Иначе говоря, действительность представляет собой осуществленную (состоявшуюся) возможность.

Выделяют абстрактную или формальную возможность и реальную или конкретную возможность. Абстрактная возможность - это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных конкретных условиях не может произойти. Абстрактную возможность составляет все то, что не противоречит законам природы и общества. Реальная возможность - это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения ее в действительность.

Возможность и действительность взаимосвязаны и переходят друг в друга. Но превращение их в природе существенно отмечается от их превращения в обществе, так как: а) в обществе всегда (в силу его сложности) есть много разных возможностей и надо выбирать наиболее реальную; б) возможность в обществе превращается в действительность при обязательном активном участии субъективных факторов (одних объективных предпосылок для такого превращения недостаточно); в) в общественной жизни для превращения желанной возможности в действительность необходимо создавать условия, отказываться от одних и поддерживать, укреплять другие возможности.

От возможности следует отличать невозможность как то, что противоречит законам природы и общества и не осуществимо нигде и никогда.

* * *

Более подробно в справочной литературе смотрите статьи:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Диалектика», «Единство и борьба противоположностей», «Качество», «Отрицание отрицания», «Категории», «Причина и следствие», «Необходимость и случайность», «Сущность и явление», «Возможность и действительность» и др.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Діалектіка», «Єдність і боротьба протилежностей», «Перехід кількісних змін у якісні», «Категорії диалектики», «Причинність», «Сутність та існування», «Можливість і дійсність» та ін.

 

Социальная философия

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Научное познание | Тема 11. Природа как предмет философского исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.