Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины




Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим пре­дельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются про­порциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Это условие равновесия потребителя может быть выражено следую­щим образом:

где MU - предельная полезность отдельных товаров, а Р - их цена.

 

Обратимся к проблеме оптимизации потребления. Как определить предпочтение одних ком­бинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, которые широко используются при исследовании многих микроэкономических процессов, связан­ных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор опти­мальной комбинации между досугом и рабочим временем и т. д.

Возьмем потребителя, располагающе­го фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на по­требление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (на­пример, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара B и т. д.). Отказ от одного из товаров компенсиру­ется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинаци­ям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен. Безразличен не означает равнодушен. Любые отмеченные комбинации товаров одинако­во хороши для потребителя, т. к. приносят одинаковую полезность.

Если эти комбинации покажем гра­фически, то получим плавную кривую безразличия U2 (рис. 5.12а). Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он полу­чит. Кривая U2 - это лишь одна из бес­численного множества возможных кри­вых.

 

Если возьмем более высокий или более низкий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рис. 5.12а пунктир­ной линией показаны лишь некоторые из возможных кривых безразличия для данных товаров А и В: кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потреб­ностей. Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух раз­личных товаров называется картой безразличия.

Обратим внимание, что кривые безразличия имеют выпуклую к началу координат форму. Чем это объясняется? Движение вдоль кривой безразли­чия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого ко­личества товара В для получения дополнительного количества товара А. Выпуклый характер кривой говорит нам о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми.

Количе­ство одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы полу­чить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на дан­ном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения (MRS).

Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксированный денежный доход. Пусть он тратит 6 долл. в день, причем товар А стоит 1,5 долл., а товар В - 1 долл. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно купить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 долл. На рис. 5.126 прямая линия KL - это линия возможностей потребления для данного потребителя, или бюджетная линия (бюджетное ограничение).

Наложим теперь линию АХ на график кривых безразличия (рис. 5.12в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он получит наи­большую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U,. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.