Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Основные концепции культуры




Истоки культурологического знания. Теории культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Концепция культуры О. Шпенглера. Шпенглер о типах культуры (античность, Западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай, культура майи). Проблема культуры и цивилизации (культура как живой организм, диалектика развития каждой культуры сводится к прохождению следующих стадий: детство, юность, зрелость, увядание; цивилизация как исключительно поздний этап развития культуры, завершение и исход культуры, последовательное обеднение культуры, её упрощение, омассовление, демократизация). Кризис европейской культуры. Понятие прасимвола (прасимвол как ключ к пониманию той или иной культуры, он "действует в чувстве формы каждого человека во всякое время и предначертывает стиль во всех его жизненных проявлениях"; статуарность тела как прасимвол античной культуры, дорога - египетской, пещера - арабской, чувство беспредельного, субъективно переживаемого пространства определяет "фаустовскую душу" западноевропейского человека).

Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятия "цивилизация" и "культура". Идея культурологического плюрализма (история культуры как история автономных, независимых локальных цивилизаций). Тойнби о стадиях цивилизации (генезис, расцвет, надлом, упадок). Концепция "Вызов-и-Ответ" (история культуры как история познания человеком Бога; роль и место христианских идей в концепции Тойнби).

Игровая концепция культуры Й. Хейзинги. Проблемы культурно-исторического развития в работах Хейзинги. Соотношение понятий культура и цивилизация (культура как система, в которой взаимодействует всё, предмет культуры существует только как целое, полностью несводимое к составляющим её феноменам; цивилизация как высшее качество общественной жизни человека, главное здесь формирование человека как гражданина, подчинение единому правопорядку, возросшее осознание человеком своего достоинства). Игра как культурообразующий фактор (игра как свободная деятельность, всякая форма культуры есть игра именно потому, что она разворачивается как свободный выбор; игра как необходимый способ

социальной жизни, игра и идеал; тождественность культуры и игры на ранних стадиях развития общества, диалектика игрового и серьёзного). Хейзинга о кризисе культуры в настоящем (утрата культурой игрового содержания как причина кризиса; понятие "пуерилизм" и его проявление в современной культуре).

Психоаналитические концепции культуры. 3. Фрейд и неофрейдизм о взаимоотношении личности и культуры (культура как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности; проблема неудовлетворённости человека культурой). Ключевые понятия: сублимация (психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества), индивидуальное и коллективное бессознательное, архетип (изначальные, врождённые психические структуры, составляющие основу коллективного бессознательного и проявляющие себя в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства). Фромм о взаимодействии психологических и социальных факторов.

Символическая теория культуры Э. Кассирера (культура как символически значимое построение мира; многоразличие способов построения мира, где наряду с научным познанием равноправно существуют язык, миф, искусство, религия, вся совокупность измерений культурного космоса; языковой, научный и мифический уровни построения мира; символ как понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, а также чувственных образов выражать идеальное содержание, отличное от их непосредственного чувственно-телесного бытия; знак и символ).

Французский структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт). М. Фуко о трёх эпистемах (ренессансной - слово выступает как обозначение вещи или действия, визуальная ориентированность культуры; классическая - слово как способ выражения мысли, не реальное, а интеллектуальное пространство; современная - автономность языка в современной культуре). Р. Барт о двойственной природе языка (язык-объект и метаязык). Историко-аналитическая школа о возможности исследования культуры (М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф).

Особенности отечественной культурологической мысли (основной вопрос - вопрос о месте русской культуры в мировой; религиозная направленность; политизированность и идеологизированность русской культурологической мысли; понятие соборность). Идеи П.Я. Чаадаева. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (законы культурно-исторического развития: общность языка как необходимое условие развития, необходимость политической независимости, начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа, этнографическое разнообразие, период зарождения и развития культурно-исторического типа гораздо более продолжителен, чем период его расцвета; общие разряды культурной деятельности: деятельность религиозная, деятельность культурная, в тесном значении этого слова, деятельность политическая и деятельность общественно-экономическая; одноосновные, двухосновные и многоосновные культуры; славянская культура как четырёхосновная культура). Основные школы и направления XX века (историко-культурологическое направление, культурно-историческая психология, литературоведческое направление). М.М. Бахтин о диалоге как важнейшей ценности культуры (культура как пограничное состояние, возникающее на границы трёх областей: познания, нравственности и искусства). Московско-тартусская семиотическая школа (семиотика как общая теория знаковых систем; Ю.М. Лотман о типологии культуры).

Философская антропология в структуре культурологического знания. Антропологическая парадигма в философии. Образ человека в истории философии и истории культуры. Человеческое бытие: сущность и существование человека, основные модусы человеческого существования. Феноменология человеческого бытия (смерть, труд, господство, любовь, игра). Антропологические аспекты сознания и языка. Язык, общение, коммуникация. Духовный опыт человека. Проблема происхождения человека. Человек в мире культуры. Человек как творец и творение культуры. Человек во Вселенной. Природа человека и смысл его существования. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Личность: проблемы свободы и ответственности. Насилие и ненасилие. Человек в общественно-техническом мире. Проблема совершенного человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Философия истории и социальная философия. Основные концепции общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы к историческому процессу. Мировая история и современность. Проблема смысла истории. Проблема достоверности познания исторической реальности. Формы единства в современном мире. Единство современного мира и теория конвергенции социальных систем. Феномен глобализации. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Проблема начала и «конца» человеческой истории. Проблемы и перспективы современной цивилизации, будущее человечества. Человечество перед лицом глобальных проблем. Современный терроризм: социально-философский аспект.

Культурология как методологический фундамент наук, исследующих общество (Sozialwissenschaften). Исходные основы разумного понимания общества: а. общество есть самостоятельная система, отличная от других систем; б. оно больше, чем простая совокупность членов (людей), необходимо изучать природу социальных связей, чтобы понять людей; в. общество как система состоит из множества подсистем, вплоть до конкретных социальных институтов, к которым и принадлежит каждый человек; г. общество как система имеет свои границы, как в природном мире, так и границы, укоренённые во внутреннем мире каждой личности (человека нельзя «вписать» в общество без остатка); д. общество как система находится в динамическом режиме, поскольку каждый человек потенциально способен внести инновации, и в то же время в действительности предпочтительнее определённая форма поведения и мировоззрения людей; е. общество как система может быть основано на конфликтах, которые, в свою очередь, могут вести как к усложнению системы, так и к её распаду. Границы разумного понимания общества: а. разумное существо в принципе ограничено (конечность, недоступность чужого сознания напрямую); б. каждый человек есть существо уникальное, и потому никогда невозможно до конца объяснить поведение людей; в. общество вовлечено в непрерывные изменения, и исследователь также принимает в них участие (т.е. не всегда можно дистанцироваться от общественных влияний); г. невозможно проводить эксперименты с целью подтверждения или опровержения теоретических конструкций; д. крайне сложно всегда следовать принципу историзма, т.е. не переносить своё собственное понимание прошлого на само прошлое; е. крайне сложно понять людей иных цивилизаций изнутри (преодолев стереотип «свои» – «чужие»). Варианты преодоления ограничений – следование регулятивной идее истины в кантовском смысле; она может заключаться в осознании гуманистического общественного идеала, познание общества есть одна из форм служения этому идеалу.

Отличие культурологиии от социальных наук: последние описывают общество, как оно есть, первая же предполагает определённое понимание общественного идеала, с которым мыслитель соотносит существующее общество и вырабатывает тем самым «критическую перспективу». Принцип «свободы от ценностных суждений» (М. Вебер), его законность в социальных науках и неприменимость в социальной философии. Неизбежность размышлений о том, может ли общество соответствовать нравственным идеалам, и движется ли оно в направлении их осуществления. Христианское понимание: любовь как высшая ценность в человеческих отношениях; Дух Святой создаёт в истории Церковь как Тело Христово. Гуманистическо-просветительское понимание: самореализация каждой личности как высший идеал, общество (несмотря на все эксцессы) развивается в направлении свободы и нравственности. Российская философская культура: соборность как высший идеал, справедливость понимается из перспективы коллективного духовного самосовершенствования, общество имеет бытийственную основу – люди помогают гармонизации Космоса. Кризисное состояние современного человечества как целого; разочарование в традиционных западных проектах общественного идеала (восходящих к Просвещению); плодотворность ситуации: возможность выработки новых базисных социально-философских способов понимания общества в XXI веке.

Российская философия культуры: интуиция мира как органической целостности, в которую вовлечён каждый из нас всем своим существом. «Мы» как фундаментальный базис каждого я; с другой стороны, каждое я даёт «мы» неповторимое воплощение (С. Франк). Идеал соборности. Восстановление целостности личности на уровне коллектива, устремлённого к реализации высшей цели. Православное учение о сердце и о восстановлении единства человеческого существа посредством объединения разума и сердца (С. Хоружий). Идея В. Соловьёва о любви как пути обретения бессмертия. Нереализованность антропологического проекта российской цивилизации в силу трагических событий ХХ века. Попытки реализации его в современных условиях («родовые поместья») и опасность сектантства. Возрождение русской религиозной философии, основанной на православной традиции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.