КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегии получения знаний
Гносеологический аспект Лингвистический аспект Психологический аспект Стратегии получения знаний ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ Существует несколько стратегий получения знаний. Наиболее распространенные: ∙ приобретение; ∙ извлечение; ∙ формирование. Под приобретением знаний понимается способ автоматизированного построения базы знаний посредством диалога эксперта и специальной программы (при этом структура знаний заранее закладывается в программу). Эта стратегия требует существенной предварительной проработки предметной области. Системы приобретения знаний действительноприобретают готовые фрагментызнаний в соответствии со структурами, заложенными разработчиками систем. Большинство этих инструментальных средств специально ориентировано на конкретные экспертные системы с жестко обозначенной предметной областьюи моделью представления знаний, т.е.не являютсяуниверсальными. Например, система TEIRESIAS [18], ставшая прародительницей всех инструментариев для приобретения знаний, предназначена для пополнения базы знаний системы MYCIN или ее дочерних ветвей,построенных на "оболочке" EMYCIN [10] в областимедицинской диагностики с использованием продукционной модели представления знаний. Термин извлечение знаний касается непосредственногоживого контакта инженера познаниям и источниказнаний. Авторы склонны использоватьэтот термин как болееемкий и более точно выражающий смысл процедуры переноса компетентности экспертачерез инженера по знаниям в базузнаний экспертной системы. Термин формирование знаний традиционно закрепился за чрезвычайно перспективнойи активно развивающейся областью инженериизнаний, которая занимаетсяразработкой моделей, методов и алгоритмов анализа данных для получения знаний и обучения. Эта область включает индуктивные моделиформирования гипотез на основе обучающих выборок, обучение по аналогии и другие методы. Таким образом, можно выделитьтри стратегии проведения стадии получения знаний при разработке экспертных систем (рис. 17.1). На современном этапе разработки экспертных систем в нашей cтране стратегия извлечениязнаний, по-видимому, является наиболее актуальной, поскольку промышленных системприобретения и формированиязнаний наотечественном рынке программных средств практически нет. Извлечение знаний -то процедура взаимодействия эксперта с источником знаний, в результате которой становятся явными процесс рассуждений специалистовпри принятии решения и структура их представлений о предметной области. Рис. 17.1. Три стратегии получения знаний В настоящее время большинство разработчиков экспертных систем отмечают, что процесс извлечениязнаний остается самым"узким" местом при построении промышленных систем. Процесс извлечениязнаний - этодлительная и трудоемкая процедура, в которой инженеру по знаниям,вооруженному специальнымизнаниями по когнитивной психологии [З], системному анализу, математической логике и пр., необходимо воссоздать модель предметной области, которой пользуются эксперты для принятия решения. Часто начинающие разработчики экспертных систем, желая избежать этой мучительной процедуры, задают вопрос: может ли эксперт сам извлечь из себя знания? Помногим причинамэтонежелательно. Во-первых, большая частьзнаний эксперта - эторезультат многочисленных наслоений, ступеней опыта. И часто зная, чтоиз А следует В, экспертне дает себе отчета, что цепочка его рассуждении была гораздо длиннее, например С ≈> D, D ≈> А, А ≈> В, или А ≈> Q,,═ Q->R,═R->B. Во-вторых, как было известно еще древним (вспомним "Диалоги" Платона), мышление диалогично. И поэтому диалог инженера по знаниям и эксперта - наиболее естественная форма "раскручивания" лабиринтовпамяти эксперта, в которых хранятся знания, частью носящие невербальный характер, т.е. выраженныене в форме слов, в форме наглядных образов,например. Именно в процессе объяснения инженеру по знаниям эксперт на эти размытые ассоциативные образы надевает четкие словесные ярлыки,т.е. вербализует знания. В-третьих, эксперту гораздо труднее создать модель предметной области вследствие той глубины и необозримости информации, которой он обладает. Многочисленные причинно-следственные связи реальной предметной области образуют сложную систему,из которой выделить "скелет", или главнуюструктуру, иногда доступнее аналитику, владеющему к тому же системной методологией. Любая модель - это упрощение, а упрощать легче с меньшим знанием деталей. Чтобы разобраться в природе извлечениязнаний, выделим три основных аспектаэтойпроцедуры (рис. 17.2): психологический, лингвистический, гносеологический, которые подробно описаны в [4].
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |