Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монолог-это активная речевая деятельность со стороны коммуникатора, предполагающая пассивное восприятие информации получателем

Используется монолог в сфере искусства, как ораторское выступление, общение по телевидению, радио, в сфере обучения (лекция студентам).

Классифицировать монологи можно по таким признакам как, цель высказывания, время подготовки, содержание сообщения, форма.(таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Классификация монологов

Номер пп Признак классификации Виды монологов
1. Цель высказывания Убеждающие Лирические Драматические Информационные  
2.   Время подготовки Подготовленные заранее Неподготовленные
3. По содержанию Сообщения, кратко передающие содержание другого текста. Составленные на основе нескольких текстов по одной теме. Составленные полностью самостоятельно  
4. По форме Готовая форма Фиксированная форма Конструируемая самостоятельно

Примечание - Источник: [1,с.199-200]

 

Существуют специальные методы изложения монолога:

-индуктивный (изложение материала от частного к общему. Используется в агитационных выступлениях);

- дедуктивный (изложение материала от общего к частному. Когда в начале речи выдвигается общее предположение или научная гипотеза, а потом разъясняется ее смысл на конкретных примерах. (В основном материал лекции строится на данном методе);

-концентрический (расположение материала вокруг главного вопроса, поднимаемого оратором. Углубленный анализ каких-то составляющих одной проблемы);

- метод аналогии (сопоставление различных фактов, явлений, событий);

-ступенчатый (последовательное изложение материала). Так, рассмотрев какой-то вопрос, оратор к нему уже не возвращается;

-исторический (изложение материала в хронологической последовательности).

Следующая форма речевой коммуникации является спор.

Спор-это разногласие мнений по какому- то вопросу или проблеме, при котором каждый из сторон отстаивает свою точку зрения.
Разновидностью спора является полемика. Это такой спор, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон.

ПОЛЕМИКА-это борьба принципиально противоположных мнений по определенному вопросу или публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Разновидностью спора является дискуссия.

ДИСКУССИЯ – спор, целью которого является выяснение, сопоставление разных точек зрения и поиск общего решения и установления истины.

Таким образом, в полемике преследуется цель одержать победу, отстоять и утвердить свою позицию, а в дискуссии стремление придти к единому мнению, установить истину.

Споры, включая полемику и дискуссии можно классифицировать на следующие виды (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Классификация споров в речевой коммуникации

Номер пп Признак классификации Вид спора
1. Число участников Спор-монолог Спор-диалог Спор -полилог
2. Число слушателей Без слушателей С учетом реакции слушателей Для слушателей (только произвести на слушателей впечатление)
3. Цель спора Установить истину Убедить кого-либо Победить Спор ради спора  
  Социальная значимость Выражающий общест. интерес Отражает групповой интерес Отражает семейный интерес Личный интерес
5. Форма проведения спора Устный Письменный  
6. Подготовленность спора Организованный Неорганизованный  

Примечание - Источник: [1,с.203]

 

Для одержания победы в спорах можно воспользоваться такими приемами как убеждение и доказательство.

Убеждение это использование психологических доводов с целью одержать победу в споре. К таким апелляционным приемам можно отнести: общественные интересы (репутация, авторитет, социальное положение), нормативные положения, чувство собственного достоинства, экономические интересы, физическое благополучие (самосохранение) и т. д.

Доказательство – это обоснование своих доводов на основе истинности установленных уже мыслей, теорий, законов.

По структуре доказательство состоит из трех частей: тезис, аргументы и демонстрация.

Тезис – это мысль, положение, которое требуется доказать.

К тезису предъявляются следующие требования:

- должен быть ясным, определенным;

- обоснован фактами;

- на протяжении всего доказательства оставаться неизменным;

- не быть в логическом противоречии с суждениями, высказанными ранее.

Аргумент- это мысль, истинность которой проверена и доказана. В роли аргументов могут выступать факты, события или положения, которые уже доказаны и проверены.

Аргументы бывают следующих видов:

1.Сильные. Это точно установленные и взаимосвязанные факты, суждения, законы, уставы, руководящие документы, предназначенные для неукоснительного исполнения.Сильные аргументы невозможно опровергнуть, не принять во внимание.

2. Слабые. Это выводы из неполных фактических данных, основанных на отдельных фактах, связь между которыми неясна и требует дополнительных доказательств.

3.Несостоятельные. Это суждения на основе надуманных, подтасованных фактов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Невербальные коммуникации это способ передачи информации на основе непроизвольных, неосознанных комплексов движений, выражений, обозначающих личностные особенности человека | Устноречевая деятельность это один из видов вербальной коммуникации, посредством которой образуются взаимообусловленные речевые произведения говорящего и слушающего
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.