Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Внешняя торговля и мировой рынок

Международное разделение труда вызвало к жизни необхо­димость обмена товарами, произведенными в отдельных странах. Таким образом, возникает первая форма внешнеэкономических связей — международная торговля. Ее развитие в современных усло­виях определило относительно стабильные потоки движения това­ров и услуг и привело к становлению новой формы товарообмена — мировому рынку.

Внешняя торговля стала важным источником дохода для всех стран и создала дополнительные условия для ускоренного экономического роста. В то же время все страны оказываются в определенной эко­номической зависимости друг от друга: чтобы полнее удовлетворить потребности населения своей страны, каждая из них покупает импор­тные товары и услуги.

Первоначально международная торговля выступала преимущес­твенно в форме торговли товарами, которые имели овеществленную форму. Лишь по истечении времени в сферу международной торговли попадают и услуги.

Услуги в качестве объекта международной торговли имеют ряд существенных отличий от товаров в их материальном выражении. Услуги неотделимы от своего источника, и их производство и потребле­ние, как правило, неразрывны. Поступающие в сферу международной торговли услуги преимущественно не имеют овеществленной формы, что нередко является основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю услугами невидимым экспортом.

Международная торговля является фактором расширения возмож­ностей для удовлетворения растущих национальных потребностей в каждой стране за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Естественно, что каждая страна, выходящая на мировой рынок, стремится получить большую прибыль от продажи своего товара, чем на внутреннем рынке. И предлагаются только такие товары, которые приносят эту прибыль.

Интерес к результативности внешней торговли возник вместе с упрочением внешнеэкономических связей. Первыми серьезное вни­мание на эти проблемы обратили представители меркантилизма. Они верили, что истинным богатством страны является золото (деньги), и, исходя из этого, создали теорию внешней торговли. Она должна быть ориентирована на максимальную сохранность и увеличение количес­тва золота в стране. В связи с этим рекомендовалось стимулировать экспорт и ограничивать импорт, чтобы не тратить золото на покупку товаров вне страны. Ее значимость для экономического развития стран описали и обосновали определенное соотношение затрат на экспорт и | импорт, т. е. заложили основы платежного баланса.

На взаимозависимость экономического развития и внешней тор­говли впервые обратили внимание экономисты-классики. А. Смит отметил, что благосостояние нации зависит не столько от количес­тва накопленного ею золота, сколько от ее способности производить товары и услуги. Им же была разработана первая классическая теория внешней торговли — теория абсолютных преимуществ.

Это утверждение А. Смита дополнил Д. Рикардо, создав теорию сравнительных преимуществ. Он доказал, что внешняя торговля несет дополнительную выгоду даже тем странам, которые имеют высокоэф­фективное хозяйство.

Теория сравнительных преимуществ строилась на основе трудовой теории стоимости. В современных условиях сравнительные преимущес­тва определяются через альтернативные издержки, т. е. затраты на про­изводство одного товара определяются через затраты на другой товар.

Теория сравнительных преимуществ просуществовала многие годы, не потеряв своего значения и сегодня. Ее развитие привело в 20— 30-х гг. XX в. к созданию теории Хекшера—Олина.

Эта теория связала факторы, определяющие международное раз­деление труда, с условиями, созданными в процессе развития произ­водства. Она исходила из того, что исторические и природные условия развития предопределили неравномерную обеспеченность стран фак­торами производства и прежде всего трудовыми ресурсами и капита­лом. Поэтому различные фактороинтенсивность и факторонасыщен-ность определяют специализацию страны на производстве отдельных товаров.

Соотношение затрат различных факторов производства к произ­водству определенного товара называется фактороинтенсивностью. Если соотношение затрат капитала и труда на товар А больше, чем на товар В, то товар А является более относительно капиталоемким:

Ка/Lа >Kb/Lb.

Относительная обеспеченность страны факторами производства определяется ее факторонасыщенностью. Она определяется или через относительные цены каждого фактора производства, или через их абсолютные размеры:

P*k/P*l > Pk/Pl

В этом случае вторая страна считается более обеспеченной капи­талом, если соотношение цены капитала и цены труда у нее ниже, чем в первой стране. За цену капитала принимают процентную ставку, а цену труда оценивают через зарплату. Исходя из этого, вторая страна будет специализироваться на капиталоемком производстве и, следова­тельно, будет в основном выпускать товар А. Это определяет действие закона пропорциональности факторов: каждая страна специализируется на производстве того товара, для которого у нее имеется больше необ­ходимых факторов. В процессе международной торговли происходит выравнивание цен на факторы производства в торгующих странах. Данный механизм был обоснован американским экономистом П. Самуэльсоном, и поэ­тому теорию соотношения факторов производства нередко называют теорией Хекшера—Олина—Самуэльсона.

В 1947 г. американский экономист Василий Леонтьев, исследуя структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что экспортируются более трудоемкие товары, а ввозятся капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтъева. Попытка объяснить это явление привела к созданию неотехнологических теорий внешней торговли.

Сторонники этих теорий пытаются объяснить внешнеторговые связи не обеспеченностью факторами производства, как это делали неоклассики, а затратами на исследования и разработки, уровнем сред­ней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Наиболее известной теорией этой школы является теория тех­нологического разрыва, основы которой были заложены английским экономистом М. Познером в начале 1960-х гг.

Все классические и неоклассические теории имеют один сущест­венный недостаток: для того чтобы подтвердить их практикой, нужно выдержать множество ограничений и допущений. Реальная жизнь, к сожалению, этого не позволяет. Это привело к активному поиску новых теорий, объясняющих различные проблемы внешней торговли в настоящих условиях. Такой теорией стала теория специфических фак­торов, которая говорит о том, что разная обеспеченность отдельных стран специфическими факторами производства ведет к дальнейшему развитию этих факторов в экспортных производствах и сокращению в производствах, конкурирующих с импортом.

Теория фирмы связана с усилением роли отдельных фирм и корпо­раций в международной торговле.

Своеобразным обобщением современного развития теорий вне­шней торговли является теория международной конкурентоспособности наций, разработанная американским исследователем М. Портером. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее конкретных про­изводителей на мировом рынке определяется следующими четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факто­ров производства, условиями спроса на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.

Все теории международной торговли так или иначе обращают вни­мание на формирование цены равновесия на мировом рынке и распре­деление доходов не только между торгующими странами, но и внутри них. Классические теории внешней торговли считали, что выход на мировой рынок не влияет на распределение доходов внутри страны.

Неоклассические теории рассматривали проблему доходов как одну из ключевых. Теория специфических факторов производства обосновы-

вает положение о росте доходов владельца специфического фактора, используемого в экспортных производствах, и соответственно о сокра­щении доходов владельцев специфического фактора, используемого в отраслях, конкурирующих с импортом.

Распределение выгод от внешней торговли между отдельными странами зависит во многом от того, как меняются внутренние цены под воздействием внешней торговли. Из двух стран обычно выигры­вает страна, где цены изменились больше. Это так называемое правило распределения выгод, которое говорит, что выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если в стране А относительные цены изменились по сравне­нию с мировыми на Х%, а в стране В — на У%, то:

Выигрыш страны А / Выигрыш страны А = Х% / У%.

Анализ динамики экспортных и импортных цен позволяет опреде­лить их индекс. Соотношение этих индексов позволяет определить так называемый показатель условий торговли:

Т = Рэ/Ри,

где Г—условия торговли;

Рэ — индекс экспортных цен;

Ри — индекс импортных цен.

Индексы рассчитываются по всему набору импортируемых и экс­портируемых товаров. Рост этого показателя обычно считается улуч­шением условий внешней торговли.

Всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а следовательно, и современного мирового рынка, остаются междуна­родное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

Современный мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных националь­ных продуктов. Субъектами этих отношений могут выступать государс­тва, отдельные организации и предприятия, а также частные лица. Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т. е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средс­тва или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнетор­говую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр.

Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт - это продажа и вывоз товара за границу, импорт - это покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимост­ных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом. На мировом рынке всегда балансируется спрос и предложение на экспортируемые и импортиру­емые товары, а мировая цена находится между минимальной и макси­мальной внутренними равновесными ценами. Функционирование мирового рынка товаров и услуг связано с балансированием спроса и предложения на экспортируемые и импор­тируемые товары и услуги. Предложение на мировом рынке товаров и услуг определяется их внутринациональным избытком. Спрос на мировом рынке отражает внутринациональный дефицит товаров и услуг. Соот­ветствие спроса и предложения на экспортируемые и импортируемые товары и услуги формирует уровень их цены на мировом рынке. Миро­вая цена на товары и услуги находится между минимальной (цена потен­циального производителя-экспортера) и максимальной (цена потенци­ального покупателя-импортера) внутренними равновесными ценами.

В процессе развития мировой рынок выделил составляющие:
рынок базовых товаров и рынок готовых изделий. Современная научно-
техническая революция расслоила рынок готовых товаров на три четко очерченных уровня: низший, средний и высший. Критерием для их выде­ления послужил уровень технологичности продукции.

Современный мировой рынок представляет собой сложную сис­тему, постоянно меняющуюся в зависимости от спроса и предложения товаров и услуг. На эти процессы оказывают влияние возникновение новых потребностей, новые технологические связи, новые организа­ционные формы сотрудничества, новые методы конкуренции. Во вто­рой половине XX в. под воздействием ряда факторов мировой рынок претерпел ряд существенных изменений. Прежде всего существенно раздвинулись границы внешнеторгового сотрудничества. Развернувша­яся НТР сформировала/>ыяол: технологий.

В конце XX в. произошла смена территориальной ориентации международной торговли: 60% мирового экспорта сейчас реализуется в рамках промышленно развитых стран и только 15% приходится на раз­вивающиеся страны. Торговля между развитыми странами составляет более половины мирового товарооборота.

Еще одна особенность развития современного мирового рынка — формирование крупных региональных торговых блоков.

Данные проблемы необходимо учитывать при выработке государс­твенной внешнеторговой политики, учитывая конкретную ситуацию в стране и перспективные цели ее развития.

Внешнеторговая политика — это комплекс мер, используемых госу­дарством для регулирования торговых связей и отношений с другими странами. Исторически сформировались два типа внешнеторговой политики — протекционизм и фритредерство.

Протекционистская политика — это политика защиты субъектов национального производителя и потребителя. Основные инструменты, используемые в протекционизме, — это таможенные пошлины и нета­рифные барьеры.

Таможенная пошлина — это обязательные платежи, которые выпла­чиваются при пересечении товаром границы. Соответственно разли­чают импортные, экспортные и транзитные таможенные пошлины, причем наиболее распространенными являются импортные пошлины. Вначале с их помощью увеличивались средства государственной казны, т. е. они выполняли фискальную функцию, а в современных условиях они служат средством регулирования товарных потоков и защиты национальных производителей, хотя для развивающихся стран они сохранили и свое фискальное назначение. В то же время импортные пошлины оказывают негативное -влияние на потребителя, сокращая его потребление из-за возрастающих цен.

Экспортные пошлины в основном используются для увеличения доходов государства. Они значительно увеличивают цены и затрудняют конкуренцию на мировом рынке, поэтому применяются редко, только в том случае, если страна хочет ограничить вывоз товара (особенно сырья) за рубеж или есть острая необходимость увеличить доходы бюд­жета. В развитых странах, как правило, такие пошлины не применя­ются, а в США они законодательно запрещены.

В протекционистской политике широко применяются и так назы­ваемые нетарифные барьеры, т. е. меры, не связанные с таможенным обложением непосредственно. По сути, это комплекс прямых или кос­венных ограничений, отдельных направлений внешнеэкономической деятельности при использовании экономических, политических и административных методов. Среди них есть наиболее часто употреб­ляемые во всех странах: контингентирование, лицензирование, установ­ление государственной монополии на право торговли отдельными това­рами, группами товаров и услугами.

Помимо прямых методов воздействия на поведение субъектов меж­дународных экономических отношений, существуют и косвенные огра­ничители. К ним относится национальная налоговая политика и система национальных транспортных тарифов. Могут быть использованы во внешнеэкономической политике и национальные стандарты.

Каждое государство заинтересовано в том, чтобы его производи­тели занимали прочное место на мировом рынке, и для этого разраба­тывает систему мер по поддержке национального производства. Зна­чительную роль в этой системе играет стимулирование экспорта.

Стимулирование экспорта может производиться несколькими путями. Это могут быть прямые дотации экспортерам в форме экспорт­ной премии за поставку товаров за границу или выплаты поставщикам экспортной продукции разницы в стоимости перевозки, выдача на льготных условиях кредитов для развития экспортного производства и государственное страхование экспортируемой продукции. Помимо этого государство берет на себя практически все расходы по исследова­нию конъюнктуры мирового рынка, подготовке кадров, защите инте­ресов экспортеров за рубежом.

Второй вид внешнеторговой политики — фритредерство — стро­ится на невмешательстве государства во внешнюю торговлю.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Мировое хозяйство и его современные особенности | Тема 3. Международная трудовая миграция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.