Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: Маркетинг как основа эффективной коммерческой деятельности предприятия




Социальные институты культуры

Культурогенез, динамика культуры, культурная модернизация

Понятийный аппарат культурологи.

3.1.Понятийный аппарат культурологии.

Понятие культура – центральное в культурологии. В античную эпоху система культурных ценностей, понималась под словом «пайдейя», которое можно перевести как воспитание и образование. В современном значении «культура» вошла в научный оборот со второй половины XVIII в., во многом благодаря Иоганну Готфриду Гердеру (1744-1803), который писал: «культура – это второе рождение человека проходящее через всю его жизнь». Со второй половины XIX в. Понятие «культура» приобретает статус научной категории. Это понятие стало пересекаться с понятием «цивилизация». Это понятие впервые встречается в трудах Мираьо в 1756 г., Освальд Шпенглер (1880-1936) противопоставил эти понятия, считая, что цивилизация завершающий технологический этап развития культуры. Под «цивилизацией» понимается качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества. Если культура представляет собой всю систему смыслов человеческого бытия, как идеальных, так и опредмеченных, то цивилизация может быть понимаема как часть этой системы, которая связана с предметным ресурсом культуры.

Субъектом культуры является человек, именно он носитель культуры, способен воспринимать и создавать культурные ценности, творчески изменяя окружающий мир и самого себя. Поэтому сущность культуры можно понять через призму деятельности человека. Любой человек овладевает той культурой которая была создана до него, тем самым, осваивая социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и сой вклад, тем мамы его обогащая.

Система смысла закрепляется в мире культуры через язык, знаки и символы. Посредством языка – речи, языка ритуала, и других видов знаковой деятельности – человек выявляет смыслы позволяющие осваивать культуру и социум. Знак – это материальный предмет (явление, событие), который выступает в качестве объективного заменителя некоторого другого предмета, явления и используемый для определения хранения, передачи сообщений, информации и знаний. Символ – это знак, который кроме информации передает еще и какой-то смысл, следовательно, опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы, который выражает определенное содержание и несет определенную ценностную норму или идеалы конкретной культуры. Культурные коды – совокупность знаков, символов, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Они дают возможность проследить способы самоорганизации культуры и ее развитие. Овладение культурой человеком можно охарактеризовать как постоянный процесс расшифровки культурных кодов.

Информационная часть культуры – это коммуникация. Культурная коммуникация обозначает совокупность существующих в общественной жизни процессов передачи информации – идей знаков, мнений, оценок, знаний и т.п. В ходе межкультурной коммуникации происходит процесс обмена языком, знаками и символами, результатом которого является передача и сохранение социально значимой информации.

В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – нормы, ценности традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. К разряду ценностей принадлежит любой объект, материальный или идеальный, реальный или воображаемый, локальный или универсальный, то, чему отдают предпочтение в наибольшей мере. Это могут быть и акты поведения, приближающиеся к социальному идеалу, которыми восхищаются, но чего не всегда придерживаются. Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, предметы, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Каждая культура имеет свое уникальное ценностное ядро, благодаря которому обеспечивается целостность культуры, ее неповторимый облик. В культурных нормах четко обозначаются предписания, образцы действий, одобряемых большинством членов общества. Они оказывают воздействие на социокультурные процессы в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определенной культурной традицией. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, и т.п., которые сохраняются в обществе в течении длительного времени, обеспечивая тем самым его целостность.

В культурной картине мира отражены представления о мире, складывающиеся столетиями в условиях определенного природного и исторического взаимодействия. При изучении той или иной культуры очень важно представить себе ту картину мира, которая существовала в сознании человека данной эпохи. Как подчеркивал К. Ясперс, человек издавна создавал для себя картину целого: сначала в виде мифов, затем как данное в божественном откровении целостное понимание истории от сотворения и до конца мира, и лишь когда историческое сознание стало основываться на эмпирических данных, целостная картина становилась все более дифференцированной. Культурная картина мира отражает естественную эволюцию человеческой культуры. Сейчас наступил новый этап – развитие техники создает виртуальную реальность, постепенно вытесняющими реальную жизнь с настоящими проблемами, погружает человека в мир сконструированный, вымышленный.

 

3.2. К ультурогенез, динамика культуры, культурная модернизация

Для культурологии важным представляется вопрос о генезисе культуры - культурогенез, то есть попытка теоретического осмысления проблемы зарождения культуры. Термин «генезис»пришел к нам из греческого языка и переводится как «происхождение, возникновение», а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния. Следовательно, изучение генезиса культуры есть рассмотрение движения первоначальных культурных процессов, приведших к появлению того, что уже можно назвать человеческой культурой.

Деятельностный подходк культуре реализован в орудийно-трудовой концепции, предложенной марксизмом. Исходной точкой здесь явилась знаменитая работа Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», (1876 г.). Краеугольным камнем этой теории стало утверждение, что «труд создал человека». Для повышения производительности труда сообщать друг другу те или иные полезные сведения, что привело, в конечном итоге, к появлению речи. Посредством такого координированного труда стала создаваться некоторую искусственную среду. Так начался культурогенез. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, человек - это прежде всего общественное животное и его поведение никоим образом не закодировано генетически.

Вторая точка зрения - психоаналитическая- представлена Зигмундом Фрейдом в работе «Тотем и табу». Он попытался понять проблему культурогенеза через анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью, возникающей результате первородного греха отцеубийства. А культура на появилась как средство и форма защиты человека от собственной природы, от бессознательных разрушительных влечений, оставшихся нам в наследство от животного. Однако другой представитель психоанализа Эрих Фромм, много споривший с идеями Фрейда, в книге «Анатомия человеческой деструктивности» ярко показывает, что настоящая потенция к разрушению заложена не в животном, а в человеке. Она родилась вместе с человеком.

В символической концепции Эрнста Кассирера, книга «Философия символических форм». Он выдвинул учение о языке, мифе, науке и искусстве как специфических «символических формах». Человек несовершенен в своем биологическом естестве, поэтому создание некоторой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку, это проявление определенных защитных механизмов. Знак и символ, по его мнению, являются необходимым инструментом познания логики окружающего мира. Поэтому человек это «символическое животное».

Культурная динамика – культурные изменения, причинно обусловленные предыдущим ее состоянием. Когда речь идет о социодинамике, подразумеваются изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения – неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействия между собой, передвижения в пространстве и т.п.). Термину «динамика» близок по значению термин «развитие». Он употребляется для обозначения поступательного движения культуры, перехода ее из одного состояния в другое. Развитие культуры проявляется как через увеличение уже имевшихся, так и через возникновение качественно новых форм. Развитие включает в себя как восходящую линию – прогрессивную, так и регрессивную – с моментами застоя, возвращением к отжившим структурам

и формам.

Материалистическое направление, представлено марксизмом, в объяснении культурной динамики, означает, что изменения в культуре происходят в зависимости от роста производительных сил, внедрения новых технологий, перемен в социальных отношениях, через классовую борьбу, отраженную в господствующих идеологических и морально-правовых системах. В работах мыслителей XX в. О. Шпенглер, А. Тойнби, динамика была выделена в самостоятельную сферу, отделена от других сфер общественной деятельности, прежде всего экономики и политики, были выявлены принципы саморегуляции культуры и ее взаимодействия с другими сферами. Большая заслуга в разработке этой проблематики принадлежит П. Сорокину. В его фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), раскрывались этапы и содержание измен6енийв культуре, приводящих к смене чувственного, духовного и ра­ционального типа культуры.

Источники и факторы культурной динамики:1. Инновация как изобретение или выработка новых идей образцов, моделей нацеленных на изменение общественного бытия. 2. Обращение к культурному наследию, под которым следует понимать сумму всех культурных достижений данного общества. 3. Заимствования (диффузионизм, распространение культуры) как распространение культуры в географическом территориальном или социальном смысле Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которго культура одного народа воспринимает культуру другого. 4. Синтез как соединение взаимодействие и соединение элементов, при котором возникает культурное явление или модель социкультурного устройства.

Специфической разновидностью изменений является культурная модернизация. Это феномен колониализма XIX в. Предполагалось, что модернизация (до известной степени насильственная) представляет собой лишь средство ускорить, упростить и облегчить путь, который «туземное» общество волей-неволей будет вынуждено пройти в силу необоримых законов социально-культурной эволюции, согласно которым все проходят один и тот же путь, но одни на этой дороге впереди, а другие – отстали.

На деле же следствием такой «модернизации» практически везде было

истребление и уничтожение культур. К. Леви-Стросс считал, что мировоззрение, которое базируется на подобно идее прогресса или однонаправленной исторической эволюции, само по себе может стать предпосылкой расизма.

Культурной модернизации противостоит идея о культурной самобытности народов. Особенностью функционирования культуры является ее самобытность, неповторимость, уникальность. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие культур народов, населяющих нашу планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями развития каждого народа, потеря культурных завоеваний любого народа является потерей всего человечества, приносит ущерб всем народам.

 

3.3. Социальные институты культуры

Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.е. институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом. Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых удовлетворение конкретных социально-экономических и культурных потребностей. Институт всегда представляет собой ряд компонентов: а) некоторую внутренне слаженную систему функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы), оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами; б) материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; в) носителей (кадры), вербуемых в соответствии с принципами, соотнесенными с целями данного института (служители культа, различные слои интеллигенции).

Социальные институты культуры обеспечивают функционирование духовной сферы – это наука, образование, искусство, религия, средства массовой информации, моральные нормы, общественное мнение. Социальные институты культуры организуют и координирует деятельность людей в социокультурной сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

Социальные институты культуры образуются с выделением особой группы людей для которых главным видом деятельности является духовное производство, процесс создания и сохранения культурных ценностей. На ранних этапах развития общества и в малодифференцированной социокультурной среде культурная деятельность еще не выделена как самостоятельная и поэтому не опирается на особые институты. В архаичных племенных культурах все взрослые члены сообща устраивают коллективные церемонии, а вождь выполняет одновременно и функции жреца. Но и в этой среде уже происходит выделение функциональных «должностей» жреца, шамана, гадателя и зна­харя, выполняющих особые функции. Основным институтом духовной деятельности в доиндустриальных обществах является религия. Это требует создание специализированной группы людей, которые сосредоточивают в своих руках производство, сохранение и передачу духовных ценностей – образование духовного сословия. Образование и наука как институты культуры обеспечивают сохранение и передачу накопленных знаний. На ранних этапах человеческого общества выделяется художественная культура, для поддержания которой требовались специальные исполнители. Профессиональные исполнители существовали обычно при власть имущих, при дворах правителей или при состоятельных покровителях. Естественно, что судьба искусства во многом зависела как от степени развития материального производства, так и от степени дифференциации материальной жизни.

Естественно, что соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и перехода от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. В общем плане принято выделять некоторые основные типы поддержания духовного производства, а также художественной культуры, существующие в разные эпохи: 1) государственный, подчиненный централизованному аппарату власти; 2) церковный, опирающийся на поддержку религиозного института, 3) меценатский, или патронажный, при котором знать и богачи содержали и одаривали поэтов, литераторов, музыкантов и архитекторов; 4) ремесленный, когда предмет прикладного или монументального искусства изготовлялся на местный рынок или на заказ; 5) коммерческий, возникший уже в доиндустриальном обществе и связанный с рыночными отношениями; 6) самообеспечение культуры через самостоятельные институты (церковь, образова­ние, творческие организации, индустрия культуры).

Первичным социальным институтом культуры является семья, в которой происходит социализация и инкультурация: родители вводят подрастающее поколение в круг культурных норм, смыслов, знаний и ценностей. Центральным институтом культуры является государство, в котором свое наиболее полноценное выражение находит культурная политика. Культурная политика – деятельность, связанная с формированием и согласованием социальных механизмов и условий культурной активности как населения в целом, так и всех его групп, ориентированных на развитие творческих, культурных и досуговых потребностей. Широкое понимание культуры, принятое многими правитель­ствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Наряду с общегосударственными учреждениями значительное место в культурной жизни занимают не­правительственные организации — как национальные, так и международные. Различного рода сообщества, писательские и журна­листские организации, разнообразные творческие коллективы и ассоциации, частные издательства, киностудии, музеи и т.д. создают широкую сеть, обеспечивающую культурную деятельность страны.

 

1.1 Сущность маркетинга и его роль в системе управления фирмой

1.2 Нужды, потребности, товар, обмен, сделка

1.3 Цели, задачи, принципы и функции маркетинга

1.4 Комплекс маркетинга

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.