Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6.2 Учет материалов на складе и в бухгалтерии




1. Учет материалов на складе

2. Учет материалов в бухгалтерии

 

- 1 -

Для обеспечения действенного контроля за сохранностью материальных ценностей важное значение имеет состояние складского и весоизмерительного хозяйства.

Приказом по предприятию каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям этого склада. Если на предприятии несколько складов, тогда необходимо сосредоточить на каждом из них материалы определенных групп (основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.).

Внутри складов материалы должны располагаться по секциям, затем по типо- и сорторазмерам в штабелях, на стеллажах и полках для того, чтобы обеспечить быструю приемку, отпуск и проверку наличия.

На каждую партию материала прикрепляется материальный ярлык с указанием необходимых параметров (наименование материала, номенклатурный номер, единица измерения, цена, лимит наличия материала).

Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

На предприятии должен быть установлен список должностных лиц (зав. складом, кладовщик), ответственных за приемку и отпуск материальных ценностей, с которыми заключается договор о материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия.

Всем службам предприятия предоставляется список лиц, которым разрешено получение и отпуск материалов со складов, а также право выдавать пропуска на вывоз с предприятия материальных ценностей.

Порядок учета материально-производственных запасов на складе и в бухгалте­рии зависит от метода их учета.

Существуют следующие методы учета производственных запасов:

· количественно-суммовой;

· с помощью отчетов материально ответственных лиц;

· оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количествен­но-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках учета мате­риалов (ф. № М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке учета материалов в графе «Приход».

На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований-на­кладных) в карточке регистрируется расход материала.

В карточке после каждой записи выводится остаток.

Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. № М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

По состоянию на 1-е число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в «Ведомость учета остатков мате­риалов» (ф. № М-14).

Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком за­писей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода учета:

· оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек учета материалов, которые ведутся материально ответ­ственными лицами;

· систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалте­рам права проверки соответствия фактических остатков материалов данным те­кущего складского учета;

· осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежно выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии вычислительной установки — также в разрезе номенклатурных номеров;

· систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгал­терского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складско­го (количественного) учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остат­ками материалов по данным бухгалтерского учета.

Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предпо­лагает следующее разграничение функций между бухгалтерией и складом.

Слад Бухгалтерия
Аналитический учет в разрезе номенклатурных номеров материалов на карточках учета материалов Контроль за количественным учетом движения материалов по складам – правильностью записей в карточках и расчета остатка в момент приема документов на складе
Оформление (выписка) приходных ордеров и активов на приход материалов Таксировка первичных документов по учетным ценам
Отпуск материалов по документам пользователей (цехов, отделов, складов) Ведение учетных регистров (ведомость № 10) по движению материалов в двух оценках: учетной и фактической в разрезе групп материалов по складам только в учетных ценах
Составление реестров (документов) склада на приход и расход на установленные даты Таксировка ведомости учета остатков материалов каждого склада по учетным ценам
Заполнение ведомостей учета остатков материалов путем переноса последних из карточек учета материалов (в количественном выражении) Передача ведомости учета остатков материалов в бухгалтерию Взаимосверка суммовых итогов ведомости учета остатков с показателями бухгалтерии – ведомости № 10 (склад и стоимость остатков по учетным ценам)

 

Последовательность ведения учета на складе следующая.

Карточки учета материалов (ф. № М-7) на каждый номенкла­турный номер материала открывает бухгалтерия и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заме­няющий его документ и регистрирует его в карточке учета мате­риалов. На основе расходных документов (лимитно-заборных карт, требований-накладных) в карточке регистрируется расход материалов.

Разноска из лимитно-заборных карт в карточки учета мате­риалов данных об отпуске может производиться и по мере закры­тия карт (если они выписаны на одну позицию материалов), но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. В этом слу­чае лимитные карты в течение месяца хранятся вместе с соответ­ствующими карточками учета. Остаток в карточке выводится пос­ле каждой записи. В обязанности кладовщика входит запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номе­ра записи по складской картотеке. В установленные графиков сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на при­ход и расход материалов с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся, Бухгалтер материального отдела принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных рекви­зитов, документов в карточкам складского учет (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяем проверку своей под­писью, после чего карточка принимает силу бухгалтерского регистра.

Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остат­ка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выяв­ленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в спе­циальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру организации.

По состоянию на 1-е число каждого месяца материально от­ветственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов. Она открывается бухгал­терией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а 1 – 2-го чис­ла следующего за отчетным месяца он возвращает ее в бухгал­терию. В обязанность материально ответственного лица входят контроль за соответствием фактических остатков по номенкла­турным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу маркетинга.

 

- 2 -

Бухгалтерский учет может быть организован с применением компьютерного учета на основе утвержденной в установленном порядке системы автоматизированных рабочих мест бухгалтеров и других специалистов или по журнально-ордерной форме на утвержденных регистрах бухгалтерского учета.

Все первичные учетные документы по движению материальных ценностей на складах подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки.

Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций (законность операции) и правильности их оформления (наличие необходимых реквизитов, в том числе полноты проставленных в документах шифров).

Бухгалтерией должна быть установлена тождественность данных центральных складов и кладовых цехов и участков о внутренней переработке материалов.

Все первичные документы подвергаются таксировке. Таксировка осуществляется по каждой строке многострочного документа (за исключением лимитно-заборных карт) и по каждому однострочному документу. По лимитно-заборным картам таксируется общее количество (с учетом возврата) по каждому номенклатурному номеру.

При обработке первичных документов на первых экземплярах бухгалтерией проставляются учетные шифры видов операции, поставщика и др., а затем эти документы группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям отпуска (расхода) материалов (по корреспондирующим счетам). Выявленные суммы записываются в соответствующие регистры синтетического учета.

После разметки первые экземпляры первичных документов передаются соответствующим исполнителям: приходные документы с приложенными к ним счетами-фактурами, накладными и т.п. – для учета приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные документы – для учета затрат на производство и калькуляции и др.

В бухгалтерии при ведении учета вручную применяются оборотный (количественно-суммовой)и сальдовый (оперативно-бухгалтерский) методы учета. При оборотном методе (с использованием оборотных ведомостей) могут применяться два варианта учета.

При первом варианте в бухгалтерской службе одновременно ведется учет в количественном и денежном выражении (а на складах и в подразделениях – только количественный учет):

· в бухгалтерии организации на каждый вид материально-производственных запасов (номенклатурный номер) открываются карточки аналитического учета;

· в карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями;

· на основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению;

· на основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом;

· движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов учитываются отдельно;

· сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов.

В случае использования второго варианта в бухгалтерской службе не ведутся карточки аналитического учета:

· все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость;

· оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте;

· остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. В бухгалтерской службе:

· учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен;

· движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов учитываются отдельно;

· в качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, ведущиеся на складе, которые не реже одного раза в неделю проверяет на правильность ведения работник бухгалтерии и данные на карточке удостоверяет своей подписью;

· на 1-е число месяца количественные данные об остатках переносятся по каждому номенклатурному номеру из карточек складского учета в сальдовую ведомость. В качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами вместе с первичными учетными документами;

· остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру, затем выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При учете материалов с использованием компьютера все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются автоматизированным способом. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах – для бухгалтерской службы и склада (подразделения).

Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть:

· оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;

· ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;

· оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;

· оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют расчетные документы (неотфактурованные поставки).

Вопросы для самоконтроля

1. Как организуется складской учет материалов в организации?

2. Какие документы по учету материалов составляют на складу?

3. Какие методы учета материалов используются в бухгалтерии?

4. В чем связь между складским учетом и учетом материалов в бухгалтерии?

5. Назовите первичные учетные документы, заполняемые при вы­бытии материалов по различным основаниям.

6. Опишите назначение и порядок заполнения карточек учета ма­териалов.

 

Тема 6.3 Синтетический учет материалов. Варианты учета поступления материалов

1. Синтетический учет материалов.

2. Учет неотфактурованных поставок и материалов в пути.

3. Учет продажи материалов и прочего выбытия.

 

- 1 -

Независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри них – по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.

Ежемесячно данные о движении материалов обобщаются в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях), где группировка ведется раздельно по каждому складу (подразделению, др. местам хранения материалов). Ведомости составляются отдельно по приходу и расходу материалов и могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам.

В ведомостях формируются итоги оборотов за месяц (отчетный период) в разрезе групп материалов по субсчетам, синтетическим счетам по каждому складу (подразделению, месту хранения). Итоги из ведомостей движения материалов по складам (подразделениям, местам хранения материалов) ежемесячно переносятся в сводную ведомость движения материалов, где приводятся данные об остатках материальных ценностей на начало и конец месяца (отчетного периода) в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета.

Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с данными аналитического учета, т.е. с оборотными ведомостями и сальдовыми ведомостями (книгами).

Организация при необходимости может составлять ведомость распределения (ведомость расхода) материалов, в которой отражаются транспортно-заготовительные расходы или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой (при использовании счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»). В этой ведомости указываются корреспондирующие синтетические счета и субсчета учета расхода материалов в зависимости от направления их использования.

В случае организации учета с использованием компьютера накопительные ведомости по приходу и расходу материалов могут не составляться, так как формирование показателей, отражающих движение материалов в целом по синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета, отражаются непосредственно в результате обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных, требований и т.п.).

Отражение операций по приобретению материальных ценностей в текущем бухгалтерском учете может строиться по-разному:

· непосредственно на счете 10 «Материалы» (без использования счетов 15 и 16);

· с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В первом случае учет организуется без применения счетов 15 и 16. Оприходование материалов отражается записью:

Дебет счета 10 «Материалы» – по покупной цене,

Дебет счета 19 – на сумму НДС и

Кредит счетов 60, 20, 23, 71, 76 и др. – в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.

Этот вариант учета позволяет оценивать материалы как по фактической себестоимости их приобретения, так и по учетным ценам, а отклонения от фактической стоимости материалов выявляются не на синтетических счетах, а в регистрах текущего учета.

Аналитический учет по счету 10 при использовании организацией этого способа формирования фактической себестоимости материалов организуется по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения.

Во втором случае на основании поступивших на предприятие расчетных документов поставщиков на всю сумму акцептованных счетов (принятых к оплате) делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость» (на сумму НДС, уплаченного поставщику), а в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие по кредиту счетов:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиками;

23 «Вспомогательные производства» – на расходы вспомогательных цехов, оказанные в процессе заготовления и доставки материальных ценностей;

71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на сумму расходов, оплаченных подотчетными лицами по заготовке, приобретению и доставке материалов;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на стоимость услуг, оказанных различными организациями по заготовке и доставке материалов (транспортным организациям и др.), а также за приобретенные у них материалы, другие счета.

При этом запись по дебету счета 15 и кредиту счета 60 производят при поступлении в организацию расчетных документов от поставщика независимо от момента поступления самих материалов. Все фактические расходы, связанные с приобретением материалов, собираются на дебете счета 15, то есть отражается их покупная стоимость (фактическая себестоимость).

По окончании месяца поступившие материалы оцениваются по учетным ценам и отражаются проводкой: кредит счета 15 и дебет счета 10. Путем сопоставления оборотов по дебету (фактическая себестоимость) и по кредиту (стоимость по учетным ценам) счета 15 определяется отклонение фактической себестоимости от стоимости материалов по учетным ценам (экономия или перерасход). Выявленную сумму отклонений списывают на счет 16 – экономия учитывается по кредиту, перерасход – по дебету. Накопленные на счете 16 дебетовые и кредитовые отклонения от учетных цен списываются (сторнируются) по дебету счетов учета производственных затрат.

При продаже организацией ненужных или излишних материальных запасов на сторону сумма отклонений, относящаяся к данным активам, списывается с кредита счета 16 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На счетах бухгалтерского учета операции по поступлению материальных ценностей в случае применения счета 10 «Материалы» отражаются следующим образом:

 

Первичный документ Содержание операций Кор. счета
Д К
Приобретение сырья, материалов и запчастей для производственных и хозяйственных нужд организации
Отгрузочные документы поставщика Оприходовано сырье (материалы, запчасти и др.)    
Счет-фактура Выделен НДС по приобретенным материальным ценностям    
Выписка банка по расчетному счету Перечислены денежные средства поставщику    
Счет-фактура НДС принят к возмещению из бюджета    
Товарно-транспортная накладная Отражены транспортные расходы по приобретению материалов   60, 76
Счет (накладная) Отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов   60, 76
Товарно-транспортная накладная; счет-фактура Выделен НДС по транспортным услугам и услугам посреднических организаций   60, 76
Кредитный договор (договор займа); бухгалтерская справка-расчет Начислены проценты за кредиты и займы, использованные на закупку материалов   66, 67
Выписка банка по расчетному счету Перечислены денежные средства за оказанные транспортные и посреднические услуги    
Счет-фактура НДС принят к возмещению из бюджета    
Требование-накладная Отражен отпуск материалов в производство (на хозяйственные нужды) 20, 23, 25, 26, 29, 44,  
Приобретение материалов работниками организации за счет сумм, выданных под отчет
Расходный кассовый ордер Выданы работнику под отчет денежные средства    
Авансовый отчет (с товарными и кассовыми чеками) Оприходованы материалы    
Товарный чек и др. Выделен НДС согласно приложенным к авансовому отчету оправдательным документам, если в них НДС выделен отдельной строкой    
Счет-фактура НДС принимается к вычету, если имеется счет-фактура поставщика    
Авансовый отчет В случае отсутствия счета-фактуры сумма НДС списывается за счет собственных источников предприятия 91-2  
Требование-накладная Материалы отпущены в производство 20, 44  
Учет безвозмездно полученных материалов (в том числе по договору дарения), а также остающихся после выбытия основных средств
Акт приема-передачи; отгрузочные документы Отражено безвозмездное получение материалов по рыночной стоимости   98-2
Требование-накладная Материалы отпущены в производство 20, 23, 29, 44  
Бухгалтерская справка-расчет Списывается на доходы рыночная стоимость материалов по мере передачи их в производство 98-2 91-1
Учет материалов, изготовленных собственными силами
Расчетно-платежная ведомость; бухгалтерская справка-расчет и др. Списаны фактические расходы по изготовлению материалов   25, 29, 10, 02, 70, 69
Калькуляция; бухгалтерская справка Оприходованы изготовленные собственными силами материалы по фактической себестоимости    
Приобретение материалов по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами
Договор; счет-фактура поставщика Оприходованы материалы    
Счет-фактура Выделен НДС    
Договор; счет-фактура организации Согласно договору в счет оплаты за полученные материалы отгружены товары, исходя из цены, по которой обычно реализуются данные товары (работы, услуги), в т.ч. НДС    
Счет-фактура Начислен НДС на отгруженные товары (работы, услуги) (п.2 ст.154 НК РФ)    
Бухгалтерская справка Списана фактическая себестоимость реализованных товаров (работ, услуг)   41, 43, 20, 23, 29
Счет-фактура организации Погашена кредиторская задолженность по поступившим материалам (в т.ч. НДС)    
Приобретение материалов на условиях товарного кредита (с отсрочкой, рассрочкой платежа с начислением процентов)
Отгрузочные документы поставщика Отражены затраты на приобретение    
Счет-фактура Выделен НДС по приобретенным материальным ценностям    
Кредитный договор; бухгалтерская справка-расчет В случае начисления процентов за отсрочку платежа в том же месяце, в котором оприходованы материалы до момента списания их в производство    
Требование-накладная После оформления по фактической стоимости приобретения материалы списаны на производственные и хозяйственные нужды 20, 23, 25, 26, 29, 44,  
Кредитный договор; бухгалтерская справка-расчет В случае начисления процентов за отсрочку платежа в том же месяце, в котором оприходованы материалы после их списания в производство    
Кредитный договор; выписка банка по расчетному счету Оплачены проценты по товарному кредиту поставщику    
Выписка банка по расчетному счету; отгрузочные документы поставщика Оплачен счет поставщика    
Счет-фактура НДС принят к возмещению из бюджета (после оприходования и в части фактически оплаченного НДС)    
Специальный инструмент, специальные приспособления и специальное оборудование (спецоснастка)
Отгрузочные документы поставщика Оплачен счет поставщиков (в т.ч. НДС)    
Счет поставщика Оприходована на склад спецоснастка и пр. по фактической себестоимости без НДС 10-10  
Счет-фактура Выделен НДС по приобретенной спецоснастке и пр.    
Требование-накладная Со склада спецоснастка передана в производство по фактической себестоимости 10-11 10-10
Карточка учета МБП; бухгалтерская справка Ежемесячно в течение срока полезного использования спецоснастки ее стоимость погашается либо линейным способом, либо способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (устанавливается предприятием самостоятельно) 20, 23, 25, 29, 44 10-11
Карточка учета МБП; бухгалтерская справка Фактическая себестоимость спецоснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, может погашаться полностью в момент передачи в производство 20, 23, 25, 29, 44 10-11
Бухгалтерская справка В случае досрочного прекращения выпуска продукции (и если возобновление его не предполагается) списывается остаточная стоимость спецоснастки 91-2 10-11

 

На счетах бухгалтерского учета операции по поступлению материальных ценностей с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражаются следующим образом:

 

Первичный документ Содержание операций Кор. счета
Д К
Учет приобретения материалов с использованием бухгалтерского счета 15 и счета 16
Отгрузочные документы поставщика; бухгалтерская справка Оприходованы полученные материалы по учетным ценам, принятым в организации    
Отгрузочные документы поставщика Оприходованы полученные материалы по расчетным документам поставщика (без НДС)    
Счет-фактура Выделен НДС по полученным материалам    
Требование-накладная Материалы списаны в производство по учетным ценам, принятым в организации 20, 44  
Выписка банка с расчетного счета Оплачен счет поставщика    
Счет-фактура НДС по полученным материалам принят к возмещению из бюджета    
Авансовый отчет; бухгалтерская справка Списаны фактические затраты по доставке материалов собственными силами организации   23, 71
Бухгалтерская справка Списана разница между фактическими расходами на приобретение материалов и учетной ценой этих материалов плюсом или минусом на сумму сформировавшегося сальдо по счету 15 (по данной операции или на конец месяца)    
Бухгалтерская справка Списано отклонение в стоимости материалов* на конец месяца (на те же счета, куда списаны материалы, пропорционально относится сумма отклонений, сформированная на счете 16 – с учетом остатков на начало месяца) (К-т 16 = К-т 10 х Д-т 16 / Д-т 10) 20, 44  

 

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые предприятием в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

- 2 -

Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценнос­ти поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их, выписывая акт приемки, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь ма­териалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер № 6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на группу материалов и в акцепт. Неотфактурованные поставки регистрируются в журнале-ордере № 6 в конце месяца (в графе Б «Номер счета» ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являют­ся платежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в следующем месяце они акцептуются предприятием, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в сво­бодной строке по группе материалов и в графе «Акцепт» в сумме платежного требо­вания, а по строке сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется тоже по группе и в графе «акцепт». Расчеты с постав­щиком, таким образом, по этой поставке будут закончены.

Материалами в пути называются такие поставки, по которым предприятие ак­цептовало платежные документы, а материалы на склад по ним еще не поступили. К учету принимаются акцептованные платежные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 платежные документы регистрируются в течение месяца в графе «За неприбывший груз» и в графе «Акцепт». По окончании месяца предпри­ятие обязано принять эти ценности на баланс, т.е. записать по принадлежности к группе материалов (условно оприходовать), но на начало следующего месяца рас­четы по этим поставкам не будут закончены. При поступлении ценностей бухгал­терия получит приходные ордера со складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления платежных требова­ний, а может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала-ордера № 6 поокончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как опри­ходованная дважды.

При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с до­кументами поставщика, которые оформляются актом (ф. № М-7). Излишки прихо­дуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или по договор­ным (отпускным ценам), затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной стро­кой как неотфактурованная поставка — отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претен­зию к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется про­порционально массе груза, а суммы наценок, скидок — пропорционально стоимо­сти груза.

Налог на добавленную стоимость, подлежащий оплате поставщикам за приоб­ретенные производственные запасы и подрядчикам за услуги по транспортировке их в организацию, учитывается по дебету счета 19 на основании полученных сче­тов-фактур. По кредиту счета 19 отражается списание налога на добавленную сто­имость по назначению.

После оприходования производственных запасов сумма НДС списывается со счета 19 в уменьшение задолженности бюджету независимо от их отпуска в произ­водство. Сумма НДС по производственным ресурсам, подлежащим использова­нию на изготовление продукции и осуществление операций, освобожденных от налога, списывается со счета 19 на счета учета затрат на производство в корреспон­денции Д-т 20, 23, 25, 26 К-т 19.

 

- 3 -

Отпуск материалов на сторону (продажа, списание, безвозмездная передача) должен оформляться подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия или лиц, им на то уполномоченных, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).

Накладную на отпуск материалов на сторону выписывает работник отдела снабжения в двух экземплярах: первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй – получателю материалов. На основании накладной выписывают счет, предъявляемый для оплаты организациям за отпущенные материалы.

При перевозке грузов автотранспортом вместо накладной на отпуск материалов оформляется товарно-транспортная накладная.

Аналогично оформляется отпуск материалов хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории (отделу капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

Отпуск материалов на сторону для целей переработки может производиться при наличии на это договоров или соглашений.

Отпуск на сторону и пропуск оформляются при предъявлении получателем материалов доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.

Списание материалов может осуществляться в следующих случаях:

· пришедшие в негодность по истечении сроков хранения;

· морально устаревшие;

· при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий.

Подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется комиссией с участием материально ответственных лиц.

Комиссия выполняет следующие функции:

· осуществляет непосредственный осмотр материалов;

· устанавливает причину непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);

· выявляет лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;

· определяет возможности использования материалов на другие цели или их продажи;

· составляет акт на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);

· представляет акт на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;

· проводит совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценку рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (морального износа материалов, изменения рыночной цены) и определяет стоимость отходов (утиля, лома и т.п.);

· осуществляет контроль за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.

В акте на списание материалов указывается: наименование списываемых материалов и их отличительные признаки; количество; фактическая себестоимость; установленный срок хранения; дата (месяц, год) поступления материалов; причина списания; информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц. Акт утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками), или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т.п.), приходуются на склад (кладовую) организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей.

На счетах бухгалтерского учета операции по выбытию материальных ценностей отражаются следующим образом:

Первичный документ Содержание операций Кор. счета
Д К
Продажа материалов при расчетах денежными средствами
Накладная на отпуск материалов на сторону; договор Отгружены материалы покупателю (по фактической себестоимости или учетным ценам)    
Бухгалтерская справка В случае учета по учетным ценам отражена соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца)    
Накладная на отпуск материалов на сторону; счет-фактура Задолженность покупателя по оплате материалов по продажной цене, в т.ч. НДС    
Счет-фактура НДС на продажную стоимость материалов    
Счет-фактура Оплачен покупателем счет за материалы (по продажной цене, в т.ч. НДС)    
  Выявлена прибыль от продажи материалов (сформировавшееся сальдо по данной операции на счете 91)    
Продажа материалов по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами
Накладная на отпуск материалов на сторону; договор Отгружены материалы покупателю (по фактической себестоимости или учетным ценам)    
Бухгалтерская справка В случае учета материалов по учетным ценам отражена соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца)    
Счет-фактура организации Начислен НДС на отгруженные товары (работы, услуги) (п. 2 ст. 154 НК РФ)    
Отгрузочные документы поставщика Получены товары в счет оплаты задолженности по продаже материалов (работы, услуги) по покупной цене товаров, в т.ч. НДС    
Отгрузочные документы поставщика Оприходованы полученные товары (работы, услуги) по покупной цене без НДС 10, 41, 20,44  
Счет-фактура поставщика НДС на оприходованные товары (работы, услуги) по покупной цене товаров    
Счет-фактура поставщика Принят к возмещению из бюджета НДС по полученным товарам (работам, услугам) после фактической оплаты и оприходования товаров по покупной цене    
Передача материалов в виде вклада в уставный капитал другой организации
Накладная на отпуск материалов на сторону Отгружены материалы учреждаемой организации (по фактической себестоимости или учетным ценам)    
Бухгалтерская справка В случае учета материалов по учетным ценам отражена соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца)    
Учредительные документы Отражена передача материалов в качестве вклада в уставный капитал другой организации (по оценочной стоимости) 58-1  
  Сформировавшееся сальдо по данной операции на счете 91    
прибыль    
убыток    
Безвозмездная передача материалов (в т.ч. по договорам дарения)
Накладная на отпуск материалов на сторону; договор Отгружены материалы потребителю (по фактической себестоимости или учетным ценам)    
Бухгалтерская справка В случае учета материалов по учетным ценам отражена соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца)    
Счет-фактура организации Начислен НДС на рыночную стоимость материалов (п. 2 ст. 154 и ст. 40 НК РФ)    
  Выявлен убыток от безвозмездной передачи материалов (сформировавшееся сальдо по данной операции на счете 91)    

Вопросы для самоконтроля

1. На каком счете ведется учет материалов?

2. Какие счета применяются при учете МПЗ по плановой себестоимости?

3. Какие счета применяются при учете МПЗ по фактической себестоимости?

4. Что понимается под неотфактурованными поставками?

5. Какие материалы считаются находящимися в пути?

6. На каких счетах отражаются материалы, находящиеся в пути?

7. В какой оценке принимаются к учету неотфактурованные по­ставки?

8. Назовите причины выбытия материалов.

9. Какими документами оформляется выбытие материалов?

10. Как отражается в учете выбытие материалов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.