Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование познаний специалистов при определении способа, времени и места кражи грузов

Криминалистическая характеристика краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта относится к разряду типовых. Её структура включает в себя следующие элементы:

1. обстановку совершения преступления;

2. способ совершения преступления;

3. предмет преступного посягательства;

4. данные, характеризующие личность преступника и мотивы (цели) его преступной деятельности;

5. характер и размер материального ущерба, причиненного преступлением;

6. обстоятельства, способствовавшие совершению кражи груза.

Роль этих данных состоит в том, что они «позволяют увидеть связи между различными обстоятельствами совершения преступления в условиях недостатка исходной информации».

 

Способы совершения кражи грузов из подвижного состава классифицируются по трем основаниям:

- по связи с технологическими операциями;

- по объекту подвижного состава;

- по механизму проникновения к грузу.

Так, по связи с техническими операциями, противоправные посягательства на грузы совершаются на станциях в следующих случаях:

1. во время их погрузки (характерным признаком является расположение грузовых мест с вскрытой или нарушенной упаковкой в нижних рядах укладки);

2. в период их выгрузки (кража груза и сокрытие похищенного в процессе его перемещения из вагона в склад, на автотранспортных средствах и т.п.);

3. при перегрузке ценностей из одного вагона (полувагона, платформы) в другой 9кража груза и сокрытие похищенного в ходе его перемещения);

4. в процессе производства разнообразных технологических операций с подвижным составом (формирование и расформирование состава; отправление грузового состава со станции. Подача к месту выгрузки, маневровая работа и т.д.). в этом случае характерным является выемка мест груза в дверном проеме.

По объекту подвижного состава кражи грузов подразделяются на совершенные из: цистерн, крытых вагонов, платформ, контейнеров, полувагонов, специальных вагонов и иных единиц подвижного состава.

При этом надо выделить кражи с нарушением целостности объектов подвижного состава и без ее нарушения.

Характер оставленных преступником следов обусловлен примененным им способом совершения хищения.

Наряду с необходимостью установления способа совершения кражи груза из подвижного состава, важно также определить место и время совершения преступления. Таким местом по делам указанной категории считается подвижной состав и участок пространства, на котором он находился в момент совершения кражи.

Наибольшую сложность в плане установления конкретного места хищения груза представляют две ситуации:

А) кража обнаружена во время сортировки (выгрузки) груза;

Б) преступление выявлено во время коммерческого (технического) осмотра поезда по прибытию его на станцию.

В первой ситуации важно выявить факт доступа тех или иных лиц к грузу после опломбирования вагона. Иногда после такой работы можно сделать вывод о том, что хищение, вероятнее всего, совершено в пути следования. И, наоборот, отсутствие данных о доступе к грузу будет свидетельствовать о хищении материальных ценностей до опломбирования или после вскрытия вагона.

Особую роль в установлении места и времени хищения груза выполняет изучение перевозочных и других железнодорожных документов: накладной, дорожной ведомости, вагонного и натурного листов поезда, скоростемерных лент локомотивов, графиков исполнения движения т.д.

Немаловажное значение имеет и информация о личности расхитителя. Она является важным элементом структуры криминалистической характеристики краж грузов из подвижного состава. Личности расхитителя, совершившего преступление указанной категории, присущ ряд специфических черт, что выделяет его из преступников, совершающих хищения в других отраслях народного хозяйства. Прежде всего, такие лица, как правило, тщательно обдумывают, выбирают способы подготовки совершения и сокрытия похищенных грузов. Преступники хорошо знают правила перевозки грузов и специфику работы железнодорожного транспорта; они по оттиску на пломбе могут с большой степенью вероятности определить род перевозимых грузов. Имея достаточный профессиональный опыт (многие из них работают на железнодорожном транспорте), все они имеют особые физические способности, навыки и достаточно молодой возраст. Наличие некоторых специфических черт личности преступника можно определить с помощью специальных познаний специалиста-криминалиста при осмотре мест происшествия, определении способа совершения преступления, изучения обнаруженных следов, предметов и иных обстоятельств хищения.

Таким образом, установления способа, места и времени совершения кражи грузов, и раскрытие преступления в целом тесно связано с необходимостью использования следователем различных форм специальных познаний сведущих лиц.

 

Тема №11. Методика расследования преступлений в исправительных учреждениях.

1. Криминалистическая характеристика преступлений.

2. Особенности в расследований преступлений этого вида.

3. Первоначальный этап расследования.

4. Дальнейшее расследование

 

 

В целях совершения побега из-под охраны осужденные обычно прибегают к различным ухищрениям. Для преодоления инженерно-технических заграждений они используют специально приготовленные лестницы, трапы, доски, веревки с прикрепленными к ним крючьями и другие подручные средства. Причем побег путем преодоления ограждения осужденные совершают тогда, когда личный состав служебных нарядов контролеров слабо осуществляет надзор за их поведением и действиями; территория объекта, особенно вблизи внутренней запретной зоны своевременно не очищается от стройматериалов, отходов производства, мусора и других предметов; инженерно-технические средства охраны используются неправильно или выведены из строя, а лица караула проявляют беспечность и недобросовестно выполняют свои обязанности.

Во многих случаях осужденные отвлекают внимание часовых различными маскировочными действиями; инсценируют пожары и драки, разжигают костры и задымляют секторы наблюдения, выводят из строя светильники. Известны случаи когда осужденные совершали побеги, используя воздушные коммуникации (линии электропередачи провода телефонно-телеграфной связи и др.). Это поваляло им, не соприкасаясь со средствами обнаружения, быстро выйти за пределы запретной зоны и скрыться незамеченными

Для приближения к запретной зоне, преодоления контрольно-следовой полосы (КПС) осужденные применяют различные отвлекающие действия.

Они прибегают к маскировке, используя самодельные маскхалаты, простыни (в зимнее время), накидки из-под ручных средств иллинию охраны. Нередко осужденные прибегают к изготовлению лестниц-стремянок и других сооружений, применяя которые они преодолевают ограждения.

Если нет возможности совершить побег указанными способами, осужденные чаще всего делают проломы и прорезы в ограждениях сплошного заполнения с помощью багров, пил и ножовок, а в проволочных заграждениях – с помощью различных металлорежущих инструментов или путем раздвигания смежных нитей и поднятия их над землей рогатками

Оборудованные инженерно – техническими средствами охраны запретные зоны осужденные стремятся преодолевать такими способами, которые позволили вывести из строя системы обнаружения, быстро пройти сложные противопобеговые заграждения. Изучая устройство линейной части технических средств, они используют ее конструктивные недостатки отключают токонесущие провода, устраивают всевозможные перемычки изолируют контактные части электромеханических датчиков, зажимая обрезанные концы проводов специальными зажимами.

Внедрение новых инженерно – технических средств охраны позволило надежно прикрыть запретную зону и свести до минимума возможность ее преодоления осужденными. Тогда осужденные стали изыскивать ухищрения для побегов с объектов через КПП. В наибольшей мере они стремятся использовать неправильно оборудованные проходные коридоры, двери смотровые окна, места осмотра транспорта и контрольные площадки не просматриваемые часовыми КПП нижние части проходных коридоров, глубокие колеи, образовавшиеся от колес проходящего транспорта под воротами, выходящий с объекта транспорт.

Готовясь к совершению побега через КПП, осужденные тщательно изучают, как организована служба часовых, замечают, а затем используют малейшую небрежность, неточность и особенно беспечность в их действиях для совершения побега.

Наиболее распространенными –ухищрениями, применяемые осужденными для совершения побега через КПП, являются:

--- изготовление фальшивых пропусков, справок и иных документов;

--- использование подлинных документов, заменой фотокарточек;

--- переодевание в военную форму, гражданское платье и даже в женскую одежду;

--- попытки проникнуть через КПП под видом расконвоированных осужденных;

--- использование подставлял лиц, согласившийся при выводе осужденных на работу (съеме о работе) встать вместо них в строй.

Значительное количество побегов через КПП осужденные совершают с использованием транспортных средств. Чаще всего они укрываются в вывозимых грузах, рассчитывая воспользоваться недостаточной бдительностью лиц служебных нарядов контролеров и администрации, осуществляющих контроль за погрузкой и сопровождение транспорта до КПП охраняемых объектов.

В ряде случаев осужденные пытаются выехать за пределы объекта, укрывшись под капотами, сиденьями и кузовами транспортных средств, в топливных баках грузовых и багажниках легковых автомобилей, в цистернах, в ящиках и фургонах специальных машин.

При наличии времени и условий осужденные делают на транспортных средствах, бесконтрольно оставленных на территории объекта, дополнительные приспособления: пристраивают ящики к днищам кузовов, стенам и крышам фургонов, приделывают дополнительные «топливные баки», тщательно все маскируя.

Осужденные могут укрываться также в сыпучих грузах, вывозимых с объектов, а чтобы предохранить себя от удара щупом при проверке транспорта, они прикрываются твердыми предметами или укрываются в специально подготовленных, спрятанных под грузом ящиках.

Когда попытки тайно выехать через КПП не удаются, осужденные используют оставленные без присмотра или захватывают силой автомобили, паровозы и другие транспортные средства для тарана ограждения объекта или ворот КПП.

Одним из распространенных ухищрений осужденных для скрытого проникновения за линию охраны являются использование подземных коммуникаций, и прежде всего таких, которые не охраняются или надежно не прикрыты различными заграждениями и не блокированы предупредительной сигнализацией. Обычно осужденные разбирают кладку в колодцах водоотводных и канализационных устройств, перерезают заградительные решетки теплопроводов входы в коллекторы и другие коммуникации, проходящие через объект.

Если на объектах подземные коммуникации отсутствуют или их использование невозможно, осужденные в ряде случаев пытаются совершить побеги путем проделывания подкопов. Использование подкопов и подземных коммуникаций для совершения побегов относится к числу наиболее квалифицированных ухищрений. Подкопы чаще, всего сооружаются из производственных и хозяйственных помещений, бань, прачечных и мест которые расположены вблизи ограждения и посещаются незначительным кругом лиц. При этом осужденные умело маскируют извлекаемый из подкопов грунт смешивая с опилками, цементом, шлаком и т.п. а затем под видом производственных отходов вывозят его с охраняемых объектов. Нередко грунт прячут в чердачных и подсобных помещениях, выбрасывают в водосточные трубы, откуда он смывается сточными водами. Лазы в подкоп закрываются листами железа, досками и плитами, на которые для маскировки ставятся ящики, производственная продукция, набрасывается мусор или другие предметы.

Использование подкопов и подземных коммуникаций позволяет преступникам скрытно выходить за линию охраны без предварительного преодоления инженерно-технических средств. О побегах, совершенных таким образом, становится известно лишь через определенное время, за которое осужденные имеют возможность значительно оторваться от розыскных нарядов и надежно укрыться.

Немало случаев, когда осужденные укрываются на объектах работ, рассчитывая на неправильные действия караула в период съема, и ожидают удобного момента для совершения побега. Виды тайников для укрытия и методы их изготовления зависят от характера объекта. Там, где производятся строительные и монтажные работы, осужденные могут укрываться в штабелях стройматериалов, в каркасно-засыпных сооружениях, стенах кирпичной кладки, под лестничными клетками полами, на чердаках, в печах и дымоходах. На лесобиржах и лесозаготовительных участках (ЛЗУ) тайники сооружаются в штабелях лесоматериалов, в связках леса, подготовленных для вывоза с объекта. В корнях больших деревьев, под пнями и кучами хвороста.

Скрывающиеся преступники и их пособники хорошо маскируют места расположения тайников, тщательно обрабатывают подходы к ним веществами, которые раздражающе действуют на обонянии служебных собак; заранее создают необходимые запасы воды, продуктов питания и других предметов, необходимых на время пребывания в тайнике и для действий после побега.

Для совершения побегов с лесоучастков осужденные применяют те же ухищрения, что и для выхода с других объектов. Особыми ухищрениями являются попытки преодоления просеки с помощью шестов, а в зимних условиях – переход запретной зоны в снегоступах или с использованием фанерных листов и заранее изготовленных матов из подручных средств, проделывания подкопов в толще снежного покрова, валка деревьев на просеку участка, по которым его и преодолевают, а также другие ухищрения, суть которых сводится к тому, чтобы пересечь линию охраны объекта не оставляя следов.

Ухищрения, применяемые осужденными для совершения побегов с объектов работ, расположенных на реках и водоемах, характерны использованием бревен (или изготовленных макетов) и других подручных предметов. Осужденные выдалбливают в бревне гнезда для головы, плеч или тела человека, а затем сбрасывают бревно вместе со спрятавшимся в воду для сплава. Для устойчивости такого тайника на воде к нему прикрепляется жерди или тяжелые предметы.

Нередко осужденные пытаются выплыть за линию охраны под прикрытием бревен и плотов, прикрепившись к ним и маскируясь, а при совершении побега вплавь под водой используют резиновые трубки для дыхания, водонепроницаемые костюмы из брезента, пропитанного различными лаками и красками.

Значительное количество побегов осужденные совершают в период выхода (входа) из жилых зон и с производственных объектов или в пути следования при конвоировании пешим порядком и на транспортных средствах.

Для совершения побегов в период выхода из жилых зон и с производственных объектов применяются ухищрениях, сущность которых сводится к тому, чтобы нарушить нормальную работу караула и сбить его счета. Для этого осужденные преднамеренно нарушают порядок построения при выводе из охраняемого объекта, давая этим возможность выйти из жилой зоны лишнему, при выходе из производственного объекта, наоборот, пытаются оставить там укрывшегося осужденного. Наиболее характерный этих случаях ухищрениях – это самовольный переход осужденных из одних шеренг в другие, выход осужденных из строя, скученное следование бригад, имитация драк, ускорение или замедление темпа движения и т.п.

Пользуясь ослаблением бдительности, отсутствием четкого взаимодействия часовых с начальником караула и между собой, неорганизованностью их действий, осужденные пытаются приблизиться к линяй охраны (оцепления), чтобы потом выйти за ее пределы под видом вольнонаемных сотрудников колонии, расконвоированных осужденных, представителей администрации хозорганов, водителей автомобилей и других лиц.

Ответственным моментом является посадка осужденных на транспортные средства. Нарушение правил посадки и осмотра транспорта может стать основных причин побега преступников при конвоировании.

При посадке в автомобили (вагоны) осужденные могут внезапно и незаметно для караула «нырнуть» под кузов машины или платформу вагона, спрятаться на раме или на тележке и таким образом выехать за линию охраны. Затем они пытаются постепенно сблизиться посторонним лицами, находящимися за линией охраны, или вплотную приблизиться к местным предметам и под их прикрытием совершить побег

На рисунке 1 приведен порядок конвоирования осужденных на транспорте

 

Рис. 1

 

Имеют свои специфические особенности и ухищрения, применяемые осужденными при перевозке их на транспортных средствах. Например, устройства различных тайников с целью остаться в кузове автомобиля (вагоне), а после высадки из него осужденных выйти незамеченными и скрыться; прорезов и проломов в днищах и стенках транспортных средств и использование их на вынужденных остановках, а также вовремя замедленного движения транспорта на поворотах, подъемах, спусках, неисправных участках пути, при следовании по многолюдным местам.

Среди ухищрений которые применяют осужденные для совершения побегов во время конвоирования пешим порядком, следует выделить прежде всего такие, как попытки спрятаться под настилами лежневой дороги, под мостиками, в ручьях и кюветах, в складках местности и зарослях кустов.

В некоторых случаях осужденные пытаются совершить побег «на рывок», т.е. внезапно преодолеть линию охраны. Чаще всего побег таким способом совершается в условиях ограниченной видимости (ночью, в туман, дождь и снегопад) в направлении автомобильных и железных дорог,чтобы можно было воспользоваться транспортными средствами для быстрого ухода от преследования в сторону леса, посевов и зарослей, затрудняющих преследование в наблюдение забежавшими, а также в места скопления граждан, нахождения огнеопасных и взрывоопасных объектов,где невозможно или затруднено применение оружия.

На этот случай существуют специальные правила конвоирования пешим порядком. Часовые выставляются по обе стороны колонны на расстоянии, предусмотренные планом охраны. Каждому часовому указывают ряды осужденных, за которыми он должен вести постоянное6 наблюдение. Помощник начальника караула находится впереди, а помощник начальника караула по службе собак (дрессировщик) с розыскной собакой в месте, позволяющем вести наблюдение за осужденными и своевременно переходить на преследование в случае побега.

Перед началом движения колонны начальник караула, проверив наличие осужденных и расположение их в колонне, объявляет: «Осужденные. Вы находитесь в подчинении караула. Во время движения запрещается переходить из ряда в ряд, громко разговаривать, курить, передавать посторонним лицам или принимать от них что-либо. Предупреждаю: В случае побега будет применено оружие». Затем командует: Шагом - марш – и следует в 7-10 метрах за колонной осужденных.

Колонны осужденных должны двигаться по правой стороне дороги. Конвоирование пешим порядком по улицам населенных пунктов (кроме лесных и сельских), а также на расстояние свыше 2 км, в условиях плохой видимости, по неосвещенным маршрутам запрещается. В ночное время во избежание несчастных случаев караул должен иметь сигнальные фонари, ав дневное время – сигнальные флажки. (рис.2)

 

 

Одно из самых коварных ухищрений осужденных –это стремление их войти в доверие к лицам караула и использовать их беспечность и ротозейство для реализации своих преступных замыслов. Практика знает немало примеров, когда преступники в целях совершения побега и овладения оружием нападали на тех часовых и лиц служебных нарядов, которые нарушали правила несения боевой службы, разрешали осужденным выходить за линию охраны за дровами, водой, позволяли им производить уборку помещения, где размещается караул, рубить дрова, разводить костер, проявляли беспечность и вступали в разговоры с осужденными, принимали от них мелкие подачки, нарушила установленные расстояния между собой и ими.

Пользуясь недостаточным контролем за режимом содержания во время работ на производственных объектах, некачественным обыском при выходе с них, осужденные изготовляют холодное и даже огнестрельное и применят его при нападении на часовых.

Но любые ухищрения будут своевременно разгаданы и пресечены теми караулами и войсковыми нарядами, которые несут боевую службу бдительно, умело и в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных актов МЮ РФ.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие условия проведения следственных действий | Методика расследования изнасилования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.