КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вводная часть (10 мин)
VI. Текст лекции V. Учебно-материальное обеспечение 1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор. 2. Демонстрационные слайды: Слайд№1. Тема лекции и рассматриваемые вопросы. Слайд№2. Список основной и дополнительной литературы по теме. Слайд№3. Вопрос 1.Системы пожарной безопасности производства Слайд№4 Вопрос 2.Пожарная безопасность технологических процессов Слайд№5. Задание на самоподготовку. Во вводной части целесообразно руководствоваться следующей схемой. (3 мин.): Преподаватель принимает доклад старшины курса (командира группы) о прибытии на учебное занятие; приветствует обучаемых, а обучаемые приветствуют преподавателя в соответствии с Уставом Вооруженных Сил РФ. В начале лекции доводится структура изучения темы (демонстрируется Слайд №1). На изучение данной темы предусмотрено 8 учебных часа. Из них: 2ч – лекции; 2ч - лаб. работа 4ч – самостоятельная работа
4 минуты: Далее преподаватель доводит тему лекционного занятия, цель и рекомендуемую литературу (демонстрируется Слайд№2).
Тема лекции №10.1: «. Физико – химические основы процессов горения и взрыва» » Дать указание ответственным за ведение журналов записать тему и поднести журналы и строевые записки к преподавателю. Цель занятия Дать обучаемым представление об основах пожарной профилактики в технологических процессах, ознакомить с основными терминами и определениями, рассмотреть требования к обеспечению безопасности производственных объектов. Показывает связь изучаемого материала с другими темами учебной дисциплины и с другими дисциплинами, изучаемыми на кафедре и вузе, а также важность использования полученных знаний в практической деятельности (см. расширенный тематический план и учебную программу по изучаемой дисциплине). Для темы №.10.1 показывается связь с темами №1 дисциплины ПБТП В различных сферах производства используется и перерабатывается большое количество горючих и взрывоопасных веществ. Вопрс1. Необходимые условия возникновения горения. Основные виды горючего, окислителей и твёрдых веществ. (25 мин.) Пламя возникает в результате сложного взаимодействия химических и физических процессов. В литературе нет общепринятого определения пламени. Фрисом определяет пламя как реакцию горения, которая может распространяться в пространстве с дозвуковой скоростью. Ксандопуло Г.Н. отмечает, что не все процессы горения сопровождаются возникновением пламени и не все пламена являются результатом горения. Он выделяет пламена рекомбинации атомов или экзотермических реакций распада вещества (распад озона, ацетилена, гидразина и т.п.). Протекание экзотермических реакций – не единственное условие горения и возникновения пламени. Хитрин Л.Н. определяет пламя как быструю, самоподдерживающуюся химическую реакцию, протекающую в пространственно ограниченной реакционной зоне. Мальцев В.М. под пламенем понимает газообразную среду, в которой происходят физико-химические превращения компонентов. Усманов И.Ф. дает следующее определение пламени: «Пламя – это определеннный объем газовой среды, в котором протекают гомогенные или гетерогенные процессы горения». Внутри пламени всегда организуются потоки. Это могут быть потоки продуктов горения, исходных компонентов, воздуха и т.п. Следовательно пламя можно определить как излучающую струю, в которой протекают реакции горения. Хацринов А.Н. дает следующее определение пламени. Пламя – это излучающая струя, в которой протекают реакции горения. Кутуев Р.Х. характеризует пламя как часть газового пространства, где протекают все физико-химические процессы, собственно горения. На наш взгляд, с точки зрения специалистов противопожарной службы, наиболее подходят следующие определения пламени. Пламя – самоподдерживающийся режим распространения зоны химического превращения в пространстве либо пламя можно охарактеризовать как определенный объем газового пространства, в котором протекают все физико-химические процессы горения. Как уже отмечалось выше, возникновение пламени характерно для гомогенного горения. Различают два режима гомогенного горения: кинетический и диффузионный. При гомогенном горении горючие газы или пары могут быть предварительно перемешаны с воздухом перед входом в зону горения (как, например, в горелке Бунзена). Предварительно перемешанная смесь называется однородной. Горение однородной смеси протекает во всем объеме пламени, а скорость горения определяется только кинетикой окислительно-восстановительной реакции. Такой режим горения называется кинетическим. При горении однородных смесей при достаточном количестве окислителя происходит, как правило, полное сгорание горючего газа или пара с образованием летучих продуктов горения СО2, Н2О и др. В большинстве случаев на реальных пожарах горючее и окислитель предварительно не перемешаны. В этом случае окислитель (кислород воздуха) из окружающей среды и горючие газы поступают в зону непосредственного взаимодействия преимущественно за счет процесса диффузии. Непосредственно химическая окислительно-восстановительная реакция протекает в тонком поверхностном слое, ограничивающем пламя, называемом фронтом пламени. Толщина фронта пламени невелика, она зависит от газодинамических параметров и механизма распространения пламени (дефлаграционный или детонационный) и может составлять от десятых долей миллиметра до нескольких сантиметров. Внутри пламени практически весь объем занимают горючие газы (ГГ) и пары. Во фронте пламени находятся продукты горения (ПГ). В окружающей среде находится окислитель. Диффузионное горение – это процесс горения неоднородной (предварительно не перемешанной) горючей смеси, в котором существенную роль играют процессы диффузии горючих газов и паров и окислителя во фронт пламени. При диффузионном горении возможно неполное сгорание горючего газа или пара с образованием продуктов горения СО2, Н2О, СО, С и др. По газодинамическим параметрам различают ламинарное и турбулентное горение. Ламинарным (от лат. lamina - слой, пластина)называется спокойное, безвихревое пламя устойчивой геометрической формы. Турбулентным (от лат. turbulenze - вихрь)называется беспокойное, закрученное вихрями пламя постоянно меняющейся формы. Газодинамический режим горения зависит от линейной скорости горючего вещества или смеси и характеризуется критерием Рейнольдса (мера отношения сил инерции и внутреннего трения в потоке): где v - линейная скорость газового потока, м/с; d - характерный размер потока, м; r - плотность газа, кг/м3; m - динамический коэффициент вязкости, Н×с/м2 Ламинарный режим наблюдается при Re < 2300, при 2300 < Re < 10000 режим переходный, а при Re > 10000 - турбулентный. Во всех случаях толщина d зоны горения (фронта) пламени dлам < dпepex < dтyp. Область пламени, следующая за фронтом пламени, называется внешним конусом. Зона максимальных температур расположена на 5-10 мм выше светящегося конуса. Диффузионное пламя возникает при горении, когда процессы горения и смешения протекают одновременно. Главное отличие диффузионного горения от горения заранее перемешанных горючих смесей состоит в том, что скорость химического превращения при диффузионном горении лимитируется процессом смешения окислителя и горючего, даже если скорость химической реакции очень велика, интенсивность горения ограничена условиями смешения. К химическим процессам в пламени относятся: на подходе к зоне горения: • термическое разложение исходных веществ с образованием более легких продуктов (водорода, оксидов углерода, простейших углеводородов, воды и т.д.); во фронте пламени: • термоокислительные превращения с выделением теплоты и образованием продуктов полного (диоксида углерода и воды) и неполного горения (оксида углерода, сажи, копоти, смол и др.); • диссоциация продуктов горения, • ионизация продуктов горения. К физическим процессам в пламени относятся: • тепломассоперенос во фронте пламени; • процессы, связанные с испарением и доставкой летучих горючих веществ в зону горения. Скорость переноса (диффузии) веществ имеет решающее значение, например, в неоднородных системах, где она гораздо меньше скорости химических реакций окисления. Соотношение скорости химических превращений и физических процессов определяет режим процесса горения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |