Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и процедуры при управлении конфигурацией программных средств




Лекция 16. Управление конфигурацией в жизненном цикле программных средств

III. Учет добавочного капитала

II. Учет резервного капитала.

В последней проводке счет 80 корреспондирует со счетом 81 «Собственные акции (доли)». Коротко рассмотрим его предназначение.

I

 
 

 


II

           
   
     
 
 


III

           
   
     
 


I вопрос. Учет уставного (складочного) капитала (фонда).

Как мы уже сказали, источниками собственных средств организации являются уставный капитал, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

Бухгалтерский учет собственного капитала предприятия должен обеспечивать выполнение следующих задач:

1) достоверное формирование информации о величине уставного капитала после государственной регистрации;

2) адекватное отражение увеличения или уменьшения уставного капитала после внесения соответствующих изменений в учредительные документы;

3) организация аналитического учета уставного капитала по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций (для акционерных обществ);

4) исчисление величины чистых активов организации;

5) определение рентабельности собственного капитала:

6) достоверное формирование информации о создании и использовании резервного капитала в соответствии с действующим законодательством;

7) создание и использование добавочного капитала организации в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрим первую составляющую – уставный капитал. Это основной источник формирования собственных средств организации, необходимых для выполнения уставных обязательств.

Уставный капитал представляет собой величину совокупных вкладов в денежном выражении участников (собственников) в имущество при создании организации для обеспечения ее производственно-хозяйственной деятельности в размерах, определяемых учредительными документами. Уставным он называется потому, что первоначальная его сумма фиксируется в уставе. Учредительными документами юридического лица (организации) согласно ст. 52 Гк РФ ч. I являются:

- устав, либо

- учредительный договор и устав, либо

- учредительный договор.

Уставный капитал – это стартовый капитал, необходимый организации для ее производственной деятельности с целью получения в дальнейшем прибыли.

Таким образом, можно выделить три основные функции, которые выполняет уставный капитал:

1) является имущественной основой деятельности организации, т.е. первоначальным (стартовым) капиталом;

2) позволяет определить долю (%) участия каждого учредителя (акционера, участника) в организации, поскольку ей соответствует количество голосов участников на общем собрании и размер его дохода (дивиденда);

3) гарантирует выполнение обязательств организации перед третьими лицами, поэтому законодательством установлен его минимальный размер.

В бухгалтерском учете уставный капитал, в зависимости от вида и формы собственности организаций, может выступать в виде:

- складочного капитала, создаваемого в полных товариществах и товариществах по вере;

- уставного фонда, формируемого при создании государственного или муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;

- уставного капитала, который создается в акционерных обществах (ЗАО, ОАО) и обществах с ограниченной ответственностью (ООО),

- а также вкладов товарищей, если организация является участником договора простого товарищества (совместной деятельностью) и ей поручено вести учет по договору.

Рассмотрим учет формирования уставного капитала.

Учет уставного капитала должен обеспечивать собственников и всех заинтересованных пользователей информацией об источниках формирования уставного капитала, его структуре и этапах оплаты.

Бухгалтерский учет уставного капитала и расчетов с участниками по его оплате ведется раздельно.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 31 октября 2000г. № 94н, учет уставного капитала ведется на счете 80 «Уставный капитал». Счет 80 – пассивный и предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала организации. Сальдо по этому счету должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в уставе юридического лица. Записи в регистрах синтетического учета по счету 80 проводятся лишь в случаях увеличения или уменьшения уставного капитала, осуществляемых в установленном законодательством порядке, и после отражения этих изменений в уставе.

Основанием для ведения аналитического и синтетического учета по счету 80 являются учредительные документы, изменения и дополнения к ним.

Синтетический учет движения уставного капитала ведется в журнале-ордере № 12 (машинограмме). Аналитический учет организуется в специальной таблице ж/о № 12 таким образом, чтобы без каких-либо дополнительных выборок получать данные, необходимые для заполнения отчета об изменениях капитала (ф. № 3) в составе годового бухгалтерского отчета.

Порядок формирования уставного капитала зависит от вида и формы собственности.

Уставный капитал учреждаемого акционерного общества (ЗАО, ОАО) представляет собой сумму номинальной стоимости акций этого общества, распределенных между его акционерами.

Аналитический учет уставного капитала АО (счет 80) организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование детализированной информации о типах акций, их видах, стадиях накопления капитала и акционерах.

С 1.01.2001г. минимальный размер уставного капитала вновь учреждаемого ЗАО должен составлять 100 базовых сумм (т.е. 10 тыс. руб.) на дату регистрации, ОАО – 1000 базовых сумм (т.е. 100 тыс. руб.).

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (ООО), представляет собой сумму номинальной стоимости долей, распределенных между участниками общества.

В аналитическом учете по счету 80 должна аккумулироваться информация о долях: номинальная стоимость, размер, владелец.

 

Ведомость аналитического учета к счету 80 «Уставный капитал»

Дата совершения операции Владелец Размер доли Номинальная стоимость доли
       
       
       
Итого уставного капитала  

 

С 1.01.2001г. минимальный размер уставного капитала вновь учреждаемого ООО должен составлять 100 базовых сумм (т.е. 10000 руб.) на дату регистрации.

Величина уставного капитала должна быть обязательно указана в учредительных документах общества: уставе и учредительном договоре (п. 2 ст. 52 ГК РФ ч. I).

На основе учредительных документов на дату государственной регистрации организации делается бухгалтерская проводка:

- отражена величина ставного капитала и

задолженность учредителей по его оплате 75 80

Не менее 50% акций распределенных при учреждении АО, должны быть оплачены в течение трех месяцев с момента регистрации. Если акции оплачиваются неденежными средствами: для определения рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату акций, независимо от их стоимости, обязательно привлечение независимого оценщика.

Каждый раз, когда акционеры (участники) вносят вклады в уставный капитал общества делается такая запись:

- внесен вклад в уставный капитал 50(51,52,08,10,58) 75

Формирование уставного фонда унитарного предприятия отличается от предыдущего, как и само образование унитарного предприятия от ЗАО, ООО, ОАО.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, наделенная при учреждении средствами, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и принадлежат предприятию только на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, уставный фонд унитарного предприятия – это имущество, закрепленное за предприятием собственником (федеральным, региональным или местным органом власти) для осуществления предпринимательской деятельности. Это имущество является неделимым, не может быть распределено по вкладам, а следовательно, на него не имеют никаких прав ни трудовой коллектив, ни отдельные трудящиеся предприятия. Размер уставного фонда в соответствии с ГК РФ должен быть не менее 1000 МРОТ.

Уставный фонд унитарного предприятия призван выполнять две функции – имущественную и гарантийную. Гарантийная функция здесь несколько ограничена, так как казенные предприятия (унитарные предприятия с правом оперативного управления имуществом) отвечают по своим обязательствам только денежными средствами. При их недостатке к ответственности привлекается собственник (государство).

Согласно ст. 114 ГК РФ уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью оплачен собственником ко дню его государственной регистрации.

При регистрации унитарного предприятия делается проводка:

- на основании учредительных документов определена

сумма имущества и денежных средств, причитающихся

к получению в качестве вклада в уставный фонд 75 80

При фактическом получении имущества и денежных средств от государственного или муниципального органа делается проводка:

- отражено фактическое поступление

имущества и денежных средств 01,04,10,41,50,51,58… 75

 

Целесообразность ведения аналитического учета возникает только при увеличении уставного фонда. Для удовлетворения информационной потребности о процессе накопления можно открыть аналитические счета: «Неоплаченный фонд», «Оплаченный фонд». В этом случае дебиторская задолженность учредителя по увеличенному, но неоплаченному (невнесенному) уставному фонду должна отражаться на счете 75.

С целью получения детализированных сведений об имущественной структуре уставного фонда бухгалтерия ведет аналитический учет по выделенным основным средствам, денежным средствам и др.

Теперь рассмотрим отражение в учете увеличения и уменьшения уставного капитала.

Учредители (участники) организации могут принять решение об увеличении или уменьшении уставного капитала. Подобные изменения могут производиться лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

Уставный капитал может быть увеличен за счет:

- средств акционеров (участников), в частности, в результате дополнительной эмиссии акций в акционерном обществе;

- средств добавочного капитала;

- нераспределенной прибыли общества;

- конвертации облигаций в акции общества.

Для размещения дополнительных акций необходимо решение общего собрания акционеров принятое большинством в ¾ голосов.

Увеличение уставного капитала за

счет средств акционеров 75-1 80

Внесение средств акционерами 51(50) 75-1

Если уставный капитал увеличивается за счет имущества общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и др.), то сумма, на которую увеличивается уставный капитал, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов и суммой уставного и резервного капитала, т.е.

Спрашивается, что же такое чистые активы?

Стоимость чистых активов организации оценивается по данным бухгалтерского баланса. Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету (Приказ МФ РФ от 5.08.96г. № 71/149).

Активы, участвующие в расчете, - это денежное и неденежное имущество акцио­нерного общества, в состав которого включаются по балансовой стоимости следую­щие статьи.

I. Внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе баланса, за исключени­ем балансовой стоимости собственных акций общества, выкупленных у акционеров. При расчете принимаются учитываемые в первом разделе бухгалтерского баланса нематериальные активы.

2. Прочие внеоборотные активы (в расчет принимается задолженность акционерного общества за проданное ему имущество).

3. Запасы и затраты, денежные средства, расчеты и прочие активы, показываемые во втором разделе бухгалтерского баланса, за исключением задолженности участников (учредителей) по их вкладам в уставный капитал и балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров.

Следует иметь в виду, что при наличии у акционерного общество на конец года оценочных резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг пока­затели статей, в связи с которыми они созданы, принимаются в расчете с соответствующим уменьшением их балансовой стоимости на стоимость данных резервов.

В состав пассивов, которые представляют собой обязательства акционерного общества, принимаемых в расчете, включаются следующие статьи:

целевое финансирование;

долгосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам;

краткосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам;

расчеты и прочие пассивы, кроме сумм, отраженных по статье «Доходы будущих периодов».

Уменьшение уставного капитала отражается в учете следующими проводками:

Отражено уменьшение уставного капитала,

если он не полностью оплачен в течение года

после регистрации общества 80 75

При конвертации облигаций фактически осуществляются два выпуска ценных бумаг: выпуск конвертируемых облигаций и выпуск акций, в которые будут конвертированы облигации. И облигации, и акции в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 22.04.96г. № 39-ФЗ (ред. от 07.08.01) «О рынке ценных бумаг» могут быть размещены только после регистрации их выпуска. Таким образом, эмитент обязан зарегистрировать как выпуск облигаций, так и выпуск акций.

Отражено увеличение уставного капитала

за счет конвертации облигаций в акции общества 66(67) 80

 

Уменьшение уставного капитала может быть проведено:

- по решению акционеров (участников);

- в соответствии с законом.

Пунктом 1 ст 29 Федерального закона от 26,12-95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с после­дующими изменениями и дополнениями) опреде­лено, что уставный капитал общества может быть уменьшен путем снижения номинальной стоимо­сти акций. При этом общество вправе уменьшать свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер не станет меньше минима­льного размера уставного капитала на дату представления документов для государственной ре­гистрации соответствующих изменений в уставе общества.

Решение об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимо­сти акций или путем приобретения части акций в целях сокращения их общего количества и о внесе­нии соответствующих изменений в устав общества принимается общим собранием акционеров.

При уменьшении уставного капитала путем снижения номинальной стоимости акций производится эмиссия новых акций (меньшей номинальной стоимости), которые размещаются в результате конвертации (обмена) на находящиеся в обращении ак­ции (большей номинальной стоимости).

Кроме того, если по окончании второго и каждого последу­ющего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результа­тами аудиторской проверки стоимость чистых активов.

Уменьшение уставного капитала отражается в учете следующими проводками:

4) Отражено уменьшение уставного капитала,

если он не полностью оплачен в течение года

после регистрации общества 80 75

5) Отражено уменьшение уставного капитала с

целью приведения его в соответствие с размером

чистых активов общества 80 84

6) Отражено уменьшение уставного капитала за

счет аннулирования акций (долей), выкуплен-

ных у акционеров (участников) 80 81

 

Согласно Плана счетов счет 81 «Собственные акции (доли)», активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования. Иные хозяйственные общества и товарищества используют этот счет для учета доли участника, приобретенной самим обществом или товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам.

 

I. 1) Выкуплены у акционеров (участников)

собственные акции (доли) 81 50(51…)

2) Проданы акции 51 91/1

3) Списана учетная стоимость акций 91/2 81

4) Определен финансовый результат

отчетного периода 91/9 99

II 5) Уменьшен уставный капитал на сумму

аннулированных акций 80 81

6) Отражена разница между номинальной

стоимостью акций и фактическими

затратами на их приобретение 81 91/2

7) Определен финансовый результат

отчетного периода 91/9 99

 

 

Вывод:

Основными источниками организации в приобретении имущества и финансировании процесса производства являются средства собственников, аккумулированные в форме уставного капитала, другие виды капиталов, образуемых организацией в установленном порядке, а также прибыль, оставленная участниками на расширение производства, - так называемые собственные средства организации.

В бухгалтерском учете и отчетности одним из основных показателей, характеризующим размеры и финансовое состояние организации, является уставный капитал. Он отражается в сумме, зарегистрированной в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) организации.

Порядок формирования уставного капитала (фонда) регулируется законодательством и учредительными документами.

Задачей бухгалтерского учета является формирование достоверной и своевременной информации о размерах уставного капитала (фонда) и его изменениях для принятия управленческих решений.

Теперь рассмотрим другие составляющие собственных средств организации – резервный и добавочный капитал.

 

 

 

Наряду с уставным капиталом (фондом) организация может иметь резервный и добавочный капитал.

В условиях рыночной экономики важное значение приобретает создание и правильное использование резервных фондов и платежей. Организации в основном осуществляют резервирование прибыли для пополнения основного капитала и выплаты дивидендов при отсутствии (недостаточности) прибыли отчетного года для этих целей или для покрытия возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь.

Резервные фонды должны создаваться в строгом соответствии с законодательством и учредительными документами. Действующие указания по бухгалтерскому учету запрещают образование скрытых резервов, фондов и платежей.

Резервный фонд создается в акционерных обще­ствах (АО) и обществах с ограниченной ответствен­ностью (000) в соответствии с уставом. Для акцио­нерных обществ создание резервного капитала яв­ляется обязательным, для 000 - добровольным.

В настоящее время в соответствии с Федера­льным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ (ред. от 07.08-01) "Об акционерных обществах" размер обя­зательного резервного фонда составляет 5 % размера уставного капитала,

Принятие решения об использовании резерв­ного фонда относится к компетенции совета дирек­торов. Размер резервного фонда учитывается, в ча­стности, при принятии решения об увеличении уставного капитала общества и ряда других реше­ний.

Согласно п. 66 Положения по ведению бух­галтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Мин­фина России от 29.07.98 № 34н, резервный капитал является составной частью собственного капитала организации.

Для обобщения информации о состоянии и движении резервного капитала предназначен счет 82 "Резервный капитал".

Резервный капитал формируется за счет нераспределенной прибыли организации

Д-т 84 К-т 82

Резервный фонд акционерного общества предназначен исключительно для следующих целей:

• покрытия убытков общества;

• погашения облигаций общества в случае от­сутствия иных средств,

• выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств;

• выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Резервный фонд не может быть использо­ван для иных целей (ст. 35 федерального закона № 208-ФЗ).

Согласно п. 69 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Рос­сийской Федерации созданный в соответствии с за­конодательством Российской Федерации резервный фонд для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций отражается в бухгалтерском ба­лансе отдельно.

Использование средств резервного капитала отражается в следующем порядке.

Акционерные общества могут расходовать средства резервного капитала на:

1) покрытие убытка за отчетный год 82 84

2) погашение облигаций и выкуп акций общества,

если иных средств для выкупа недостаточно 82 66,67

(краткосрочные облигации – счет 66,

долгосрочные облигации – счет 67)

ООО могут расходовать средства резервного капитала как на покрытие убытка, так и на другие цели, предусмотренные их уставами.

Движение резервного капитала учитывается в журнале-ордере № 12 (машинограмме).

 

Вывод:

В условиях рыночной экономики организации могут создавать страховые фонды, каким является резервный капитал. Порядок его формирования и использования регламентируется законодательством и решением участников (учредителей).

 

 

Новый объект учета – добавочный капитал – возник в соответствии с требованиями отражения инфляционных процессов в бухгалтерском учете.

Под добавочным капиталом организации обычно по­нимают часть ее собственного капитала, которая вы­делена в качестве объекта бухгалтерскою учета и по­казывает общую собственность всех участников предприятия, а также является самостоятельным по­казателем отчетности.

Согласно п. 68 Положения но ведению бух­галтерского учета и бухгалтерской отчетности в Рос­сийской Федерации сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов, имущества организации со сроком полезного использовании свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размешенных акций (эмиссионный доход акцио­нерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Планом счетов бухгалтерского учета откры­тие субсчетов к счету 83 "Добавочный капитал" не предусматривается, однако в зависимости от существа операций к нему могут быть открыты следую­щие субсчета:

1. "Переоценка основных средств",

2. "Эмиссионный доход" и др. Добавочный капитал организации может формирования за счет:

• суммы дооценки объектов основные средств при проведении их переоценки;

• суммы разниц, образовавшихся и результате превышения суммы начисленной амортиза­ции на дату переоценки основных средств над суммой амортизации основных средств, полученной путем индексации или прямого пересчета;

• суммы эмиссионного дохода, полученного от превышения номинальной стоимости над рыночной стоимостью размещенных акций, за вычетом издержек, связанных с продажей этих акций;

• суммы курсовых разниц в случае погашения задолженности по взносам в уставный капи­тал, выраженной в иностранной валюте;

• суммы целевого финансирования, направ­ленной некоммерческой организацией на финансирование капитальных расходов;

• возврата лизингодателю имущества с полно­стью погашенной стоимостью (п. 7 приказа Минфина России от 17.02.97 № 15 (ред. от 23.01.01) "Об отражении в бухгалтерском уче­те операций по договору лизинга").

Суммы, отнесенные в кредит счета 83, как правило, не списываются, однако и некоторых случаях снижение величины добавочного капитала возможно, например:

• в связи с уменьшением первоначальной сто­имости объектов основных средств на дату переоценки до восстановительной стоимо­сти;

• на сумму разницы, образовавшейся от пре­вышения суммы амортизации основных средств, которая получена путем пересчета в установленном порядке, над суммой аморти­зации, учтенной на дату переоценки основ­ных средств;

• при продаже, безвозмездной передаче, лик­видации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании основных средств вследствие морального или физического износа в части переоценки;

• в результате направления сумм добавочно­го капитала на увеличение уставного капита­ла.

Рассмотрим основные проводки по формированию и использованию добавочного капитала.

Если в результате переоценки стоимость основных средств увеличилась, то сумма увеличения относится в кредит счета 83 «Добавочный капитал»:

а) увеличена стоимость основного средства

в результате переоценки 01 83

Одновременно увеличивается сумма амортизации.

б) доначислена сумма амортизации основного

средства 83 02

Эмиссионный доход образуется при продаже акций акционерного общества по цене выше номинала:

в) учтена задолженность учредителей по оплате

акций (100 тыс. руб.) 75/1 80

Оплачены акции по цене выше номинала (130 т. руб.) 51 75/1

Отражен эмиссионный доход

(130 тыс. руб. – 100 тыс. руб. = 30 тыс. руб.) 75/1 83

Формирование добавочного капитала за счет присоединения суммы использованных целевых инвестиционных средств отражается в учете следующими проводками:

г) - Принято решение о предоставлении организации

инвестиционных средств для закупки оборудо-

вания (100 тыс. руб.) 76 86

- Поступили деньги на расчетный счет (100 тыс. руб.) 51 76

- Оборудование закуплено и введено в эксплуатацию

100 тыс. руб.) 01 08

- Увеличен добавочный капитал на сумму факти-

чески использованных инвестиционных

средств (100 тыс. руб.) 86 83

Погашение сумм снижения стоимости основных средств в результате переоценки:

- уменьшена стоимость основного средства

в результате переоценки 83 01

- уменьшена сумма амортизации 02 83

Увеличение уставного капитала организации с обязательной регистрацией соответствующих изменений в учредительных документах:

- отражено увеличение уставного капитала 83 80

Распределение сумм между учредителями

организации 83 75

Аналитический учет по счету 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и направлениям использования средств.

Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 12 (машинограмме), откуда кредитовые обороты в конце месяца переносятся в Главную книгу.

Вывод:

Добавочный капитал возник в соответствии с требованиями отражения инфляционных процессов в бухгалтерском учете. Для его учета предусмотрен пассивный счет 83. Добавочный капитал является составной частью собственного капитала организации.

 

 

Заключение

При создании предприятия или организации последние наделяются собственниками (учредителями) в необходимых размерах оборотными и внеоборотными активами. Совокупность выделенного собственниками имущества в денежном выражении в соответствии с учредительными документами представляют собой уставный (складочный) капитал (фонд). Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством России и учредительными документами. Уставный капитал выступает источником финансирования во всех предусмотренных документами формах и видах. В организациях может иметь место добавочный капитал и резервный капитал.

 

 

 

16.1. Процессы управления конфигурацией программных средств

Цель управления конфигурацией при разработке и сопровождении сложных программных средств и систем, состоящих из многих компонентов (единиц конфигурации), каждый из которых может иметь разновидности или версии, обеспечить управ­ляемое и контролируемое развитие их структуры, состава компонен­тов и функций, а также сокращение дефектов в течение всего жизненного цикла ПС. В процессе организации конфигурационного управления необходимо построить и использовать компактные и наглядные схемы однозначной иерархической идентификации и изменения взаимодействия компонентов ПС:

- объектов - модулей и компонентов ПС, разного уровня интеграции, подвергающихся корректировкам (систему идентификации и адресации изменений в комплексе программ и в документах);

- корректировок содержания и взаимодействия проводимых изменений, которая должна обеспечивать возможность однозначного контроля, истории развития модификаций компонентов любого уровня, во времени и в пространстве элементов версий комплекса программ (типы, содержание и взаимосвязь корректировок);

- специалистов, участвующих в конфигурационном управлении и сокращении дефектов, их права на доступ к определенным компонентам ПС и документам на конкретных стадиях сопровождения, реализации и утверждения изменений.

Процесс управления конфигурацией, (стандарт ISO 12207 п.6.2), является процессом применения административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ программных средств для: обозначения, определения и установления состояния базовой версии программных продуктов в системе; управления изменениями и выпуском объектов; описания и сообщения о состояниях объектов и заявок на внесение изменений в них; обеспечения полноты, совместимости и правильности объектов; управления хранением, обращением и поставкой объектов. Этот процесс включает: подготовку процесса; определение конфигурации; контроль конфигурации; учет состояний конфигурации; оценку конфигурации; управление выпуском и поставку программного продукта. Все основные и вспомогательные процессы подлежат адаптации и конкретизации применительно к характеристикам определенного проекта

Стандарт ISO 15846 обобщает, детализирует и развивает основные концептуальные положения, представленные в стандарте ISO 12207. Шесть разделов (6-ой – 11-ый) начинаются с цитирования соответствующих шести базовых требований раздела 6.2 стандарта ISO 12207. В каждом из них излагаются подробные рекомендации по реализации его базовых требований по управлению конфигурацией ПС. Существенным достоинством стандарта ISO 15846 является подробное и систематичное изложение практических рекомендаций по управлению конфигурацией сложных комплексов программ, которые целесообразно использовать в крупных современных реальных проектах систем.

В процессе проектирования ПС должна быть формализована и документально зафиксирована, коррелированная с Концепцией сопровождения (см. лекцию 15) Концепция организации конфигурационного управления проектами программных средств, содержащая в основе:

- ожидаемую длительность поддержки развития и модификации конкретного проек­та ПС;

- масштаб и уровень предполагаемых изменений и модификаций;

- возможное число и периодичность выпуска базовых версий программного продукта;

- организационные основы процессов сопровождения и конфигурационного управления программным средством;

- требования к документированию изменений и базовых версий ПС;

- кто будет осуществлять управление конфигурацией - покупатель, разработчик или специальный персонал поддержки ЖЦ ПС.

Если предполагается, что программный продукт будет иметь длитель­ный жизненный цикл или ожидаются значительные измене­ния, то следует рассмотреть и учесть наиболее детальные требования к методике организации и к коллективу, ответственному за конфигурационное управление и его до­кументирование. В стратегии управления следует учесть характе­ристики системы: количество компонентов программного средства, типы, размер и критичность создаваемых и применяемых прог­раммных компонентов и продуктов. Управление конфигурацией (УК) следует организовать так, чтобы персонал знал свои обязанности и имел достаточно независимости и полномочий для выполнения поставленных задач.

Управление конфигурацией включает действия и средства, позволяющие устанавливать категории, статус и личности руководителей, которые правомочны определять целесообразность и эффективность изменений, а также техническую реализуемость корректируемых версий с учетом ограничений бюджетов и сроков (рис. 16.1). При анализе и селекции изменений важен точный учет степени влияния каждого изме­нения на все остальные компоненты и на их основные характеристики качества. Поэтому решения о кардинальных изменениях ПС и компонентов должны приниматься на достаточно высоком уровне руководства проектом, способного оце­нить их влияние на концептуальную целостность и качество всей информационной системы (таблица 16.1).

Концепция конфигурационного управления конкретным проектом должна предусматривать возможность анализа изменений иерархической структуры - конфигурации программных средств и их компонентов, как сверху вниз, так и снизу вверх. Первая задача состоит в обеспечении пошаговой детализации сверху вниз возможных причин конкретных дефектов (проявлений вторичных ошибок) или неэффективности функционирования программы, для обнаружения их первичного источника (первичной ошибки) (см. лекцию 10). Вторая задача при движении снизу вверх должна обеспечивать проверку корректности взаимодействия связанных корректировок и сохранения концептуальной целостности и качества комплекса программ и/или его компонентов.

Средства и методы УК должны быть ориентированы на координированное развитие множества версий ПС и их компонентов, каждая из которых имеет достаточно высокое ка­чество и специфические функции, а также различных, может быть, удаленных разработчиков и пользователей. Корректировки могут проводиться не синхронно по множеству версий пользователей, в результате чего образуется на­бор версий выполненных изменений, учитывающих текущие состояния версий ПС у конкрет­ных пользователей.

Важной целью управления конфигурацией является документальное оформление и обеспечение полной наглядности текущей конфигурации программ и данных и степени выполнения требований к их функциональным характеристикам. Другая за­дача заключается в том, чтобы все лица, работающие над проектом, в любой момент его жизненного цикла использовали достоверную и точную информацию о всех единицах конфигурации (ЕК) и их взаимодействии. Процессы УК включают работы по идентификации конфигурации, контролю изменений, определению базовой версии разработки и архивированию программного средства, включая соответствующие документы жизненного цикла, по аудиту конфигурации, компоновке и поставке программного продукта в течение всего жизненного цикла системы. Процессы УК, выполняемые совместно с другими процессами жизненного цикла ПС, направлены на достижения следующих основных целей:

- обеспечить возможность оценки соответствия требованиям заказчика результатов жизненного цикла программного средства;

- обеспечить определяемую и управляемую конфигурацию ПС на протяжении всего жизненного цикла;

- обеспечить управление входными и выходными данными процесса в течение всего жизненного цикла, что гарантирует непротиворечивость и повторяемость работ в процессах;

- обеспечить контрольные точки для проверки, оценки состояния и контроля изменений посредством управления элементами конфигурации и определения базовой версии программного продукта;

- обеспечить контроль над тем, чтобы фиксировались дефекты и ошибки, а изменения регистрировались, утверждались и реализовались;

- гарантировать надежное физическое архивирование, восстановление и сопровождение единиц конфигурации и документов программного продукта.

Изменения конфигурации ПС и его компонентов должны планироваться и предусматривать в плане управления проектом действия с четкими разделами:

- почему и с какой целью производится корректировка программ или данных;

- кто выполняет, и кто санкционирует проведение изменений комплекса программ или компонентов;

- какие действия и процедуры должны быть выполнены для реализации изменений единиц конфигурации;

- когда по срокам и в координации, с какими другими процедурами следует реализовать определенную модификацию компонентов и конфигурацию ПС;

- как и с использованием, каких средств и ресурсов должны быть выполнены запланированные изменения ПС и компонентов.

Четкая организация и автоматизация этого процес­са позволяют избегать множества вторичных ошибок, обусловленных недоста­точной координацией проводимых корректировок и формирования новых версий сложных ПС коллективом специалистов. Этому должна способствовать утвержденная иерархия принятия решений на изменения компонентов и ПС в целом должностными лицами проекта (см. таблицу 16.1), поддержанная методами и средствами защиты от несанкционированно­го доступа при выполнении корректировок специалистами различной квалификации и права доступа на разных уровнях проекта.

Управление конфигурацией должно быть организовано таким об­разом, чтобы можно было гарантировать беспристрастность и незави­симость персонала для достижения необходимых целей управления конфигурацией. Для того чтобы управление конфигурацией было эффективным, следует определить его организационную структуру коллектива специалистов. Эта структура обычно ориентируется на конкретный проект и при необхо­димости адаптируется, чтобы отвечать потребностям различных этапов жизненного цикла программной продукции. Она должна определять связи между различными видами деятельности, непосредственно входящими в процесс управления конфигурацией. Структура должна включать функцию управления конфигурацией; взаимодействующие организации; службы проектирования, закупок и контрактов; управление данными, изготовление, обеспечение качества и другие дисциплины, которые могут быть привлечены, охватывая, если необходимо, субподрядчи­ков и поставщиков.

Организационная структура специалистов УК должна обеспечивать координацию действий, а также распределение соот­ветствующих полномочий и ответственности за все действия по управ­лению конфигурацией. В рамках организации проекта ПС следует идентифицировать ин­станцию, уполномоченную утверждать конфигурационные базы и любые изменения к ним обычно это совет по конфигурации. В случае небольших проектов ответственность за управление конфигурацией, руководство проектом может быть возложено на отдельные лица, участвующие в проекте.

Руководитель проекта может учредить совет по конфигурации, который будет иметь полномочия анализировать и утверждать или не утверждать программу и процедуры управления конфигурацией, выбор объектов конфигурации, конфигурационные базы и изменения к этим базам, включая отклонения и разрешения на отклонение. Членов совета по конфигурации обычно назначает руководитель проекта ПС. Совет по конфигурации может быть организован на нескольких уровнях полномочий, если согласно контрактным требованиям необходимо участие заказчика в процессе жизненного цикла ПС, то заказчик тоже может учредить совет по контролю конфигурации.

Конфигурационная идентификация включает методы и средства, с помощью которых можно однозначно устанавливать и различать версии ПС, входящие в них компоненты (единицы конфигурации – ЕК), их варианты и модифи­кации, а также родословное дерево объектов конфигурации, технических усло­вий и идентифицированный комплект документации. Кроме того, каждый вариант модуля, компонента или ПС и их изменений должен соответс­твовать правилам нумерации (идентификации).

Цель идентификации конфигурации заключается в однозначной маркировке каждой единицы конфигурации (и ее последующих версий) для того, чтобы:

- установить базис для управления и ссылок на единицы конфигурации;

- выполнить идентификацию для каждой единицы конфигурации, для каждой отдельно управляемого компонента конфигурации и для комбинаций единиц конфигурации, которые составляют ПС;

- провести идентификация единиц конфигурации до начала реализации контроля изменений и прослеживаемости документов;

- обеспечить идентификацию конфигурации для документов жизненного цикла ПС;

- выполнить идентификацию единицы конфигурации прежде, чем она будет использоваться другими процессами жизненного цикла ПС, для производства и для загрузки;

- исполняемый объектный код содержал идентификацию конфигурации, которая должна быть доступна для других компонентов системы.

Разработчик ПС должен участвовать в выборе ЕК, выполняемому согласно проекту архитектуры системы, должен идентифицировать объекты, которые будут помещены под управление конфигурацией, и назначить уникальный для проекта идентификатор каждой ЕК и каждому дополнительному объекту, находящемуся под управлением конфигурацией. Эти объекты включают программные средства, которые должны разрабатываться или использоваться согласно контракту, и элементы среды разработки ПС. Схема идентификации должна быть составлена на том уровне, на котором объекты будут фактически контролироваться: компьютерные файлы, электронные носители данных, документы, модули ПС, единицы конфигурации. Схема идентификации должна включать статус официальной версии для каждого объекта.

В конкретном проекте следует разработать правила нумерации ЕК и применять их для идентификации объектов конфигурации, документов по конфигурации и изменений. При этом необходимо учитывать существующие процедуры нуме­рации, принятые у подрядчика, или общепринятые процедуры. Одна­ко идентификационные номера должны быть уникальными. В результа­те с использованием ограниченной и упорядоченной системы симво­лов создается база для однозначного выбора и манипулирования вариантами компонентов или версиями комплексов программ и для процессов прослеживания изменений. Все необходимые функциональные и физические характеристики объектов конфигурации, включая изменения, отклонения и разрешения на них, должны содержаться в четко идентифи­цированных документах.

Конфигурационный учет составляют методы и средства регистрации и отслеживания состояния объектов - единиц конфигурации, накопления и классификации отчетов о всех реализованных и отвергнутых изменениях вариантов компонен­тов и ПС в целом. Совокупность отчетов должна обеспечивать идентификацию именования и однозначное отраже­ние текущего состояния ПС и его компонентов, а также накопление историй последовательных модификаций ЕК, приведших к данному состоянию их структуры, функций и характеристик. Правила нумерации или другие системы учета конфигурации должны позволять управлять:

- иерархическими отношениями или отношениями подчинениямежду объектами конфигурации в рамках структуры ПС;

- иерархическими отношениями или отношениями подчинения меж­ду компонентами в каждом объекте конфигурации;

- отношениями между объектами и документами;

- отношениями между документами и изменениями.

В ключевых точках разработки проекта все объекты должны быть подвергнуты версионному учету. В определенный момент нужно фиксировать версии всех объектов и компонентов, составляющих программный продукт или систему. Учет версий ЕК должен проходить, по крайней мере, на каждом из основных этапов проекта. В соответствии с методологией УК в итеративном процессе разработки ПС учет версий необходим в конце каждой итерации для обеспечения:

- воспроизводимости– возможности вернуться назад во времени и повторить определенный выпуск ранее существовавшего компонента, программной системы или среды разработки;

- контролируемости–объединения требований к системе, проектных планов, результатов тестирования и объектов разработки, для учета версий не только системных компонентов, но и объектов проектирования и планирования;

- отчетов, которыепозволяют получать сведения о любой версии системы, сравнивать различные версии, находить ошибки и составлять документацию.

Управление запросами на изменения включает регистрацию, отслеживание и анализ запросов на модификацию ПС, компонентов и данных от субъектов, взаимодействующих с системой (см. рис. 16.1). Оно включает процессы принятия решений для планирования необходимых изменений и процессы их реализации. Управление запросами на изменения представляет собой центральную часть Концепции управления конфигурацией. Незарегистрированные запросы на изменения могут быть потеряны или останутся без реакции.

Запрос на доработку определяет новое свойство ПС или изменение реализации его функций (см. лекцию 10). Дефектом может быть любая обнаруживаемая проблема, которую следует взять под контроль и разрешить. Хотя с запросами на доработку и дефектами связана достаточно похожая информация, в процессах УК они часто обрабатываются совершенно по-разному. Реализация изменений требует принятия ряда решений. Обычно в определении этого процесса участвуют различные подразделения (руководители проектов, разработчики, специалисты по тестированию). Внешний запрос способен в свою очередь породить несколько внутренних технических запросов на доработку.

Следующий шаг после установления типов контролируемых запросов,
состоит в уточнении объема информации, фиксируемой в ходе жизненного цикла запроса. Наиболее важным и часто наиболее сложным шагом является определение процесса, который используется для контроля каждого запроса на изменение. Типы запросов на изменения, модели переходов и состояний, варьируются достаточно широко и обычно включают:

- представление и регистрация запроса на изменение;

- оценка запроса его категории и приоритета;

- решение о порядке выполнения запроса;

- реализация корректировок - компоненты системы и программная документация создаются или модифицируются с целью реализации запроса;

- проверка на соответствие требованиям или на отсутствие исправленного дефекта.

Представлениезапроса на изменение предполагает его регистрацию. Запросы на доработку могут поступать из различных источников. Основные данные, регистрируемые при возникновении таких запросов, это важность требуемых изменений для пользователей, подробности запроса и личность инициатора. Последнее требуется, чтобы при необходимости можно было выяснить детали и неясные моменты. Иногда запрос на доработку появляется в самой организации в процессе тестирования или внутреннего использования проекта.

Оценка запроса заключается в просмотре вновь поступивших запросов и выводы о их характеристиках. Является ли запрос дефектом или он относится к запросам на доработку; какова значимость этого запроса; каков приоритет в реализации запроса. Необходимо также учесть возможные последствия доработки - изменение доли рынка, увеличение прибыли, влияние на продажи и поддержку пользователей.

Изменения программ и/или данных модулей и небольших программных компонентов подвергается наименее формализованному и защищенному от случайностей конфигурационному управлению. Их изменения в процессе тестирования обычно не требуют санкции руководителей проекта. Версии функциональных групп программ и комплексов программ в целом могут корректироваться только с разрешения руководителей соответствующего ранга. Тем самым должны предотвращаться несогласованные и несанкционированные изменения, способные снизить качество и целостность версий программного продукта. Изменения этих версий допускаются пользователями или поставщиками в пределах, ограниченных эксплуатационными документами по адаптации к характеристикам и особенностям внешней среды и условий применения конкретной версии ПС.

Разработчик изменений должен составлять сообщения о дефектах и изменениях, чтобы описать каждый дефект, обнаруженный в ПС, находящихся под контролем конфигурации на уровне проекта и каждую проблему выполнения работ, необходимых в соответствии с контрактом или описанных в Плане разработки ПС. Правила модификации в проекте должны определять, к каким компонентам разработчики различных уровней будут иметь доступ, указывать, доступен определенный компонент в данный момент только для чтения или для чтения и модификации. Если компонент является модифицируемым, специалисты сопровождения вправе получать и изменять составляющие его файлы. Если же компонент используется только для чтения, участники проекта не смогут изменять файлы, а будут лишь ссылаться на них. Компоненты с доступом только для чтения обычно применяются во время тестирования, в процессе сборки групп компонентов или при совместном их использовании в ряде проектов.

Систему корректирующих действий следует реализовать для обработки каждого дефекта, обнаруженного в ПС или модификации, находящихся под контролем конфигурации на уровне проекта (см. рис. 16.1):

- входная информация системы должна состоять из сообщений о дефектах и модификациях;

- необходимо гарантировать, что все обнаруженные дефекты немедленно регистрируются и вводятся в систему УК, необходимые действия инициируются, принятые решения осуществляются, состояние корректирующих действий прослеживается и сообщения о дефектах и модификациях сопровождаются в течение всего срока действия контракта;

- каждый дефект и модификация должны быть классифицированы по категориям и приоритетам;

- должен выполняться анализ для выявления возможных тенденций в зарегистрированных дефектах;

- корректирующие действия должны быть оценены, чтобы определить, были ли дефекты устранены, неблагоприятные тенденции преодолены, а изменения были правильно выполнены без внесения дополнительных дефектов.

Решение о корректировке конфигурации ПС состоит в выборе: выполнить запрос на изменения, отложить реализацию или отклонить запрос. Для запроса на доработку решение обычно выносит руководитель проекта или аналитик. Затем относительно каждого из них принимается решение о реализации в данной версии продукта, отсрочке или отклонении. Процесс принятия решения для дефектов отличается и зависит от двух факторов: текущей фазы цикла разработки и необходимых для реализации усилий. Обычно дефект закрепляется за определенным специалистом; если ошибку удается легко воспроизвести, в новой версии продукта она будет исправлена. Ненужные модификации могут нарушать работоспособность и снижать качество системы, способствуя отставанию от графика и увеличению издержек. На заключительных стадиях проекта целесообразно вводить формальный процесс рассмотрения и внесения исправлений, он должен быть направлен на ограничение изменений и допуск только самых критических исправлений на стадиях стабилизации кода и квалификационного тестирования.

Реализация корректировок при запросе на доработку может требовать проведения дополнительных проектных работ, поскольку в систему добавляются новые функции. Для исправления дефекта более важно воссоздать среду, где он проявляется и где, затем, будут тестироваться сделанные модификации. Некоторые представляемые дефекты и запросы на доработку могут относиться не к самому ПС, а к документации. В случае запроса на доработку это означает внесение в документацию описания новых функций; в случае дефектов - исправление документации, если устраненная ранее ошибка изменила поведение пользователя при взаимодействии с системой.

Редакциям ЕК присваиваются определенные статусы, определяющие их качество и пригодность для различных операций. В каждом проекте один из статусов является рекомендуемым, базовым. Последняя редакция ЕК в интеграционном потоке проекта, получившая такой статус, по умолчанию предлагается разработчикам при выполнении операций – обновить. Интегратор может стразу присвоить рекомендуемый статус всем последним редакциям ЕК в интеграционном потоке проекта. Интегратор также вправе присвоить нужный статус нескольким отобранным редакциям. Статус редакций, в которых обнаружены проблемы, допустимо понизить. Если редакция ЕК вызывает ошибки при сборке, ей необходимо присвоить статусотклонена, что позволит избежать использования данной редакции в дальнейшей работе.

Контроль корректности конфигураций версий компонентов, ПС и данных предназначен для систематической оценки предполагаемых изменений ЕК и координированной их реализации с учетом соответствия спецификациям и требованиям заказчика, эффективности каждого из них и затрат на выполнение из­менения. Эти методы должны обеспечивать контроль состояния и развития компонентов ЕК, их вариантов, связей и модификаций, а также адек­ватность реально изменяющихся объектов и их комплектной докумен­тации. Он включает следующие виды деятель­ности, которые должны быть подробно описаны в документированных процедурах контроля за изменениями ЕК:

- положения, касающиеся организации, состава и срока полномочий совета по конфигурации и его связей с аналогичными со­ветами;

- рассмотрение реализации изменений, начиная с заявки и кончая утверждением модификации после внесения в объект конфигурации, обоснование и оценивание последствий внесения и корректности изменения;

- утверждение или не утверждение изменения;

- обработка и анализ отклонений от требований и подготовка разрешений на отклонения при реализации модификаций;

- сбор, регистрация, обработка и сохранение дан­ных, необходимых для составления отчетов о мониторинге, состоянии и статусе конфигу­рации ПС.

Разработчик должен установить и выполнять процедуры контроля конфигурации в соответствии с выбранным уровнем контроля для каждого идентифицированного объекта, полномочия людей для санкционирования и выполнения изменений на каждом уровне, последовательность действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы запросить разрешение и обработать запрос на изменение, проследить изменение и сопровождать предыдущие версии. Изменения, которые воздействуют на объект, уже находящийся под контролем заказчика должны быть предоставлены заказчику в соответствии с установленными контрактом формами и процедурами.

Цель контроля изменений - обеспечить регистрацию, оценку, рассмотрение и утверждение корректировок на протяжении всего жизненного цикла ПС:

- контроль изменений должен обеспечить целостность единиц конфигурации и базовых версий программного продукта и защиту их от некорректных модификаций;

- контроль изменений должен гарантировать, что каждое изменение единицы конфигурации учтено в изменении идентификации конфигурации ПС;

- изменения в базовых версиях и единицах конфигурации, находящихся под контролем, должны регистрироваться, утверждаться и прослеживаться, ранняя реализация контроля изменений помогает управлению и организации работ в процессах жизненного цикла ПС;

- изменения ПС должны быть прослежены вплоть до места их источника, а выполнение процессов жизненного цикла следует повторить с того момента, с которого изменения сказываются на выходных данных;

- при внесении изменений должны модифицироваться документы жизненного цикла ПС, на которые эти изменения влияют, а обновление документов должно сопровождаться действиями по контролю изменений.

Работы по просмотру и прослеживанию корректности изменений должны сопровождать реализацию и контроль изменений ЕК. Целью является оценка дефектов и модификаций, их утверждения, реализации утвержденных изменений и обратной связи к процессам, на которые изменение воздействует, путем использования методов контроля изменений. Последние определяются в процессах планирования проекта ПС и системы и должны включать:

- подтверждение того, что затронутые изменениями единицы конфигурации идентифицированы;

- оценку воздействия изменений на требования безопасности и обеспечение обратной связи к процессу оценки безопасности системы;

- анализ дефектов или изменений и решений о действиях, которые следует предпринять для их коррекции;

- обеспечение обратной связи от сообщений о дефектах, контроля изменений и корректирующих действий к задействованным модификациями процессам.

В интеграционный поток следует отправлять только те модификации, которые предшествуют операции регистрации ЕК. Иначе, может получиться, что отправленный набор изменений не был протестирован. Такая ситуация может быть обусловлена отправкой частичных изменений ЕК. Это способно ослабить контроль целостности, действующий в УК. Если в проекте участвуют недостаточно опытные специалисты, и один из них не выполнил операцию регистрации ЕК после внесения окончательных изменений в файл и проигнорировал предупреждения операции отправки компонента на сборку, то в интеграционный поток попадет некорректно функционирующий код ЕК.

Перед сборкой базовой версии ПС рекомендуется блокировка интеграционного потока и запрет отправки изменений ЕК. В результате интегратор может проводить сборку и создавать базовую редакцию ПС для стабильного множества элементов исходного кода ЕК. Часто во время сборки возникают проблемы, которые можно быстро исправить, внеся изменения в нужный файл ЕК. Такие исправления столь незначительны, что желательно перенести их в очередную редакцию ПС. Если часто проводить сборку базовой версий ПС и допускаются на этом этапе мелкие коррективы, то лучше сначала собрать ПС, а потом уточнять и создавать базовые редакции компонентов ЕК.

Сборка версии программного средства - первый уровень тестирования, проводимый интегратором, чтобы убедиться в том, что все модифицированные файлы ЕК могут быть собраны в единый компонент или комплекс программ (см. рис. 16.1). Если сборка прошла успешно, то следует перейти к квалификационному тестированию или повысить статусы редакций компонентов ЕК. В некоторых случаях интегратор может самостоятельно внести исправления и запустить сборку повторно. Сложные проблемы могут возникать, когда модификации ЕК отправлены несколькими сотрудниками. Понять, каким образом их исправить, можно, только обладая достаточными знаниями алгоритмов и внутренней структуры комплекса программ. Чтобы разобраться в ошибочной ситуации, интегратор вправе привлечь разработчиков изменений, они внесут дополнительные изменения в ЕК и снова отправят их в поток интеграции. Чтобы дать им возможность отправить изменения повторно, интегратору необходимо временно исключить их из блокировки интеграционного потока.

Сформированные базовые версии единиц конфигурации должны регистрироваться в контролируемых библиотеках ПС и позволять ссылаться, управлять и прослеживать их изменения. Они должны быть защищены от внесения любых несанкционированных изменений. Конфигурационная база состоит из всех утвержденных документов, которые определяют программную продукцию или компоненты в данный момент. Её следует устанавливать всегда, когда это необходимо для определения эталонной конфигурации ПС и/или компонентов в течение их жизненного цикла, которая служит отправной точкой для последующей деятельности. Уровень детализации, в соответствии с которым комплекс программ оп­ределен в конфигурационной базе, зависит от степени необходимого контроля. Функциональные конфигурационные базы, мо­гут состоять из одного документа или из полного комплекта до­кументов, включая документы на инструментальную оснастку и техно­логические процессы. В программное средство, модифицируемое пользователем, могут вноситься только изменения, которые не будут влиять на идентификацию конфигурации базовой версии комплекса программ.

После проведения работ по реализации и контролю совокупности изменений должна быть разработана и зафиксирована очередная базовая версия ЕК, производная от ранее установленной базовой версии. Цель установления базовой версии - определить основу для последующих работ процессов жизненного цикла ПС и позволить осуществлять ссылки, управлять и прослеживать единицы конфигурации, для этого требуется:

- установить базовые версии для единиц конфигурации, на которые распространяется сертификационное доверие;

- установить базовую версию для программного средства и определить ее в Указателе конфигурации ПС;

- базовые версии должны храниться в контролируемых библиотеках ПС (физических, электронных), чтобы обеспечить их целостность, они должны быть защищены от внесения несанкционированных изменений;

- после проведения работ по контролю изменений должна быть разработана базовая версия, производная от ранее установленной базовой версии;

- базовая версия должна быть прослежена к той базовой версии, производной от которой она является, если при сертификации новой базовой версии используется сертификационное доверие к работам или документам процессов жизненного цикла, связанных с разработкой предшествующей базовой версии;

- базовая версия или единица конфигурации должны быть прослежены либо к выходным данным, которые они идентифицируют, либо к процессу, с которым они связаны.

Квалификационные базовые тесты предназначены для проверки корректности функционирования комплекса программ. Выполнение базовых тестов позволяет быть уверенным в правильной работе программного продукта. Если тестирование прошло успешно, значит, отправленные и интегрированные изменения достаточно стабильны, статусы новых редакций ЕК можно повысить до рекомендованного базового уровня, и сотрудникам разрешено использовать их при обновлении своего рабочего пространства.

После завершения сборки и создания базовой редакций программного продукта интеграционный поток разблокируется. Специалистам снова разрешается отправлять в версии ПС изме




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.