Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития науки о растениях




 

Как и всякая другая наука, ботаника родилась из хозяйственной деятельности человека. Еще первобытный человек, собиратель кореньев и плодов, сталкивался с растениями, наблюдал их и использовал как питательный материал. С развитием человека и человеческого общества знания об окружающем мире возрастали. Человек научился культивировать растения. В рабовладельческом обществе древнего Египта, Греции и особенно Рима искусство возделывать культурные растения достигло высокого уровня. Древние народы знали о существовании полов у растений и использовали это на практике для опыления финиковой пальмы, имеющей мужские и женские экземпляры. В древнем Риме прекрасно выращивали многочисленные сорта винограда и других плодовых культур, широко использовали прививку как способ создания ценных сортов плодовых растений.

В Древней Греции были сделаны первые попытки систематизации фактов и представлений о растительном мире. Первые книги, в которых описывались растения, принадлежат перу греческих учёных Аристотеля (384-322г до н.э.) и особенно его ученика Теофраста (372-287г до н.э), который описал около 480 видов и сделал попытку классификации растений. Его работы «Исследования о растениях» (из 9 книг) и «О причинах растений» (их 6 книг) были переведены и многократно издавались на всех языках мира. На русском языке эти книги были переизданы в 1951г. В дальнейшем большой вклад в развитие ботаники внесли Диоскорид, Гален, Плиний Старший и др. Имена этих выдающихся людей увековечены в названиях растений: аристолехия, Теофраста, диоскорея и т.д.

Эпоха средних веков, когда сформировалось и господствовало феодальное общество, не принесла особенно значительных успехов биологии вообще и ботанике в частности. Однако на грани средних веков и нового времени, когда феодальные отношения начали сменяться буржуазными, вместе с ростом производительных сил начался и рост науки о природе и, в частности науки о растениях. К концу средневековья в связи с открытием новых стран значительно возрастает интерес к растениям, но пока в основном как источнику лекарств и новых пищевых продуктов. В это время появляются «Травники», в которых помещались описания и зарисовки растений, привезённых из новых стран. С целью ознакомления с многообразием привезённых растений создаются «сухие сады» - гербарии, организуются первые настоящие ботанические сады. Всё это способствовало накоплению новых фактов и привело к развитию одного из разделов ботаники – систематики растений.

Изобретение микроскопа в XVII в. послужило началом изучения внутреннего строения растений, что повлекло за собой развитие анатомии растений и цитологии. Развитие физики и химии в XVIII в. положило начало изучению процессов, протекаю­щих внутри растительного организма. Ученые XVIII в не ограничивались описанием растения а начинали ставить специальные опыты, чтобы выведать у растения как оно питается, растёт и размножается. Ставились физиологические опыты и по выявлению дыхания растений. В XIX в. создается клеточная теория и эволюционное учение Ч. Дар­вина. В его книге «О происхождении видов путем естественного отбора» (1859) и в более поздних работах по ботанике — «О движении и повад­ках лазающих растений» (1865), «О насекомоядных растениях» (1875), «Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире» и др. — дано объяснение происхождения и эволюции растений, а также приспособлений в растительном мире. Особенно много сто­ронников учения Ч. Дарвина было в России (А. Н. Бекетов, И. И. Меч­ников, братья Ковалевские, К. А. Тимирязев, В. И. Талиев, Н. А. Северцов и др.). Работа Ч. Дарвина «Изменение животных и растений в домашнем состоянии» имела большое значение для практики жи­вотноводства и растениеводства.

Таким образом, с накоплением экспериментального и описатель­ного материала постепенно формировались и обособлялись разделы ботаники, которые в настоящее время получили право называться самостоятельными науками.

 

РАЗДЕЛЫ БОТАНИКИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ БОТАНИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.

 

Ботанику, как и всякую другую науку, можно подразделить на несколько разделов. Раньше по способам исследования ботанику делили на описательную и экспериментальную. К первой относили морфологию, анатомию, систематику и экологию растений, ко второй - физиологию, микробиологию и биохимию растений. В наше время это разделение неприемлемо. В систематике и морфологии, а особенно в анатоми и экологии экспериментальный метод получает всё большее развитие; в физиологии и биохимии определенное место занимает описательный материал. Кратко отдельные разделы ботаники можно охарактеризовать следующим образом:

1. Морфология растений — изучает внешнее строение, форму отдельных органов, изменение их в зависимости от внешних условий и в процессе развития (онтогенеза и филогенеза).

2. Анатомия растений — наука об их внутреннем строении. Исследует клетки и ткани растений, используя новейшую оптику.

3. Систематика растений — классифицирует растения, устанавливает родственные отношения между растениями, определяет, к какой таксономической единице относится данное растение, дает название новым видам. Тесно связана с морфологией и другими ботаническими науками (анатомией, биохимией и др.).

4. Цитология — наука о строении, развитии и функциях растительной клетки и ее составных частей. Выделилась из анатомии растений.

5. Эмбриология — раздел биологии, изучающий зародышевое развитие растительного организма.

6. Генетика изучает законы наследственности и изменчивости.

7. Фитопатология изучает вредителей и болезни растений. Тесно связана с зоологией.

8. География растений изучает закономерности и причины распределения растений на земном шаре, выясняет границы распространения растений.

9. Экология растений изучает взаимосвязь растений и окружающей среды, влияние различных факторов ее на структуру растений. Экология выделилась из географии растений как одна из ее отраслей. Она имеет большое значение для практического земледелия.

10. Геоботаника изучает состав, закономерности строения, развития и распространения исторически сложившихся растительных сообществ (фитоценозов), их использование и возможности преобразования. Данные геоботаники являются научной основой для улучшения пастбищ, сенокосов, лесов. В свое время эта наука выделилась из географии растений.

11. Физиология растений рассматривает процессы, происходящие в растительном организме, закономерности превращения веществ в нем, выявляет функции тканей растений. Она опирается на данные физики, химии, анатомии растений.

12. Палеоботаника — наука о вымерших ископаемых растениях прошлых геологических эпох. На основании найденных вземле окаменелостей и отпечатков воссоздаёт прежний растительный мир нашей планеты. Тесно связана с геологией

Самостоятельными дисциплинами стали в настоящее время и биофизика, биохимия, космическая ботаника, бионика и др.

На современном этапе развития ботаники, на стыке с другими науками, возникают новые её отрасли (см. схему). Хотя так же как и другие науки, изучающие живые организмы ботаника является одной из частей науки о живых существах – биологии.

 

 

 
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.