КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекція 2
Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Основные показатели эффективности деятельности ЦСО: Отсутствие заявлений и жалоб на работу, охват нуждающихся различными видами и формами социального обслуживания и оперативность предоставления услуг, эффективность работы по изысканию внебюджетных средств и т.д. Слайд 68
Исходя из критериев, определены основные показатели эффективности деятельности Центра: 1.Отсутствие заявлений и жалоб на работу ЦСОН. 2.Охват нуждающихся различными видами и формами социально 3.Выполнение мероприятий по социальной поддержке нуждающихся граждан за текущий период. 4.Использование новых форм и методов социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами. 5.Эффективность работы по изысканию внебюджетных средств. 6.Продуктивность деятельности в соотнесении затрат с показателями. 7.Уровень квалификации персонала и организация мероприятий по повышению профессионального мастерства работников Центра. 8.Состояние психологического климата в коллективе. Выбор методик оценки зависит от индивидуальных особенностей деятельности Центров. Слайд 69 При работе определены методы и методики, с помощью которых оценивается деятельность Центра и его структурных подразделений. Метод сравнения - проводится сравнение данных отчетного периода с показателями работы за соответствующий период прошлого года. Слайд 70 Методы оценки — метод сравнения. Посредством этого метода проводится сравнение данных отчетного периода с показателями работы за соответствующий период прошлого года. Этот метод используется для оценки достигнутого уровня социального обслуживания по отношению к плановым, областным показателям и нормативным данным. Метод детализации позволяет провести вертикальный (структурный) анализ показателей работы Центра с выявлением влияния отдельных факторов на результат. Слайд 71 — метод детализации. Позволяет провести вертикальный (структурный) анализ показателей работы Центра с выявлением влияния отдельных факторов на результат, определить взаимосвязи и взаимозависимости между этими факторами, между факторами и общими результатами работы. Метод группировки заключается в разделении изучаемого явления по отдельным признакам на отдельные группы в целях более детальной характеристики. Слайд 72 — метод группировки. Заключается в разделении изучаемого явления по отдельным признакам на отдельные группы в целях более детальной характеристики, выявления закономерностей, главных и второстепенных факторов, взаимосвязей между показателями. Метод средних и относительных величин. Слайд 73 — метод средних и относительных величин. Определяет во сколько раз одна абсолютная величина больше другой или какую часть данная величина составляет в другой. К средним и относительным величинам относятся проценты, коэффициенты, индексы. — социологический метод. Используется для сбора первичной информации с помощью анкетирования, беседы и интервью. Метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемых граждан. Слайд 74 — метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемых граждан. Позволяет выявить удовлетворяемые, не полностью удовлетворяемые, и по каким причинам не удовлетворяемые потребности граждан. Мониторинговые исследования, опросы клиентов, в сочетании с параметрическим методом (сравнение того, что положено клиенту по нормам, нормативам или соответствующим стандартам, с тем, что фактически выполняется в процессе социального обслуживания). Метод экспертной оценки позволяет с помощью информационных источников оценки оценить изучаемое явление. Слайд 75 — метод экспертной оценки. Позволяет спомощью информационных источников оценки (руководители, специалисты, социальные работники, обслуживаемые, СМИ) оценить изучаемое явление. — метод оценки затрат. Позволяет проанализировать стоимость услуг для одного обслуживаемого и всего контингента. Метод оценки факторов эффективности и неэффективности позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности, представить их в наглядном виде. Слайд 76 — метод оценки факторов эффективности и неэффективности. Позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности; представить их в наглядном виде, например, с помощью соответствующей таблицы; разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности учреждения. — графический метод. Обеспечивает наглядность информации, ее доступность и возможность для сопоставления. Оценка эффективности деятельности Центра устанавливается на основании определения качественнно-количественных показателей деятельности его подразделений в течение отчетного года по итогам смотра отделений. Слайд 77 Оценка эффективности деятельности Центра устанавливается на основании определения качественнно-количественных показателей деятельности его подразделений в течение отчетного года по итогам смотра отделений. Смотр отделений проводится для оценки эффективности работы подразделений Центра, повышения охвата и улучшения качества обслуживания, оперативности предоставления услуг, расширения и внедрения у работников Центра чувства ответственности, необходимости и социальной значимости их профессии, повышения престижа социальной работы, раскрытия творческого потенциала, обобщения и внедрения опыта деятельности коллективов других отделений. В ходе проведения смотра используются основные принципы оценки деятельности структурных подразделений: регулярность ее проведения, комплексность, объективность и результативность. Слайд 78 В ходе проведения смотра используются основные принципы оценки деятельности структурных подразделений: регулярность ее проведения, комплексность, объективность и результативность. Смотр отделений проводится один раз в год. В конце года подводятся итоги и определяются лучшие отделения. Оценка работы отделений проводится по 5-ти бальной системе. Это позволяет обеспечить сопоставимость результатов работы отделений, предоставляющих различные виды социальных услуг. При подведении итогов смотра оценка проводится по следующим направлениям: Менеджмент социального обслуживания; Качество и уровень социального обслуживания; Затраты на социальное обслуживание. Слайд 79 При подведении итогов смотра оценка проводится по следующим направлениям: —Менеджмент социального обслуживания; —Качество и уровень социального обслуживания; —Затраты на социальное обслуживание. Основными показателями по организации социального обслуживания являются; 1.Формирование информационной базы и наглядной агитации. 2.Правильность и оперативность веления учета и отчетности. 3.Работа с кадрами. При оценки организации деятельности проверяется наличие: нормативно-правовых документов; информационных и тематических стендов, альбомов, буклетов, летописи (истории развития отделения) и др. Слайд 80 При определении первого показателя проверяется наличие: —нормативно-правовых документов; —информационных и тематических стендов, альбомов, буклетов, Контрольный вопрос: Оценка эффективности деятельности Центра устанавливается на основании определения качественнно-количественных показателей деятельности в течение отчетного года по итогам смотра отделений. При определении второго показателя проверяется ведение документации в соответствии с номенклатурой дел и методическими рекомендациями (правильность ведения протоколов, дневников, журналов и т. д.) При определении третьего показателя оценивается: —качество проводимых проверок; —перечень вопросов, выносимых на производственные совещания: —качественный уровень отчетов работников; —степень выполнения планов отделения; —уровень квалификации, формы и содержание проводимой профессиональной учебы; —состояние психологического климата в коллективе: —текучесть кадров; —удовлетворенность работников условиями и результатами труда: —мотивация персонала. Для определения показателей по организации социального обслуживания используются методы: экспертная оценка, изучение документации, анкетирование, опрос, тестирование и другие. Слайд 81 При определении показателей по организации социального обслуживания используются следующие методы: экспертная оценка, изучение документации, анкетирование, опрос, тестирование и другие. Для оценки уровня квалификации персонала используется следующая методика: Показателями уровня квалификации являются: образование, стаж работы в системе, профессиональная компетентность. Слайд 82 Показатели квалификации персонала 1. Образование (профильное для системы социальной защиты населения) — 5 баллов. 2. Стаж работы в системе социальной зашиты до 1 года — 1 балл от 1 года до 5 лет — 3 балла от 5 лет до 10 лет — 5 баллов. 3. Профессиональная компетентность: Знание нормативных актов системы социальной зашиты федерального, областного и местного уровней — 1 балл Умение грамотно вести документацию — 1 балл. Участие в разработке методических материалов — 1 балл Использование инновационных форм и методов работы — 1 балл. Высокая культура и этика общения — 1 балл Показателями уровня квалификации являются: организаторские способности, качество предоставляемых социальных услуг. Слайд 83 4. Организаторские способности (организация, контроль и анализ работы подчиненных) — до 5 баллов 5. Повышение профессионального уровня Участие в мероприятиях по обучению кадров — до 5 баллов Повышение квалификации (курсы повышения квалификации) или обучение на заочных, вечерних отделениях ВУЗов, техникумов — 1 балл 6.Качество предоставляемых социальных услуг — до 5 баллов Показатель квалификации одного работника определяется путем получения среднего балла по всем 6-ти показателям. Слайд 84 Показатель квалификации одного работника определяется путем получения среднего балла по всем 6-ти показателям. (Максимальный балл будет равен 5) При определении показателя квалификации всего персонала по отделению учитываются показатели всех работников отделения и общее количество работников отделения. Качество и уровень социального обслуживания по предоставлению основных видов социальных услуг оценивается в зависимости от специфики работы отделения. Слайд 85 Качество и уровень социального обслуживания по предоставлению основных видов социальных услуг оценивается в зависимости от специфики работы отделения. Для анализа деятельности отделений, оказывающих социальные услуги на дому, используются следующие показатели: 1.Численность лиц, обслуживаемых отделением. 2.Соотношение средней фактической численности лиц, обслуживаемых отделением к нормативной. 3.Средняя нагрузка на социального работника. 4.Оценка кадрового состава. 5.Удовлетворенность клиентов качеством и уровнем обслуживания. Численность лиц, обслуживаемых отделением. Определяется относительная численность граждан, получающих помощь на дому, в расчете на 10 тысяч пенсионеров, проживающих на территории обслуживания. Слайд 86 С помощью первого показателя определяется относительная численность граждан, получающих помощь на дому, в расчете на 10 тысяч пенсионеров, проживающих на территории обслуживания. Чем выше величина показателя, тем выше «охват» пенсионеров социальным обслуживанием на дому. Несвоевременный подбор клиентов вместо ушедших из жизни или снятых с обслуживания, при неизменной численности социальных работников, снижает эффективность использования баланса рабочего времени социальных работников. Влияние тех или иных факторов возможно оценить путем проведения факторного анализа, рассчитываемого по следующим формулам: 1. Изменение «охвата» пенсионеров, обслуживаемых отделением социального обслуживания и отделением социально-медицинского обслуживания на дому, где учитываются — показатели численности лиц, обслуживаемых на дому в отчетном и базисном периоде; — общая численность обслуживаемых на дому в отчетном и базисном периоде;— общее число пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания в отчетном и базисном периоде. 2. Влияние на «охват» пенсионеров изменения численности пожилых и инвалидов. 3. Влияние на «охват» пенсионеров изменения числа обслуживаемых отделением социального и социально-медицинского обслуживания на дому. Изучение отклонения < охвата > пожилых и инвалидов социальным обслуживанием от среднего по группе, среднего по району и по области позволит определить состояние дел в каждом отделении и перспективы его развития. Слайд 87 С помощью факторного анализа можно установить, что уменьшение охвата связано с изменением числа обслуживаемых. В целях более детального анализа взаимосвязей между показателями возможна группировка по числу проживающих на территории пенсионеров и инвалидов. Изучение отклонения < охвата > пожилых и инвалидов социальным обслуживанием от среднего по группе, среднего по району и по области позволит определить состояние дел в каждом отделении и перспективы его развития. Соотношение средней фактической численности лиц, обслуживаемых отделением к нормативной - показатель эффективности деятельности отделения. Слайд 88 Следующий показатель, также как и предыдущий, является относительным, выражается в процентах и позволяет сравнить среднюю фактическую численность граждан, обслуживаемых одним отделением, с нормативной численностью. Например, рассчитывается при условии, что одно отделение в сельской местности создается для обслуживания — 60 человек. Отклонение показателя в сторону увеличения от нормативного (оптимального) своего значения (100 %), свидетельствует об увеличении нагрузки на социальных работников или численности обслуживаемых отделением граждан. Все это может отрицательно сказываться как на качестве предоставления услуг, так и на управлении отделением. В свою очередь, снижение показателя ниже нормы указывает на неиспользуемые резервы в работе отделений. Показатель средней нагрузки на одного социального работника определяется соотношением общей численности подопечных и фактической численности социальных работников в отделении. Слайд 89 Показатель средней нагрузки на одного социального работника определяется по формуле: где средний показатель нагрузки на одного социального работника равен отношению общей численности лиц, обслуживаемых отделением к фактической численности социальных работников в отделении. Исходя из того, что оптимальная нагрузка на одного социального работника в сельской местности — 4 человека, в городе до 8, значительные отклонения этого показателя в сторону увеличения могут отрицательно влиять на качество обслуживания. В этом случае, также следует обратить внимание на объективность приема на обслуживание. Снижение этого показателя свидетельствует о нерациональном использовании рабочего времени и возможности принятия на надомное обслуживание дополнительного числа нуждающихся лиц. Оценка кадрового состава работников производится при определении процентного соотношения общей фактической численности социальных работников к числу социальных работников, занятых на полную ставку. Слайд 90 Оценка кадрового состава работниковпроизводится при определении процентного соотношения общей фактической численности социальных работников к числу социальных работников, занятых на полную ставку. Контрольный вопрос: Качество и уровень социального обслуживания по предоставлению основных видов социальных услуг оценивается в зависимости от специфики работы отделения. В работе отделений социального (социально-медицинского) обслуживания на дому могут встречаться случаи, когда, например, из-за отдаленности проживания подопечных, более приемлемым является прикрепление к ним на договорных условиях одного из соседей. Однако увеличение численности таких работников нецелесообразно, так как возникают проблемы в решении вопросов повышения их профессионального уровня и качества социального обслуживания. Основными показателями для оценки деятельности отделения срочного социального обслуживания являются: Численность лиц, получивших помощь в отделении в течение года. Нагрузка на одного работника отделения в день. Слайд 91 Основными показателями для оценки деятельности отделения срочного социального обслуживания являются: 1.Численность лиц, получивших помощь в отделении в течение года. 2.Нагрузка на одного работника отделения в день. Сопоставимым показателем оценивающим «охват» населения срочным социальным обслуживанием является численность лиц, получивших срочную социальную помощь в расчете на 10000 жителей. Показатель деятельности отделения срочного социального обслуживания анализируется по видам и качеству услуг; категориям и территории проживания получателей; степени удовлетворения потребности в срочном социальном Слайд 92 Этот показатель анализируется —по видам и качеству услуг; —по категориям и территории проживания получателей; —по степени удовлетворения потребности в срочном социальном Очень важным является рассмотрение динамики и структуры социальных услуг, с целью изучения основных позиций в развитии от Основными видами срочной социальной помощи являются: продуктовая и денежная. Растет доля психологической помощи и юридической. Слайд 93 Основными видами срочной социальной помощи являются: продуктовая и денежная. Растет доля психологической помощи и юридической. Для оценки динамики развития различных видов срочной социальной помощи также используется индексный метод, когда исчисляются базисный и цепной индексы. Значение базисного индекса отражает изменение числа граждан, обслуженных отделением за отчетный период и получивших продуктовую или вещевую помощь в сравнении с базисным периодом Слайд 94 Значение базисного индекса отражает изменение числа граждан, обслуженных отделением за отчетный период и получивших продуктовую или вещевую помощь в сравнении с базисным периодом — например 2005 годом. Цепной индекс характеризует изменение числа граждан, получивших срочную социальную помощь в каждом последующем периоде в сравнении с предыдущим. Слайд 95 Цепной индекс характеризует изменение числа граждан, получивших срочную социальную помощь в каждом последующем периоде в сравнении с предыдущим. Спомощью данной методики можно изучить индексы по всем видам срочной социальной помощи. Оценка эффективности работы отделения срочного социального обслуживания включает качественные характеристики оказываемой помощи: —ассортиментный перечень продовольственного и вещевого наборов; —сумма, на которую оказана помощь; —средняя стоимость продуктового и вещевого набора; —размер произведенной денежной выплаты. Все эти показатели рассматриваются в сравнении с предыдущим периодом, а ассортимент продовольственного и вещевого набора с существующими стандартами. Важнейшее значение при оценке эффективности работы отделения срочного социального обслуживания имеет соблюдение принципа адресности — оказание помощи наиболее нуждающимся гражданам, представителями социально-незащищенных категорий. Слайд 96 Важнейшее значение при оценке эффективности работы отделения срочного социального обслуживания имеет соблюдение принципа адресности — оказание помощи наиболее нуждающимся гражданам, представителями социально-незащищенных категорий. Основной категорией, получающей помощь в Центре, как правило, являются малообеспеченные пенсионеры. Отношение числа граждан по категориям, стоящих на учете в Центре, как «нуждающиеся в социальной поддержке», к числу граждан, получивших помощь, позволяет рассчитать степень удовлетворения потребности в срочном социальном обслуживании. Слайд 97 Отношение числа граждан по категориям, стоящих на учете в Центре, как «нуждающиеся в социальной поддержке», к числу граждан, получивших помощь, позволяет рассчитать степень удовлетворения потребности в срочном социальном обслуживании. Кроме группировки населения района по категориям, оно разделяется территориально. Каждый населенный пункт района имеет свои демографические, социально-экономические особенности, традиции и образ жизни, различную удаленность от районного центра, велико влияние на социальную сферу в них сельскохозяйственных предприятий. В этой связи перед отделением срочного социального обслуживания стоит задача — дойти до каждого жителя района, создать ему равные условия в получении всех видов срочной социальной помощи. Средний показатель нагрузки на одного работника отделения срочного социального обслуживания в день определяется по соотношению общей численности граждан, получивших помощь за год, фактического количества работников отделения и числа рабочих дней в году. Слайд 98 Средний показатель нагрузки на одного работника отделения срочного социального обслуживания в день определяется по соотношению общей численности граждан, получивших помощь за год; фактического количества работников отделения; и числа рабочих дней в году. Развитие форм и методов социального обслуживания является основой для оценки деятельности всех отделений, оказывающих социальные услуги населению. Развитие форм и методов социального обслуживания учитывает оказание гарантированных государством социальных услуг; дополнительных платных социальных услуг; адресность и оперативность оказания социальной помощи; организацию благотворительных мероприятий и т.д. Слайд 99 При оценке этого показателя учитывается работа отделений по следующим направлениям: —оказание гарантированных государством социальных услуг; —оказание дополнительных платных социальных услуг; — адресность и оперативность оказания социальной помощи; — организация благотворительных мероприятий; —организация чествования юбиляров и супружеских пар, проживших долгую совместную жизнь; —использование инновационных форм и методов работы с пожилыми людьми и инвалидами (волонтеры, клубы, служба сиделок, университет и т. д.;: —привлечение общеобразовательных учреждений и учреждений - участие в разработке методических рекомендаций, программ по — работе с престарелыми и инвалидами; — информационная работа (публикации в СМИ). Для проведения анализа о количестве и видах предоставленных услуг в Центре разработаны формы цифровых отчетов, что позволяет систематизировать полученную информацию Слайд 100 Контрольный вопрос: Основными видами срочной социальной помощи являются: продуктовая и денежная. Для проведения анализа о количестве и видах предоставленных услуг в Центре разработаны формы цифровых отчетов, что позволяет систематизировать полученную информацию. В Центре используется компьютерная программа «Адресная социальная помощь». Это помогает вести дифференцированный учет нуждающихся и анализировать адресность и оперативность оказания услуг. С целью выявления общественного мнения по качеству обслуживания отделениями Центра используется анкетирование и метод экспертных оценок. С целью оценки эффективности работы Центра необходимо проводить опрос не только обслуживаемых пенсионеров, но и представителей различных общественных и ветеранских организаций, работников сельских администраций, СМИ и др. Слайд 101 Для получения сведений о нуждах и потребностях и выявления уровня удовлетворенности пенсионеров социальным обслуживанием разработаны анкеты. С целью оценки эффективности работы Центра проводится опрос не только обслуживаемых пенсионеров, но и представителей различных общественных и ветеранских организаций, работников сельских администраций, СМИ и других. При оценке затрат на социальное обслуживание учитываются следующие экономические показатели: Привлечение внебюджетных средств. Доход от платных услуг. Затраты на обслуживание одного клиента в месяц. Слайд 102 При оценке затрат на социальное обслуживание учитываются следующие экономические показатели: 1.Привлечение внебюджетных средств. 2.Доход от платных услуг. 3.Затраты на обслуживание одного клиента в месяц. 4.Экономия клиентами средств при социальном обслуживании. 5.Рациональность использования рабочего времени. Общий показатель экономической эффективности по отделениям определяется по 5-ти бальной системе по каждому показателю. Методы оценки показателей: сравнение; детализация; оценка затрат; метод средних и относительных величин. Анализ всех шести показателей осуществляется путем соотнесения со средними показателями по области и району, а также в сравнении с предшествующим периодом. Оценка показателей выражается: Ниже среднего показателя. Средний показатель. Выше среднего показателя В условиях ограниченного бюджетного финансирования большое значение для Центра приобретает привлечение внебюджетных средств Слайд 103 Как уже отмечалось, в условиях ограниченного бюджетного финансирования большое значение для Центра приобретает привлечение внебюджетных средств (1 показатель). Наряду с бюджетными ассигнованиями для развития нестандартных форм социальной и социально-бытовой помощи (служба сиделок, университет третьего возраста, клубы по интересам и др.) требуется привлечение муниципальных средств, средств фондов социальной поддержки, организаций и хозяйств, благотворительных организаций и других. Эффективность работы отделения по привлечению денежных средств на проведение культурно-массовых мероприятий, чествование юбиляров, работу клубов по интересам во многом зависит от организации взаимодействия с учреждениями различных форм собственности. На экономическую эффективность работы отделения также влияет совместная работа с отделением срочного социального обслуживания по оказанию денежной, вещевой, продуктовой помощи обслуживаемым. Слайд 104 На экономическую эффективность работы отделения также влияет совместная работа с отделением срочного социального обслуживания по оказанию денежной, вещевой, продуктовой помощи обслуживаемым. Важен и такой показатель, как доход, полученный от платных услуг (2 показатель). Дополнительные услуги являются дополнительным источником внебюджетных поступлений, направляемых на развитие материально-технической базы Центра. Слайд 105 Следует отметить, что 40 процентам пенсионерам требуются услуги, не предусмотренные перечнем оказываемых дополнительных услуг, такие как: услуги плотника, парикмахера, швеи и пр. Это говорит о необходимости расширения объема дополнительных услуг. Они являются дополнительным источником внебюджетных поступлений, направляемых на развитие материально-технической базы Центра. Анализ стоимости затрат на обслуживание одного клиента в месяц (показатель 3) позволяет соотнести фактические (денежные) затраты и трудовые затраты на предоставление социальных услуг населению. С целью расчета трудозатрат на социальные услуги необходим расчет количества услуг в месяц на одного обслуживаемого, трудозатрат на одну услугу и общих трудозатрат. Слайд 106 С целью расчета трудозатрат на социальные услуги необходим расчет количества услуг в месяц на одного обслуживаемого, трудозатрат на одну услугу и общих трудозатрат в Охват населения при оценке эффективности работы месяц в соответствии с федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам. Определение месячной стоимости одного суммарного балла трудозатрат позволяет определить месячный тариф на те или иные услуги, предоставляемые в течение месяца. Слайд 107 Определение месячной стоимости одного суммарного балла трудозатрат позволяет определить месячный тариф на те или иные услуги, предоставляемые в течение месяца. Стоимость конкретного вида услуг, предоставляемых в течение месяца, рассчитывается из стоимости балла и трудовых затрат на одну услугу в месяц. Стоимость разовой услуги конкретного вида определяется делением стоимости ее за месяц на число услуг этого вида в месяц. Например, в Саратовской области средний размер оплаты за социальное обслуживание за 2002 год с учетом дополнительных услуг составил 41 рубль 50 копеек в месяц. По сравнению с 2001 годом средний размер оплаты за социальное обслуживание с учетом дополнительных услуг возрос на 11 рублей и в 2002 году составил: в отделениях социального обслуживания (ОСО) 30 рублей, в отделениях социально-медицинского обслуживания (ОМСО) — 53 рубля в месяц. Т. е. обслуживаемые в среднем оплачивают всего 5,4 % затрат на свое содержание, остальные 94,6 % расходов берет на себя государство. Социальное обслуживание является затратной деятельностью. Слайд 108 Таким образом, социальное обслуживание является затратной деятельностью. Государство выделяет значительные средства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь престарелых граждан и инвалидов. Экономический эффект от обслуживания на дому может быть рассмотрен, например, в сравнении с затратами на стационарное обслуживание. Так, затраты за обслуживание клиента в Отделении Стационарного Обслуживания в среднем за месяц обходятся в пять раз дешевле, чем содержание одного человека в стационарных отделениях (2700 руб.). Экономический эффект от работы Отделения Стационарного Обслуживания определяется как разница между этими суммами; за месяц он равен 2132 руб., а за год — соответственно 25584 рубля. Соотношение полной стоимости услуг к фактической сумме оплаты составляет экономический эффект, получаемый клиентом при обслуживании. Слайд 109 Соотношение полной стоимости услуг к фактической сумме оплаты составляет экономический эффект, получаемый клиентом при обслуживании. Этот показатель определен нами, как «экономия клиентами средств» при социальном обслуживании. По данным аналитических материалов, расходы на содержание одного клиента в месяц составляет: в отделениях социального обслуживания --------------- на дому 568 руб., в отделениях социально-медицинского обслуживания — 960 руб., т. е. пенсионеры оплачивают за социальное обслуживание всего 5,3 % затрат, за социально-медицинское обслуживание 5,5 %. Таким образом экономический эффект, получаемый одним обслуживанием составляет: в отделении социального обслуживания — 538 руб., в отделении социально-медицинского обслуживания — 907 руб. Экономия денежных средств клиентами при срочном социальном обслуживании определяется, как разница между фактическими расходами отделения на выполнение услуги и стоимостью конкретной помощи, стоимостью консультаций, которые предоставляются бесплатно. Слайд 110 Экономия денежных средств клиентами при срочном социальномобслуживании определяется, как разница между фактическими расходами отделения на выполнение той или иной услуги и стоимостью конкретной помощи (продуктовой, вещевой, денежной), стоимостью консультаций психолога или юриста, которые предоставляются бесплатно, а также размером денежной суммы, поступившей за выполнение платных услуг. Об экономической эффективности судят по рациональности использования рабочего времени. Слайд 111 Об экономической эффективности также можно судить по рациональности использования рабочего времени (показатель 5). Для выявления затрат и потерь рабочего времени социальных работников используется метод фотографии рабочего дня. С этой же целью в дневнике социального работника, предусмотрена графа «затраты времени на социальное обслуживание, поездки и общественные поручения». Анализ использования рабочего времени позволяет выявить причины непроизводительных потерь времени, а также разработать мероприятия по совершенствованию организации труда. Продуктивность деятельности - соотношение организации социального обслуживания и уровня и качества социального обслуживания. Слайд 112 Контрольный вопрос: Является ли социальное обслуживание является затратной деятельностью?
Последний обобщающий показатель определяется, как «продуктивность деятельности».При анализе этого показателя соотносятся затраты на социальное обслуживание с достигнутыми результатами по двум другим основным направлениям определения эффективности («организация социального обслуживания» и «уровень и качество социального обслуживания»). Так, если показатели экономической эффективности и показатели двух основных направлений оценены в 5 баллов, можно судить о высоко эффективной деятельности отделения и Центра соответственно. И, наоборот, если показатель экономической эффективности высокий, а показатели двух других направлений — низкие, то значит, отделение работает непродуктивно. По итогам оценки работы структурных подразделении определяется общая оценка эффективности деятельности Центра. Слайд 113 По итогам оценки работы структурных подразделении определяется общая оценка эффективности деятельности Центра. Работа Центра оценивается, как: удовлетворительная, недостаточная или неудовлетворительная. Таким образом, эффективная организация социального обслуживания добивается наиболее полного удовлетворения потребностей населения в различных видах социальной помощи при оптимальных затратах. В задачи контроля министерств, областных, краевых учреждений социальной защиты населения входит прежде всего проверка системы организации работ с целью обеспечения наибольшей их продуктивности. Слайд 114
Переходим к третьему вопросу: ПОРЯДОК, МЕТОДЫ И ЭТАПЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВ, ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. В задачи контроля министерств, областных, краевых учреждений социальной защиты населения входит прежде всего проверка системы организации работ с целью обеспечения наибольшей их продуктивности. При этом необходимо сочетать государственный контроль с общественным. Существует два вида контроля: проверка и ревизия. Слайд 115 Работа по проверке деятельности нижестоящих учреждений социальной защиты способствует успешному выполнению этими органами своих функций и соблюдению норм права. Проверка - контроль организации исполнения соответствующих нормативных актов (постановлений, распоряжений, приказов и инструкций). Слайд 116 Существует два вида контроля: проверка и ревизия. При проверке контролируется организация исполнения соответствующих нормативных актов (постановлений, распоряжений, приказов и инструкций), Ревизия — контроль преимущественного расходования денежных средств и материальных ценностей. Слайд 117 а при ревизии — преимущественно расходование денежных средств и материальных ценностей. Ревизии бывают документальные (материальных ценностей и денежных средств), полные (всей деятельности органа), частичные (отдельных участков, операций), сплошные и выборочные. Проверки и ревизии не сводятся к установлению только отрицательных фактов, их причин и виновных лиц. Главная их цель — оказание помощи подведомственным учреждениям социальной защиты в совершенствовании работы. Организационные формы и методы контроля зависят от условий, цели, места, времени проверки и состава проверяющих. Слайд 118 Контрольно-ревизионная работа министерств, областных, краевых учреждении социальной защиты включает в себя проверку законности решения подконтрольными органами конкретных вопросов социального обеспечения и обслуживания, правильности применения правовых норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере. Организационные формы и методы контроля зависят от условий, цели, места, времени проверки и состава проверяющих. Методы контроля различны. Слайд 119 Применяются различные методы контроля: проверка правильности назначения (перерасчетов) пенсий и пособий до оформления документов на выплату; постоянный предварительный контроль операций по начислению и выплате пенсий и пособий; выезд работников для проверки и ревизии с последующим заслушиванием отчета руководителя проверяемого отдела (учреждения, предприятия) и заключения проверяющих; вызов руководителя для доклада или сообщения о работе; проведение оперативных совещаний; анализ работы по поступающей отчетности и информации; обсуждение работы на производственных совещаниях. Все это составляет важнейшую часть организаторской работы органов социальной защиты. Юридическую основу контрольно-ревизионной работы составит правовые нормы, регламентирующие деятельность органов социальной защиты. Слайд 120 Юридическую основу контрольно-ревизионной работы составит правовые нормы, регламентирующие деятельность органов социальной защиты. Знание этих норм проверяющими помогает правильно оценивать работу должностных лиц и определять законность совершенных ими операций. Законодательно установлены основные цели, порядок назначения, проведения и оформления результатов документальной ревизии. Основной задачей ревизии является проверка законности операций, произведенных предприятием, учреждением, организацией, и соблюдения финансовой и сметной дисциплины; Слайд 121 В задачи ревизии входит: • проверка законности операций, произведенных предприятием, учреждением, организацией, и соблюдения финансовой и сметной дисциплины; • выявление случаев хищения и незаконного расходования средств и материалов; • проверка правильности постановки бухгалтерского учета, доброкачественности документов, которыми оформляются отдельные операции, и правильности бухгалтерских записей; • проверка правильности материального учета складского хозяйства. Этапы контрольно-ревизионной работы: подготовка; проведение; оформление результатов ревизии или проверки и их обсуждение; принятие решений по актам ревизий и справкам проверок; контроль за выполнением принятых решений по результатам ревизии. Слайд 122 Основными этапами контрольно-ревизионной работы министерств, областных, краевых учреждений социальной защиты являются: подготовка к проверке (ревизии); проведение проверки (ревизии); оформление результатов ревизии или проверки (подтверждение установленных фактов документами или ссылками на них, получение при надобности объяснений, составление справки или акта) и их обсуждение; принятие решений по актам ревизий и справкам проверок; контроль за выполнением принятых решений по результатам проверки (ревизии). Проверки и ревизии проводятся по утвержденным планам. Слайд 123 Проверки и ревизии проводятся по утвержденным планам. В первую очередь выбирается объект проверки, затем определяются ее характер, объем, формы и способы. Особое внимание уделяется подготовке к комплексным проверкам и ревизиям, которые позволяют всесторонне и глубоко анализировать деятельность подконтрольных органов, шире привлекать общественность. Комплексная проверка (ревизия) деятельности районного (городского) управления социальной защиты проводится, как правило, по следующему плану: • организация работы: распределение обязанностей сотрудников; планирование и организация выполнения планов; прием представителей предприятий и граждан; рассмотрение писем граждан; учет нормативных документов; В план комплексной проверки входит проверка правильности назначения пособий и их перерасчетов; эффективность контроля за подготовкой дел и документов; состояние делопроизводства. Слайд 124 • ведение дел получателей пособий: проверка правильности назначения пособий и их перерасчетов; эффективность контроля за подготовкой дел и документов; состояние делопроизводства; • законность и правильность оформления начисления и выплаты пособий: открытия и закрытия лицевых счетов получателей пособий и записей в них; перерасчетов (продлений) пособий и документов о всех способах выплаты; удержаний из пособий и их учета; Порядок учета пенсионеров, подлежащих трудоустройству, и разработка соответствующих мероприятий; контроль за условиями труда инвалидов; посещение на дому пенсионеров и получателей пособий с целью оказания им помощи – направления проверки. Слайд 125 • трудовое устройство и материально-бытовое обслуживание пенсионеров: порядок учета пенсионеров, подлежащих трудоустройству, и разработка соответствующих мероприятий; контроль за условиями труда инвалидов; посещение на дому пенсионеров и получателей пособий с целью оказания им помощи; содействие инвалидам в санаторно-курортном, восстановительном лечении и других видах лечебной помощи; оказание им содействия в получении специальных транспортных средств и протезно-ортопедических изделий; выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в направлении в дома-интернаты, и осуществление контроля за этими домами. Приведенный перечень вопросов комплексной проверки (ревизии) может уточняться, конкретизироваться и дополняться с учетом стояния работы в подконтрольных отделах и других факторов. Внеплановые проверки проводятся на основании представлений органов прокуратуры и в иных случаях, вызываемых практической целесообразностью. Слайд 126 Контрольный вопрос: Цель контроля учреждений социальной защиты населения проверка системы организации работ с целью обеспечения наибольшей их продуктивности. Плановые проверки (ревизии) не исключают внеплановых. Последние могут проводиться на основании представлений органов прокуратуры и в иных случаях, вызываемых практической целесообразностью. При подготовке к проверке или ревизии проверяющие знакомятся с нормативными актами, регулирующими деятельность объекта, намеченного к проверке; с его кадрами; с отчетными и оперативными данными, характеризующими его работу; с учетом и хранением материальных ценностей; с расходованием денежных средств; с документами и результатами других проверок. Проверка (ревизия) назначается приказом. Слайд 127 Проверка (ревизия) назначается приказом. В нем указываются, помимо прочих необходимых данных, цель и срок проверки или ревизии. На основании приказа оформляется служебная командировка проверяющих. Подготовительные действия на месте проверки (ревизии) состоят из беседы с руководителем проверяемого объекта по заранее разработанным вопросам, ознакомления с материалами, имеющимися у местных органов; уточнения плана и составления графика проверки; привлечения внештатных инспекторов-ревизоров, местных работников, актива из общественности; распределения работы между членами бригады. На стадии проведения контрольно-ревизионной работы выявляются недостатки и достижения в деятельности проверяемого органа, ему оказывается квалифицированная помощь, изучается передовой опыт. Слайд 127 На стадии проведения контрольно-ревизионной работы выявляются недостатки и достижения в деятельности проверяемого органа, ему оказывается квалифицированная помощь, изучается передовой опыт. Проверяющие вправе проверять в подконтрольных органах бухгалтерские книги, счета, отчеты, планы, сметы и другие документы, относящиеся к их деятельности, а также наличие денежных средств и материальных ценностей; требовать от должностных лиц объяснения и справки; снимать копии с документов; запрашивать (получать) от других учреждений и организаций документы и справки; производить встречные проверки по вопросам, связанным с деятельностью проверяемого органа; опечатывать места хранения денежных средств и материальных ценностей. Проверку (ревизию) начинают с ознакомления коллектива с ее целью, а также когда и кем будет проверяться тот или иной участок работы Слайд 128 Проверку (ревизию) начинают с ознакомления коллектива с ее целью, а также когда и кем будет проверяться тот или иной участок работы. Это дает возможность сотрудникам без ущерба для текущей работы своевременно подготовить для проверяющих необходимые дела и документы. При документальной ревизии особое внимание обращается на содержание и подлинность документов (например, на анализ бланков и подписей на них), на арифметическую проверку расчетов. Документ, с внешней стороны не имеющий дефектов (составлен на соответствующем бланке, без подчисток, помарок и т.д.), может оказаться подложным, если его данные заведомо неправильны и искажают действительное положение дела. В таком случае организуются проверки обоснованности выдачи документов по первичным данным, имеющимся на предприятиях и в учреждениях. Для этого привлекают членов общественного совета.
На этом мы закончим рассмотрение вопросов по теме лекции: «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЕГО СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ».
Вашему вниманию предлагается глоссарий по данной теме, список рекомендуемой литературы и тесты для самоконтроля. До свидания.
Глоссарий.
Критерии эффективности социального обслуживания – система ориентиров, нацеливающих социальные службы на достижение конкретных и действенных результатов. Личные цели (индивидуальный план) – это ограниченный набор ключевых для сотрудника задач на аттестационный период. Оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия качественных и количественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Принцип адресности — оказание помощи наиболее нуждающимся гражданам, представителями социально-незащищенных категорий. Проверка - контроль организации исполнения соответствующих нормативных актов (постановлений, распоряжений, приказов и инструкций). Ревизия — контроль преимущественного расходования денежных средств и материальных ценностей. Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо.
Тесты для самоконтроля.
1. Основная цель оценки состоит в объективном определении степени соответствия работника занимаемой или проектируемой должности. 1.да 2.нет
2. В течение всего аттестационного периода руководитель не обязан осуществлять контроль за работой сотрудника, в том числе за выполнением сотрудником индивидуального плана. 1.нет 2.да
3.В современных организациях психологические методы используются в основном для определения сотрудников с лидерским потенциалом – будущих руководителей. 1.да 2.нет
4.Точность выбора методов определения эффективности социального обслуживания не имеет большого значения. 1.нет 2.да
5.Проверка (ревизия) назначается приказом. 1.да 2.нет
Литература.
Антипова Н.Д. Психологическое тестирование при подборе персонала. – Справочник кадровика, №10, 2004. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М.: Юнити, 2001. Железцов Л. Маркетинг персонала. Оценка трудовой деятельности. – М.: Маркетинг, №2, 2002. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. Подготовка и проведение аттестации. – М.: ЗАО Бизнес – школа «Интел – Синтез», 2002. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 1999. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. – М.: Флинта, 1998. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА – ИНФРА, 2000.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |