Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Мотивация как процесс регуляции деятельности

А

Рис. 4.3. Ведра для лакокрасочной продукции:

а — с крышкой типа «мастер»; б крышка с кольцевым замком и рычажным зажимом; / — общий вид; 2 — конструкция замка

 

У банок с наружным диаметром 228 мм № 12 и 15 — 17 соединение выполняют только сварным продоль­ным швом. Для высокоопасной продукции нельзя использовать банки с одинарным фальцовым швом. Для герметизации швов ис­пользуется их пропаивание припоем: одинарный, двойной и за­катные швы промазывают натрий-КМЦ (карбоксиметилцеллю-лозой), латексной пастой, жидким стеклом или другими уплот­нителями, инертными к продукции.

Герметичные банки должны выдерживать внутреннее избыточ­ное давление 20 кПа (0,2 кгс/см2), а банки для продукции группы упаковки 1 -- до 30 кПа (0,3 кгс/см2). Проверку герметичности осуществляют при избыточном давлении воздуха или воды.

Прочность банок при штабелировании обеспечивается тем, что они могут выдерживать нагрузку на сжатие в осевом направлении 200 кгс. Сварные швы не должны иметь прожогов металла и непро­варенных участков. Наружную поверхность банок из черной жести защищают от коррозии слоем лака, краски или пассивируют.

Банки для химических продуктов принимают партиями. В до­кументе о качестве должно быть указано: предприятие-изгото­витель и/или его товарный знак, наименование изделия, номер жести, дата изготовления, результаты испытаний, материал промазки шва, обозначение стандарта ГОСТ 6128 — 81.

На производстве контроль качества осуществляют при прием-но-сдаточных и периодических испытаниях. При приемно-сдаточ-ных контролируют внешний вид, качество поверхности банок, качество швов и покрытий, герметичность швов.

При периодических испытаниях контролируют размеры банок и испытывают их на сжатие не реже 1 раза в 6 мес.

Для контроля качества от партии отбирают 1 % банок, но не менее 50 шт., для испытаний на сжатие — 10 банок, прошедших контроль.

Упаковывают, маркируют и хранят банки следующим образом. Штамп предприятия-изготовителя с указанием товарного знака, номера банки и номера жести указывают на дне банки (допуска­ется на кольце у крышки), на литографированных — на обечайке, а также на этикетке (при ее наличии).

 

Банки формируют в пакеты на поддонах, крышки -в деревянные ящики или из гофрированного картона. Хранят банки в крытых сухи

помещениях. При хранении под навесом пакеты или ящики с крышками устанавливают на деревянные настилы высотой не менее 10 см.

Для наиболее плотной укладки рекомендуют использовать размеры ящиков в соответствии с номерами банок, например в ящике размерами 380x380x126 мм банки № 2 располагают рядовьм способом по 25 шт., банки № 4 — шахматным способом по 12 щт.

 

 

 

4.1. Понятие мотивации

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Че­тыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно во­шел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и жи­вотных.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направлен­ность, в третьем — как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуще­ствления конкретных форм деятельности, в четвертом – как процесс действия мо­тива.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Пер­вое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факто­ров или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззре­нием, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае моти­вация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся моти­вов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.

Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).

Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнования) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного "духа" и т.п.).

Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.

Таким образом, мотивация определяется как процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.

 

4.2. Строение мотивационного процесса

Мотивационный процесс часто рассматривается как стадиальное явление, то есть как развернутая во времени последовательность реализации отдельных этапов, каждый из которых выполняет качест­венно отличные функции. Удобной для описания строения мотивационного процесса являет­ся схема, предложенная А.А. Файзуллаевым.

Этап I - возникновение и осознание побуждения.

В качестве побуждения могут выступать не только прямые актива­торы (потребности, влечения, склонности), но и вообще любое явле­ние психической деятельности (образы, мысли, эмоции). При этом побудительное влияние психического явления может человеком не осознаваться, быть скрытым. Само побуждение еще не есть мотив. Первым шагом к формированию мотива как такового является осозна­ние побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осо­знание как предметного содержания побуждения (какой предмет не­обходим), так и действия с ним (способы осуществления данного дей­ствия и требуемый результат).

Этап II — принятие мотива.

Поскольку на предыдущем этапе речь шла преимущественно об ис­точниках активности (побудителях) и их осознании, то основным со­держанием данного этапа является идентификация побуждения с мо-тивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с ие­рархией субъективно-личностных ценностей, его включение в струк­туру личных отношений человека. В ходе соотнесения возникшей по­требности с индивидуальными ценностями (базовыми нравственными принципами, убеждениями, принятыми нормами) человек решает, насколько значима возник­шая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации при­обретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию.

ІІІ этап — это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобре­тает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса), что при­водит к переходу к следующему этапу мотивации.

IV этап — закрепление мотива, в резуль­тате чего он становится чертой характера. Устойчивое повторение однотипных ситуаций стимулирования оп­ределенной потребности в жизни человека приводят к закреплению мотива в качестве черты характера.

 

V (последний) этап — актуализация потенциального побуждения, под которой име­ется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или жела­ния. Устойчиво повторяющиеся ситуации актуализации и удовлетворения соответствующих потребностей приводят к закреплению опреде­ленной мотивационной тенденции как внутренней необходимости, привычки.

Итак, процесс формирования мотива как основания действия, поступка и побуж­дения к ним, начинается с возникновения потребности личности и заканчивается воз­никновением намерения и побуждения к достижению цели, если эта цель необходи­ма человеку. Например, ощущение голода, жажды вы­зывает в сознании образ предмета, который мог бы удовлетворить потребность; под влиянием этого образа возникает импульс к действию (побуждение), которое соот­носится человеком с внешними условиями (ситуацией), а также с морально-психо­логическими установками личности. Этот процесс соотнесения, осуществляемый с помощью мышления (анализ условий, средств и путей решения задачи, учет послед­ствий), и приводит к постановке цели и определению плана действий.

 

4.3. Мотивация как фактор успеха деятельности.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в деятельности.

Высокомотивированный студент много читает дополнительной литературы и лучше учится; мотивированный спортсмен настойчиво тренируется и больше "выкладывается" на соревнованиях; работник с высоким уровнем мотивации настойчиво и с интересом работает и часто достигает значительных успехов в деятельности.

Мотивация - это один из важнейших факторов (как и способности, знания, навыки), который обеспечивает успех в деятельности.

Часто менее способный, но более замотивированный ученик (спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его одаренный товарищ (коллега). Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает.

Таким образом, мотивация - важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности.

 

 

4.4. Процессуальный и результативный компонент мотивации

Смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявление физической и интеллектуальной активности). Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации.

Данный компонент приобретает особое значение в игре. Ведь мотив игры заключен в самом его процессе, а не в результате (например, когда ребенок играет, то мотив - сам процесс игры, а не желание что-нибудь создать, т.е. содержание самой деятельности). Не выиграть, а играть - такова общая формула мотивации игры.

Результативный компонент также представлен в играх. Вот почему есть основания утверждать, что процессуальный и результативный компонент мотивации тесно связаны.

И в процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий - это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Время занятия: 2 часа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.