КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 4. Мотивация как процесс регуляции деятельности
А Рис. 4.3. Ведра для лакокрасочной продукции: а — с крышкой типа «мастер»; б — крышка с кольцевым замком и рычажным зажимом; / — общий вид; 2 — конструкция замка
У банок с наружным диаметром 228 мм № 12 и 15 — 17 соединение выполняют только сварным продольным швом. Для высокоопасной продукции нельзя использовать банки с одинарным фальцовым швом. Для герметизации швов используется их пропаивание припоем: одинарный, двойной и закатные швы промазывают натрий-КМЦ (карбоксиметилцеллю-лозой), латексной пастой, жидким стеклом или другими уплотнителями, инертными к продукции. Герметичные банки должны выдерживать внутреннее избыточное давление 20 кПа (0,2 кгс/см2), а банки для продукции группы упаковки 1 -- до 30 кПа (0,3 кгс/см2). Проверку герметичности осуществляют при избыточном давлении воздуха или воды. Прочность банок при штабелировании обеспечивается тем, что они могут выдерживать нагрузку на сжатие в осевом направлении 200 кгс. Сварные швы не должны иметь прожогов металла и непроваренных участков. Наружную поверхность банок из черной жести защищают от коррозии слоем лака, краски или пассивируют. Банки для химических продуктов принимают партиями. В документе о качестве должно быть указано: предприятие-изготовитель и/или его товарный знак, наименование изделия, номер жести, дата изготовления, результаты испытаний, материал промазки шва, обозначение стандарта ГОСТ 6128 — 81. На производстве контроль качества осуществляют при прием-но-сдаточных и периодических испытаниях. При приемно-сдаточ-ных контролируют внешний вид, качество поверхности банок, качество швов и покрытий, герметичность швов. При периодических испытаниях контролируют размеры банок и испытывают их на сжатие не реже 1 раза в 6 мес. Для контроля качества от партии отбирают 1 % банок, но не менее 50 шт., для испытаний на сжатие — 10 банок, прошедших контроль. Упаковывают, маркируют и хранят банки следующим образом. Штамп предприятия-изготовителя с указанием товарного знака, номера банки и номера жести указывают на дне банки (допускается на кольце у крышки), на литографированных — на обечайке, а также на этикетке (при ее наличии).
Банки формируют в пакеты на поддонах, крышки -в деревянные ящики или из гофрированного картона. Хранят банки в крытых сухи помещениях. При хранении под навесом пакеты или ящики с крышками устанавливают на деревянные настилы высотой не менее 10 см. Для наиболее плотной укладки рекомендуют использовать размеры ящиков в соответствии с номерами банок, например в ящике размерами 380x380x126 мм банки № 2 располагают рядовьм способом по 25 шт., банки № 4 — шахматным способом по 12 щт.
4.1. Понятие мотивации Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, в третьем — как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, в четвертом – как процесс действия мотива. Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.). Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов. Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей). Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнования) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного "духа" и т.п.). Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности. Таким образом, мотивация определяется как процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.
4.2. Строение мотивационного процесса Мотивационный процесс часто рассматривается как стадиальное явление, то есть как развернутая во времени последовательность реализации отдельных этапов, каждый из которых выполняет качественно отличные функции. Удобной для описания строения мотивационного процесса является схема, предложенная А.А. Файзуллаевым. Этап I - возникновение и осознание побуждения. В качестве побуждения могут выступать не только прямые активаторы (потребности, влечения, склонности), но и вообще любое явление психической деятельности (образы, мысли, эмоции). При этом побудительное влияние психического явления может человеком не осознаваться, быть скрытым. Само побуждение еще не есть мотив. Первым шагом к формированию мотива как такового является осознание побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание как предметного содержания побуждения (какой предмет необходим), так и действия с ним (способы осуществления данного действия и требуемый результат). Этап II — принятие мотива. Поскольку на предыдущем этапе речь шла преимущественно об источниках активности (побудителях) и их осознании, то основным содержанием данного этапа является идентификация побуждения с мо-тивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно-личностных ценностей, его включение в структуру личных отношений человека. В ходе соотнесения возникшей потребности с индивидуальными ценностями (базовыми нравственными принципами, убеждениями, принятыми нормами) человек решает, насколько значима возникшая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять. Мотив как единица рассматриваемой фазы процесса мотивации приобретает не только побудительность, осознанность, направленность, но и смыслообразующую функцию. ІІІ этап — это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива. При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса), что приводит к переходу к следующему этапу мотивации. IV этап — закрепление мотива, в результате чего он становится чертой характера. Устойчивое повторение однотипных ситуаций стимулирования определенной потребности в жизни человека приводят к закреплению мотива в качестве черты характера.
V (последний) этап — актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания. Устойчиво повторяющиеся ситуации актуализации и удовлетворения соответствующих потребностей приводят к закреплению определенной мотивационной тенденции как внутренней необходимости, привычки. Итак, процесс формирования мотива как основания действия, поступка и побуждения к ним, начинается с возникновения потребности личности и заканчивается возникновением намерения и побуждения к достижению цели, если эта цель необходима человеку. Например, ощущение голода, жажды вызывает в сознании образ предмета, который мог бы удовлетворить потребность; под влиянием этого образа возникает импульс к действию (побуждение), которое соотносится человеком с внешними условиями (ситуацией), а также с морально-психологическими установками личности. Этот процесс соотнесения, осуществляемый с помощью мышления (анализ условий, средств и путей решения задачи, учет последствий), и приводит к постановке цели и определению плана действий.
4.3. Мотивация как фактор успеха деятельности. Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать. Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в деятельности. Высокомотивированный студент много читает дополнительной литературы и лучше учится; мотивированный спортсмен настойчиво тренируется и больше "выкладывается" на соревнованиях; работник с высоким уровнем мотивации настойчиво и с интересом работает и часто достигает значительных успехов в деятельности. Мотивация - это один из важнейших факторов (как и способности, знания, навыки), который обеспечивает успех в деятельности. Часто менее способный, но более замотивированный ученик (спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его одаренный товарищ (коллега). Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает. Таким образом, мотивация - важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности.
4.4. Процессуальный и результативный компонент мотивации Смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявление физической и интеллектуальной активности). Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. Данный компонент приобретает особое значение в игре. Ведь мотив игры заключен в самом его процессе, а не в результате (например, когда ребенок играет, то мотив - сам процесс игры, а не желание что-нибудь создать, т.е. содержание самой деятельности). Не выиграть, а играть - такова общая формула мотивации игры. Результативный компонент также представлен в играх. Вот почему есть основания утверждать, что процессуальный и результативный компонент мотивации тесно связаны. И в процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы. В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий - это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |