Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальные эквиваленты ISO 9000




Стандарты, входящие в серию

· ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

· ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования».

· ISO 9004. Содержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».

· ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

Стандарты ISO серии 10000 (технологии поддержки)

· ISO 10001. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации.

· ISO 10002. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях.

· ISO 10003. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по разрешению споров вне организаций.

· ISO 10004. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по мониторингу и измерению.

· ISO 10005. Системы менеджмента качества. Руководство по программам качества.

· ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества проектов.

· ISO 10007. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту конфигурации.

· ISO 10008. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций (Стандарт на стадии проекта ISO/DIS 10008).

· ISO 10012. Управление системами измерения. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию.

· ISO/TR 10013. Руководство по документированию системы менеджмента качества.

· ISO 10014. Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ.

· ISO 10015. Менеджмент качества. Руководство по обучению.

· ISO/TR 10017. Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000.

· ISO 10018. Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетентности персонала (вступил в силу 1 сентября 2012[4][5]).

· ISO 10019. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг.

Российские версии стандартов:

· ГОСТ ISO 9000-2011.[6] — аналог ISO 9000:2005 (подготовлен открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008)

· ГОСТ ISO 9001-2011 — аналог ISO 9001:2008 (подготовлен открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008)

Украинские версии стандартов:

· ДСТУ ISO 9000:2007 — аналог ISO 9000:2005

· ДСТУ ISO 9001:2009 — аналог ISO 9001:2008

Белорусские версии стандартов:

· СТБ ИСО 9000-2006 — аналог ISO 9000:2005

· СТБ ISO 9001-2009 — аналог ISO 9001:2008

· СТБ ISO 9004-2010 — аналог ISO 9004:2009

Содержание стандарта ISO 9001 и ГОСТ Р ИСО 9001

Стандарт ISO 9001:2008 имеет чёткую структуру.
Кроме предисловия и введения стандарт содержит 8 разделов (параграфов):

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Система менеджмента качества

5 Ответственность руководства

6 Менеджмент ресурсов

7 Выпуск продукции

8 Измерения, анализ и улучшение

Три первых раздела стандарта являются «служебными», они не содержат в себе требований. А вот пять остальных разделов – с 4-го по 8-ой – содержат самое главное – требования. Каждый раздел стандарта посвящён одной теме, адресован конкретной группе работников.

Раздел 4 «Система менеджмента качества» содержит общие требования ко всей системе (п. 4.1) и требования к управлению документацией (п. 4.2). Поэтому требования этого раздела обращены ко всем без исключения работникам предприятия.

Раздел 5 «Ответственность руководства» содержит требования к деятельности высшего руководства предприятия.

 

Раздел 6 «Ответственность руководства» содержит требования к управлению и улучшению ресурсов предприятия – персонала, инфраструктуры и её «порождения» – рабочей среды, т.е. тех условий, в которых осуществляется производство продукции. За обеспечение ресурсами отвечает высшее руководство.

Раздел 7 «Выпуск продукции» содержит требования к тому, чтобы на каждом предприятии были «внятно» зафиксированы (в документированном или не документированном виде) и исполнялись технологии изготовления продукции и / или оказания услуг. Эти технологии (или процессы, что, в данном случае, одно и то же) могут быть просто спланированы – на основе традиции, опыта и образования специалистов (п. 7.1 стандарта ISO 9001), либо разработаны, т.е. созданы «с нуля», получены в результате длительной интеллектуальной и экспериментальной деятельности (см. п. 7.3 стандарта ISO 9001). Процесс изготовления продукции должен содержать деятельность по проверке продукции, а точнее, один или несколько разновидностей контрольных операций: верификация, валидация; мониторинг, измерения, инспектирование, испытания.

В разделе 7 «Выпуск продукции» стандарта ISO 9001 содержится требование того, чтобы предприятие обеспечило предсказуемость технологии производства продукции, которая завершалась бы «выпуском продукции». Обращаю внимание, что термин «выпуск продукции» означает не «делание продукции», а «разрешение на дальнейшее продвижение продукции по технологической цепочке после операции технического контроля, т.е. после выполнения требований пункта 8.2.4 на запланированных этапах». Таким образом, смысл раздела 7.1 – «напишите, как делать». А смысл большого раздела 7.5.1 «Управление производством и обслуживанием» - «делайте, как написали».

Раздел 7 стандарта ISO 9001 адресован «среднему управленческому персоналу», рабочим.

Раздел 8 «Измерения, анализ и улучшение» содержит следующие требования:

• выполнять четыре вида мониторинга и, где применимо, измерения (п. 8.2),

• особые требования к действиям персонала в случае обнаружения брака (п. 8.3),

• требование заниматься «думанием» на уровне среднего управленческого звена и на уровне работников (п. 8.4),

• требования к выполнению улучшений всех четырёх уровнях системы управления (СМК предприятия) либо по результатам обнаруженных проблем (п. 8.5.2), либо по результатам осознанных потенциальных проблем (п. 8.5.3).

Вот ради этих двух последних пунктов и написан весь предыдущий текст стандарта ISO 9001:2008 / ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Этот раздел стандарта адресован всем без исключения работникам предприятия.

Особенности стандарта ISO 9001:2008 / ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Первый пункт При написании международных нормативных документов существует традиция, по которой каждый первый пункт очередного параграфа (раздела) содержит информацию не для регулирования, а для анонсирования и обобщения того, что будет сказано в остальных пунктах данного параграфа (раздела). Без знания этой особенности очень трудно читать и воспринимать текст стандарта ISO 9001:2008. Однако, каждый «первый» пункт каждого параграфа (раздела) стандарта ISO 9001:2008 содержит и свою «изюминку».

Пункт 4.1 «Общие требования» - содержит в себе краткое содержание всего стандарта ISO 9001:2008, а также важнейшее указание на необходимость управлять не только внутренними процессами внутри предприятия, но и некоторыми «внешними процессами».

Пункт 5.1 «Обязательства руководства» - подчёркивается, что Высшее руководство предприятия не только принимает решения по деятельности предприятия и, в частности, решения о внедрении СМК, но и «… должно предоставлять свидетельства своих обязательств в отношении разработки и внедрения системы менеджмента качества и постоянного улучшения ее результативности». Т.е. руководство предприятия должно не только быть приверженцем СМК, но и ДЕМОНСТРИРОВАТЬ свою приверженность.

Пункт 6.1 «Обеспечение ресурсами» - напоминает, что это обязанность руководства определить, какие ресурсы необходимо развивать для успешной деятельности предприятия.

Пункт 7.1 «Планирование выпуска продукции» - перечисляется, что должно быть учтено для осуществления управления технологическими процессами.

Пункт 8.1 «Общие положения» (применительно к измерениям, анализу и улучшению) – устанавливает обязательность применения статистических методов в системе управления КАЖДОГО предприятия. Справедливости ради надо сказать, что по наитию мы и так всегда используем статистические методы, только сами не осознаём это – см. на сайте раздел 8.5 «Улучшение».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.