Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и значение морского транспорта

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

 

1. Роль и значение морского транспорта

2. Основные элементы технического оснащения, технологии, организации перевозок и управления

 

 

Выполняя внутренние перевозки, морской транспорт оказывает большое влияние на развитие многих экономических районов страны. Использование морских сообщений для внутренних связей ограничивается определенными районами, тяготеющими в транспортном отношении к морским бассейнам. Роль морского транспорта особенно велика в жизни регионов (Дальний Восток, Север), где он является практически единственным видом транспорта, обеспечивающим перевозки самых различных грузов. Но особенно важное значение морской транспорт имеет для связей нашей страны с зарубежными странами, для перевозки внешнеторговых грузов. Морским транспортом обеспечивается связь со 145 странами мира. Морской транспорт является основным связующим звеном с транспортной системой других стран. Работа морского транспорта во внешних сообщениях не ограничивается перевозками экспортно-импортных грузов. В отличие от других видов транспорта он имеет наибольшие возможности выступать в качестве крупного экспортера своих услуг, перевозя грузы иностранных фрахтователей (фрахт – плата за перевозку груза (первонач. водным путем)).

Внутренние морские сообщения делятся на два вида: большой каботаж — плавание судов между портами СНГ разных морских бассейнов, малый каботаж — плавание судов между портами СНГ в пределах одного морского бассейна.

На морские перевозки приходится больше половины внешнеторговых грузов Украины. Экспортно-импортные грузы составляют основную часть грузооборота морского транспорта. В структуре заграничных перевозок около половины их занимают нефтяные грузы, затем идут руда, металлы, хлебные грузы и каменный уголь. На морском пассажирском транспорте, как и на железнодорожном, основное место занимают пригородные перевозки пассажиров, осуществляемые судами портофлота, которые совершают регулярные и специальные прогулочные рейсы. Доля дальних перевозок пассажиров невелика.

По сравнению с другими видами транспорта морской транспорт имеет ряд преимуществ, обусловленных его технико-экономическими особенностями:

- высокой провозной способностью. При приблизительно одинаковой средней скорости доставки грузов на большие расстояния морское судно может транспортировать такое же количество грузов, как несколько десятков полновесных грузовых поездов;

- практически неограниченной пропускной способностью, которую ограничивает главным образом перерабатывающая способность морских портов;

- сравнительно небольшими капиталовложениями для освоения естественных водных путей;

- незначительным расходом топлива. Морские суда при движении не преодолевают подъемов и следуют между портами по кратчайшему расстоянию;

- более низкой по сравнению с другими видами транспорта себестоимостью перевозок грузов. Относительно низкий уровень себестоимости грузовых перевозок обусловлен тем, что расход условного топлива на морском транспорте почти в 2 раза меньше, чем на железнодорожном, и в 7 раз меньше, чем на автомобильном. Производительность труда на морском транспорте в 5—6 раз выше, чем на железнодорожном и речном транспорте, а себестоимость в 2—3 раза ниже, чем на этих видах транспорта.

К недостаткам морского транспорта можно отнести:

- зависимость от географических и навигационных условий (ветры, течения, осадки, туманы, температура воздуха), чем определяется продолжительность навигационного периода и частичное или полное замерзание путей. Эта зависимость также ограничивает возможность прямых сообщений рамками перевозок только между пунктами, расположенными на морском побережье;

- необходимость создания большого портового хозяйства. В перспективе с развитием перевозки грузов по прямому варианту, контейнеризации, расширением лихтеровозного флота (лихтер – грузовое несамоходное судно типа баржи), позволяющих производить погрузку и выгрузку на необорудованный берег, затраты на портовое хозяйство в расчете на 1 т перевезенного груза будут сокращаться.

Основной сферой применения морского транспорта является межконтинентальная перевозка массовых и генеральных грузов, перевозка грузов в районах, имеющих выход к морю и не располагающих достаточно развитой сетью наземного транспорта. На коротких расстояниях не реализуется одно из важных преимуществ морского флота — возможность использования судов большой грузоподъемности и безостановочного движения.

Большое значение имеет организация паромного сообщения. Специальные суда — паромы — являются эффективным средством бесперегрузочных сообщений и предназначены для перевозок через водные пространства грузов, пассажиров и подвижного состава. Применение паромных переправ ускоряет обработку судов в портах, сокращает их стоянки, снижает затраты на перевалку грузов с одного вида транспорта на другой в связи с ликвидацией перегрузочных операций. При этом обеспечивается сохранность грузов, снижаются затраты на механизацию и строительство складов, увеличивается скорость доставки грузов из-за сокращения времени на перевалку и расстояния перевозки.

По грузообороту на первом месте находятся порты Черного и Азовского морей, затем порты Каспийского моря. Грузооборот Черного и Азовского морей составляет более 1/3 общего грузооборота морского транспорта СНГ. По этим морям проходят важные транспортные пути, связывающие Украину с государствами Западной Европы, Америки, Африки, Азии. В отличие от северных морей связь СНГ с зарубежными странами по Черному морю осуществляется круглый год.

Крупнейшие порты этого бассейна — Одесса, Ильичевск, Мариуполь, Новороссийск, Батуми, Туапсе и порты в устьях рек — Николаев и Херсон на Днепре, Рени и Измаил на Дунае.

Грузооборот Черного моря составляет почти 20 % (по каботажным перевозкам свыше 30 %), (каботаж – судоходство между портами одного государства),что определяется близостью к нему важных экономических районов, обладающих богатыми природными ресурсами, и наличием хорошо развитых связей с другими странами СНГ.

 

 

Основные элементы технического оснащения, технологии, организации перевозок и управления

Основными элементами материально-технической базы морского транспорта являются флот, порты, судоремонтные предприятия, путевое хозяйство, средства связи и электрорадионавигации.

Флот представляет собой совокупность судов различных типов, размеров и назначений. Он состоит из судов транспортного (грузовой, пассажирский, грузо-пассажирский), служебно-вспомогательного, технического и специального назначения.

Грузовые суда по роду перевозимых грузов подразделяются на сухогрузные, наливные и комбинированные. Сухогрузные суда составляют основную часть транспортного флота и в свою очередь делятся на суда для перевозки генеральных грузов и на суда для перевозки массовых (навалочных и насыпных) грузов, а по способу перевозки — на универсальные и специализированные. Сухогрузные суда обычно имеют 2—3 палубы, несколько трюмов, оборудованы грузовыми устройствами. Основу сухогрузного флота составляют серийные суда неограниченного плавания дедвейтом 8000 - 18 000 т скоростью 15 - 19 узлов. (Дедвейт — предельная грузоподъемность судна, при которой его осадка соответствует установленной грузовой марке (в тоннах). Узел – единица скорости судна, равная одной морской миле в час. Миля морская 1852 м. Кабельтов 185,2 м). Это универсальные суда типа «Новгород», «Выборг», «Красноград», «Ленинский комсомол».

В составе сухогрузного флота много специализированных судов: лесовозов, судов для перевозки массовых грузов, контейнеровозов, трейлеровозов и лихтеровозов.

Рефрижераторный флот составляют суда типа «Арагви», «Чапаев» и др., а также узкоспециализированные суда для перевозки рыбы, мясных и молочных продуктов, фруктовозы.

Наливные суда предназначены для перевозки жидких грузов наливом. Они подразделяются на нефтевозы, продуктонефтевозы, газовозы, спиртовозы, масловозы. Основная часть наливного флота предназначена для перевозки нефтегрузов: сырой нефти, нефтепродуктов, мазочных масел. В составе танкерного флота имеются суда дедвейтом от 1500 до 150000 т.

К комбинированным судам относятся крупнотоннажные нефтерудовозы, балкеры и др. (Балкер – специализированное судно для перевозки грузов (руды, угля, зерна и т.д.) насыпью и навалом).

Особое место в составе транспортного флота занимают морские паромы - многопалубные суда с избыточным надводным бортом и развитыми надстройками. Паромы бывают железнодорожные, автомобильные и автомобильно-пассажирские. Предназначены они для перевозки железнодорожных составов, автомобилей вместе с грузом и пассажиров через проливы и моря.

Служебно-вспомогательный флот включает в себя ледоколы, буксиры, а также спасательные, лоцманские, разъездные суда, которые не перевозят грузы или пассажиров, а обеспечивают работу транспортного флота. Среди них особое место занимают ледоколы и буксиры.

Морские порты во многом определяют эффективность использования флота. Располагая причальными сооружениями, перегрузочной техникой, складскими помещениями, сложным железнодорожным хозяйством и другими техническими средствами, порты обеспечивают прием, погрузку-выгрузку и обслуживание судов. По эксплуатационным особенностям порты делятся на универсальные и специализированные. Универсальные порты располагают оборудованием, организационным и техническим аппаратом, обеспечивающим готовность к приему грузовых и пассажирских судов с любым грузом и в любое время. Специализированными называют порты, приспособленные к обработке какого-либо одного специфического груза, нуждающегося в специальном оборудовании и организационном обслуживании. Они в свою очередь подразделяются на нефтяные, рудные, пассажирские и т.д.

Судоремонтные предприятия обычно размещаются в портах приписки судов или вблизи от них. Они осуществляют текущий ремонт флота, а также производят поддерживающий, восстановительный и аварийный ремонты, а также реконструкцию судов. Важными элементами судоремонтных предприятий являются сухие и плавучие доки.

Понятие морского пути охватывает собственно морской путь — пространство морей и океанов, включающее в себя проливы и каналы, а также совокупность средств, обеспечивающих безопасность плавания. Особенностью морских путей является то, что они не требуют предварительных работ по их сооружению и поддержанию в эксплуатационном состоянии. Однако на строительство каналов и акваторий портов (акватория – поверхность водного пространства, водоема; водный участок), поддержание их в надлежащем состоянии требуются значительные затраты.

Путевое хозяйство представляет собой комплекс технических средств и сооружений, обеспечивающих свободное и безопасное плавание судов, особенно на подходных каналах и у причалов. В этот комплекс входят средства навигационного ограждения, гидротехнические сооружения, технические средства по проведению дноуглубительных работ, а также по продлению навигации. Навигационное оборудование состоит из береговых и плавучих маяков, освещенных и неосвещенных знаков, бакенов, буев (бакен – укрепленный на якоре плавучий знак пирамидальной, конической или иной формы для обозначения фарватера или мелей).

Технология работы морского транспорта определяется многими законодательными и техническими документами, наставлениями, инструкциями, регламентирующими способы и порядок работы судов, судоремонтных и других предприятий с целью обеспечения их нормального и безопасного функционирования.

Флот и порты — это главные элементы производственного процесса, от работы которых в основном зависит эффективность осуществления процесса транспортировки грузов.

Технологический процесс работы судна включает в себя:

- подачу судов под погрузку (движение судов к портам или перестановка их в порту, маневрирование на акватории порта при постановке к причалу, швартовку (швартовы – канат, трос, которым морское судно крепится к причалу), оформление прихода);

- стоянку судов под погрузкой (подготовку грузовых помещений, люков, судовых грузовых устройств к приему грузов, проверку груза с точки зрения возможности принятия его к перевозке, собственно погрузку, размещение и крепление груза, закрытие люков и оформление грузовых документов);

- подготовку судна к рейсу, которая заключается в расчете курса следования, выяснении обстановки плавания, бункеровке топливом, снабжении водой, материалами, инвентарем, продовольствием и подготовке документов;

- выход судна из порта (подготовка для отшвартовки судна и отхода от причала часто с помощью вспомогательного буксира, маневрирование на акватории порта и выход из порта);

- движение судна по курсу (включает в себя все операции и приемы по управлению судном в период плавания).

Аналогичные операции выполняются при входе судов в порты для разгрузки. Технологический процесс работы портов слагается из следующих основных элементов:

- прием грузов от клиентуры к перевозке, взвешивание предъявленного груза, маркировка, укладка груза на причале и оформление документов;

- подготовка порта к приему судов — подготовка причалов, грузов и технических средств, необходимых для погрузки грузов в судно, составление грузовых планов;

- загрузка судов, в процессе которой совершаются собственно грузовые операции в соответствии с принятым оперативным планом, а также оформление документов;

- подготовка отхода судна — подготовка технических средств для вывода судна из порта, осмотр судна и оформление его отхода;

- выдача грузов получателям.

Организацию перевозочного процесса на морском транспорте определяют Кодекс торгового мореплавания, международные конвенции и соглашения по международному судоходству, Правила технической эксплуатации флота и др.

Организация морского судоходства имеет две основные формы: рейсовое и линейное (регулярное) плавание.

Рейсовым (нерегулярным) плаванием называется такая форма организации движения флота, при которой судно в каждом рейсе может работать на разных направлениях. В капиталистических странах применяется так называемое трамповое плавание (от английского слова tramp — бродяга) (судно, не работающее на определенных рейсах), которое отличается от рейсовой формы работы отечественного флота тем, что оно определяется фрахтовым рынком, а не планом перевозок.

Линейным плаванием называется такая форма организации движения флота, при которой судно или группа судов работает на постоянном направлении между определенными портами. На таких линиях суда закрепляются на квартал или более длительный срок.

Эксплуатационная деятельность всех звеньев морского транспорта определяется, координируется и направляется техническим планом работы флота и портов. Основой технического плана является график работы флота и портов, обеспечивающий координацию работы всех звеньев морского транспорта, смежных видов транспорта и клиентуры. Этот график состоит из двух взаимоувязанных частей: графика движения (работы) судов и графика загрузки портов. График движения судов определяет работу каждого судна во времени и пространстве, обеспечивая наивыгоднейшее использование флота и контроль за работой каждого судна. На основе графика движения судов разрабатывается график загрузки портов, позволяющий установить одновременное скопление судов в портах.

Структура управления морским транспортом двухзвенная. Министерство морского флота (ММФ) через свои управления и отделы, сформированные по функциональному признаку, осуществляет руководство отраслью по всем направлениям его работы. Основным звеном хозяйственного руководства в системе ММФ является пароходство.

Центральный аппарат Министерства морского флота состоитиз объединений, управлений и отделов, ответственных за определенные функции морского транспорта страны. В составе этого аппарата имеются управление эксплуатации флота и портов, которое обеспечивает планирование и организацию перевозок, управления технической эксплуатации флота и судоремонтных заводов, внешних сношений, развития и капитального строительства портов, заводов и других береговых предприятий, по заказам и наблюдению за строительством флота, электронавигации судовождения, связи и др.

В настоящее время в морских бассейнах функционируют 16 пароходств: Северное (Архангельск), Мурманское (Мурманск), Балтийское (Санкт Петербург), Эстонское (Таллин), Латвийское (Рига), Литовское (Клайпеда), Черноморское (Одесса), Азовское (Мариуполь), Грузинское (Батуми), Новороссийское (Новороссийск), Каспийское (Баку), Среднеазиатское (Термез), Дальневосточное (Владивосток), Сахалинское (Холмск), Камчатское (Петропавловск-Камчатский) и Приморское (Находка).

В состав ММФ входят объединения «Морсвязьспутник», «Инфлот», «Морзагранпоставка», а также Центральное пассажирское агентство «Морпасфлот».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекламная роль упаковки | ЛЕКЦИЯ 4. Биполярные транзисторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 21083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.