КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Техника, технология, организация и управление
Материально-техническую базу речного транспорта образуют флот, водный путь (с соответствующими сооружениями и оборудованием), порты, пристани, судостроительные и судоремонтные заводы, связь. Флот — важнейшее звено материально-технической базы водного транспорта. Он состоит из судов транспортного назначения, служебно-вспомогательных и технических. Транспортные суда классифицируют по видам перевозок (грузовые, пассажирские и грузо-пассажирские), способу движения (самоходные, толкаемые или буксируемые), роду перевозимых грузов. В свою очередь грузовые суда подразделяют на сухогрузные, наливные и комбинированные (например, нефтерудовозы). Те и другие суда в определенной степени являются универсальными, поскольку могут перевозить различные грузы. Имеются также специализированные суда, предназначенные для перевозки только одного груза. Грузовые сухогрузные суда (самоходные и несамоходные) подразделяются на 4 типа: площадки, открытые, полуоткрытые и закрытые. Суда технического флота выполняют путевые работы по поддержанию определенных габаритов пути, гарантированных глубин и обслуживанию судоходной обстановки (дноуглубительные и дноочистительные снаряды, грунтоотводные шаланды (шаланда – небольшая несамоходная мелкосидящая баржа), лоцмейстерские суда). К вспомогательным судам и судам специального назначения относятся ледоколы, рейдовые и шлюзовые буксиры и толкачи, разъездные, пожарные и спасательные суда, дебаркадеры (дебаркадер – плавучая пристань). Водный путь образуют судоходные части рек, озер, водохранилищ, искусственные каналы с соответствующими гидротехническими сооружениями и оборудованием. Водные пути подразделяются на судоходные, по которым возможно безопасное движение судов, судовых составов и плотов, и сплавные. Судоходные пути в свою очередь делятся на естественные и искусственные, на пути с гарантированными габаритами судового хода и без них, на пути с освещаемой и неосвещаемой обстановкой. К естественным судоходным путям относятся реки и озера, используемые для судоходства в их естественном состоянии или имеющие гидротехнические сооружения, которые не вызывают значительного изменения их режима. Каналы и водохранилища, а также реки, режим которых сильно изменен возведенными на них гидротехническими сооружениями, являются судоходными искусственными водными путями. По габаритам судового хода различают сверхмагистральные пути (гарантированная глубина до 4 м), магистральные (до 2,6 м), пути местного значения (до 1,4 м) и малые реки (до 1 м) (Габариты судового хода — глубина, ширина и радиус закругления водного пути. Гарантированные — минимальные габариты, выдерживаемые при всех условиях). Порты являются основой берегового хозяйства речного транспорта. Располагаются они на свободных и шлюзованных реках, на судоходных каналах, искусственных водохранилищах и озерах. Характерной особенностью речных портов на свободных реках является подверженность их большим колебаниям уровней воды, достигающим нескольких метров, что требует устройства причальных набережных большой высоты. На водохранилищах, помимо грузовых портов, устраивают также порты-убежища, служащие для укрытия во время шторма судов и плотов. Для выполнения своих функций порты имеют водяные подходы определенных размеров, рейды прибытия и отправления судов, формирования и расформирования составов, причальные набережные, грузовые склады и площадки, подъездные и внутрипортовые железнодорожные пути, подъемно-транспортное оборудование и устройства для погрузочно-разгрузочных работ, объекты электроснабжения, водо- и теплоснабжения (рейд – водное пространство (у морского берега), удобное для стоянки судов). На внутренних водных путях имеются пристани, выполняющие ограниченные функции по перевалке грузов и обслуживанию пассажиров. Рациональная организация перевозок грузов основывается на согласованной работе флота и портов. Технологический процесс устанавливает рациональный порядок грузовой обработки и комплексного обслуживания флота; последовательность и продолжительность операций по обработке судов, а также нормы полной их обработки; порядок использования технических средств и трудовых ресурсов, ответственность отдельных работников за выполнение каждой операции. Основная документация, регламентирующая работу порта: техническо-распорядительный акт, технологические карты погрузки-разгрузки судов, типовые циклы обработки судов. Организацию перевозочного процесса на речном транспорте определяют Устав внутреннего водного транспорта, Правила технической эксплуатации, Устав службы на судах речного флота, Положение по диспетчерскому управлению работой флота и портов Министерства речного флота. В зависимости от условий перевозок предусматриваются следующие формы организации движения флота: линейная, рейсовая, экспедиционная. Линейная является основной в транспортном процессе. Она предусматривает, такую организацию движения грузового флота, при которой за линией закрепляют однотипные суда, а также взаимоувязанную работу всех звеньев, обслуживающих транспортный процесс и ритмичное выполнение перевозок. Рейсовая форма организации движения применяется только для эпизодически возникающих перевозок грузов, по которым нельзя установить постоянный транспортный интервал отправления и прибытия. Экспедиционную форму организации движения применяют для обеспечения завоза (вывоза) грузов в начальный период навигации на быстромелеющие реки. Основой организации работы флота и портов является график движения, определяющий рациональную организацию работы транспортного флота и его обслуживания, а также взаимосогласованную работу всех транспортных подразделений. Разрабатывают его на навигацию и отдельные ее периоды, значительно отличающиеся по условиям плавания, с учетом технических норм эксплуатации флота, загрузки судов различными грузами, ходового времени по отдельным участкам и т. д. Технический план работы пароходства можно назвать планом обеспечения флотом перевозок грузов и организации работы флота. Для рациональной обработки судов в порту составляется технический план работы порта, разрабатываемый ежегодно на основании задания по обработке транспортного флота, прибывающего в порт. Основа плана — график движения флота. Система управления речным транспортом является двухзвенной: министерство (главные управления, управления) — пароходство (производственное объединение). Центральный аппарат Министерства речного флота состоит из главных управлений, управлений и отделов. Руководство эксплуатационной работой осуществляет Главное управление перевозок и эксплуатации флота во взаимодействии с другими управлениями и отделами. В Украине, Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литве, Киргизии — по одному пароходству, в Казахстане — 3 пароходства, в системе морского флота — 3 речных пароходства. Система оперативного управления эксплуатационной работой флота основана на централизованном диспетчерском руководстве, ставшем возможным с развитием средств связи и сигнализации. Вначале это была телеграфная и селекторная связь, а затем телефонная. За последнее время все большее распространение получает.радиотелефонная и высокочастотная связь.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |