Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство нравственного и правового сознания сотрудников органов внутренних дел

Сотрудников органов внутренних дел

Тема 5. Профессионально-нравственное сознание

1. Единство нравственного и правового сознания сотрудников органов внутренних дел.

2. Профессионально-нравственное сознание как элемент профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел.

 

 

Сознание - высшая форма отражения общественного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и объективные факторы, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и других условий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулирования правоохранительной деятельности является профессиональное сознание сотрудников органов внутренних дел.

Структура профессионального сознания юристов, вообще, и сотрудников органов внутренних дел, в частности, включает в себя два элемента: профессиональный (правосознание) и нравственный (мо­раль­ное сознание).

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая действительность в форме юридических знаний, правовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отношение к праву.

Понятие и структура морального (нравственного) сознания как одного из трех элементов, образующих мораль, рассматривались нами в лекции “Мораль: происхождение, структура и основные функции”.

Правосознание, также как и моральное, имеет два уровня отражения действительности (в данном случае - правовой) - эмоционально-чувственный и рациональный.

Эмоционально-чувственный уровень представлен правовой психологией, традиционно рассматриваемойкак совокупность чувств, привычек, убеждений и т.д., характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества, к праву. Правовая психология возникает под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности, является первой, начальной ступенью правосознания.

Под правовой действительностью следует понимать правовую культуру общества, в том числе и правовую деятельность, которая состоит из исполнения юридических обязанностей и использования субъективных прав. Именно с этого уровня начинается осознание правовой реальности, первичное знакомство с ней.

В отличие от правовой психологии, правовая идеология представляет собой более высокий рациональный (или научно-теоре­тический) уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовых явлений общественной жизни.

Правовая идеология - совокупность понятий, представлений, идей, взглядов, относящихся к правовой действительности.

Основные функции профессионального сознания юристов - познавательная, оценочная, регулятивная. Они тесно связаны между собой.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии “правовая подготовка.”

Оценочная функция заключается в том, что профильтрованные через личный опыт и правовую практику разные стороны и явления жизни вызывают к себе определенное эмоциональное отношение субъекта. Оно выражается в оценке значимости полученных знаний с точки зрения человека, общества.

В структуру правосознания входят четыре вида оценочных отношений:

- к праву (его нормам, принципам);

- к правовому поведению окружающих;

- к правоохранительным органам и их деятельности;

- к своему правовому поведению (самооценка).

При этом формируется социальная установка личности - предрасположенность воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию. Соответственно, правовая ориентация - это совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующая программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностных ориентаций. Результат ее реализации - поведенческая реакция(решение). Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения или деятельности нормам права являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его институтам и нормам, к практике их применения и нарушениям, к собственному правовому поведению.

Усвоение правовых ценностей, норм и стандартов правового поведения осуществляется последовательно, по жизненным циклам:

- для юристов- целенаправленно в период обучения в специальных учебных заведениях;

- в ходе служебной подготовки, повышения квалификации;

- в процессе практической деятельности.

По мере развития и обогащения ценностно-нормативная сфера личности приобретает все большую самостоятельность, независимость от внешних воздействий. Углубляется осознанность поведения.

Отсюда наличие двух принципиальных форм действия:

- человек ориентируется на собственные нормы (которые не расходятся с правом), не вдаваясь в оценку возможных последствий, солидарен с правом, поддерживает его, или просто привык подчиняться нормам и фактически действующим правилам;

- человек избирает правомерный вариант поведения, подчинившись требованиям общества, страшась наказания, общественного порицания и морального осуждения окружающих, нежелательных последствий или, имея какой-то расчет.

Анализируя элементы структуры профессионального сознания, необходимо иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль и право неотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу между нравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражения действительности.

Одна из особенностей права заключается в том, что в нем отражена, представлена иерархия моральных, политических и других социальных ценностей. Из социальных норм, регулирующих общественные отношения, нет более близкого к праву общественного явления, чем нравственность. Сфера действия морали, морального сознания, нравственной (этической) культуры шире, чем правовой: они в большей или в меньшей степени регулируют все общественные отношения. Многочисленные исследования показали, что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности.

Применительно к деятельности правоохранительных органов интерес представляет проблема взаимоотношения права и морали, правового и морального сознания, а именно:

а) влияние норм и принципов морали на правотворчество;

б) использование моральных норм и принципов при применении норм права;

в) воздействие права на формирование норм и принципов морали, их реализацию, на воспитание нравственного сознания и нравственной культуры.

Следует иметь в виду, что при правовом регулировании законодатель пользуется прежде всего моральными критериями. Основу права составляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральное содержание, выраженное либо непосредственно, либо через ряд опосредующих звеньев. Это придает им нравственное обоснование и нравственный авторитет. Поэтому, когда говорят о нравственной основе права, имеют в виду, что определенный нравственный аспект присущ не только самим нормам права, но и способам их реализации. Одни и те же социальные потребности, ценности и блага часто охраняются и нормами права и нормами морали одновременно.

Однако области правового и морального регулирования совпадают не полностью. Право имеет специфическую сферу регулирования, связанную с функцией закрепления и развития экономических и политических основ общества. При этом степень значимости того или иного блага, охраняемого правом, определяется на основании не только моральных, но и экономических, политических и других критериев.

В отличие от правовых моральные нормы не отличаются строгой определенностью. Границы нравственного выбора очерчены менее строго. Здесь возникает “пограничный слой” проблем, особенно сложных для конкретного решения. Поэтому в пределах действия одной и той же системы моральных норм два человека в сходных условиях могут выбрать несовпадающие варианты поведения. В качестве примера в этом случае обычно приводят выбор между правдивостью и ложью “во благо того, кого обманут”.

В случае конфликта моральных ценностей каждый человек вынужден самостоятельно проводить их сравнительную оценку, т.е. поступаться одними, по его убеждению, низшими ценностями, в пользу других, с его точки зрения, высших.

Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует подчеркнуть достаточную гибкость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать из набора альтернатив наиболее целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали, нравственное сознание.

Именно благодаря тому, что в правосознании нравственно-оценочный момент просматривается очень четко, правовые взгляды обладают исключительно развитой ценностно-ориентирую­щей функцией, свойственной морали. Это позволяет считать, что в структуру профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов кроме правовой культуры включается и нравственная культура.

В научной литературе господствует мнение, что ценности - это отношение человека к объектам удовлетворения своих потребностей. Ценными для человека являются реально существующие предметы природы и явления общественной жизни, а также идеалы, нормы, художественные образы и идеи, т.к. они удовлетворяют духовные потребности, соответственно это - материальные и духовные ценности. Наиболее общими эквивалентами моральных ценностей в этике являются категории блага, добра, справедливости, долга, совести, достоинства, смысла жизни, счастья.

Специфика моральных ценностей выводится из единства общественных и личных интересов и потребностей. Однако то, что полезно с точки зрения ближнего интереса, сегодняшнего дня, момента может не оказаться полезным для интересов дальних, более общих. Даже общественная польза, как цель и результат поведения, становится ценностью с моральной точки зрения, когда ее достижение побуждается бескорыстными мотивами.

Если благо - объект стремлений человека, добро - деятельность, то долг, совесть, ответственность, достоинство - понятия, раскрывающие ценность мотива моральной деятельности. (П.М.Ар­хангель­ский).

Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственный принцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральную позицию личности. Таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, является принцип законности, следование которому не только служебная обязанность, но и моральный долг.

Профессиональная мораль, ее нормы, принципы, а также нравственное сознание составляют содержание нравственно- этического фактора в системе обеспечения законности.

Сущность и особенности морали позволяют понять ее роль в механизме строгого и неуклонного соблюдения и исполнения норм права. В самом общем виде основная роль и функция морали заключается в том, что она является:

- предпосылкой, условием и составной частью правовых предписаний и требований;

- структурным элементом профессионального сознания;

- критерием правильного толкования правовых норм и выбора варианта поведения в пределах правовых предписаний;

- материалом для восполнения пробелов в праве.

Если попытаться определить некоторые функции морали применительно к праву на примере его отдельных отраслей, то прежде всего можно выделить четыре формы связи морали и права.

Первая, наиболее общая - соответствие всех без исключения норм права принципам и требованиям господствующей морали. Моральность права может быть явной и скрытой. Последнее в большей степени характерно для норм, носящих процедурный характер, определяющих сроки и порядок производства следственных действий.

Вторая - включает пра­вовые нормы, непосредственно конкретизирующие моральные нормы. Нормы уголовного права, охраняющие жизнь, здоровье, честь и достоинство личности воплощают в себе моральные принципы гуманного отношения и взаимного уважения между людьми. Такой характер носят нормы уголовно-процессуального права, запрещающие домогаться показаний путем насилия, угроз и незаконных мер.

Третья форма связи, не влияя на отношения к норме, воздействуют на сам процесс ее реализации. Так, в тексты многих уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм прямо включены этические категории, такие как справедливость, добросовестность, чистосердечность. Ясно, что правильное применение данных норм связано с необходимостью одинакового с законодателем понимания содержащихся в них нравственных категорий.

Четвертая форма связи состоит в том, что правовые нормы носят несколько иной характер. Они включают оценочные категории, которые не имеют непосредственного нравственного содержания: малозначительность, тяжесть преступле­ния, степень общественной опасности и др.

При применении подобных статей моральные ценности служат шкалой, по которой оцениваются данные категории. Во всех рассмотренных формах связи права и морали проявляется сущность моральной регуляции с ее возможностями ориентировать и повелевать.

Как уже отмечалось, в морали сконцентрирован громадный социальный опыт человечества, но преимущественно на эмоционально-интуитивном уровне. Для морали существенное значение имеет расхождение между сущим и должным. Из этого особого соотношения следует возможность конфликта между требованиями окружающей действительности, принципами и нормами морали. Указанная особенность морали имеет принципиальное значение для анализа сложившихся форм взаимодействия права и морали, правового и нравственного сознания, для понимания сущности и причин нравственных конфликтов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Моральные конфликты могут быть личностными и межличностными. В числе наиболее распространенных причин и условий, способствующих возникновению конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел, выделяются следующие:

1. Наличие норм права, противоречащих господствующей морали (на­пример, наличие смертной казни противоречит моральному принципу гуманизма).

2. Cитуативно возникающие противоречия между правом и моралью (например, не имея права на управление автотранспортом, следователь или иное лицо доставили потерпевшего с места происшествия в медицинское учреждение).

3. Коллизии (от лат.collisio - столкновение) законности и кажущиеся целесообразности. Здесь возможны такие варианты:

а) существует мнение о том, что якобы отступление от норм права способствует раскрытию преступления (например, применение следователем психологического нажима, обмана заставляет подозреваемого давать правдивые показания), но при этом не учитывается, как минимум, тот побочный отрицательный результат, который наступает в подобных ситуациях и ведет к снижению престижа правоохранительных органов;

б) неумение применять нормы права препятствует раскрытию преступления. Не умея собрать нужные доказательства, следователь или лицо, производящее дознание, нередко любыми средствами домогаются признания подозреваемого или прекращают дело, поскольку не видят иного выхода;

в) формальное стремление обеспечить реализацию норм права приводит к нарушению прав граждан.

Например, вынесение следователем представления по уголовному делу, в результате чего становятся известны факты семейной жизни гражданина, не подлежащие огласке.

 

4. Противоречие между нравственным идеалом и уровнем профессионального сознания. Например, “регулирование” статистической отчетности как результат давления со стороны руководителей, обладающих недостаточно высоким уровнем профессионального правосознания.

5. Противоречия между профессиональным долгом сотрудника и низким уровнем морального сознания. Долг, например, обязывает стремиться к объективности, справедливости, а сотрудник обладает такими качествами, как пристрастность, неверие в человека, повышенная подозрительность.

6. Конфликт целей в их иерархии, который решается путем отдачи предпочтения ближайшей цели. Так, в ситуации, требовавшей принять решение по факту пропажи золотых часов у одного из пассажиров автобуса, 47% следователей и 60% начальников горрайорганов высказались за проведение обыска всех пассажиров, что в данном случае является нарушением их законных прав.

В связи с наличием этих и других противоречий возникает необходимость в выработке своего рода нравственных стандартов, критериев поведения, которые позволяли бы уменьшить возможность принятия аморальных, а, нередко, и незаконных решений.

В качестве одного из средств не только разрешения, но и предотвращения моральных конфликтов можно назвать устранение противоречий как самом праве, так и между правом и моралью.

Другой путь предупреждения и уменьшения конфликтов - разработка профессионально-этического кодекса, который бы конкретизировал моральные требования с учетом специфики правоохранительной деятельности.

В качестве разумного выхода в подобных случаях может быть использована концепция иерархии социальных ценностей (в данном случае - моральных).

В соответствии с указанной концепцией руководствоваться следует общим правилом: на основе представления о добре и зле, правде и лжи предпочтение отдается ценности более высокого уровня. Оптимальным является соответствие в иерархии ценностей таких целей правовых норм, как раскрытие преступления, с одной стороны, и обеспечение личной свободы, прав и законных интересов человека - с другой.

Но если возникает необходимость выбора, то более высокой ценностью нужно признать свободу, права и законные интересы личности. Стремление защитить правопорядок противозаконными средствами противоречит самой сути правового порядка в общественных отношениях и не достигает своей цели.

Проблема выбора ценностей в типовых ситуациях, характерных для каждой службы органов внутренних дел, относится к числу практически важных и недостаточно разработанных. Ясно лишь, что выбор ценностей должен производиться с учетом особенностей конкретной ситуации, всех ее нравственных оттенков, что каждый сотрудник должен уметь ориентироваться в системе объективных нравственных ценностей. Система ценностных ориентаций относительно обязанностей и прав сотрудников органов внутренних дел, определяющая выбор и оценку поведения, в этике носит название нравственной ответственности. Именно нравственная ответственность превращает убеждения в мотивы поведения, ставит поведение под контроль собственного сознания, чести, достоинства, стыда, совести.

Совесть как форма моральной ответственности является мотивирующей силой человеческого поведения. Поэтому профессиональная совесть сотрудника органов внутренних дел, как ответственность перед самим собой, должна включать в себя такие структурные компоненты, как:

- субъективную убежденность в истинности установленных фактов;

- осознание доказанности, обоснованности своих субъективных выводов;

- осознание соответствия своего поведения в процессе принятия решения закону, нормам и принципам морали;

- убежденность в соответствии закону, нормам и принципам морали юридической оценки собранных доказательств и принятых на их основе решений.

Если совесть есть проявление нравственной самооценки, чувство и суждение о своем собственном поведении, то стыд как форма социального контроля имеет больше внешний характер (“что скажут другие”).

Стыд и совесть - это нравственные механизмы индивидуального поведения, служащие источниками активности личности, побуждения к действию в строгом соответствии с законом во имя сочетания личных (профессиональных) и общественных интересов.

При совпадении правового и нравственного сознания обе формы не теряют своего самостоятельного значения, отражают один и тот же объект под различным углом зрения:

- нравственное сознание - при помощи неписаных правил поведения и оценочных понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, долга, совести;

- правосознание - в категориях законного и незаконного, прав и обязанностей и т.д. под определенным влиянием нравственного сознания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Профессионально-нравственное сознание как элемент профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 5174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.