Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Моральные (нравственные) конфликты в правоохранительной деятельности

Если будет установлено, что выбор действия был сделан правильно, но его осуществлению помешали объективные условия или условия, которые сотрудник не мог предвидеть, нравственная оценка этих действий должна быть положительной. Отрицатель­ной оценки заслуживают те ошибки в выборе, которые вызваны некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств.

Конечно, трудно дать какую-то формулу определения значе­ния того или иного поступка в рискованных ситуациях, но можно попытаться выяснить, правильный ли выбор сделал человек. Если сотрудник правильно соотнесет значение упущенной выгоды с возможным в случае неудачи ущербом, соизмерит вероятность успеха с вероятностью неудачи и в результате придет к обосно­ванному выводу о целесообразности рискованных действий, то независимо от их исхода и последствий не может быть речи о привлечении его к ответственности. Напротив, в случае неудачи у него должна быть закреплена установка на оправданный риск. Подлежит ответственности тот сотрудник, который идет на неоп­равданный риск, но еще в большей мере тот, кто не выполняет возложенных на него обязанностей, бездействует из боязни по­следствий.

Если при выявлении вариантов выбора мораль играет роль регулятора, направляющего на наиболее полное и всестороннее исследование обстоятельств и возможностей выбора, то на этапе выбора варианта поведения ей отводится решающая роль.

Важнейшую роль в выборе варианта поведения играет нрав­ственная мотивация. Почему именно этот поступок наиболее предпочтителен? Чем обосновывается такой выбор? Эти вопросы в наибольшей степени характеризуют выбор варианта поведения.

Таким образом, выбор всегда означает признание приоритета (предпочтения) одной ценности перед другой. В одних случаях обоснование вы­бора и сам выбор не вызывают затруднений, в других они связа­ны с острейшей борьбой мотивов. Ситуации второго рода обычно называют нравственными конфликтами.

 


Нравственный конфликт - это столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борь­бой мотивов и требующее морального выбора.

Правоохранительная деятельность в силу острого противоборства с преступниками, использования специфических сили средств достаточно часто ставит сотрудников в ситуации нравственного конфликта. Данные конфликты возникают при наличии противоположной направленности мотивов, когда субъекту приходится мысленно «взвешивать» общественную необходимость, выраженную в требованиях долга, и личные планы, рационально осознанные мотивы и идущие вразрез с ними желания, когда возникает колебание между выбором близких и дальних целей, когда человека тревожит выбор между большим и меньшим и т.д.

Особенность нравственного конфликта состоит в том, что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или иной норме морали ведет к нарушению другой нормы. Сложность здесь состоит не столько в том, что человек может не знать некоторых нравственных норм и потому не в состоянии сделать выбор, а также не в том, что он не желает выполнять требования морали, сколько в необходимости разрешить столкновение этих требований.

Примером может служить ситуация, когда перед сотрудником правоохранительных органов, производящим обыск на квартире подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, встает дилемма: либо произвести осмотр постели больного человека, находящегося при смерти, либо, руководствуясь гуманными соображениями, отказаться от этого. Сложность подобных ситуаций состоит еще и в том, что преступник зачастую придерживается иной системы моральных ценностей и, зная, что нормы морали для сотрудников правоохранительных органов имеют высокую степень императивности, старается использовать это в своих интересах.

Среди конфликтов, имеющих профессиональное значение для сотрудников правоохранительных органов, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты проявляются как острые нравственные противоречия между людьми (личность — общество, личность — группа, личность— личность, группа — группа, группа — общество). Они выражают расхождение направленности ценностных ориентации отдельных личностей, социальных групп и общества.

Природа внутренних конфликтов иная. Их источником является сложность, разнохарактерность самих мотивов личности, находящихся в подчинении и соподчинении друг другу. Выбор поведения человека при разрешении такого конфликта во многом зависит от направленности личности, ее ориентации на те или иные ценности. Практика показывает, что среди сотрудников правоохранительных органов по критерию ценностной ориента­ции можно выделить несколько типов личности, которые при возникновении конфликтной ситуации сделают соответствующий этим ориентациям выбор. Так, сотрудники, ориентирующиеся на правовые ценности, при столкновении различных норм в первую очередь будут исходить из требований законов и приказов. Чело­век, для которого высшими ценностями являются нормы нравст­венности, при разрешении конфликта будет ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и гуманизма, он не смо­жет поступиться своими нравственными убеждениями ради чьих бы то ни было интересов. Тип личности, ориентирующийся на профессиональные ценности, как правило, отдаст предпочтение служебной целесообразности. Основным мотивом деятельности такого сотрудника является служение государству, профессио­нальный долг. Прагматик при разрешении конфликта на первое место поставит наиболее эффективное достижение стоящих перед ним целей. Сотрудник, в характере которого преобладают испол­нительские черты, будет ориентироваться на указания руково­дства.

Понятно, что направленность личности характеризует типич­ное поведение человека. Но правоохранительная деятельность нередко связана с чрезвычайными, нестандартными ситуациями, которые могут влиять на поведение людей, приводя к нетипич­ным для них поступкам. Очевидно, что при любой направленно­сти личности, при наличии тех или иных предпочтений, в любых ситуациях сотрудник правоохранительных органов в первую оче­редь должен исходить из интересов личности, общества и госу­дарства, на защите которых он стоит. Приоритеты добра, спра­ведливости, профессионального долга должны служить основой при разрешении любых служебных ситуаций, какими бы слож­ными и конфликтными они ни были.

Разрешение внутреннего конфликта может явиться в ряде случаев поводом к возникновению внешнего. Так, принятие че­ловеком решения сотрудничать с правоохранительными органами на негласной основе может быть, например, результатом разрешения внутреннего конфликта между страхом разоблачения в той среде, в которой ему приходится работать, и осознанием необхо­димости такого сотрудничества в пользу последнего, что может привести к возникновению внешнего противоречия (конфликта) между негласным помощником и средой его деятельности (если эта среда имеет противоположную моральную направленность).

Особенность деятельности сотрудника правоохранительных органов состоит в том, что иногда ему приходится работать в преступной среде, скрывая свою принадлежность к государственным структурам. В этих ситуациях в сознании человека одновременно сосуществуют две нравственные системы - одна, которую он разделяет сам, и другая, которую разделяет преступная среда и в соответствии с которой он должен строить свое поведение в этой среде. Вспомните хотя бы случай из кинофильма «Место встречи изменить нельзя», когда сотрудник уголовного розыска Шарапов внедряется в банду «Черная кошка». Здесь конфликт порожден, с одной стороны, собственными нравственными установками Шарапова, с другой — ситуацией, которая диктует ему определенный тип поведения.

В сознании человека в таких ситуациях одновременно конфликтно взаимодействуют различные системы моральных ценностей. С этой точки зрения, данный конфликт может быть назван внутренним. Однако специфика внутреннего конфликта состоит в том, что для него характерна борьба норм, ценностей, мотивов, признаваемых личностью в качестве верных. Для внешнего конфликта, напротив, характерно отрицание правильности противоположных убеждений, взглядов, ценностей, идей. Сотрудник, работающий в чуждой среде, вынужден скрывать свое конфликтное отношение к той системе моральных ценностей, которая господствует в этой среде. Такое положение вызвано не ситуацией морального выбора (выбор сотрудником уже сделан), а особенностями оперативной работы. Поэтому данный конфликт можно назвать скрытой формой внешнего конфликта.

Форм проявления моральных конфликтов в правоохранительной деятельности существует множество. Они обусловлены конкретными особенностями того или иного направления этой деятельности, специфическими условиями, в которых осуществляется эта деятельность, социально-психологическими характеристиками участников конфликта и другими обстоятельствами.

Развитие конфликта приводит к его разрешению, то есть выбору определенного варианта поступка или поведения. Здесь важно помочь человеку определить правильную позицию, лежащую в основе принимаемогоим решения. Причем эта позиция будет тем более прочной, чем более осознаваемые человеком моральные требования превращаются в его убеждения. Этот вопрос имеет практическое значение для правоохранительной деятельно­сти, в частности для работы с негласными помощниками. Не­гласный помощник может осознавать правильность принятого им решения сотрудничать с правоохранительными органами, иметь верное представление о моральной стороне этого решения, созна­тельно и добровольно выполнять задания оперативного работни­ка и при этом субъективно, психологически не чувствовать внут­реннего удовлетворения от своего поведения. Так бывает, когда осознание своего поведения не превратилось в устойчивые убеж­дения, чувства, привычки. Негласный помощник может совер­шать правильные поступки и мотивировать их, но это не всегда мотивация убеждения. Воля к самопринуждению, чувство долга - это тоже высокие мотивы положительного поведения, но все-таки ставить их на один уровень с мотивацией убеждения, кото­рая характеризует высший тип нравственного поведения, нельзя.

В литературе предпринимаются попытки выработать реко­мендации, способствующие преодолению и разрешению нравст­венных конфликтов. В качестве общего принципа при этом вы­двигается положение об иерархии нравственных ценностей, сис­теме предпочтений (общественный долг, например, рассматрива­ется как более высокий по сравнению с частным).

Аксиомой в разрешении моральных конфликтов нередко яв­ляется положение о приоритете общественного интереса перед частным. К сожалению, в действительности это положение по­нимается и реализуется подчас весьма упрощенно и грубо, когда личный интерес противопоставляют общественному. В этом слу­чае конфликтную ситуацию нередко разрешают простым прине­сением интересов отдельной личности в жертву общему интересу, не замечая при этом, что ситуация при более тщательном анализе обнаруживает, может быть, несколько более сложный способ сво­его разрешения, но зато такой, при котором реализация общего интереса не потребует каких-то жертв от индивида, когда человек воспринимает общественный интерес как свой личный.

Подчинение личного общественному — это крайний, хотя и довольно часто встречающийся вариант разрешения тех ситуаций, в которых другого выхода быть не может. Вспомним, что извест­ный немецкий философ И.Кант истинно нравственным челове­ком называл того, кто действует вопреки своим личным интере­сам и желаниям. И все же для оптимального выхода из конф­ликтной ситуации необходимы не только готовность личности звать собственными интересами, но и усилия общества удовлетворению интересов личности. Только в таком диалектическом единстве общественного и личного и возможен правильный моральный выбор.

Как уже отмечалось, в морали сконцентрирован громадный социальный опыт человечества, но преимущественно на эмоционально-интуитивном уровне. Для морали существенное значение имеет расхождение между сущим и должным. Из этого особого соотношения следует возможность конфликта между требованиями окружающей действительности, прин­ципами и нормами морали. Указанная особенность морали имеет принци­пиальное значение для анализа сложившихся форм взаимодействия пра­ва и морали, правового и нравственного сознания, для понимания сущ­ности и причин нравственных конфликтов в служебной деятельности со­трудников органов внутренних дел.

Моральные конфликты могут быть личностными и межличностными. В числе наиболее распространенных причин и условий, способствующих возникновению конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел, выделяются следующие:

[1] Наличие норм права, противоречащих господствующей морали (например, наличие смертной казни противоречит моральному принци­пу гуманизма).

[2] Ситуативно возникающие противоречия между правом и моралью (например, не имея права на управление автотранспортом, сле­дователь или иное лицо доставили потерпевшего с места происшествия в медицинское учреждение).

[3] Коллизии (от лат.collisiо - столкновение) законности и кажущиеся целесообразности. Здесь возможны такие варианты:

а) существует мнение о том, что якобы отступление от норм права способствует раскрытию преступления (например, применение следователем психологического нажима, обмана заставляет подозреваемого давать правдивые показания), но при этом не учитывается, как минимум, тот по­бочный отрицательный результат, который наступает в подобных ситуа­циях и ведет к снижению престижа правоохранительных органов;

б) неумение применять нормы права препятствует раскрытию пре­ступления. Не умея собрать нужные доказательства следовать или лицо, производящее дознание, нередко любыми средствами домогаются признания подозреваемого или прекращают дело, поскольку не видят иного выхода;

в) формальное стремление обеспечить реализацию, норм права приводит к нарушению прав граждан. Например, вынесение следователем постановления по уголовному делу, в результате чего становятся известны фак­ты семейной жизни гражданина, не подлежащие огласке.

[4] Противоречие между нравственным идеалом и уровнем профессионального сознания. Например, "регулирование" статистической от­четности как результат давления со стороны руководителей, обла­дающих недостаточно высоким уровнем профессионального правосо­знания.

[5] Противоречия между профессиональным долгом сотрудника и низким уровнем морального сознания. Долг, например, обязывает стремиться к объективности, справедливости, а сотрудник обладает такими качествами, как пристрастность, неверие в человека, повышенная подозрительность.

[6] Конфликт целей в их иерархии, который решается путем отдачи пред­почтения ближайшей цели. Так, в ситуации, требовавшей принять решение по факту пропажи золотых часов у одного из пассажиров автобуса, 47% следова­телей и 60% начальников горрайорганов высказались за проведение обыска всех пассажиров, что в данном случае является нарушением их законных прав.

В связи с наличием этих и других противоречий возникает необхо­димость в выработке своего рода нравственных стандартов, критериев поведения, которые позволяли бы уменьшить возможность принятия аморальных, а, нередко, и незаконных решений.

В качестве одного из средств не только разрешения, но и предотвращения моральных конфликтов можно назвать:

- устранение противоречий как в самом праве, так и между правом и моралью.

- другой путь предупреждения и уменьшения конфликтов - разработ­ка профессионально-этического кодекса, который бы конкретизировал моральные требования с учетом специфики правоохранительной дея­тельности.

- в качестве разумного выхода в подобных случаях может быть использована концепция иерархии социальных ценностей (в данном слу­чае - моральных).

В соответствии с указанной концепцией руководствоваться следует общим правилом: на основе представления о добре и зле, правде и лжи и т.п. и предпочтение отдается ценности более высокого уровня. Оптимальным является соответствие в иерархии ценностей таких целей правовых норм, как раскрытие преступления, с одной стороны, и обеспечение личной свободы, прав и законных интересов человека - с другой.

Но если возникает необходимость выбора, то более высокой цен­ностью нужно признать свободу, права и законные интересы личности. Стремление защитить правопорядок противозаконными средствами противоречит самой сути правового порядка в общественного отноше­ниях и не достигает своей цели.

Проблема выбора ценностей в типовых ситуациях, характерных для каждой службы органов внутренних дел, относится к числу практически важных и недостаточно разработанных. Ясно лишь, что выбор цен­ностей должен производиться с учетом особенностей конкретной си­туации, всех ее нравственных оттенков, что каждый сотрудник должен уметь ориентироваться в системе объективных нравственных ценно­стей. Система ценностных ориентации относительно обязанностей и прав сотрудников органов внутренних дел, определяющая выбор и оценку поведения, в этике носит название нравственной ответствен­ности. Именно нравственная ответственность превращает убеждения в мотивы поведения, ставит поведение под контроль собственного созна­ния, чести, достоинства, стыда, совести.

Совесть как форма моральной ответственности является мотиви­рующей силой человеческого поведения. Поэтому профессиональная совесть сотрудника органов внутренних дел, как ответственность перед самим собой, должна включать в себя такие структурные компоненты, как: субъективную убежденность в истинности установленных фактов; осознание доказанности, обоснованности своих субъективных выводов; осознание соответствия своего поведения в процессе принятия решения закону, нормам и принципам морали; убежденность в соответствии за­кону, нормам и принципам морали юридической оценки собранных до­казательств и принятых на их основе решений.

Если совесть есть проявление нравственной самооценки, чувство и суждение о своем собственном поведении, то стыд как форма социаль­ного контроля имеет больше внешний характер ("что скажут другие").

Стыд и совесть - это нравственные механизмы индивидуального по­ведения, служащие источниками активности личности, побуждения к действию в строгом соответствии с законом во имя сочетания личных (профессиональных) и общественных интересов.

При совпадении правового и нравственного сознания обе формы не теряют своего самостоятельного значения, отражают один и тот же объект под различ­ным углом зрения: нравственное сознание - при помощи неписаных правил поведения и оценочных понятий добра и зла, справедливости и несправедли­вости, долга, совести, чести, а правосознание - в категориях законного и незаконного, прав и обязанностей и т.д. под определенным влиянием нравственного сознания.


Заключение.

Таким образом, мы рассмотрели такой достаточно сложный элемент в структуре морали, как моральное сознание, определили его место, значение, структуру, соотнесли моральное и правовое сознание, а также определили сущность морального выбора и пути разрешения моральных конфликтов в деятельности органов внутренних дел.

Великий Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда но­вым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Кант не был атеистом, но суть дела он схватил совершенно точно. Во мне! В моей душе. Подлинно нравственному человеку не нужно бояться законов — ни божеских, ни человеческих. Он может не знать ничего о Боге и о праве — все равно он будет жить «по правде», ибо любовь к людям, нравственное чувство — чувство справедливости, живущее в его душе, его совесть будут побуждать его служить добру и про­тивостоять злу.

Следует отметить, что на практике все три компонента — мо­ральная деятельность, моральные отношения и моральное созна­ние — выступают как единая целостность, где они являются как бы гранями, разделение их делается лишь в теории и лишь для осмысления особенностей каждого из компонентов.

Еще раз подчеркнем, что отнесение поступков и отношений к внеморальным носит условный характер: просто в данном слу­чае (или в данном аспекте) моральная сторона или не рассматри­вается или составляет малосущественный элемент, которым мож­но пренебречь. Что может быть, на первый взгляд, морального в бухгалтерском отчете? Но вовремя представленный, аккуратно и красиво написанный бухгалтерский отчет благотворно сказывает­ся на реноме учреждения, вызывает положительное представле­ние о деятельности служебного коллектива, а это уже аспект нравственный: в своей совокупности такие аспекты благотворно влияют на отношение к данному учреждению и в определенной степени на судьбы сотрудников, здесь работающих.

Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек осознает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании образцы поведения, образующие в своей совокупности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты, требова­ния, принципы и т.д., и все они являются различными элемента­ми структуры морали. Все они базируются на основном нравст­венном требовании: твори добро и не делай зла, а также на золо­том правиле нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Литература

1. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел МВД России// http. www.rg.ru.

3. Приказ МВД РФ № 1138 от 24.12.2008г. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

4. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. С изм. От 09.01.1996, 10.02.1996 и 09.06.2001г. – М.: Вече, 2006.

5. О милиции. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. // Ве­домости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 360, № 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2964; 1999, № 14, ст. 1666.

6. Кондрашев Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Коментарий к Закону Российской Федерации “О милиции” – 4-е изд., переаб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448 с.

7. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. Энциклопедический словарь. – М., 2006.

8. Егорышев С.В., Ротовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика: Курс лекций. – М.: ЦОКР МВД России, 2005.

9. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник ВУЗов. – 3-е изд. М., 2005.

10. Кубышко В.Л., Щеглов А.В. О кодексе профессионально/ Вестник кадровой политики МВД России, № 2, 2009 – С.6 – 13.

11. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие /Под ред. Г.В.Дубова и А.В.Опалева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Щит-М, 2007. – 424 с.

12. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»/ [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я.Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон иправо, 2011. – 559с.

13. Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия/ Сост. Ю.А. Полетухин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

14. Сокова З.К. Профессиональная этика: Курс лекций. – М.: ЦИиНМО КП МВД России, 2000. – 204 с.

14. Этика. Учебник ВУЗов /Под ред. Гусейнова А.А., Апресян Р.Г. – М., 2006. (там же материалы к докладу).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Сущность и структура морального выбора | Загальний вигляд платіжної матриці
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 6619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.