КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия и Библия
ЭПИКУР КИНИКИ (ЛАТ. cynici), наиболее значительная сократическая школа греческой философии. Имя свое получило либо от Киносарга - гимнасия, где занимался с учениками Антисфен, основатель школы, либо от слова "kyon" (собака), поскольку Антисфен считал, что жить следует "подобно собаке". Главные представители кинической школы - Антисфен - (ее основатель) и Диоген Синопский. Согласно учению киников, конечная цель человеческих устремлений - добродетель; она совпадает со счастьем. Добродетель заключается в умении довольствоваться малым, избегать зла; добродетели научаются, однако для этого нужно не столько знание, сколько сила воли; проявляется добродетель в поступках. Умение довольствоваться малым обеспечивает, согласно киникам, независимость. Но независимость киников означала и отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и обществ, установлений вплоть до сознательного эпатирования общества. Стремление киников предельно ограничить свои потребности, полное отрицание всех устоев, их индивидуализм, отвергающий любые связи, - все это было отражением бедственного положения народных масс, их практической оторванности от жизни общества. Киники были носителями материалистических, номиналистских и вопреки народным верованиям монотеистических взглядов. Они требовали отмены собственности различий в положении, именовали себя "гражданами мира". Взгляды киников часто излагались в форме диатрибы. Впоследствии киническая школа слилась со Стоей и как таковая прекратила существование. ВI в. н.э. в условиях, сходных с условиями зарождения кинизма в Греции, он возродился в Риме, там он существовал еще в IV в. (Греч. Epikuros), др.-греч. философ. Род. в 342-341 гг. до н. э. на о. Самос, ум. в 271/270 гг. в Афинах. - ученик Навсифана, последователя Демокрита, продолжатель левкиппо-демокритовской атомистики. Основал в 310 г. до н.э. в Митилене философскую школу (греч. Kepos). В 306 г. перенес эту школу в Афины Школа получила название "Сад Эпикура": Возглавлял ее до самой смерти. От трудов Эпикура до наших дней сохранилось три письма и "Kynai doxai" ("Главные мысли")—в одной из 10 книг Диогена Лаэртского, отрывки из основного произведения "О природе" (на папирусе), а также многочисленные фрагменты других трудов. Учение Эпикура состоит из каноники, физики и этики. Каноника (логика) выдвигает критерии, по которым можно определить, что является истинным, а что - ложным; указывает, к чему нужно стремиться и чего следует избегать. Все чувства восприятия истинны, но истинны ли вытекающие из них суждения - проверяется практически ощущениями удовольствия или неудовольствия. Учение Эпикура о природе (физика) примыкает к системе Демокрита, направлено на организацию практической деятельности, которая должна освобождать людей от суеверий религии и страха смерти. Эпикур внес изменения в теорию атомов по сравнению с предшественниками (гипотеза о произвольном отклонении атомов от вертикального падения). Эта гипотеза не только объясняет образование мира в процессе столкновений атомов во время их падения в пустом пространстве, но и дает натурфилософское обоснование свободы воли, свойств, индивидууму (этика): по Эпикуру, атомы души обладают индетерминированной свободой, и от них зависят наши поступки, которые не подчинены никакому принуждению. Цель человеческой жизни — удовольствие, но последнее трактуется не только как чувство наслаждения, но и как избавление от физической боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и оков принуждения. Если стремиться к покою, уравновешенности, душевному миру, "штилю" духа, то духовная радость будет ощущаться сильнее. Жизнь в укромном месте (любимое выражение Эпикура: "Lathe biosas"—"Живи скрытно"), в тесном дружеском кругу, неучастие в государственной жизни - эти советы отражали эпоху, когда политическая нестабильность угрожала государству и личности. Отсюда индивидуалистический и созерцательный характер этики Эпикура. Для духовных наслаждений необходимо быть добродетельным; чтобы быть добродететельным, нужно быть мудрым.Привычная вера в Бога Эпикура отвергалась, по Эпикуру, боги - блаженные существа, которые живут в Intermundien ("междумириях") и ни во что не вмешиваются. Жизнь Эпикура, протекала в полном соответствии с постулатами его учения. Ему претила показная роскошь. Эпикура почитали многочисленные друзья и ученики - его современники, а также позднейшие последователи. В его школе обучались также женщины и рабы. Влияние Эпикура, на римлян заметно у Горация и особенно у Лукреция, в его философских поэмах. стоя Греко-римская философская школа, название которой происходит от греч. stoa poikile-Пестрый портик (зал в Афинах, где собирались основоположники Стой). Стоя просуществовала со времени раннего эллинизма до эпохи Римской империи. За эти более чем 500 лет в воззрениях школы произошли изменения, позволяющие разделить ее на Древнюю Стою (эллинизм), (Римская республика) и Позднюю Стою (эпоха Империи). Из трудов представителей Древней и Средней Стой до нас дошли только фрагменты. Основатель Стой, Зенон из Китиона, разработал утопию, учение о всемирном государстве, в котором все равны -свободные и рабы, греки и варвары, богатые и бедные, мужчины и женщины. В этой стране живут мудрецы, ведущие жизнь в соответствии с законами природы. Вслед за Зеноном главой школы стал Клеанф, после него творил Хрисипп, один из образованнейших людей своего времени, систематизировавший древнестоическую философию, центром которой была этика (сказывалось влияние киников). В соответствии с этой философией добродетель не бывает врожденной, но ее можно достичь воспитанием. Набор добродетелей в основном был заимствован у Аристотеля, однако формулировки изменены, и добавлена идея любви к труду. Идеалом мудреца-стоика является невозмутимость, стоическое спокойствие. Натурфилософия, сформулированная под влиянием Аристотеля, связана с учением Гераклита. Мир возникает из творческого первоогня и погибает в великом мировом пожаре (ekpyrosis). Этот процесс возникновения и гибели повторяется в вечной цикличности, Бог проникает всю природу. Эти пантеистические представления смыкаются с идеей Бога-творца, управляющего миром и предопределяющего все события. Вера в провидение, стоящая в центре стоицизма, примененная к человеку, ведет к фатализму, а в физике становится предпосылкой механистического материализма: все процессы предопределены причинно. Случайности невозможны. Логика Древней Стой превосходит логику Аристотеля, ибо в центре исследований она помещает гипотетические и разделительные (дизъюнктивные) выводы. Достижения Стой в этой области предвосхитили ряд важных положений современной предикативной логики. Первым представителем Средней Стой считается Панэпий. Он подчеркивал практический характер философии и опирался на идеи Платона и Аристотеля. Развить этику стоиков стремился Посидоний, доказывавший отдельными исследованиями ту мысль, что все происходящее предопределено заранее и может быть предсказано. Гл. представители Поздней Стой— Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий - стремились дать людям утешение посредством житейской мудрости. Христианство приняло исходные положения религиозных взглядов стоиков. [1]
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |