Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогические исследования по проблеме оптимизации двигательного режима ДОУ

 

Эффективность коррекционно-воспитательской системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе всех специалистов. Определяющим фактором развития в дошкольном возрасте является жизнедеятельность детей, под которой понимается такая организация бытия детей в детском саду, которая обеспечивает каждому ребенку позицию субъекта жизни, а не только обучение. Целостность бытия возможна при условии реализации принципа единства обучения и жизни детей. Развивающее влияние обучения зависит от организации двигательного режима как естественного кода жизни ребенка. Современная педагогическая практика в плотную подошла к необходимости такого обучения (Г.Г.Фатхулина).

Жизнедеятельность, являясь понятием многогранным, затрагивает все процессы: содержание, распределение нагрузки, применяемые технологии, методы и приемы обучения организации учебного пространства, стиль взаимоотношений педагога и детей. Развивающая функция детского сада будет осуществляться тогда, когда направленность на всемерное, эффективное развитие детей будет присутствовать во всех сферах их жизнедеятельности. Основы содержания образовательно-воспитательных процессов составляет его разнообразная деятельность, в процессе овладения которой происходит познание и формирование самого себя, своих умений и способностей, механизмов саморегуляции деятельности и поведения. Правильный выбор способа взаимоотношений с детьми имеет стратегическое значение при организации их жизнедеятельности. Организация учебного пространства как важнейшего компонента жизнедеятельности должна отвечать требованиям гуманного отношения к ребенку, развитие и охрана его физического и психического здоровья.

Режим детской жизни - это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно. Режим должен обеспечивать благоприятные условия для развития, состояния его здоровья, быта семьи, в котором воспитывается ребенок. Неотъемлемыми чертами режима является ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности вызывает попеременное возбуждение различных участков коры головного мозга. Многократное повторение действий в определенной последовательности облегчает формирование условно-рефлекторных связей.

Развитие технического прогресса способствует появлению новой проблемы – снижению двигательной активности (гиподинамии). Как следствие этого, ухудшается состояние здоровья детей. По мнению физиологов (И.А.Аршавский, В.М.Волков, А.М.Коровин, С.Б.Тихвинский), движение является врожденной, жизненно важной потребностью человека. Полное удовлетворение, которой особенно необходимо в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

С.Б.Тихвинский подчеркивал: «Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности - важнейшее условие его жизнедеятельности. Движение - признак жизни. Роль движений особенно велика в период интенсивного роста и развития организма в детском возрасте».

Понятие двигательной активности человека было определено в работах В.К.Бальсевича, В.В.Громыко, В.О.Исправникова, Н.А.Шитова и др. Под физической активность выше обозначенные авторы понимают комплекс социально-мотивационных двигательных проявлений, направленных на формирование, развитие и реализацию потенциала его физических способностей, обеспечивающих эффективное функционирование личности в данной общественной формации.

А.Г.Сухарев под двигательной активностью понимает сумму движений, выполняемую в процессе повседневной жизнедеятельности. Он считает, что произвольная двигательная активность определяется организацией занятий в детском саду и дома, системой физического воспитания и оказывает благоприятное воздействие на растущий организм в пределах оптимальных величин. Поэтому необходимы гигиенические нормативы двигательной активности, в основу которых должны быть положены: принцип соответствующего уровня двигательной активности, возрастные потребности и функциональные возможности организма, принцип оптимальной суточной величины, способствующий укреплению здоровья, благоприятному, гармоничному развитию.

В связи с этим в теории физического воспитания детей дошкольного возраста устанавливается взаимосвязь между малоподвижным образом жизни и распространением заболеваний сердечно-сосудистой системы (Р.А.Парси, А.Шрей и др.); повышением уровня заболеваемости острыми респираторными заболеваниями (Р.Г.Сорочик, В.П.Спирина, З.С.Уварова, Г.П.Юрко и др.); снижением работоспособности (Н.А.Болдина, Т.Д.Дуковец, В.Кнаппе, А.Крюкова, В.П.Русакова, Н.Т.Терехова, П.Хиртц, Т.С.Яковлева и др.); нарушением осанки (А.А.Глущенко, О.С.Глюкас, И.М.Елисеева, М.Е.Клюев, И.И.Слепушкина и др.).

В исследованиях получены характеристики суточной двигательной активности детей дошкольного возраста (Н.Т.Лебедева, С.Г.Меринов, Г.В.Сендек, Д.М.Шептицкий и др.). Учёными установлено непрерывное нарастание её показателей на протяжении всего периода детства (М.А.Рунова, Г.П.Юрко).

Г.П.Юрко, исследуя особенности двигательной активности в работе «Уровень морфофункционального развития дошкольников в оценке влияние средств физического воспитания», установила, что каждому ребенку свойственен определенный уровень двигательной активности, который в большей степени обусловлен индивидуальными типами его высшей нервной деятельности, что подтверждается в исследовании Л.Б.Ященко.

Двигательная активность детей также зависит от сезонных изменений (Н.М.Ледовская, Г.В.Сендек, Д.М.Шептицкий). Наблюдается повышение ее уровня в весенне-летний период и снижение в зимний. Изучая особенности двигательной активности в дошкольном возрасте, выявлены сезонные колебания двигательной активности. Считается, что её уровень повышается в весенне-летний период, а снижается – в осенне-зимний (Н.Т.Лебедева, Н.М.Ледовская, В.А.Шишкина и др.). Изучая особенности двигательной активности, С.Т.Ларинов установил, что суточные ее колебания зависят от климатических условий.

Ряд авторов показывают увеличение её объёмов в недельном цикле (Р.А.Анхундов, Д.Е.Розенблюм и др.); она подвержена суточным колебаниям (Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Лебедева, Х.А.Мелиев и др.). Установлена взаимосвязь между двигательной активностью и биоритмами растущего организма, а также типом высшей нервной деятельности (Ю.Ф.Змановский, Л.Б.Ященко и др.). В исследованиях показаны её половые различия, которые начинают проявляться уже на третьем году жизни (З.И.Ермакова, В.А.Шишкина и др.); отмечена её индивидуальная изменчивость (Н.Т.Лебедева, Г.В.Сендек, В.А.Шишкина и др.). Авторами доказано, что на развитие двигательной активности влияют как биологические, так и социальные факторы (Ю.С.Антипов, Н.Т.Лебедева, Б.А.Никитюк, Д.Е.Розенблюм, А.Г.Сухарев и др.). Показано, что условия жизни и воспитания ребёнка могут, как стимулировать, так и подавлять двигательную активность.

Поиск повышения двигательной активности в дошкольном учреждении исследователям ведётся в основном через организованные формы работы с детьми. Основное внимание уделяется оптимизации двигательной деятельности на занятиях (З.И.Ермакова, Л.В.Карманова, Г.П.Лескова, Н.А.Ноткина, В.Г.Фролов и др.). Некоторые авторы предлагают увеличить количество занятий в неделю (Э.С.Вильчковский, З.И.Ермакова, А.М.Нерсесян и др.). Другие предлагают увеличить их длительность (А.Дмитриев, А.М.Нерсесян и др.). В исследованиях рассматриваются возможные варианты построения оптимального двигательного режима в детском саду (З.И.Ермакова, Г.В.Сендек, О.В.Силина, Р.В.Силла и др.). Выше перечисленные авторы определяют понятие «оптимального двигательного режима» и разрабатывают критерии его оценки.

О.В.Силина установила зависимость двигательной активности от двигательного режима. Она считает, что он складывается из организованных форм занятий, физических упражнений и свободной деятельности. В результате исследований было выявлено, что уровень двигательной активности в детских учреждениях не удовлетворяет потребность ребенка в движении, до 8-14% приходится на организованную деятельность по физическому воспитанию, не более 30% общего времени пребывания в детском саду занимает свободная двигательная деятельность.

И.Теленичи считает, что двигательная активность должна составлять не менее 50% бодрствования. Г.П.Юрко считает, что выход из этой проблемы состоит в насыщении режима движениями разной интенсивности. Количественные характеристики активности зависят от возраста, пола, типа ВНД, сезона года, климатических условий и т.д. Двигательная деятельность нормируется по объему интенсивности движений, а также по продолжительности двигательного компонента в режиме дня.

У детей с недостаточной двигательной активностью отмечается отставание в формировании всех компонентов моторики, несовершенство организаций движений на различных уровнях, трудности контроля и регуляции двигательного акта. Двигательная сфера отстает от возрастной нормы и характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в диспропорции всех компонентов моторики. Для детей характерна плохая координация движений, снижение скорости и ловкости. Неуверенность во время выполнения движений.

Одной из форм двигательной деятельности являются произвольные движения, формирование которых у человека происходит при участии речи. В настоящее время, проблема взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребенка, взаимовлияния двигательной и речевой функции имеет непосредственное отношение к пониманию целей и методов педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Движения, физические упражнения обеспечат аффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.

Воспитатель сам разрабатывает двигательный режим для детей своей группы, руководствуясь следующими научными рекомендациями:

- Общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 50 – 60% периода бодрствования ребенка;

- Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам деятельности. При этом целесообразными движениями должны быть насыщенны и игры детей, бытовая и трудовая деятельность;

- Определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, коррекционной работы, которые включаются в организованные и индивидуальные формы работы с детьми;

- Периоды двигательной активности чередуются со спокойными “сидячими” видами деятельности;

- Каждый ребенок по своему желанию должен иметь возможность двигаться самостоятельно в любое время дня.

Основная цель оптимизации двигательного режима в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы воспитательно-образовательная и оздоровительная среда, оптимизирующая двигательную активность детей, содействовала укреплению их здоровья, формированию интереса к разным видам деятельности и потребности в движениях.

Е.Д.Аркадьева, Ю.Ф.Змановский, Ц.В.Кахабадзе, М.Ю.Кистяковская утверждают, что оптимальный двигательный режим является важным условием нормального развития, нормой жизнедеятельности ребенка. Движение детей, в частности упражнения для пальцев рук, является мощным стимулирующим фактором для своевременного возникновения речи и дальнейшего ее совершенствования. Около трети всей двигательной площади проекции коры больших полушарий занимает проекция кистей рук, расположенная близко от речевой зоны, следовательно, развитие функции руки и речи идет параллельно (М.Аксенова, Т.И.Бабенко, О.И.Шквирина).

Исследования, проведенные Р.И.Алексиковой, подтвердили, что степень развития движений пальцев рук совпадают со степенью развития речи у ребенка. Она установила, что дети, которым удается повторить изолированные движения пальцев, хорошо говорят, и, наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе, вялые. Данные М.М.Кольцовой констатируют - специальная тренировка мелких движений кисти, ускоряет созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца. Ослабление двигательной активности дошкольников часто является причиной невротического состояния детей, которое выражается в легкой возбудимости, раздражительности, рассеянности. При снижении активности мышечный аппарат, сердечно сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки, что приводит к стойким расстройствам их функций. В связи с этим отмечается бедность движений и плохое здоровье (Н.Т.Лебедева, В.И.Теленичи, Н.Т.Терехова).

По мнению Л.В.Кармановой, В.А.Шишкиной и др., оптимальным является такой двигательный режим, который способствует укреплению здоровья и всестороннему развитию организма. Оптимальный двигательный режим оценивается учеными по-разному. Д.Е.Розинблюм за оценку предлагает принять объем двигательной активности, который ребенок проявляет в каникулярное время. Р.В.Силла за критерий оптимальности принимает энергетическую стоимость упражнений по отношению к основному обмену.

О.В.Силина предлагает активизировать двигательный режим по двум направлениям:

1. интенсификация организованных форм двигательной активности детей, введение дополнительных физкультурных занятий, увеличение времени двигательной активности детей в режиме дня;

2. повышение двигательной активности в самостоятельной деятельности.

Работу по развитию движений следует начинать за счет интенсификации, рационального использования отведенного для занятий времени, увеличения их моторной плотности, а не путем дополнительного увеличения длительности физкультурных занятий.

З.И.Ермакова в своем исследовании показывает, что оптимизация двигательного режима может идти через увеличение организованных форм работы по физическому воспитанию. Она предлагает увеличить продолжительность утренней гимнастики в 3-4 года - до 8 минут, 4-5 лет до 10 минут, 5-6 до 10-12 минут и в 6-7 лет - до 12-14 минут. Она считает, что физически занятие должны проводиться ежедневно в режиме должными регулярно проводится физминутки, на прогулке - две подвижные игры и игры-соревнования.

В исследованиях Г.В.Сендек также осуществляется поиск оптимального двигательного режима. Автор считает, что необходимо интенсифицировать и дополнить программный материал по физическому воспитанию и увеличить время на организованную двигательную деятельность.

В работе О.Г.Аракелян и Л.В.Кармановой двигательный режим усилен за счет введения физических упражнений в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Многократное и своевременное включение физических упражнений в течение всего дня повысит двигательную активность детей.

Э.В.Соколова предложила повысить моторную плотность занятия, максимально сократив время объяснения, показа, указаний, раздачи и сбора пособий, перестроения. Это зависит от того, насколько правильно спланировано занятие. Материалы необходимо подбирать так чтобы нагрузка возрастала, постепенно достигая, пика в основной части и снижалась к концу занятия. Физкультурное занятие желательно проводить с музыкальным сопровождением, так как музыка вызывает у детей положительные эмоции, способствует ритмичности движений, правильному дыханию, повышает активность детей, моторную плотность занятия, что особенно важно для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. При планировании необходимо продумать дозировку упражнений. Показ новых упражнений необходимо сопровождать словесными пояснениями. Новые упражнения лучше давать в замедленном темп. Знакомые - в темпе, нужном для правильного дыхания.

В.Г.Фролов исследовал влияние двигательной активности на уровень развития физических качеств у дошкольников. Основной задачей он считал повышение двигательной активности на занятиях и прогулке, использование игры, которая предусматривает повышение двигательной активности в 2,5 раза. Основой создания игр, считал бег умеренной интенсивности, остальное время занимают ходьба, прыжки, подскоки, метание, лазание.

В своей работе Т.Ю.Логвина осуществляла поиск оптимального режима двигательной активности с учетом пола и возраста дошкольников. Была изучена динамика физического развития в условиях различных режимов двигательной активности, которая оказалась неодинакова. Наиболее благоприятной она была у мальчиков всех возрастных групп и девочек старшего возраста - в режиме средней двигательной активности. Для физического развития девочек младших групп оптимальный показатель ниже, чем уровень развития физических качеств у мальчиков.

Некоторые ученые (Э.И.Адашкявичени, М.А.Рунова, В.Г.Шалыгина) считают, что одним из путей оптимизации является увеличение объема движений на прогулке. Так, В.Г.Шалыгиной разработано содержание и методика проведения физкультурных упражнений на прогулке в природных условиях в летний период. М.А.Рунова показывает, что двигательная активность детей подготовительной группы на прогулке зависит от ее содержания и характера игровой деятельности. Для повышения двигательной активности на прогулке они предлагают широко использовать игры спортивного характера, которые насыщены разнообразными упражнениями (бег, прыжки, метания, варьируется от 20 до 50 минут в зависимости от возраста. При планировании его необходимо учитывать наличие таких форм, как День Здоровья, физкультурный праздник, каникулы. Э.И.Адашкявичени считает, что обучение элементам спортивных игр повышает двигательную активность на прогулке.

Анализ исследований позволил выделить следующие пути оптимизации двигательного режима:

- повышение плотности занятий;

- увеличение продолжительности занятий;

- введение ежедневных занятий;

- проведение занятий на воздухе;

- введение дополнительных занятий с элементами спортивных игр;

- увеличение нагрузки на организм ребенка в различных формах работы по развитию движений;

- увеличение двигательной активности на прогулке.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило сделать следующие выводы:

1. Эффективность коррекционно-воспитательской системы определяется четкой организацией жизни детей, правильным распределением нагрузки.

2. Двигательный режим складывается из организованных форм занятий, физических упражнений и свободной деятельности.

3. Оптимальный двигательный режим способствует укреплению здоровья и всестороннему развитию организма.

4. В исследованиях изучены особенности двигательной активности детей дошкольного возраста. Установлено что она подвержена сезонным и суточным колебаниям, увеличивается в недельном цикле, зависит от климатических условий, от возраста, пола, типа ВНД; учеными отмечена индивидуальная изменчивость двигательной активности и нарастание ее объема в течение дошкольного периода.

5. В ряде работ последних лет отмечен недостаточный уровень двигательной активности в дошкольных учреждениях. Ученые осуществляют поиск путей оптимизации двигательного режима через организованные формы работы с детьми.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношение между Богом и универсумом | Жизненные циклы паразитов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.