Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемные ситуации и дилеммы информационной этики (инфоэтики)




 

Информационная этика является одной из бурно развивающихся областей прикладного этического знания. Об остроте и актуальности её проблем можно судить по программе сетевого форума по инфоэтике, проведённого в университете Констанца Райнером Куленом в октябре 1997 года, который объединил восемнадцать отделений, представивших обзор важнейших проблемных сфер современной дискуссии в информационной этике:

- концепция информационной этики (about the concept of information ethics);

- интеллектуальное право собственности (intellectual property rights);

- информация как общественный и/или частный товар (information as a public and/or a private good);

- общественная сфера в киберпространстве (public domain in cyberspace);

- частная сфера, конфиденциальность, защита (privacy, confidentiality, security);

- богатые информацией и бедные информацией страны (information-rich and information-poor countries);

- богатые информацией и бедные информацией люди (information-rich and information-poor people);

- информационная компетентность: право читать и писать информацию (information competence: the right to read and to write information);

- насилие и порнография в медийных средствах, особенно в Интернете (violence, pornography in the media, particular in the internet);

- свобода средств массовой информации (freedom of media);

- этический контроль искусственной интеллигенции (ethical control of artificial intelligence);

- истинное значение информации (truth value of information);

- мировой порядок информационной этики (world order of information ethics);

- виртуализация продуктов знания, а также информационные и коммуникационные процессы (virtualization of knowledge products and information and communication processes);

- работа и автоматизация (labor and automatization);

- центральные и децентрализованные средства организации информационных процессов и систем (central vs. decentralized means of organizing information processes and systems);

- утопические аспекты информационного общества (utopian aspects of information society);

- воспитание и изучение информационной этики (education, training on information ethics).

Обсуждение этих вопросов может быть эффективным только в контексте проблемных ситуаций и дилемм информационной этики. Особенно острыми в плане моральных следствий являются здесь проблемы: а) отбора и оценки информации; б) контекстуализации информации; в) контроля над информацией; г) информационной безопасности; д) надежности информации.

Рассмотрим кратко каждую из этих проблемных ситуаций:

а) отбор и оценка информации. Информационный космос является растущим, беспорядочным морем данных; знание же, напротив, является ситуативно упорядоченной сферой оцененной информации. Неоцененные и заново переоцениваемые данные являются предметом исследований; данные, которые невозможно оценить, приносятся в жертву отбору. Создание знаний стоит рядом и совпадает с отбором информации. Только тот, кто отбирает, информирует.

То, что в потоке данных можно провести отбор только с технической помощью, очевидно. Однако возникает вопрос, можно ли доверить отбор и оценку данных техническому процессу. Задачу отбора и оценки можно упростить с технической помощью, но не решить. Каким бы необходимым не было применение технической аппаратуры в оценке информации, сама оценка является проблемой, с которой нельзя справиться технически, ибо она является исторически и культурно обусловленным выражением, которое нельзя квалифицировать. Хотя техническая аппаратура сама является выражением исторической и культурной ситуации, но она не может его определять, если только она не будет иметь способность рефлектирующих умственных способностей.

Проблемность ситуации в том, можно ли в принципе произвести необходимый отбор и оценку данных, не нарушая требуемое обязательство сохранения нейтральности при передаче и документировании данных? Хотя количественная оценка может определить, какие темы, какие вопросы и какие понятия в пределах профессионального сообщества, определенной группы или широкой общественности обсуждаются чаще всего, однако тем самым еще не будет дано заключение о действительной релевантности и историческом значении.

б) контекстуализация информации. Контекстуализация информации является ключом к ее пониманию. Сама по себе информация является лишь рабочим материалом, который только посредством определенного размещения и соотнесения может получить статус знаний. Суть проблемы контекстуализации в том, что информационные технологии содержат глубинные идеологические импликации, которые способствуют господству расчетливого понимания и всеобъемлющей милитаристской перспективы. За предположением, что современные информационные технологии нейтральны с этической точки зрения, кроется идеология, которая допускает как единственно возможное определенное, основанное на традициях и социально-экономических условиях цивилизованного, западного мира восприятие реальности и способ мышления. В своей работе «Этика, идеология и практика информационных технологий и систем» (1995) Томас Фрелих установил, что существующие информационные технологии уже являются отражением парадигмы свободного рынка, которые ставят в центр чисто экономически запланированного среднего пользователя. Идеологические импликации выражаются в тотальном требовании расчетливого понимания при одновременном уменьшении интуитивного разума. При этом корнем идеологии Фрелих считает утилитаризм, который исходит из предпосылки, что благополучию сообщества больше всего способствует стремление к прибыли отдельной личности, и что большее количество данных ведет к лучшему пониманию обстоятельств дела /См.: Этика СМИ. С. 202-203/.

В данном случае этические проблемы возникают там, где контекстуализация информации загораживает или осложняет доступ к обстоятельствам дела, где она искривляет обстоятельства дела, как это часто бывает при представлении новостей. Цитаты вырываются из контекста и неверно прикладываются к событиям. Изображения предшествуют тексту и вызывают неверные культурологические заключения и т.п.

в) контроль над информацией определяет информационную бедность и информационное богатство общества и личности. Информационная бедность и информационное богатство лишь условно и относительно связаны с возможностью или невозможностью располагать современными информационными медийными средствами. Информационное богатство в меньшей степени связано с массой имеющейся в распоряжении информации, и со все увеличивающимся накапливанием информации, но в большей степени - со способностью обращаться с массой информации, т.е. быть в состоянии отбирать ее, уплотнять и конкретно применять. Поэтому информационная бедность не зависит от того, сколько информации отдельный человек имеет в распоряжении потенциально.

В действительности информационное богатство заключается в возможности контроля над информацией и сокрытия информации. Информационное богатство проистекает из узко ограниченного, сильно дифференцированного и иерархизированного поля информации, которое защищено снаружи. Доступы к этому полю открыты только для привилегированного круга лиц. Информационная бедность, которая, как правило, идет рядом с экономической бедностью, вытекает, прежде всего, из неспособности найти доступ к этому полю и неспособности практически применять информацию. Характерно, что только ограничение информационного потока делает информацию экономическим товаром. Таким образом, решающим для информационного богатства общества является не доступ к массам информации, а имеющийся в распоряжении потенциал владения информацией и ее передачи, который является техническим только частично.

г) информационная безопасность (защита данных). «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» указывает, что к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни относятся: достоинство личности, свобода совести, свобода массовой информации, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др. /См.: Правовые и этические нормы в журналистике. М., 2004/.

Становится очевидным, что под влиянием современных медийных систем носителей все больше исчезает разделительная черта между сферами частной жизни и общественной. Это касается не только проблемы журналистского внедрения в частную жизнь, но также контроля данных и безопасности данных. Современные системы обработки данных облегчают их воровство. Хакеры снова и снова доказывают, что для данных, сохраненных на электронных носителях, нет безопасных мест. Все большее количество соединений внутри одной фирмы и телефонных линий снаружи облегчают хакерам кражу данных, фальсификацию трансакций и засылку вирусов. Экономическая преступность, касающаяся манипуляции данными и кражи данных, без сомнения является ключевой проблемой электронных сетей. Несмотря на значительное техническое вооружение, невозможно предотвратить доступ к данным неуполномоченных лиц. Конфиденциальность может быть обеспечена здесь лишь ограниченно.

д) надёжность информации. Абсолютной надёжности в отношении объективности и точности информации не существовало и не может существовать при любом состоянии источников и средств информации. Однако всегда существовали и существуют более серьёзные и менее серьёзны и внушающие доверие источники. Ключевой проблемой сегодня является то, что в таком медийном средстве, как Интернет едва ли существует редакционный контроль над достоверностью информации. В Интернете каждый автор является собственным издателем. Однако гласность и мнимая свобода от цензуры медийного средства скрывает серьезную опасность. Свобода от цензуры и анонимность медийного средства образуют питательную среду для появления информации, не внушающей никакого доверия. По этой причине существуют стремления предоставлять определенным предложениям в сети что-то вроде печати качества, что могло бы ограничить некоторые из недостоверных источников. Но следует напомнить и о технических проблемах. Например, использование определенного браузера может фальсифицировать информацию. Нередко браузер неверно интерпретирует данные, полученные с сервера. Это может иметь фатальные последствия, например, если речь идет о представлении статистических данных, где различить ошибку непросто.

Рассмотренные проблемные ситуации информационной этики во многом являются отражением фундаментальной дилеммы медиаэтики в целом, суть которой - в одновременном обеспечении и ограничении информационных прав: 1) права на свободный доступ к источникам информации и права на ограничение и сокрытие информации; 2) права на свободное и беспрепятственное выражение и распространение информации (право на информационную свободу) и права на защиту от тоталитарной информации (религиозного мракобесия, идеологии терроризма, насилия, секса) отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, психически неустойчивых и др.).

Частичному смягчению указанных конфликтных ситуаций могли бы послужить следующие моральные принципы (добродетели) информационной этики:

а) добродетель разъяснения статуса информации. Эту добродетель можно было рассматривать как ключ к этическому самопониманию информационной и библиотечной науки, ибо она содержит обязательство постоянной умеренности дисциплины. Таким образом, эта дисциплина должна была бы критически обращаться с новыми информационными мифами и постоянно заново называть границы своей передающей деятельности. Конкретно это означало бы, что клиенту, насколько это возможно, объясняют статус имеющейся информации. Это означает, что называются критерии отбора и технические проблемы и там, где это возможно, выясняют авторство информации.

б) добродетель готовности к диалогу с профессиональными сообществами и клиентами. Эта добродетель подчеркивает, что коммуникативные способности являются ключом к ответственному обращению с информацией. Тот, кто способен выяснять с профессиональными сообществами статус и воздействие информации, кто в состоянии прояснять с клиентами цели информации и консультировать их в соответствии с этим, может ответственно передавать информацию, что означает, обеспечивать и относительно высокую степень надежности и относительно высокую степень достоверности закрытия информационных пробелов.

6. Этика Интернета: торжество свободы морального выбора или разгул

анонимной аморальности?

Острота конфликтов и дилемм медиаэтики, как свидетельство формирования новой моральной реальности, стоящей «по ту сторону добра и зла», с особой силой заявляет о себе в области Интернета. Право на свободный доступ к информации и свободное выражение мнений (право на информационную свободу) приходит здесь в резкое столкновение с правом на защиту общества от тоталитарной информации (насилия, порнографии и т.п.) отдельных категорий граждан, прежде всего, несовершеннолетних. Как возможно юридическое регулирование данных прав, учитывая медийную специфику Интернета? Если, к примеру, можно запретить подросткам вход в порномагазины и кинотеатры, в которых демонстрируются перегруженные сценами насилия фильмы, то следует ли им также запретить вести поиски в Интернете? Однако современная образовательная политика, напротив, направлена на то, чтобы оснастить школы компьютерами и активно приучать школьников к пользованию Интернетом. Значит ли это, что необходимо ограничивать выход в Интернет или делать его выборочным, блокируя запрещенные сайты? Решение этого вопроса упирается, прежде всего, в правовую оценку медийного статуса Интернета. С одной стороны, Интернет является информационным средством, допускающим прямую коммуникацию, подобно телефонной связи. И в этом смысле он целиком подпадает под защиту частной сферы. Но, с другой стороны, он является средством, которое обращается к анонимной общественности и делает анонимные предложения, что придает ему функцию радио (в плане общественного воздействия и общественного резонанса); а это предполагает уже правовую ответственность за нарушение общественного порядка и оскорбление общественной нравственности. Возможно ли техническое и этико-правовое решение данной дилеммы? В своей работе «Медиаэтика в эпоху Интернета» М.Зандботе попытался определить этико-правовые нормы общения в Интернете. По его мнению, невозможно навязать Интернету этические нормы извне, со стороны общества, не втянутого на массовом уровне в мировую паутину. Эти нормы можно вывести только изнутри, на основе уже сложившихся прагматических правил поведения, которые с недавних пор получили название «нетикета». Задача состоит в том, чтобы осмысленно применять и заново интерпретировать для данной ситуации уже существующие законы и формы общения. С одной стороны необходимо найти компромисс среди правил, которые регулируют наше общение друг с другом в реальной жизни, а с другой – необходимо принимать во внимание правила общения и нормы отношений, которые постепенно складывались в виртуальных сообществах Интернета. Задача состоит не в том, чтобы изобрести этику Интернета, а в том, чтобы развить эту этику путем интерпретации существующих форм общения в Интернете и ее переплетения с «миром offline». Не требуется радикальных запретных мер, чтобы решить данную задачу. Согласно М.Зандботе, основываясь на философии прагматизма, которая проводит постепенную дифференциацию между моралью и благоразумием, пользователь должен полагаться на самоконтроль информационного средства и на имеющиеся в сети прецеденты санкционирования тех или иных информационных инноваций. Основное моральное требование состоит в том, чтобы не навлекать на себя гнев Интернет-сообщества и не оказаться объектом уголовного преследования в результате информационных акций, заслуживающих штрафа в сети. Действуя по правилам Интернет-сообщества, каждый может оптимально реализовать как право на свободное выражение мнения, так и право получать информацию из общедоступных источников. Здесь получает свое полное развитие основное право информационной свободы, которое гарантирует информирование не только из источников, но в первую очередь информирование на основе источника. Все это позволяет заключить, что в Интернете формируется новая медийная действительность, в которой, по словам М.Зандботе, многообразие уже существующих законов, нормативных регуляций, стандартов и способов действий сплетаются в новую трансгеографическую и сверхнациональную форму жизни /См.: Этика СМИ. С. 192/.

Одним из характерных примеров этико-правовой регуляции пользования Интернетом может служить следующий свод правил:

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕРНЕТА / http://www. up.com.au/~pete/ere.html/.

Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним многопользовательских коммуникационных сетей. Этот документ не преследует цели стать актом законодательства; он создан с целью оценки законодательств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.