КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приемы оптимизации общения
Отношение к использованию приемов в деловом общении неоднозначно. С одной стороны, бытует подход, нашедший наивысшее развитие в книгах Дейла Карнеги и состоящий в манипуляциях поведением деловых партнеров. У данного подхода много сторонников, однако, он не только очень далек от этических принципов общения, но и опасен. Поскольку, распознав манипуляцию, коллеги по бизнесу и деловые партнеры более не станут доверять коммуниканту, и он может увязнуть в собственных играх. С другой стороны, в качестве альтернативного карнегианскому подходу вполне сложился основанный на этике общения свод правил, содержащийся в частности в книге Шострома «Анти-Карнеги». Основная мысль, содержащаяся там, состоит в том, что некоторое количество приемов, оптимизирующих общение, оправдано. Однако, все они должны быть проверены на предмет этического, основанного на доверии отношения к деловым партнерам. Этика делового общения тесно связана с корпоративной культурой и эволюционирует вместе с ней. Так, в рамках классической концепции менеджмента исповедовался определенный подход к человеку как к исполнителю регламента и соответствующая этика, скорее, концентрировала внимание менеджера на точности и конкретности распоряжений и регулярности контроля, чем на поиске взаимопонимания с подчиненным. В этом смысле и манипуляции были допустимее. Современный подход в деловой этике менее терпим к манипуляциям, поскольку более глубокое включение каждого сотрудника в дела компании трудно построить на двусмысленностях и невнимании к чувствам каждого без исключения ее члена. Поэтому сейчас скорее говорят некоторых рекомендациях руководителю или приемах оптимизации делового общения. В книге А.Панасюка приводятся несколько приемов оптимизации управленческого общения. Прием «Имя собственное» основан на отношении руководителя к подчиненным как к личностям; Прием «зеркало отношений» предполагает проявление доброй улыбки, приятного выражения лица, дружеского расположения, создания у подчиненных положительных эмоций. Прием «золотые слова» состоит в использовании комплиментов в отношении подчиненных. При использовании данного правила важно соблюдение нескольких требований к комплиментам: «один смысл» (комплемент должен отражать лишь положительные качества подчиненного); «без гипербол» (отражаемое в комплименте положительное качество может содержать лишь небольшое преувеличение); «высокое мнение» (собственное мнение подчиненного об отражаемом в комплименте качестве); «без дидактики» (отсутствие рекомендации по дальнейшему улучшению качества); «без приправ» (комплимент без добавлений, вызывающих отрицательные эмоции). Прием «терпеливый слушатель» предполагает внимательное выслушивание подчиненных и удовлетворение их потребности в самовыражении. Прием «личная жизнь» проявляется в интересе со стороны руководителя о внеслужебных увлечениях подчиненных, их личных заботах и интересах. Известно, что несовпадение поступков и распоряжений руководителя с подчиненными вызывает у последних: осуждение при отсутствии коллегиальности; обвинение в безволии при демократичности руководителя. Поэтому так важно взаимопонимание и лояльность самих подчиненных. Отсюда вытекает, как минимум, мере три задачи построения взаимоотношений со стороны подчиненных: 1. оказание руководителю реальной помощи и качественное выполнение его поручений; 2. защита и повышение авторитета руководителя; 3. коммуникативные умения, формирующие облик лояльного и приятного сотрудника. Чтобы оказывать руководителю реальную помощь, необходимо: · Быть дипломатичным, не спорить по мелочам, не задавать неприятных вопросов; · Разговаривать без раздражения; · Не делать тематику личного общения достоянием общественности; · Подписав документ, не снимать с себя ответственность за его исполнение. Для защиты авторитета руководителя полезно: · Не подводить его; · Делиться с руководителем собственным авторитетом; · Воспринимать и предавать распоряжения руководителя как свои собственные без искажений и интерпретаций. Для повышения собственной привлекательности полезно: · Быть тактичным, вежливым и приветливым; · Не унижаться, но и не заискивать; · Не скрывать собственные служебные проблемы и недостатки. Общение между коллегами по работе, основанное на соблюдении этически обоснованных отношений, приводит к появлению доверия в отношении друг друга и, в конечном счете, укрепляет организацию, делает ее более монолитной. Нечто подобное можно сказать и о взаимоотношениях на рынке между партнерскими и даже конкурирующими организациями. Фактически многие бизнес процессы на рынке в своем основании имеют доверие. Это несомненно. Потеря доверия на рынке в значительном масштабе, которую мы не раз наблюдали в новейшей российской истории, не раз приводила к банковским или финансовым кризисам. Безусловно, значительная роль в формировании доверия отводится не только коммуникациям, но и взаимодействиям. Но и роль деловой коммуникации не стоит преуменьшать. Доверие и делегирование полномочий [наверх] В любом взаимодействии и распределении функций между людьми имеются как минимум две договаривающиеся стороны. Они получили наименование «клиент» и «контрактор». Клиент делегирует контрактору некоторое задание и рассчитывает на его выполнение. Организации базируются на ролях, а роли - ни что иное, как группы делегированных задач. Перечисленное выше основывается на социальных обязательствах, которые предполагают, что мы делаем что-то для других, понимая, что на нас рассчитывают. В этом смысле нормы - групповые предписания осуществлять или не осуществлять определенные действия, в основе которых лежит определенное доверие. Делегирование полномочий есть действие и отношение (обычно социальное действие и отношение), которые основываются на специфическом наборе убеждений и целей, а также на принятии определенного решения. Этот комплекс элементов, а также определенное ментальное состояние обычно называют доверием. Доверие рождается в общении и взаимодействии как некоторая вторичная система наряду с ценностями и верованиями. Без доверия слаба как отдельная организация, так и взаимоотношения на рынке. Прежде чем делегировать право выполнить какое-либо действие агенту У (контрагенту или коллеге), клиент должен верить, что то, чего он желает, в принципе можно достичь (вера в компетентность контрактора), что это надо делать (предвидение). Определение доверия из учебника Д.Гамбретта «Доверие»: «Доверие- это субъективная оценка вероятности, из-за которой индивид А ожидает, что другой индивид В выполнит определенное действие, от которого зависит благосостояние А». При доверии должны выполняться некоторые условия. Первое. Один индивид доверяет другому только относительно некоей цели, которую желает достичь. Теоретически, если у человека нет целей, он не сможет ни принять решение, ни заботиться о чем-либо. В этом случае ему незачем и доверять кому-либо. Второе. Доверие само по себе состоит из надежд. Это ментальное состояние, комплекс установок клиента относительно контрактора по поводу его поведения, релевантного цели клиента. Х - это полагающийся агент, который испытывает чувство доверия. Это человек, наделенный внутренними целями и надеждами. У - человек или даже объект, которому доверяют. Это может быть и инструмент, вовлеченный в действия Х, и даже естественное событие или сила. От него необходимо лишь следующее: а) он должен быть в состоянии стать причиной результата Р посредством некоторых действий Т; б) результат Р полезен для Х (или цель Х) и Х рассчитывает на У в отношении получения Р; Х доверяет У относительно РТ и для РТ; Х верит также, что Р возможен и достижим. Поскольку действия У полезны для Х, и Х на них рассчитывает, это может означать, что Х делегирует право на некоторые действия и даже постановку промежуточных целей У. Это органичные отношения между доверием и делегированием. Иначе говоря, доверие это психологический двойник делегирования. При делегировании Х нуждается или желает некоторого действия У и включает его в свой план. Х создает нечто вроде плана (проекта) взаимодействий нескольких агентов, в которые включен У. Делегированная У задача присутствует в этом плане в качестве цели-состояния и цели-действия. Делегирование в слабом смысле не требует двустороннего осознания самого делегирования и договоренности о нем: У может не осознавать того факта, что Х использует его действия. Примером такого делегирования может послужить охота на уток, в которой охотник включает поведение утки в свой план: полет утки в определенном направлении. Поэтому охотник не целится в саму утку, а в то место, где она будет через мгновение. Он делегирует птице в своем плане определенное действие и птица без всякого осознания участвует в плане охотника. Более строгая форма делегирования основывается на осознании У намерения Х использовать его действия; обычно эта форма основывается на принятии У цели X (по определенной причине: материальная компенсация, общий интерес, соответствие собственным целям и т.п.), часто после определенных переговоров (заказа, предложения и т.п.), закончившихся некоторым соглашением и договором (трудовым контрактом). Доверие и делегирование - не одно и то же. Само слово «доверие» многофункционально, оно обозначает и простую оценку человека (подчиненного) перед тем, как положиться на него (это можно назвать «глубинным доверием»), и то же самое, но плюс решение положиться на У (это можно назвать «расчетом»), и действие доверия, порождающее зависимость одного человека от поведения другого. Люди могут доверять без делегирования: · если уровень доверия недостаточен для делегирования; · если уровень доверия достаточен, но имеются другие причины, запрещающие делегирование (например, запрет). Делегирование также может осуществляться без доверия: · в том случае, если клиент не свободен в своем выборе; · клиент не имеет достаточно информации; · клиент имеет альтернативу; · клиент лишь пытается проверить контрактора (делегирование вслепую). Интересно, что делегирование не имеет степеней: или клиент делегирует полномочия или нет. В то же время доверие имеет степени или уровни: клиент доверяет контрактору больше или меньше относительно требуемых действий. Что руководитель предположительно может думать в отношении своего подчиненного (У), которому поручается выполнить некоторый проект. Во-первых, у него есть цель Р, к которой он стремится с помощью подчиненного. Во-вторых, у руководителя есть несколько надежд. Надежда на «компетентность»: позитивная оценка У - У может быть полезным для достижения Р. Надежда на «диспозицию»: руководитель должен верить, что У не только может выполнить действия Т, но и выполнит их на самом деле. Надежда «зависимости»: Руководитель зависит от того, делегирует ли полномочия У, или нет (строгая зависимость), или для руководителя будет лучше положиться на У, чем не положиться (слабая зависимость). Надежда «осуществимости»: Руководитель должен верить, что цель Р может быть достигнута. Очевидно, что если руководитель доверяет У в достижении Р, он также должен верить и в саму цель Р. Описанные выше положения концепции доверия и делегирования очень актуальны для обоснованной упорядоченности отношений как с сотрудниками внутри организации, так и с представителями других организаций. Очень часто в новейшей российской истории некомпетентность в вопросах доверия и делегирования приводит к плачевным результатам. В то же время процедурные ограничения, налагаемые на действия делегирования, регулируют деятельность контракторов (подчиненных) ничуть не меньше, чем политика заработной платы или менеджмент, ориентированный на установление личных отношений с подчиненными. Даже только самодиагностика уровня доверия к коллеге, проведенная с учетом описанной концепции, может уберечь руководителя от многих ошибок. Культура организаций, в которых доверие присутствует в минимальной степени, характеризуется значительной дистанцией между администрацией и подчиненными. Для них более характерны авторитарные методы управления. Такая ситуация, в конечном счете. Приводит в значительной внутренней отчужденности рядовых сотрудников от того дела, ради которого они ходят на работу. В подобных организациях не ценится человеческий капитал и за небрежение к себе он возвращает сторицей. Итак, нами рассмотрено несколько тем, имеющих отношение к деловой коммуникации. Мы посвятили внимание значительному числу явлений, связанных с коммуникацией, и понятий, с помощью которых ее принято анализировать как в индивидуальном, так и в организационном контексте. Все они, так или иначе, связаны с культурой организации, влияют на нее или являются производными от нее. Знание рассмотренных явлений, с нашей точки зрения, может помочь руководителю вести себя в отношении коллег и руководителей других организаций более взвешенно и эффективно.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |