Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции. Тема «Личностные и профессионально важные качества психолога»




План

Лекция №3

Тема «Личностные и профессионально важные качества психолога»

1. Проблема оценки эффективности деятельности практического психолога.

2. Профессиональные качества психолога.

3. Требования к личности практического психолога.

Основные понятия: профессиональные умения, профессиональные навыки, профессиональная компетентность, профессиональная эрудиция, профессионально важные качества.

 

1. Проблема оценки эффективности деятельности практического психолога

 

Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности практического психолога в отдельности.

Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г. С. Абрамовой, «эффективность работы практического психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки». По–видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.

Эффективность психокоррекционной работы связана с учетом следующих важных моментов:

1) динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;

2) эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;

3) эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапии можно указать следующие важнейшие показатели (Абрамова Г. С, 1994):

1) субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

2) объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;

3) устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.

Вместе с тем пока так и осталась непреодоленной сложность оценки эффективности психотерапии, связанная с разницей взглядов психотерапевтов на то, что собственно считать психотерапевтическим эффектом.

 

2. Профессиональные качества психолога.

 

Важнейшее качество практического психолога – профессиональная компетентность, включающая в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включает в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

В сфере научной психологии и педагогической деятельности профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат, доктор психологических наук) и ученых званий (доцент, профессор).

Для успешной профессиональной деятельности психолог должен обладать важными профессиональными качествами (К.А.Рамуль): спонтанной любознательностью, способностью длительное время заниматься решением одной проблемы, сравнительно высокой степенью научной одаренности.

Е.С. Романова выделяет следующие профессионально-важные качества, необходимые для успешной работы психолога: высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредотачиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимание); высокий уровень развития переключения и распределения внимания; хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; высокий уровень развития образного мышления; развитие логического мышления; хорошее развитие мнемических способностей; коммуникативные способности; умение слушать; вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно); ораторские способности; способность к самоконтролю.

Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые присваиваются экспертными комиссиями. Психологам присваивают 1, 2, 3 квалификационные категории в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными навыками.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога: концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности психолог может проявлять одинаковый интерес. Поэтому психологу необходимо формировать индивидуальный стиль деятельности с учетом своих индивидуальных способностей.

 

3. Требования к личности практического психолога.

 

Профессиональное и личностное в работе психолога очень часто бывает тесно взаимосвязанным. Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии.

Для психолога-ученого важны такие качества как энтузиазм по отношению к работе и ее задачам; прилежание как способность к продолжительному и усидчивому труду; дисциплинированность; способность к критике и самокритике; беспристрастие; умение ладить с людьми. Важными нравственными качествами психолога безусловно являются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Особую роль в профессии психолога играют коммуникативные качества: умение понимать других людей, умение корректно воздействовать ни них, привлекательность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека – все это называют «талантом общения». Психолог должен обладать развитой интуицией.

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется у психолога в таких личностных качествах как организованность, ответственность, оптимизм, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога крайне важны такие эмоциональные проявления как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

Кроме того, что психолог должен обладать эмпатийными способностями, то есть уметь понять клиента, он должен и уметь сохранять дистанцию. При несоблюдении этого правила может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Профессиональному психологу важно адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, знать свои сильные и слабые стороны. Такие качества как излишняя самоуверенность, вера в собственную непогрешимость, нетактичность, демонстративность могут оттолкнуть клиента.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как может быть определена эффективность деятельности практического психолога?

2. Что включает в себя профессиональная компетентность психолога?

3. Какие профессионально важные качества нужны для успешной работы в сфере психологии?

4. Какие личностные качества могут стать предпосылкой для занятий психологией?

 

Список литературы

1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 225-232.

2. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Индательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С. 440-444.

3. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Текст]: учебное пособие / Н.П.Локалова. СПб.: Питер, 2010. – С.80-85.

4. Психолог: Введение в профессию [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Фокин, Т.М. Буякас, О.Н. Родина и др.; под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2007. – С. 65-70.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.