КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 12. Возмездное оказание услуг
План: 1. Услуги и их правовое регулирование. 2. Основные виды возмездных услуг. 3. Новые виды возмездных услуг.
Вопрос 1. Термин «услуги» используется в ГК и других актах гражданского законодательства многократно: услуги названы в ст. 128 ГК в числе основных объектов гражданского права, об оказании услуг говорится во многих других статьях ГК, относящихся к различным его институтам, прежде всего договорным обязательствам. В ГК впервые в отечественном гражданском законодательстве даны общие правила о договоре возмездного оказания услуг, содержащиеся в гл. 39 ГК (ст. 779-783). Нормы этой главы определяют сферу применения данного договора и его основные правовые особенности. В широком смысле под оказанием услуг может пониматься разнообразная деятельность, которая создает необходимый обществу полезный имущественный или иной результат и является предметом различных договоров. Однако в этом случае правовое регулирование не будет отражать особенности отдельных гражданско-правовых договоров, на основании которых оказываются услуги. Действующее законодательство и прежде всего ГК ограничивает сферу договоров о возмездном оказании услуг в двух отношениях: во-первых, в п. 1 ст. 779 ГК предмет договора возмездного оказания услуг характеризуется как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Таким образом, оказание услуг не ведет к возникновению вещного права, как при купле-продаже или дарении, не создает нового материального объекта, что имеет место в подрядных договорах, и не порождает временное право пользования, как в договоре аренды. Одновременно в ГК определяются главные сферы оказания услуг: это услуги связи, медицинские, аудиторские, консультационные, информационные, по обучению, туризму и иные. Разнообразие услуг не позволяет дать их закрытый перечень, их круг постоянно расширяется; во-вторых, в п. 2 ст. 779 ГК посредством отсылки к главам Кодекса перечислены договоры, которые содержат определенные элементы оказания услуг, однако имеют иную юридическую суть и под действие норм гл. 39 ГК не подпадают. Это договоры подряда, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада и счета, расчеты, хранения, договоры о представительстве и доверительном управлении имуществом. В этом перечне отсутствуют договоры займа, кредитования и страхования, которые ввиду их специфики также выходят за рамки договора о возмездном оказании услуг. Ввиду разнообразия оказываемых возмездных услуг их регулирование, даваемое в нормах гл. 39 ГК, является кратким и общим (всего 4 статьи) и содержит нормативное предписание, согласно которому общие положения о договоре подряда и положения о бытовом подряде ГК применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг. Ввиду близости отношений подряда и услуг это правило позволяет устранять пробелы в правовом регулировании оказываемых на практике услуг. На основе норм ГК разработана и введена в действие система законов и постановлений Правительства РФ об отдельных видах услуг, отражающих особенности их оказания. Заказчиками и исполнителями возмездных услуг выступают как граждане, так и юридические лица всех категорий. Однако некоторые услуги оказываются только гражданам (медицинские, учебные, туристические). В этом случае отношения сторон приобретают потребительский характер и подпадают под действие норм Закона о защите прав потребителей, что существенно усиливает правовую охрану интересов граждан. Правовое регулирование возмездных услуг имеет ряд практически важных особенностей, которые отражают специфику предмета таких договорных отношений, а также интересы заказчиков услуг, которыми в большинстве случаев выступают граждане. Когда оказанием услуг занимается коммерческая организация, дающая информацию о такой ее деятельности, договор возмездного оказания услуг приобретает характер публичного (ст. 426 ГК). Это означает, что услуги должны оказываться каждому обратившемуся, причем исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора и его условий. По общему правилу исполнитель услуг обязан оказывать предоставляемую услугу лично, если иное не оговорено в заключаемом договоре (ст. 780 ГК). Для многих видов услуг, предоставляемых гражданам (медицинских, учебных, консультационных), это правило имеет принципиальное значение. При возложении исполнения услуг на третье лицо действует общее правило об ответственности должника за действия привлеченных им третьих лиц (ст. 403 ГК). Особенности имеет также порядок прекращения договоров возмездного оказания услуг. Согласно п. 1 ст. 782 ГК заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, но не иных убытков. Исполнитель же в таких ситуациях обязан к полному возмещению заказчику убытков, включая упущенную выгоду.
Вопрос 2. Наиболее распространенными услугами, в получении которых повседневно заинтересованы как граждане, так и юридические лица, являются услуги связи, разного рода бытовые услуги, а также туристические и юридические услуги. Услуги связи. Такие услуги разнообразны, предоставляются посредством почтовой и электронной связи, основы их правового режима определены Федеральным законом от 7 июля 2003 г. «О связи». Согласно ст. 44 Закона услуги оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством РФ. Операторы обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Правовое регулирование услуг связи имеет ряд особенностей, обусловленных в первую очередь технологическим разнообразием средств связи и их общественной значимостью. Регламентация обязанностей и прав сторон является подробной и преимущественно императивной, а за государством сохранены необходимые контрольные функции (лицензирование операторов, распределение радиочастот, регулирование ресурса нумерации). Имущественная ответственность операторов связи часто ограничивается размером полученной за услугу суммы, а для рассмотрения требований клиентов предусмотрен претензионный порядок, который не обязателен, однако его соблюдение желательно. Некоторые услуги связи оказываются путем совершения конклюдентных действий (отправление нерегистрируемой корреспонденции, телефонная связь). Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» более полно определяет права и обязанности клиентов и операторов почтовой связи. Согласно ст. 19 Закона граждане и организации имеют равные права на пользование услугами связи общего пользования. Пользователи услуг почтовой связи могут получать почтовые отправления и переводы денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Адресат вправе отказаться от поступившего в его адрес отправления (перевода). Определен перечень предметов, которые запрещены к пересылке. В Правилах оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221, назван перечень оказываемых почтой услуг (почтовая карточка, письмо, бандероль, посылка) и определен порядок приема почтовых отправлений, которые могут быть простыми, заказными и с уведомлением о вручении, а также с объявлением ценности вложения. Плата за оказание услуг взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений (переводов), а основные условия договора оказания услуг отражаются в выдаваемой клиенту квитанции. Почтовые отправления наложенным платежом в Правилах названы, но условия оказания таких услуг не определены, что надо считать их пробелом. Невостребованные почтовые отправления и денежные переводы хранятся в течение 6 месяцев, затем письменные сообщения уничтожаются, а иные вложения переходят в собственность оператора почтовой связи по правилам ст. 226 ГК. Ответственность оператора связи ограничена объявленной ценностью отправления, а в иных случаях - стоимостью оказываемой услуги. При нарушении контрольных сроков доставки, которые определены постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160, уплачивается неустойка в размере 3% платы за услугу за день задержки, но в пределах общей цены услуги. Услуги телефонной связи предоставляются в соответствии с Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310. Установление телефона производится по заявлению заинтересованного лица, но зависит от технических возможностей телефонной сети, и при отсутствии таковой заявитель ставится на очередь. После заключения письменного договора о телефонной связи оператор должен обеспечить абоненту возможность пользоваться ее услугами в течение 24 часов в сутки и бесплатный вызов экстренных оперативных служб и информационно-справочные услуги. Услуги оплачиваются по абонентской (помесячной) или повременной системе оплаты, когда оператором связи выставляется счет с указанием срока платежа. При нарушении сроков оплаты оператор вправе приостановить оказание услуг, уведомив об этом абонента. В ходе исполнения договора о телефонной связи возможны изменения на стороне абонента (переезд граждан, реорганизация юридических лиц). В этих случаях вносится изменение в ранее заключенный договор или подписывается договор с новым абонентом. По желанию абонента-гражданина возможно указание в договоре нового абонента из членов его семьи. В договоре, предусматривающем коллективное использование телефона, абонентом выступает гражданин, уполномоченный на то проживающими в коммунальной квартире. Соабоненты имеют равные права и обязанности и несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из договора. В связи с необходимостью определения правового режима мобильной (сотовой) телефонной связи постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328 утверждены Правила оказания услуг подвижной связи. Общие положения этих Правил близки к рассмотренным выше нормам о порядке оказания услуг обычной телефонной связи. Дополнительные предписания отражают технические особенности подвижной связи и порядок оплаты оказываемых услуг: она производится посредством авансового или отложенного платежа, т.е. по окончании установленного оператором расчетного периода. Бытовые услуги. Такие услуги необычайно разнообразны; основные их виды регламентируются специальными правилами, которые устанавливают в интересах граждан минимальные требования к порядку оказания бытовых услуг. Имеются Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Согласно п. 9 Правил к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Эта норма свидетельствует о том, что данный договор является смешанным: содержит элементы возмездного оказания услуг и купли-продажи. Более подробно правовое регулирование содержится в Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490. Гостиницы обязаны давать в регистрационном помещении письменную информацию об оказываемых услугах, ценах пребывания, перечне услуг и предельных сроках пребывания, установленных в данной гостинице. Клиент обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность, а сам договор оформляется выдачей письменной квитанции. Возможно предварительное бронирование мест, которое при опоздании сохраняется в течение суток. Цена и порядок ее оплаты устанавливаются гостиницей и зависят от уровня обслуживания. Некоторые виды услуг должны оказываться клиентам бесплатно: вызов скорой помощи, пользование медицинской аптечкой, доставка в номер корреспонденции, побудка к определенному времени, предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов. В организациях бытового питания и обслуживания, размещенных в гостинице, ее клиенты обслуживаются вне очереди. Недостатки оказываемых услуг гостиницы должны устранять в течение часа с момента предъявления клиентом соответствующего требования. Имущественная ответственность гостиницы и клиента в случае причинения ущерба подчинена общим правилам гражданского законодательства и Закона о защите прав потребителя. Туристические услуги. Они осуществляются туристическими организациями, которые предоставляют разнообразные услуги в области отечественного и зарубежного туризма. Правовой режим оказания таких услуг помимо норм ГК определяется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также Законом о защите прав потребителей. Туризм определяется в названном Законе как временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Такие путешествия осуществляются в соответствии с условиями письменного договора. Туристский договор Закон об основах туристской деятельности именует договором розничной купли-продажи туристского продукта (ст. 10). Такая терминология не соответствует его содержанию и правовой природе, закрепленной в ст. 779 ГК, и затрудняет применение правовых норм в этой области. Содержание договора Закон раскрывает, давая перечень его условий, которые названы существенными. Это сведения о сторонах договора, особо важные при зарубежном туризме; подробная информация о программе путешествия и ее особенностях; порядок осуществления этой программы (маршрут, сроки, сопровождение, условия безопасности и т.д.); права и обязанности и ответственность сторон. Особо выделены условия о порядке изменения и расторжения договора, что допускается при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Особенности выполнения отдельных туров, если они определяются сторонами, должны отражаться в выдаваемой туристу путевке, именуемой туристическим ваучером. Оплата туристических услуг осуществляется до начала поездки и должна включать все платежи, которые предстоит осуществлять в интересах туриста в ходе намеченного путешествия, если иное прямо не оговорено в договоре и туристической путевке. Практически, однако, такие дополнительные платежи оказываются неизбежными ввиду изменения цен и уточнения, в том числе по желанию самого туриста, программы путешествия. Туристические услуги представляют собой совокупность разного рода услуг, большинство которых практически оказывается не заключившей договор туристической фирмой, а ее контрагентами, состоящими с ней в договорных отношениях. Однако в некоторых случаях, например при перевозках, сам турист вступает в прямые договорные связи с субъектами, обслуживающими туристическую поездку, в данном случае - с перевозчиком. Это обстоятельство не дает оснований рассматривать туристическую фирму как чистого посредника, отвечающего только за организацию, но не за исполнение заключенного ею договора. Исходя из назначения этого договора туристическая фирма должна трактоваться в качестве должника, отвечающего на основании ст. 403 ГК РФ за неисполнение обязательства всеми третьими лицами, на которых она возложила исполнение. Согласно ст. 10 Закона об основах туристской деятельности туристическая фирма не отвечает за неисполнение своих обязательств по договору, если докажет, что исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Однако при расторжении договора возмещаются только фактические затраты сторон, причем выплачиваемая сумма не может превышать двукратного размера стоимости тура, что означает введение ограниченной по размеру ответственности. Правовые услуги. Предметом правовых услуг могут быть разные действия: дача консультаций о законодательстве и практике его применения, подготовка проекта договоров и судебных бумаг, участие в разбирательстве судебных споров, составление заключений по особо сложным правовым вопросам, например, связанным с применением иностранного права и норм международных соглашений, в которых участвует РФ. Определенные правовые услуги оказываются также в рамках договоров о представительстве (поручение, комиссия, агентирование), целью которых является совершение в интересах поручающего лица определенных сделок. Однако это особая группа договоров, которые имеют более широкое содержание и получили в нормах ГК самостоятельное урегулирование. Исполнителем правовых услуг наряду с коллегиями адвокатов и созданными за последние годы отраслевыми профессиональными объединениями юристов могут выступать также юридические институты (например при разработке проектов новых законодательных актов) и авторитетные отечественные юристы, известные своими достижениями в области права. При небольшом объеме правовых услуг договорные отношения сторон оформляются выдачей заказчиком письменного поручения, определяющего его предмет, вознаграждение и срок исполнения. При значительности правовых услуг и установлении длительных отношений заключается письменный договор, определяющий обязательства сторон более подробно, включая порядок сдачи выполненных работ, ответственность сторон, порядок разрешения возможных споров (обычно третейский суд, избираемый самими сторонами). Оплата оказанных услуг определяется согласно действующим в коллегиях адвокатов ставкам (некоторые виды услуг оказываются определенным категориям граждан бесплатно), а в иных случаях - по соглашению сторон с учетом объема и сложности предстоящей работы. Понесенные исполнителем фактические расходы, связанные, прежде всего, с командировками, возмещаются дополнительно. Президиум ВАС РФ издал информационное письмо от 29 сентября 1999г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг». В нем разъяснено, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается и в то же время не подлежит удовлетворению требование исполнителя о выплате вознаграждения, поставленного в зависимость от решения суда или государственного органа, которое будет принято в будущем. В этом случае размер вознаграждения должен определяться согласно ст. 424 ГК с учетом фактически совершенных исполнителем действий (деятельности).
Вопрос 3. В условиях создаваемых в России рыночных отношений стали широко применяться и получили необходимую правовую регламентацию новые виды возмездных услуг, обслуживающие, прежде всего, рыночный оборот. В общей форме их можно назвать коммерческими услугами. Договор об оценке имущества. Развитие имущественного оборота и возникающие в этой области споры и злоупотребления вызвали необходимость авторитетной оценки имущества при совершении возмездных сделок. Эти вопросы решаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», он предусматривает проведение оценки на основании письменных договоров между заказчиком и оценщиком, которым может быть коммерческое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель. Ранее для осуществления оценочной деятельности было необходимо получение лицензии, с 1 июля 2006 г. это требование отменено. Согласно ст. 8 названного Закона оценка имущества обязательна при вовлечении в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично РФ, ее субъектам или муниципальным образованиям, в частности при приватизации и заключении договоров аренды, а также при возникновении спора о стоимости объекта. Эти правила не распространяются на распоряжение имуществом в силу права хозяйственного ведения и оперативного управления, кроме случаев, когда такое распоряжение требует согласия собственника. Оценщик должен быть независимым и не может проводить оценку, если является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, у которого есть имущественный интерес в оценке объекта, либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве. Размер платы оценщику за услуги не должен зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки. Оценщик вправе самостоятельно применять методы проведения оценки в соответствии с имеющимися стандартами, требовать от заказчика доступа к соответствующей документации и получать от него дополнительные разъяснения и сведения, запрашивать такую информацию у третьих лиц, а также привлекать на договорной основе других специалистов. Надлежащим исполнением обязанностей оценщика является своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке. В ст. 11 Закона об оценочной деятельности установлены общие требования к содержанию отчета, который не должен допускать неоднозначного толкования в своих конечных выводах. Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в составленном отчете, признается достоверной и рекомендуемой для совершения соответствующей сделки. Однако эта стоимость может быть оспорена в суде, в том числе третейском; но суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в результате судебного разбирательства, только в случаях, когда обязательность совершения сделки предусмотрена законодательством РФ. Согласно ст. 16.1, дополнительно включенной в Закон об оценочной деятельности в 2006 г., в случае недостоверности указанной в отчете итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, а также в случае неисполнения оценщиком установленных законом обязательств, он несет ответственность в соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 401 ГК, т.е. отвечает как предприниматель. Дополнительную защиту заказчику дает обязательное страхование гражданской ответственности оценщиков, введенное ст. 17 Закона об оценочной деятельности. Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта, причем такое страхование может осуществляться по конкретному виду оценочной деятельности либо по конкретному договору об оценке, если его условия имеют особенности. Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда или третейского суда. Аудиторские услуги. Нормальное развитие рыночных отношений предполагает проведение помимо государственного контроля, прежде всего налогового, независимых проверок состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такая проверка именуется аудиторской и порядок ее проведения определяется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» и изданными в его дополнение правилами (стандартами) аудиторской деятельности, которые могут быть федеральными и актами объединений и крупных аудиторов. Обязательный ежегодный аудит предписан законом для организаций, имеющих организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитных и страховых организаций, а также иных организаций, индивидуальных предпринимателей и государственных и муниципальных унитарных предприятий, годовой объем выручки которых в 500 тыс. раз превышает размер МРОТ или сумма активов баланса на конец года более 200 тыс. МРОТ. Для муниципальных предприятий этот показатель может снижаться. Аудитором вправе быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, причем он должен иметь квалификационный аттестат аудитора, а в штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов. Аудитор должен быть независимым лицом, и им не могут выступать лица, связанные деловыми или родственными отношениями с проверяемыми организациями и предпринимателями, а размер вознаграждения за услуги не может быть поставлен в зависимость от их результатов и выводов. Обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации. Аудиторская деятельность включает также оказание заказчикам разного рода сопутствующих услуг: налоговое консультирование; правовое консультирование и представительство в судах, налоговых и таможенных органах; проведение маркетинговых, научно-исследовательских и экспериментальных работ; обучение кадров в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Однако главное содержание и назначение аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Как добровольный, так и обязательный аудит проводится на основании договора оказания аудиторских услуг. В рамках этого договора его исполнитель самостоятельно определяет формы и методы проведения аудита, вправе проверять соответствующую финансовую документацию заказчика и наличие имущества, а также получать у его должностных лиц письменные и устные разъяснения. Аудиторы обязаны хранить тайну об операциях проверяемых лиц. Составленное по результатом проверки аудиторское заключение является официальным документом и может быть оспорено (признано ложным) только по решению суда. Аудитор несет гражданско-правовую ответственность при нарушении им принятых обязательств, о чем в общей форме сказано в ст. 21 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», и она должна определяться на основании правил гл. 25 ГК об ответственности за нарушение обязательств. Как и в договоре об оценке имущества, в данной области используется институт страхования: при проведении обязательного аудита проводящая его организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора. Услуги, оказываемые владельцам ценных бумаг. Создание и расширение рынка ценных бумаг вызвало появление новых видов возмездных услуг, оказываемых владельцам таких бумаг. Наиболее распространенными стали депозитарный договор и договор о ведении реестра ценных бумаг. Правовые основы этих договоров определены Законом о рынке ценных бумаг, нормы которого дополняются Законом об акционерных обществах и правилами, издаваемыми Федеральной службой по финансовым рынкам (ранее - ФКЦБ). Названные договоры призваны обеспечивать учет и движение ценных бумаг. Депозитарный договор, именуемый также договором о счете депо, заключается между депонентом (заказчиком) и депозитарием (исполнителем) и имеет своим предметом оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо, получившее на это государственную лицензию. Он должен утвердить условия депозитарной деятельности, которые являются составной частью депозитарных договоров. Существенными условиями депозитарного договора являются его предмет, порядок передачи депонентом информации о распоряжении депонированными ценными бумагами, срок действия договора, порядок оплаты услуг депозитария, форма его отчетности и основные обязанности по договору. Они включают регистрацию фактов обременения ценных бумаг депонента, ведение отдельного счета депо, передачу депоненту получаемой депозитарием информации в отношении переданных ему бумаг. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими и осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме как по поручению депонента, но вправе привлекать для исполнения своих обязанностей других депозитариев, если это не запрещено договором. Депозитарий также может регистрироваться в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или у другого депозитария в качестве номинального держателя ценных бумаг и действовать затем в этом качестве. В ходе исполнения депозитарного договора депозитарий отвечает за сохранность депонированных у него сертификатов ценных бумаг, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счету депо. Условия такой ответственности подчинены общим правилам гл. 25 ГК. Договор о ведении реестра владельца именных ценных бумаг по своему механизму является более сложным договорным отношением в сфере оказания возмездных услуг. Он заключается собственником или номинальным держателем именных ценных бумаг только с одним юридическим лицом - регистратором, причем при наличии в акционером обществе более 50 акционеров заключение такого договора является обязательным. Регистратор вправе привлекать для исполнения части своих обязательств третьих лиц. Круг обязательств регистратора, которые должны быть оговорены в заключаемом договоре, подробно изложен в пп. 4 и 5 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. № 27. Это, прежде всего, ведение самого реестра ценных бумаг эмитента, предоставление информации о его состоянии и выполнение передаточных распоряжений эмитента или надлежаще уполномоченных им лиц. Возможно выполнение регистратором и дополнительных услуг в пределах его полномочий, в частности организация выплаты доходов по ценным бумагам. Отношения сторон носят конфиденциальный характер. Общая и практически важная правовая особенность данного договора, когда он заключается акционерным обществом, состоит в том, что права и обязанности по нему будут преимущественно осуществляться не самим обществом, а конкретными владельцами ценных бумаг, в интересах которых договор был заключен. Такая структура взаимоотношений сторон позволяет характеризовать договор акционерного общества о ведении реестра ценных бумаг его акционеров как разновидность договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), но имеющего некоторые особенности, предусмотренные законодательством о ценных бумагах. Согласно п. 4 ст. 44 Закона об акционерных обществах поручение регистратору вести реестр акционеров не освобождает общество от ответственности за его ведение и хранение, а в силу ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг такая же ответственность возлагается и на регистратора, ведущего реестр ценных бумаг. Применение этих правил вызвало в судебной практике определенные трудности, которые были разрешены постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Принадлежащие акционеру акции были незаконно получены по подложной доверенности у регистратора и переведены коммерческой фирме. Потерпевший акционер предъявил иск о возмещении убытков к двум солидарным соответчикам: акционерному обществу и его регистратору, и первоначально его иск был арбитражным судом удовлетворен. Однако затем по жалобам спорящих сторон Президиум ВАС РФ в порядке надзора такое решение отменил и возложил ответственность на акционерное общество, имевшее договор с регистратором. Было признано, что в данном случае имеет место возложение исполнения обязательства на третье лицо, когда в силу ст. 403 ГК за его действия ответственность несет должник, а не непосредственный исполнитель. Это не исключает возможности предъявить к последнему регрессный иск о возмещении понесенного убытка. Вопросы для самоконтроля: 1. Кто является сторонами договора возмездного оказания услуг? 2. В чем заключается отличие договора возмездного оказания услуг от договоров о передаче имущества в собственность (иных вещных прав), трудового договора, договоров подрядного типа? 3. При отсутствии каких условий договор возмездного оказания услуг считается незаключенным? 4. Каковы основные права и обязанности сторон по договору возмездного оказания услуг? 5. В чем состоят правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, принятых на себя сторонами по договору возмездного оказания услуг? 6. Какие обязательства по возмездному оказанию услуг выделяет закон? Источники: 1. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Глава 39. 2. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.-5.2002 г. № 63-ФЗ. 3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ. 4. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7.02.1992 г. № 2300-1. 5. О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договором на оказание правовых услуг: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 г. № 48. 6. Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М., 2006. 7. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. М., 2007. 8. Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. М., 2005.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |