Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития этики

А – Античная этика

Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне становящейся философии, т. е. этика была слита с философией.

В литературе отмечается, что с определенными оговорками можно утверждать: к концу XVIII века завершился подготовительный (предварительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому времени философы (и прежде всего Кант) осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-нибудь другим явлениям культуры и имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества.

Процесс формирования этики относится к середине I тысячелетия до н. э. и происходил практически одновременно в Древней Греции, в Индии и Китае.

Сам термин «этика» (от греч. ethos — обычай, нрав, привычка) ввел в научный оборот Аристотель (381-322 гг. до н. э.), написавший такие труды, как «Никомахова этика», «Большая этика» и т. д. Но не этого выдающегося древнегреческого мыслителя следует считать первым этиком. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности занимались учитель Платона — Сократ (469-399 гг. до н. э.), Протагор, Демокрит. Нравственная проблематика занимала определенное место в творческих исканиях многих мыслителей, живших в V и в последующих веках до нашей эры.

Естественно, среди первых вопросов, которыми задавались философы, были не только мировоззренческие, но и вопросы нравственного характера (прежде всего вопрос о месте человека в мире и смысле его жизни).

Поэтому первые попытки философских построений одновременно содержат в себе зародыш этической рефлексии. Рефлексия - способ мышления, направленный на самопознание, размышление, осмысление специфики духовного бытия человека.

Однако причины столь позднего «созревания» этики (к XVIII веку) обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому многие науки так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали.

Для выявления же специфики этики, особенности ее предмета, целесообразно сопоставить ее с другими отраслями духовной деятельности (исходя из принципа, что все познается в сравнении).

Каково же соотношение этики с философским знанием? Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию (науку о бытии), гносеологию (науку о познании), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном). В различных философских системах прошлого и настоящего превалируют в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных и др.) различные отрасли философии. Так, в целом ряде философских школ (Эпикур, Сократ, стоики и др.) акцент делался именно на нравственной философии, которая венчает собой житейскую мудрость. В этом отношении прав Н. А. Бердяев, который отмечает: ≪Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни≫.

Однако еще в глубокой древности Аристотель пытался развести этику и философию, поставить этику в зависимость от политики, придать этике практическую направленность — помогать реализовывать те задачи, которые ставит перед ней политика. И если это так, то тогда происходит ограничение нравственной философии, которая по своей сути существует для того, чтобы ответить на смысложизненные вопросы (основополагающие представления о мире и человеке, представления онтологического плана). Мир нравственных ценностей не только существует, но и человек в состоянии познать многие его проявления.

Иначе говоря, этика является наукой не только нормативной, предписывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и учением мировоззренческим, теоретическим, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Теоретическая глубина этики позволяет ей давать человеку убедительные рекомендации. Как писал В. Л. Соловьев, при всей важности метафизики (Метафизика (греч. metaphysic - то, что идет за физикой после физики) - метод познания, рассматривающий явления разрозненно, изолированно, лишь под воздействием внешних сил, а не в их развитии и взаимной связи) и гносеологии ≪прямое значение для жизни и деятельности имеют не они, а нравственная философия, предмет которой — то, что дано в духовной природе, и руководственные практические истины, которые из этих данных вытекают с логической необходимостью≫.

Особенно наглядна взаимосвязь метафизических и нравственных вопросов в религиозном учении. Например, христианские богословы категории добра и зла, долга, совести и др. раскрывают, исходя из основных догматов (прежде всего из признания Бога творцом и промыслителем мира). В решении ряда вопросов этика взаимодействует не только с другими разделами философии, но и с психологией, богословием и религиозной философией, историей, биологией, социологией, педагогикой.

При всем этом на долю этики (нравственной философии) выпадает две задачи:

1) выявить сущность морали;

2) координировать исследование морали различными науками.

В связи с этим возникает вопрос: «Является ли этика наукой?» Так, А. Швейцер писал: «Этика и эстетика не являются науками». С ним могут согласиться богословы и философы, среди которых широкое распространение имеет мнение, что нравственные ценности не являются прерогативой науки, ибо вопросы о ценностях не решаются с помощью интеллекта (Б. Рассел).

Однако такое мнение слишком категорично. Разум, конечно же, играет немалую роль в осмыслении нравственности. Но в то же время необходимо признать, что в процессе проникновения в сущность морали большую роль играют и чувства, и вера — вера в торжество добра, справедливости, в существование самого мира, высших ценностей и др. Вместе с тем зачем разум, если им не руководствоваться в нравственных и иных побуждениях? Вот почему мы считаем этику наукой специфической, заметно отличающейся от естественных, технических и даже некоторых социально-гуманитарных наук.

Таким образом, нравственный мир человеческой личности проникает не только в сферу разума, но и во все разделы психики, он слишком противоречив, динамичен, чтобы его можно было «сфотографировать» при помощи какой-то математической формулы. В осмыслении нравственной жизни важную роль может играть и чувство, и вера, художественный или религиозный образ.

Этическая концепция Аристотеля.

Этические идеи Античности обобщил и систематизировал Аристотель.

Его учение расходится в понимании нравственного с учением Платона, поскольку ищет основу нравственности не вне мира, а в обстоятельствах и характеристиках человеческих действий. Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса:

1) этические, относящиеся к характеру и темпераменту;

2) дианоэтические, относящиеся к разуму, которому он отводил огромную роль в выработке нравственности и сдерживании страстей.

Этические добродетели Аристотель рассматривает как приобретенные свойства души, которые в значительной степени являются делом привычки. Добродетель он, в соответствии с античной традицией, трактует как известного рода меру, середину между двумя противоположностями.

Так, например, мужество понимается им как середина между страхом и безрассудством, щедрость — как середина между скупостью и расточительством и т. п. Но этическую меру Аристотель понимает не упрощенно, арифметически, а конкретно-содержательно. Например, умеренность в его трактовке ближе к бесстрастию, чем к невоздержанности, мужество ближе к безумной отваге, чем к страху.

У каждого действия, по Аристотелю, есть своя середина. Следование подобной мере добродетели проявляется в действиях, направленных на лиц, их заслуживающих, если такие действия совершаются вовремя, при соответствующих обстоятельствах и в подобающей форме.

Аристотель указывает, что по отдельному поступку нельзя судить о нравственных достоинствах человека. И хороший человек иногда может совершать что-нибудь дурное. Важно выяснить, являются ли подобные действия случайными для этого человека, стремился ли он к этим действиям сознательно. Аристотель подходит к рассмотрению добродетельной личности в ее взаимосвязи с другими людьми, в отношениях с государством. Так, он считает, что для счастья нужно обладать определенными внешними благами (здоровьем, богатством и т. д.) и пользоваться благосклонностью судьбы. Но главное значение имеет неотделимость личного счастья от счастья всего общества. Как он указывал в то далекое время формирования государственности, стремление к благу общества дает гораздо высшее, гораздо более «прекрасное блаженство», чем удовлетворение своих личных позывов.

Таким образом, огромный вклад Аристотеля в развитие этики состоит в том, что он ввел термин «этика» (этика — это наука, изучающая нравственность, добродетели, цель которой — сделать человека моральным, а значит и счастливым); классифицировал этические понятия; обосновал этику как систему научного знания; написал первые этические труды («Никомахова этика», «Эфдемова этика», «Большая этика»); создал синтетическую теорию морали; сформулировал проблемы этики и т. д.

Особенности этических теорий эллинистического и римского периодов Античности.

В эллинистический и римский периоды античной философии происходит отрыв личной добродетельности от добродетельности гражданской (политической), что явилось следствием кризиса полисной организации общества. Это нашло свое отражение в теориях эпикурейцев и стоиков, которые, подобно Платону и Аристотелю, учили, что жить следует согласно со своей природой, то есть со своим разумом и способностями, потому что только в такой жизни мы находим наибольшее счастье.

В основе эпикурейской этики лежало утверждение о том, что целью человеческой жизни является блаженство (наслаждение). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в спокойствии духа.

Для достижения этого человек должен самоустраниться от тревог и опасностей и от общественных и государственных дел.

Эпикур призывал своих последователей «прожить жизнь незаметно», имея в виду прежде всего социальный аспект человеческого бытия.

Эпикурейцы считали, что для добродетельной и счастливой жизни достаточно естественных и необходимых желаний (не голодать, не испытывать жажды, не мерзнуть и т. п.), так как они легко удовлетворяются.

Человек, ограничивающий себя ими, получает независимость от обстоятельств и других людей. Если же брать желания в их полном объеме, то их в принципе нельзя удовлетворить. Поэтому основой нравственного поведения в эпикурейской этике выступает ограничение желаний, придающее жизни нравственный смысл, то есть достичь безмятежного состояния.

Большое влияние на развитие античной этики оказала также теория стоиков, получившая развитие как в Античной Греции, так и в Римской империи (Зенон, Сенека, Марк Аврелий и др.). Стоики утверждали, что правила нравственности содержатся в самой природе и вытекают из мировых законов, управляющих жизнью природы.

В соответствии с этим целью жизни они провозглашали добродетель, означающую согласие с разумом. Стоики признавали четыре основные добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть.

Их противоположностями выступают: неразумность, распущенность, несправедливость и трусость. Между добродетелью и грехом нет переходных состояний, все остальное стоики относили к категории безразличного, в котором выделяли вещи «предпочтительные» (здоровье, богатство и т. п.) и «непредпочтительные» (болезнь, бедность и т. п.).

Согласно учению стоиков, люди не в состоянии повлиять на вещи, но они могут над ними возвыситься. Человек не должен желать того, что не находится в его власти, поэтому ему следует стремиться к покою или, по крайней мере, к терпению. Счастье человека «состоит в том, что он не желает никакого счастья». Исходя из этого, этическим идеалом стоиков выступает мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, не зависящий от внешних обстоятельств.

 

Б – Средневековая этика.

Средневековая этика представляет собой объединение идей античной философии и религии при доминирующем влиянии религиозных положений.

Ее отличительной особенностью является геоцентризм, проявившийся в том, что важнейшей регулятивной идеей средневековой этики стала идея Бога.

В средневековой этике в качестве основы и источника морали выдвигаются божественные заповеди, обязательные для исполнения верующими.

Это хорошо представлено в разработанной Фомой Аквинским особой теории закона. По этой теории все законы связаны между собой нитями субординации.

Источником всех законов выступает «вечный закон» — универсальные нормы, общие принципы управления Вселенной. Этот закон заключен в Боге, тождествен ему. Следующий закон, по Аквинскому, это «естественный закон», который является по своей сущности отражением «вечного закона» в человеческом сознании.

«Естественный закон» предписывает людям стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей.

Следующий закон — «позитивный», который силой и страхом принуждает людей избегать зла и достигать добродетели. В отличие от других законов «позитивный» может менять свое содержание в зависимости от времени (исторических обстоятельств) и пространства (географии государства). Наконец, еще один вид закона —«божественный». Он дан в Библии и необходим, с одной стороны, потому, что позитивный закон не способен полностью освободить общество от зла. С другой стороны, этот закон нужен, чтобы помочь людям прийти к единому представлению о правде.

В этической теории Фомы Аквинского четко проводится мысль о том, что нравственным является действие, соответствующее Божественной воле, а источником безнравственных поступков выступает свободная воля человека.

Целью человека, по теории Фомы Аквинского, является достижение блаженства, но, в отличие от Аристотеля, понимавшего под этим созерцание, Аквинский трактует блаженство как слияние человека с Богом, интуитивное познание Бога.

Таким образом, можно отметить, что если античная этика исходила из убеждения о доступности нравственного совершенства самому человеку, то средневековая этика трактовала нравственные требования как заповеди Бога.

 

В – Этика Нового времени.

Основополагающими особенностями этики эпохи Возрождения явились:

1) антропоцентризм, состоящий в том, что, в отличие от средневековой традиции, в основе моральных концепций того времени лежала человеческая деятельность и ее мотивация;

2) гуманизм, основанный на признании ценности человека как личности, утверждении его прав на свободу, счастье, равенство, справедливость, рассмотрении блага человека в качестве критерия оценки социальных институтов и отношений;

3) индивидуализм, проявляющийся в утверждении самой ценной, свободной и неповторимой творческой личности (возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны).

«Категорический императив» И. Канта и в чем его сущность.

По теории И. Канта, при выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только своими желаниями, но и общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом (безусловным повелением).

Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом». Кант выдвигает три максимы поведения:

1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;

3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, а первая максима фиксирует абсолютное нравственное требование, состоящее в осознании человеком своего долга.

Основой нравственного долга выступает свободная и разумная воля.

Все вещи в мире, указывает И. Кант, имеют относительную ценность, и только разумная и свободная личность имеет безусловную ценность сама по себе.

Категорический императив, по Канту, является внеэмпирическим, так как он не возникает в результате обобщения человеческого поведения, «он касается того, что должно быть, а не того, что есть», и априорным («И подлец знает, что его поведение не является нравственным»).

Мораль не выводится из чего бы то ни было, она содержит свою причину в себе. Кант вырывает мораль из многообразия жизненных связей, он возвышает ее над миром и противопоставляет ее реальному миру.

По Канту, нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления, что он и называет категорическим императивом.

А таким императивом, как он утверждает, является осознание человеком своего долга, имеющего абсолютное значение, который не может быть средством для чего-нибудь, а только цель сама по себе (все вещи в мире имеют относительную ценность), и только разумная и свободная личность имеет безусловную ценность: человек должен быть свободным и разумным — таков моральный закон.

А моральный закон требует «поступать таким образом, чтобы признавать в себе и других свободную и разумную волю целью, а не средством». Исходя из этого, Кант требует от каждого «действовать так, чтобы правило, руководящее твоей волей, могло быть так же основой всемирного законодательства». Именно поэтому, по Канту, абсолютное уважение к личности является нравственным основанием морали и права. Однако это в реальной жизни невозможно, поскольку в природе человека существует «изначальное зло», которое он называет эгоизмом, якобы свойственном природе человека (себялюбие, стремление только к собственному счастью, которое неистребимо).

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что Кант впервые отделил этику от философии как самостоятельную отрасль и выявил тем самым, что этика имеет огромное значение для государства и политики наряду с правом.

В отличие от предшествующих теорий, усматривающих основу нравственности только в счастье или пользе человека, И. Кант подобную основу видит прежде всего в требовании нашего разума.

Главные установки этики Ф. Ницше.

Ф. Ницше занимает противоположную теории Канта позицию, исходит из того, что не существует ни свободной, ни несвободной воли, а есть воля слабая и сильная. Основой в его теории выступает воля к власти, которая является движущей силой самой жизни.

Этический идеал Ф. Ницше связывает с «человеком воли», исполненном избыточных витальных сил и наслаждающимся любым (не важно, созидательным или разрушительным) проявлением своей воли. Падающего — толкни, униженного — унизь еще больше, оскорбленного — оскорби дважды, добейся того, чтобы он взбунтовался, и тогда убей по «праву сильного».

«Человек воли» — преступник, он сам творит нормы своего поведения, переступая через общепринятое и общепризнанное. По Ницше, любой гений является преступником, поскольку он переступает через то, что принято. Образцом такого человека он считал Наполеона.

Основные идеи этики Ф. Ницше: отрицание общепринятых и обязательных моральных норм; оправдание права сильного; отождествление гения и злодейства; отрицание христианства.

Христианство он критикует за проповедь сострадания к неудачникам и слабым, что недопустимо вследствие разлагающего воздействия, оказываемого на духовно сильные натуры.

В соответствии с учением Ф. Ницше, слабые и неудачники должны погибнуть, и гуманным является помочь им в этом. В мире должна царствовать «мораль господ», людей сильных, злых и гениально-преступных. Подобные теоретические установки выражают позиции антисоциальных и преступных групп населения. В международном масштабе такие теоретические воззрения лежат в основе фашистской человеконенавистнической идеологии, зародившейся в условиях европейской цивилизации, основанной на индивидуалистической психологии, породившей такого жестокого диктатора, как Гитлер и ему подобных «личностей» кровавого XX века, который призывал своих вояк: «Я освобождаю вас от унижающей человека химеры — совести».

Именно в этом заключается наиболее характерная особенность тоталитарного фашистского режима, в котором вождь отвечает за все, а толпа, исходя из всевластия фюрера, может забыть о своей совести.

Теоретические основы марксистской этики.

Марксистская этика базируется на социально-историческом подходе к анализу морали, что позволяет понять соотношение частных, классовых и общечеловеческих моральных позиций, дает возможность выявить в противоречивом характере формирования морали в классовом обществе единую линию общечеловеческого нравственного прогресса.

Мораль охватывает все виды деятельности и общественные отношения.

Она оценивает политические, экономические, духовные позиции с точки зрения их справедливости или несправедливости, гуманности или антигуманности, добра или зла.

Большое внимание в марксистской этике уделяется определению критериев морали, важнейшими из которых являются:

• законы социального развития, конкретизирующиеся в соответствующих общественных потребностях и в общем виде определяющие нравственное содержание моральных норм и принципов;

• конкретные моральные нормы, принципы и идеалы, порождающиеся общественными потребностями и выступающие формой универсального отражения высоконравственных личностей, формируемых на основе осознания общественных интересов, в отличие от человека буржуазного общества, формируемого главным образом на основе либеральных ценностей.

С этой точки зрения в основе марксистской этики, вобравшей в свое содержание все ценное, что было выработано начиная от эпохи Античности с позиции гуманистического миросозерцания, лежит задача формирования личности как активного носителя моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и которыми регулирует свою деятельность и поведение.

При этом учитывается, что не только личность зависит от общества, но и общество от личности. И в этой диалектической взаимосвязи вырабатывается так называемый нравственный долг как совокупность обязанностей личности перед обществом и общества перед личностью, на что обращали важное внимание классики марксизма. Однако, к сожалению, это положение марксистской теории не получило соответствующей реализации у последователей марксизма в условиях социалистического строительства, допустивших значительный отход, превращая людей в своеобразные «винтики», отступая тем самым от нравственных норм и принципов марксистской этики. И, видимо, в этом и заключались одни из основополагающих процессов опошления величайших и жизнеутверждающих принципов нравственности марксизма, невостребованных теми, кто не особо хотел расцвета социалистической нравственности, а лишь «перестройки» социализма в целом, стремясь главным образом не к всеобщему счастью, а к счастью своей животной личности, по образному выражению Л. Н. Толстого.

При этом архитекторы «перестройки» не понимали, что истинное благо только тогда будет возможно, когда человек будет стремиться к счастью других.

Особенности этики ненасилия.

В противоположность многочисленным теориям, допускающим или даже приветствующим разрешение различных государственных, национальных или межличностных противоречий с позиции силы, этика ненасилия исходит из недопустимости проявления насилия в качестве средства преодоления конфликтов. Своими корнями данная теория уходит в глубину веков. Сходные идеи формулировались еще в этике Нагорной проповеди Христа из Нового Завета Библии, где предписывалось «...ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку».

Подобный этический идеал был непосредственно направлен на «разрыв» круговорота зла в обществе, на преодоление зла добром. Но за две тысячи лет, прошедшие с тех пор, подобные моральные предписания крайне незначительно утвердились в сознании людей.

Существенное развитие этика ненасилия получила в работах выдающегося русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого, считавшего, что насилие само по себе ничего не создает, а только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни других, ни себя.

Таким образом, насилие бессильно, бесплодно, разрушительно.

Л. Н. Толстой считает необходимым обратиться к отношениям любви, сострадания, милосердия, воздаяния добром за зло, с древности считавшихся основой нравственности.

Дальнейшее развитие теория ненасилия получила в трудах М. Ганди, мечтавшего добиться свободы Индии мирными средствами» Он считал ненасилие оружием сильных и подчеркивал, что оно не означает пассивности. Напротив, оно может и должно носить активный характер, что может проявляться, как минимум, в двух формах борьбы: сотрудничестве и гражданском неповиновении.

Идея отказа от насилия как средства разрешения конфликтов находит все большее количество сторонников во всем мире. Однако следует учитывать, что сторонники ненасилия иногда содействуют агрессору и террористам. Поэтому в диалектике соотношения насилия и ненасилия в современном развитии человечества, к сожалению, превалирует первое. Одним из средств недопущения зла является активная, целенаправленная и совместная деятельность всех народов в целях самоотверженного служения людям, всему человечеству.

Главные идеи А. Ф. Кони в области права и нравственности.

Во-первых, центральное место в правоохранительной деятельности А. Ф. Кони всегда отводил личности сотрудника правоохранительных органов, юристов. Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках, а самый обдуманный и справедливый уголовный закон обращается в ничто при дурном отправлении правосудия.

Во-вторых, большое внимание он уделял проблеме внутреннего убеждения. Судья, юрист должен принимать решение, основываясь на том, что в данное время представляется логически неизбежным и нравственно-обязательным. Процесс формирования внутреннего убеждения связан с непрерывным разрешением возникающих сомнений. С сомнением надо бороться и победить его или быть им побежденным, так, чтобы в конце концов не колеблясь и не смущаясь, сказать решительное слово — «виновен» или «нет».

В-третьих, судейская независимость — одно из важнейших условий, обеспечивающих постановление правильного приговора.

В-четвертых, А. Ф. Кони высоко ценил общественное мнение передовой России. Вместе с тем он предостерегал от подмены подлинного общественного мнения «общественными страстями».

В-пятых, говоря о недопустимости автоматического применения закона, он требовал необходимости проникновения в мысль законодателя и вместе с тем возражал против внесения в толкование закона своих личных вкусов, симпатий и антипатий, что способно поставить на место закона личное усмотрение и произвол.

В-шестых, высоко ценя закон, А. Ф. Кони тем не менее подчеркивал, что он намечает лишь служебные обязанности. Но наряду со служебным долгом есть нравственный долг. Нравственный долг сотрудника правоохранительных органов заключается в уважении к человеческому достоинству и в справедливом отношении к человеку.

Для этого необходимо привить сотруднику нравственную чуткость, развить в нем стремление не только казаться, но и быть справедливым.

В-седьмых, основоположник судебной этики А. Ф. Кони боролся против переоценки доказательственного значения признания обвиняемым своей вины. «Нравственный долг сотрудника, - писал он, — не идти слепо по пути собственного признания... свободно, вдумчиво и тревожно исследовать, в чем кроется истинный источник этого доказательства...

В-восьмых, огромное значение он придавал «ораторскому искусству, умению твердо править словом». В стремлении к истине самые глубокие мысли сливаются с простейшим словом. Слово — одно из величайших орудий человека. Поэтому нравственный долг сотрудника — обращаться осторожно и умеренно с этим оружием и высказывать свое слово лишь в случае глубокого убеждения, не поддаваясь соблазну красивой формы или видимой логичности своих построений, не заботясь о способах увлечь кого-либо своей речью.

Сотруднику правоохранительных органов нужна наблюдательность, умение оценивать подробности и способность прислушиваться не только к голосу разума, но и сердца. А это предполагает возможность освободить его от внешних пут и дать ему широкий простор в избрании наказания, доверяя в этом случае его житейской опытности и его совести. Нравственный долг, справедливое отношение к человеку выражаются в сознательном и беспристрастном постановлении себя на его место в каждом случае и в воздержании от того, чтобы делать разумное существо не целью, а средством достижения посторонних и своих личных целей. В осуществлении справедливости и в связи с деятельной любовью нравственный долг сливается с руководящим началом христианства, предписывающего возлюбить ближнего своего как самого себя

 

Г – Современная этика

Одним из факторов стабилизации внутреннего положения в стране является построение правового государства. Это означает регулирование отношений в обществе, когда основополагающей целью деятельности правоохранительных органов становится обеспечение прав и свобод личности не только путем установления санкций за их ущемление, но и на основе реализации этих прав, свобод и интересов. Решение этой задачи имеет непосредственное отношение к деятельности правоохранительных органов и выражается в том, чтобы привести профессиональную деятельность сотрудников этих органов в соответствие с правовыми и нравственными требованиями. Более того, в современной России, если она действительно старается отойти от всего негативного в прежней системе управления экономическими, политическими, социальными и духовными сферами жизни общества, необходимо последовательно и целеустремленно утверждать профессиональную мораль в качестве главного побудительного мотива и критерия профессиональной деятельности сотрудников всей правоохранительной системы.

Профессиональная мораль сотрудников правоохранительных органов носит нормативный характер и имеет правовую основу, которая отражается в целях, принципах и средствах деятельности, представленных законодательными актами, регулирующими деятельность сотрудников правоохранительных органов на основе норм этики, морали и нравственности, соответствующих международных правовым документам и внутригосударственным правовым актам.

При этом нормы международного права по отношению к законодательству РФ имеют приоритетное значение. Так, в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основными международными законопроектами, регулирующими деятельность правоохранительных органов являются: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Европейский кодекс полицейской этики (2003).

Наряду с этим к основным внутригосударственным российским правовым актам, лежащим в основе деятельности правоохранительных органов и соответствующим нормам международного права, относятся: Конституция Российской Федерации (1993), Закон РФ «О полиции» (2011), Закон РФ «О безопасности», Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», Закон РФ «О чрезвычайном положении».

Таким образом, нормы и принципы профессиональной морали находят свое отражение в основных законодательных актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов. И задача заключается в том, чтобы их выполнять неукоснительно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение этики, морали и профессиональной этики | Общая характеристика основных этических категорий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 18012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.