КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные черты менеджера исследовательского типа
Требования к современному менеджеру Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера. Сегодня рождается понятие менеджер исследовательского типа, или креативный менеджер. В чем его особенность? Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное условие управления – потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность – усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений. В более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа (схема 7). Схема 7. Качества современного менеджера
Проблемное видение мира - способность распознавать проблемы там, где другие их не видят. Умение превентивно т.е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда они еще только зарождаются. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта. Антиномичность - умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличное от собственных или даже противоположные им. Экспрезентность - способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации. Развитая психологическая саморегуляция, определяющее отношение к проблемам и их оценке. Способность к имитации функций различных членов коллектива. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного. Аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного предупреждения. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умение обратиться за советом и помощью. РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИСУ Тема 2.1. Методология исследования систем управления: понятие и практическое содержание. Практика научных исследований показывает, что их успех в значительной мере зависит от методологии. Методология может быть различной. Она сознательно выбирается и выстраивается в зависимости от исследователя, его позиций, комплекса знаний, возможностей использования соответствующих приемов и методов, условий получения необходимой информации. Методология - учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология исследования - совокупность принципов, методов, форм и средств логической организации и проведения исследовательской деятельности, предполагающей осознание её цели, выбор и использование определенного состава методологического арсенала. Методы исследования - совокупность целенаправленных способов и действий получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления. Методика исследования - совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов и использованием для этого строго последовательных, систематических, точно сформулированных и следующих плану научно-обоснованных положений (утверждений и четко сформулированных мыслей). Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую роль, определяющую роль. Методология ИСУ – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат (16, с.45). Содержание методологии исследования систем управления представлено на схеме 8. Схема 8. Содержание методологии исследования управления
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Но это общее представление о цели. На практике проведения исследования преследует разные цели, например, мониторинг качества управления, формирования атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр. Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими (схема 9). Схема 9. Разнообразие целей исследования управления
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования в ИСУ является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Система управления предприятием (организацией) относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения. Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности. Предметом исследованияв ИСУ является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем¸ которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых является «вечными», и другие - преходящими или созревающими. Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели. Современная наука использует огромное количество подходов. Их классификацию необходимо проводить на различных уровнях. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т.д. Системный подходотражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования. Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если - на задачи получения ближайшего результата, то - прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении. В ИСУ могут использоваться следующие подходы: · диалектический подход; · системный подход; · процессный подход; · ситуационный подход; · функциональный подход; · рефлексивный подход и др. Методология исследованиядолжна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения - явными или неявными. Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на две группы: общенаучные и специфические. Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа. Специфические – это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности. Результаты исследования могут иметь различный вид (схема 10). Схема 10. Результаты исследования управления
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |