Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программные средства ИС управления организацией




Особую интенсивно развивающуюся группу компьютеров образуют многопользовательские, применяемые в вычислительных сетях серверы. Серверы обычно относят к микроЭВМ, но по своим харак­теристикам мощные серверы скорее можно отнести к малым ЭВМ и даже к мэйнфреймам, а суперсерверы приближаются к суперЭВМ.

Состав технического обеспечения ИТ и ИС управления организацией

 

Техническая основа ИТ и ИС управления представлена сово­купностью взаимосвязанных единым управлением автоном­ных технических средств сбора, накопления, обработки, передачи, вывода и представления информации, средств обработки документов и оргтехники, а также средств связи для осуществления информаци­онного обмена между различными техническими средствами.

Достижение эффективной работы ИС предполагает выполнение некоторого набора требований, предъявляемых к комплексу техниче­ских средств (КТС), основными из которых являются следующие:

• минимизация трудовых и стоимостных затрат на решение всего комплекса задач системы;

• реализация интегрированной обработки информации за счет информационной, технической и программной совместимости различных технических устройств;

• обеспечение пользователей связью через терминальные устройства с распределенной базой данных; высокая надежность;

٠наличие защиты информации от несанкционированного доступа;

• реализуемость КТС, т.е. возможность его создания за счет типовых средств, выпускаемых отечественной промышленностью;

▪ гибкость структуры КТС, т.е. перспектива включения в его состав новых, более совершенных технических средств по ме­ре освоения их промышленностью;

• минимизация капитальных затрат на приобретение КТС и их текущую эксплуатацию.

Эффективное функционирование ИС базируется на комплекс­ном использовании современных технических средств обработки информации и методов организации технологических процессов ре­шения задач. Основой дальнейшего развития автоматизации управ­ленческой деятельности в различных отраслях экономики является новая, прогрессивная информационная технология, ориентирован­ная на использование последних достижений электронной техники, в частности, высокопроизводительных, быстродействующих компью­теров и современных средств связи.

Создание новой технологии требует учета особенностей структу­ры экономических систем. Прежде всего, это сложность организаци­онного взаимодействия, вызывающая необходимость создания мно­гоуровневых иерархических систем (головная фирма, филиалы) со сложными информационными связями прямого и обратного направ­ления с организациями-смежниками.

Главным элементом комплекса технических средств, предназна­ченных для автоматической обработки информации в процессе ре­шения управленческих задач, является электронная вычислительная машина, или компьютер.

В сфере экономики это — компьютеры различной мощности, быстродействия, размеров. Они предназначены для решения самых различных задач: экономических, математических, информационных и других задач, отличающихся сложностью алгоритмов и большим объемом обрабатываемых данных, и широко используются в мощных вычислительных комплексах.

Характерными чертами современных компьютеров являются: вы­сокая производительность; разнообразие форм обрабатываемых дан­ных — двоичных, десятичных, символьных, при большом диапазоне их изменения и высокой точности представления; обширная но­менклатура выполняемых операций, как арифметических, логиче­ских, так и специальных; большая емкость оперативной памяти; раз­витая организация системы ввода-вывода информации, обеспечи­вающая подключение разнообразных видов внешних устройств.

Проблемно-ориентированные вычислительные средства служат для решения более узкого круга задач, связанных, как правило, с управле­нием технологическими объектами, регистрацией, накоплением и об­работкой относительно небольших объемов данных, выполнением расчетов по относительно несложным алгоритмам.Они обладают oграниченными по сравнению с универсальными компьютерами аппаратными и программными ресурсами. К проблемно-ориентированным можно отнести, в частности, всевозможные управляющие вычисли­тельные комплексы.

Специализированные вычислительные средства используются для решения узкого круга задач или реализации строго определенной группы функций. Такая узкая ориентация позволяет четко специали­зировать структуру, существенно снизить сложность и стоимость ком­пьютеров при сохранении высокой производительности и надежности их работы. К специализированным можно отнести, например, про­граммируемые микропроцессоры специального назначения; адаптеры и контроллеры, выполняющие логические функции управления от­дельными несложными техническими устройствами, агрегатами и процессами; устройства согласования и сопряжения работы узлов вы­числительных систем.

По размерам и функциональным возможностям применяемые в управ­ленческой деятельности компьютеры подразделяются на сверхбольшие (мэйнфреймы), большие, малые, сверхмалые (микрокомпьютеры).

Функциональные возможности современных компьютеров отличают:

• быстродействие, измеряемое усредненным количеством опе­раций, выполняемых машиной за единицу времени;

• разрядность и формы представления чисел, с которыми опе­рирует вычислительная система;

• номенклатура, емкость и быстродействиевсех запоминающихустройств;

• номенклатура и технико-экономические характеристики внешних устройств хранения, обмена и ввода-вывода информации;

• типы и пропускная способность устройств связи и сопряжения узлов компьютера между собой (внутримашинного интерфейса);

• способность компьютера одновременно работать с нескольки­ми пользователями и выполнять при этом несколько про­грамм (многопрограммность);

• типы и технико-эксплуатационные характеристики операци­онных систем, используемых в машине;

• наличие и функциональные возможности программного обес­печения;

• способность выполнять программы, написанные для других типов машин (программная совместимость с другими компью­терами);

• система и структура машинных команд:

• возможность подключения к каналам связи и к вычислитель­ной сети;

• эксплуатационная надежность компьютеров;

• коэффициент полезного использования компьютеров во вре­мени, определяемый соотношением времени полезной работы и времени профилактики.

По данным экспертов, на мэйнфреймах сейчас находится около 70% компьютерной информации; только в США в 1998 г. были уста­новлены 400 тыс. мэйнфреймов. В России в настоящее время исполь­зуется около 5 тыс. ЕС ЭВМ и примерно столько же фирменных мэйнфреймов: IBM (ES/9000 установлены на автозаводах, металлурги­ческих комбинатах), Hitachi Data System, Fujitsu и др.

Малые компьютеры — надежные, недорогие и удобные в экс­плуатации, обладающие несколько более низкими по сравнению с мэйнфреймами возможностями.

Мини-компьютеры (и наиболее мощныеиз них супермини) об­ладают следующими характеристиками:

• производительность — до 100 MIPS;

• емкость основной памяти — 4—512 Мбайт:

• емкость дисковой памяти — 2—100 Гбайт;

• число поддерживаемых пользователей — 16—512.

Все применяемые модели этого типа разрабатываются на основе микропроцессорных наборов интегральных микросхем, 16-, 32-, 64-разрядных микропроцессоров. Широкий диапазон производительности в конкретных условиях применения, аппаратная реализация большин­ства системных функций ввода-вывода информации, простая реализа­ция микропроцессорных и многомашинных систем, высокая скорость обработки прерываний, возможность работы с форматами данных раз­личной длины делают удобным их использование в ИТ управления.

К достоинствам компьютеров можно отнести: специфичную ар­хитектуру с большой модульностью, лучшее, чем у мэйнфреймов, соотношение производительность/цена, повышенная точность вы­числений. Они ориентированы на использование в составе управ­ляющих вычислительных комплексов. Традиционная для подобных комплексов широкая номенклатура периферийных устройств допол­няется блоками межпроцессорной связи, благодаря чему обеспечива­ется реализация вычислительных систем с изменяемой структурой.

Компьютеры успешно применяются для вычислений в много­пользовательских вычислительных системах, в системах автоматизи­рованного проектирования, в системах моделирования несложных объектов, в системах искусственного интеллекта.

Персональный компьютер удовлетворяет требованиям общедос­тупности и универсальности применения и имеет следующие харак­теристики:

• малую стоимость, находящуюся в пределах доступности для индивидуального покупателя;

• автономность эксплуатации без специальных требований к ус­ловиям окружающей среды;

• гибкость архитектуры, обеспечивающую ее адаптивность к разнообразным применениям в сфере управления, науки, об­разования, в быту;

• «дружественность» операционной системы и прочего про­граммного обеспечения, обусловливающую возможность рабо­ты с ней пользователя без специальной профессиональной подготовки;

• высокую надежность работы (более 5000 ч наработки на отказ).

В сфере управленческой деятельности широкое применение нашли персональные компьютеры, выпускаемые американскими фирмами — Compaq Computer, Apple (Macintosh), Hewlett Packard, Dell, DEC, а так­же фирмами Великобритании — Spectrum, Amstrad; Франции — Micral; Италии — Olivetty; Японии — Toshiba, Panasonic и Partner.

Наибольшей популярностью в настоящее время пользуются пер­сональные компьютеры клона (архитектуры определенного направле­ния) IBM, первые модели которых появились в 1981 г. Существенно уступают им по популярности персональные компьютеры клона DEC (Digital Equipment Corporation), в частности широко известные ПК Macintosh фирмы Apple, занимающие по распространению 2-е место.

В начале 2000 г. мировой парк компьютеров составлял примерно 250 млн. шт., из них около 90% — это персональные компьютеры, в частности, профессиональных ПК типа IBM PC насчитывалось бо­лее 100 млн. шт. (около 75% всех ПК); профессиональных ПК типа DEC — около 5 млн. шт.

За рубежом самыми распространенными моделями компьютеров в настоящее время являются компьютеры с микропроцессорами Pentium и Pentium Pro (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Усредненные характеристики современных ПК IBM PC

Параметр Тип микропроцессора
80386 SX 80386 DX 80486 SX 80486 DX Pentium Pentium Pro
Тактовая частота, МГЦ 25-40 33-40 33-80 50-100 60-150 100-400
Разрядность,бит            
Объем ОЗУ,Мбайт 1;2;4 2;4;8 2;4;8 4;6;8 8;16 16;32
Объем КЭШ-памяти, Кбайт Нет 64,128 128;256 256;512 512;1024 512;1024
Емкость НЖМД, Мбайт            
Видеоадаптер VGA/SVGA, % 30/70 24/76 10/90 0/100 0/100 0/100
Наличие сопроцессора            

 

Сервер — выделенный для обработки запросов от всех станций вычислительной сети компьютер, предоставляющий этим станциям доступ к общим системным ресурсам (вычислительным мощностям базам данных, библиотекам программ, принтерам, факсам и др.) и распределяющий эти ресурсы. Такой универсальный сервер частой называют сервером приложений.

Серверы в сети часто специализируются. Специализированные серверы используются для устранения наиболее узких мест в работе сети: создание и управление базами данных и архивами данных, под­держка многоадресной факсимильной связи и электронной почты, управление многопользовательскими терминалами (принтеры, плот­теры) и др.

Файл-сервер (File Server) используется для работы с файлами данных, имеет объемные дисковые запоминающие устройства, часто на отказо­устойчивых дисковых массивахКАЮ емкостью до 1 Тбайта.

Архивационный сервер (сервер резервного копирования) служит для резервного копирования информации в крупных многосерверных сетях, использует накопители на магнитной ленте (стриммеры) со сменными картриджами емкостью до 5 Гбайт; обычно выполняет ежедневное автоматическое архивирование со сжатием информации от серверов и рабочих станций по сценарию, заданному администра­тором сети (естественно, с составлением каталога архива).

Факс-сервер (Net SatisFaxion) — выделенная рабочая станция для организации эффективной многоадресной факсимильной связи с несколькими факсмодемными платами, со специальной защитой информации от несанкционированного доступа в процессе передачи, с системой хранения электронных факсов.

Почтовый сервер (Mail Server) — то же, что и факс-сервер, но для организации электронной почты, с электронными почтовыми ящиками.

Сервер печати (Print Server, Net Port) предназначен для эффектив­ного использования системных принтеров.

Сервер телеконференций имеет систему автоматической обработки видеоизображений и др.

Быстроразвивающийся подкласс персональных Компьютеров — портативные компьютеры (notebook, laptop).

Большинство портативных компьютеров имеет автономное питание от аккумуляторов, но может подключаться и к сети. |

В качестве видеомониторов у них применяются плоские с видео-проектором жидкокристаллические дисплеи, реже — люминесцентные для презентаций или газоразрядные.

Портативные компьютеры весьма разнообразны: от громоздких и» тяжелых (до 15 кг) портативных рабочих станций до миниатюрных электронных записных книжек массой около 100 г. Портативные рабочие станции — наиболее мощные и крупные переносные ПК. Они оформляются часто в виде чемодана и носят жаргонное назва­ние Nomadic — кочевник. Их характеристики аналогичны характе­ристикам стационарных ПК — рабочих станций: мощные микропро­цессоры, часто типа RISC, с тактовой частотой до 300 МГц; опера­тивная память емкостью до 64 Мбайт; гигабайтные дисковые нако­пители; быстродействующие интерфейсы и мощные видеоадаптеры с видеопамятью до 4 Мбайт.

По существу это обычные рабочие станции, питающиеся от сети, но конструктивно оформленные в корпусе, удобном для переноса, и имеющие, как и все переносные ПК, плоский жидкокристалличе­ский видеомонитор класса не выше VGA. Nomadic обычно имеют модемы и могут оперативно подключаться к каналам связи для рабо­ты в вычислительной сети.

Главной тенденцией развития вычислительной техники в настоящее время является дальнейшее расширение сфер применения ЭВМ и как следствие переход от отдельных машин к их системам — вычислитель­ным системам и комплексам разнообразных конфигураций с широким диапазоном функциональных возможностей и характеристик.

Наиболее перспективные, создаваемые на основе персональных ЭВМ, территориально распределенные многомашинные вычисли­тельные системы — вычислительные сети — ориентируются не столько на вычислительную обработку информации, сколько на коммуникационные информационные услуги: электронную почту, системы телеконференций и информационно-справочные системы.

В сети Internet реализован принцип гипертекста, согласно которому абонент, выбирая встречающиеся в читаемом тексте ключевые слова, может получить необходимые дополнительные пояснения и материалы.

При разработке и создании современных ПК существенный и ус­тойчивый приоритет в последние годы имеют сверхмощные компью­теры — суперкомпьютеры, а также миниатюрные и сверхминиатюр­ные ПК. Ведутся исследовательские работы по созданию компьюте­ров 6-го поколения, базирующихся на распределенной нейронной архитектуре нейрокомпьютеров.

Широкое внедрение средств мультимедиа, в первую очередь ау­дио- и видеосредств ввода и вывода информации, позволит общаться с компьютером на естественном языке.

 

Программное обеспечение (ПО) — совокупность программ, позво­ляющая организовать решение задач на компьютере. ПО и архитектура машины образуют комплекс взаимосвязанных и разнообразных функциональных средств, определяющих способность решения того или иного класса задач. Важнейшими классами ПО являются сис­темное и специальное (прикладное), представленное пакетами при­кладных программ (ППП).

Системное программное обеспечение организует процесс обра­ботки информации в компьютере. Главную его часть составляет опе­рационная система (ОС).

ОС и средства, расширяющие ее возможности, включают: плани­ровщики — программы, организующие распределение ресурсов вы­числительной системы и связь с пользователем; супервизор, который обеспечивает организацию процессов обработки программ на ПК; сервисные обслуживающие программы, позволяющие рационально организовать процесс обработки программ (программных модулей). Под модулем понимается функционально и конструктивно закончен­ная программа. Для формирования единого программного модуля сложной структуры, состоящего из нескольких модулей, использует­ся специальная программа — редактор связей. Программа-загрузчик обеспечивает размещение программных модулей в основной памяти компьютера. Программа-отладчик позволяет автоматизировать процесс отладки пользовательских программ. Утилиты — программы, позво­ляющие выполнять различные сервисные функции: перезапись (копирование) программ и файлов, вывод на печать, сортировку и упорядочение файлов и др. Средства контроля и диагностики обес­печивают автоматический поиск ошибок и проверку функционирования отдельных узлов машины. I

Прикладное ПО предназначено для решения функциональных задач и работы пользователей. Пакеты прикладных программ — комплекс программ, предназначенных для решения определенного класса задач, для оснащения АРМ и решения функциональных комплексов ИС.

Программы экономического назначения широко используются в автоматизации учета в организациях. Теперь практически все рутин­ные операции выполняются автоматически. Появляется возможность не только учитывать, отслеживать в режиме реального времени, но и прогнозировать ход производственных и управленческих процессов предприятия (организации).

Существует возможность комплексной автоматизации управления производственной, финансовой, хозяйственной деятельностью пред­приятия. При таком подходе с единой базой данных работают отделы менеджеров, бухгалтерии, работники складов и др. Рассмотрим функ­циональные возможности современных программных средств, обеспе­чивающих автоматизацию наиболее важных комплексов работ.

Программы автоматизации управленческой деятельности органи­заций. В настоящее время существует обширный рынок систем, ав­томатизирующих управленческие процедуры на предприятии. Наи­более распространены программы автоматизации общего назначе­ния, не учитывающие специфику конкретных отраслей производства на программном рынке. Предлагаются комплексы ППП для малых, средних, больших предприятий, предназначенные для торговли. Го­раздо менее разработан сектор программ для промышленных пред­приятий. Основными требованиями, предъявляемыми к таким про­граммам, являются возможность анализа данных и применение ре­зультатов проведенного анализа при принятии управленческих ре­шений. Особое место занимает строительная отрасль. Помимо черт, характерных для производства вообще, строительство обладает слож­ной спецификой, связанной с особенностями ценообразования (привязка к нормативно-сметным базам с различными возможностя­ми пересчета цен) и с особенностями расчета себестоимости выпус­каемой продукции для различных объектов, заказчиков, подрядчи­ков. Существенную роль играют также большая продолжительность производственного цикла и территориальная рассредоточенность строительных объектов. Качественная система автоматизации для предприятий строительного комплекса несомненно должна учиты­вать их специфику. К сожалению, на рынке программной продукции подобных систем немного.

Получают распространение программы для автоматизации пред­приятий с высокой степенью специализации. Большая часть ресур­сов фирм-разработчиков вкладывается в создание все более совер­шенных программных продуктов, причем нередко фирма сосредото­чивается на развитии только одной целевой программы.

Но любая программная система, претендующая на комплексное решение задачи управления предприятием, независимо от полноты реализованной функциональности, нуждается в связи с внешним миром — другими программами и программными системами. Функ­ции, специфичные для отдельных предприятий, взаимодействие с унаследованными программами, специфические способы представ­ления информации — вот области, где может потребоваться взаимо­действие различных программ. Например, руководство предприятия нуждается в своевременном получении информации о текущем со­стоянии предприятия для выработки решений по управлению. Но в процедурах принятия управленческих решений кроме статистических данных, как правило, используются вероятностные распределения, экспертные оценки, целевые критерии и функциональные зависимо­сти. Для обеспечения возможности сопоставления различных аль­тернативных вариантов, из которых предстоит сделать выбор, необ­ходимо организовать хранилища данных, что достигается соответст­вующими программами. Организационная структура подобного хра­нилища принципиально отличается от структуры базы данных ин­формационной системы. При этом используются программы, реализующие анализ накопленных за длительное время данных для кон­кретных руководителей предприятия. Они решают самые различные задачи по управлению предприятием: менеджмента, маркетинга бизнес-планов, планирования корпоративных ресурсов.

Рынок программ для управления предприятием благодаря высо­кому уровню конкуренции предоставляет потенциальным покупате­лям широкие возможности выбора. В первую очередь это касается рынка программного обеспечения для автоматизации бухгалтерского учета, управления бизнес-процессами организаций и других направ­лений экономической деятельности.

Программы автоматизации малого бизнеса . В настоящее время наибольшее развитие получил малый бизнес. Причем, успешность его коммерческой деятельности определяет уже не столько размер самой организации, сколько развитая система общения с партнерами по бизнесу в различных регионах мира. В малом бизнесе все более укореняется идея повышения конкурентоспособности за счет приме­нения средств электронных коммуникаций и технологий. С этой це­лью разрабатываются различные программные продукты специально для компаний сферы малого бизнеса. Они позволяют вести полный и оперативный учет и анализ внутрихозяйственной деятельности, реализовывать электронный документооборот, необходимый для приня­тия управленческих решений, и выполнять следующие функции:

• контроль и прогнозирование деятельности организации, опре­деление вклада каждого сотрудника и обеспечение их взаимо­заменяемости;

• формирование бухгалтерских документов, исключение ошибок при их заполнении;

• учет денежных средств на счетах и в кассе;

• ведение бухгалтерского учета, интеграцию с бухгалтерскими программами и кассовыми аппаратами, ведение журнала работ;

• автоматизацию работы отдела кадров с ведением табеля учета рабочего времени, формирование статистических форм отче­тов; ведение справочников персонала и т.п.;

• автоматизацию складских операций;

• ведение списков фирм, клиентов и отслеживание истории взаимодействия с ними; удобный и быстрый поиск справоч­ной, юридической информации и т.д.

ППП формирования бизнес-планов. Очень распространенная си­туация: потенциальный иностранный инвестор есть, есть гениальная идея, но необходимо квалифицированно написать бизнес-план. Са­мый простой путь, позволяющий заметно сэкономить время, это — воспользоваться унифицированной программой написания бизнес-планов. План обретает стандартный вид и становится проще для восприятия.

Программы бизнес-планов для небольших и средних фирм по­строены одинаково и состоят из двух частей — текстового и расчет­ного модулей. Текстовый модуль представляет собой текстовый редак­тор, дополненный шаблоном бизнес-плана и подсказками о том, что писать. Расчетный модуль — это электронные таблицы, куда вводятся данные о себестоимости продукта, размерах кредита, а на выходе по­лучаются финансовые отчеты с графиками и диаграммами. При изме­нении начальных данных результаты автоматически пересчитываются.

Программы обмена информацией. Одной из базовых функций ин­формационной системы организации любого масштаба является обеспечение обмена информацией как внутри организации, так и за ее пределами. Данная задача решается с помощью программного продукта, основной функцией которого является пересылка сообще­ний. В простейшем случае сообщение представляет собой текстовый фрагмент, который пересылается в почтовый ящик одного или не­скольких адресатов. Даже это позволяет существенно сократить вре­мя, затрачиваемое служащими на коммуникации внутри организации — переговоры, совещания и пр. Между отдельными рабочими местами внутри организации довольно часто курсируют различные докумен­ты, пересылка которых может осуществляться специальными встро­енными механизмами. В состав программного обеспечения также входит и дополнительный компонент — сервис управления ключами дополнительной секретности, обеспечивающий секретность инфор­мации.

Корпоративная сеть организаций. Создаются и обеспечиваются соответствующими программами локальные и территориально рас­пределенные вычислительные сети организаций. С их помощью пользователи имеют возможность получать доступ к ресурсам сети предприятия практически из любого места. Они могут как просмат­ривать и отправлять электронную почту, так и обращаться к файлам, базам данных и другим ресурсам сети. Организации могут иметь уда­ленно расположенные отделения со своими локальными сетями, ко­торые в этих случаях подключаются к сети главного офиса надеж­ной, защищенной и прозрачной для пользователя связью. Такие сети называются корпоративными. Учитывая сегодняшние реалии, поль­зователям корпоративной сети организации предоставляется воз­можность доступа к ресурсам глобальной мировой сети Интернет, обезопасив внутреннюю сеть от несанкционного доступа извне. Раз­работано множество программных продуктов, предназначенных для защиты информации, хранящейся в системах предприятий или в информационных системах.

Автоматизированные хранилища данных. В последнее время резко возрос интерес к технологиям хранилищ данных, что обусловливается требованиями менеджеров к улучшению процессов поддержки принятия решений. Главная цель создания хранилищ данных состоит в том, чтобы сделать все значимые для управления бизнесом данные доступными в стандартизированной форме, пригодными для моделирова­ния, анализа и получения необходимых отчетов. Хранилища данных можно назвать оптимально организованной базой данных, обеспечи­вающей максимально быстрый доступ к информации, необходимой для принятия решений.

В общих чертах процесс создания хранилища данных состоит из следующих основных этапов — проектирования и загрузки данных. Проектировщики, тесно взаимодействуя с бизнес-аналитиками, очерчивают круг бизнес-понятий, процессов и объектов, принятых в конкретной организации, формулируют и описывают потоки дан­ных. При этом определяются бизнес-цели, критические для успеха факторы, разрабатывается предварительная бизнес-модель.

Так же, как и любая информационная система, хранилище дан­ных требует поддержания его в актуальном состоянии, т. е. для неко­торых приложений необходимо ежемесячное обновление данных, для других — ежедневные обновления либо обновления по событию.

С помощью централизованного хранилища данных решаются та­кие задачи, как анализ ценовой политики, стратегическое и тактиче­ское планирование, телемаркетинговая служба, ориентированные при этом на разные группы пользователей (физические лица, не­большие компании или крупные корпорации).

Программы финансового анализа. Наряду с чисто бухгалтерскими программами все большее место занимают программы финансового менеджмента, анализа и планирования. Применение подобных программ является показателем более высокой деловой культуры. Суще­ствуют программы анализа финансового состояния предприятии, ана­лиза инвестиционных проектов, а также универсальные программы.

В условиях развивающейся рыночной экономики и интегрирова­ния западной системы учета в отечественную практику появляется необходимость постановки управленческого учета. Его целью является обеспечение руководства предприятия информацией, необходимой как для целей оперативного управления, так и для перспективного планирования. Многое в этой области можно сделать, используя широкодоступные программные средства, рассчитанные на автоматизацию финансового учета. Важным является систематический анализ затрат организации, что позволяет оперативно получить необходимую информацию. Се­годня приходится бороться за каждый процент рентабельности. Западный опыт подсказывает, что недалеки времена, когда бороться придется за доли процента. В жесткой конкурентной борьбе победят те организации, где эффективная автоматизация даст возможность уменьшить свои затраты и тем самым увеличить реальную прибыль, полученную от хозяйственной деятельности.

ППП правовых баз данных. В нашей стране с ее постоянно ме­няющимися законодательством и нормативными документами бух­галтерам, юристам, а часто и менеджерам необходимо иметь полную, не устаревшую и удобную в использовании информацию о правовых актах и нормативных материалах. В настоящее время только в сфере налогообложения и бухучета действуют тысячи нормативных актов, которые постоянно обновляются и пополняются.

Разобраться в этом потоке сведений и документов поможет пра­вовая база данных. Специализированными фирмами распространя­ются как правовые базы данных общего назначения, так и специали­зированные базы данных — по хозяйственному, банковскому, тамо­женному законодательству, региональному законодательству и т.д. Недорогие базы данных (Энциклопедия российского права, Консультант-мини и др.) обычно продаются на компакт-дисках, более дорогие устанавливаются на компьютер заказчика дилером и регу­лярно обновляются по электронной почте или рассылкой дискет. Примерами таких баз данных являются: Гарант, Кодекс, Консуль­тант-Плюс и т.д.

Консультант-Плюс впервые предложил российскому пользовате­лю кроме баз по законодательству комплекс систем поддержки при­нятия решений, включающий тысячи разъяснений по практическому применению законодательства, т. е. он предоставляет пользователю не только все действующее законодательство, но и по сути ключ к его применению. Кроме того, эта база данных содержит консульта­ции экспертов Минфина России, МНС России, других правительст­венных и административных органов управления, разъясняющих применение законодательства.

Все технические достижения реализованы только для того, чтобы работа с такой системой была простой и понятной. Как показывает практика, примерно после 20 мин предварительного обучения даже неподготовленный пользователь осваивает основные базовые опера­ции. При поиске необходимой нормативной информации достаточно указать известные реквизиты документов (дату, принявший документ орган, тематику) и система выдаст все документы, отвечающие за­просу. Для нахождения необходимой консультации можно восполь­зоваться названиями налогов, сборов, пошлин и т.п.

Программы автоматизации банковской деятельности. Главной Целью процесса является обеспечение единого информационного пространства. Это жизненно важная характеристика, которая спо­собна обеспечить функционирование всей банковской системы в реальном масштабе времени на основе электронных платежей и ве­домственного электронного документооборота. Для этого необходи­мо подключение банков-филиалов к центральному офису, что требу­ет использования различных средств — от создания мультисервисной сети до применения спутников в удаленных филиалах. В свою оче­редь любой банк (его филиал) может автоматизировать процесс обслуживания клиентов.

Система «Клиент—банк» дает возможность пользователю (физи­ческому лицу или компании) удаленно управлять своим банковским счетом. Компания любого размера постоянно производит отчисления средств за полученный товар, заказывает валюту, приобретает акции, продает и покупает ценные бумаги или иными способами распоряжа­ется поступившими на ее счет средствами. Руководителей предпри­ятия постоянно интересует текущее состояние банковского счета. Возможность проделывать все эти операции, не выходя из собствен­ного офиса, является естественным продолжением процесса инфор­матизации офисной деятельности. Такие системы требуют:

• наличия надежных, быстрых и недорогих средств коммуника­ций, связывающих офис с банком;

• обеспечения конфиденциальности передаваемой по каналам связи информации, включающей, например, названия и рек­визиты банковских счетов компании, участников операции по перечислению средств и т.д. Для связи с банком используются самые разнообразные каналы связи.

Видеоконференции. Широкое распространение и в крупных корпо- рациях, и в средних фирмах получили видеоконференции. Это позволяет проводить оперативные совещания, не собирая всех его участников в одном помещении. Все остаются на своих рабочих местах, а ме­сто сбора находится в виртуальной реальности. Мероприятия реали­зуются как аппаратными, так и программно-аппаратными методами. Для их организации необходимы небольшое количество специального оборудования и сеть с высокой пропускной способностью.

Распространены системы бизнес-класса для организации диалога двух участников и, как правило, для обеспечения их совместной ра­боты над общим проектом. Они используются для организации со­вместной работы специалистов, находящихся в разных местах, как средство общения руководителей фирм, для связи руководителя и сотрудников, работающих дома. Здесь кроме мультимедийного пер­сонального компьютера, кодека и устройства ввода (камеры и мик­рофона) нужен только канал связи. Системы такого уровня исполь­зуются для решения повседневных задач в различных областях биз­неса, управления и т.д.

Электронный офис. Распространены системы электронных офисов. Вне зависимости от организации, где он работает, среднестатистиче­ский пользователь корпоративной информационной системы оперирует сегодня информацией самого различного типа. В основной список сле­дует включить разнообразные документы, сообщения электронной и речевой почты, факсы, календарные планы, перечни поставленных за­дач. Электронные документы обрабатываются средствами файловой системы ПК, для работы с электронной почтой запускается соответст­вующее приложение, факсы хранятся в специальной папке, календарь и список задач находятся в ведении модуля планирования, а речевые со­общения поступают в отдельный почтовый ящик.

Поэтому появилась потребность соединить как можно больше абонентов. Это реализуется в определенных системах, представляю­щих собой программное обеспечение, которое используется в соста­ве более крупных систем, обеспечивающих электронный документо­оборот офиса или совместную работу сотрудников. Эта идея уже приобретает черты некоего распределенного офиса, сотрудники ко­торого, физически находясь в разных городах или странах, могут проводить интерактивные дискуссии или форумы.

Электронная коммерция. В России все шире используются прие­мы и методы электронной коммерции. Это виртуальные витрины, каталог и прайс-листы, имеющие целью донести информацию о своих товарах или услугах до потенциального потребителя и предло­жить ему простой и разумный способ их приобретения.

Первоначально виртуальная коммерция заимствовала расчетно-платежные механизмы у торговли по каталогам, т. е. выбрав товар или услугу, покупатель должен был воспользоваться почтой или те­лефоном, чтобы сообщить торговцу номер своей кредитной карточки либо отправить по той же почте чек. Но постепенно картина меня­лась, возникали и развивались различные платежные системы и средства, расширяющие возможности традиционных платежно-расчетных средств, таких, как чеки или пластиковые карточки, для использования их в сети.

Все эти методы виртуальной коммерции реализуются в Internet как привлекательной среде для ведения бизнеса, слабо зависящей от различных внешних факторов, тормозящих инициативу малого биз­неса. Бизнес в Internet привлекает не только программистов и мел­ких торговцев, но и крупные организации. Это обычный бизнес, только реализуемый при помощи компьютерных средств. Для орга­низации, например, виртуальной торговли необходимо построить свой Web-магазин, т. е. среду для представления товара, приема за­казов и организации доставки (товара, информации или услуг). Эти задачи уже успешно решаются с помощью применения современных Web-технологий. Сетевые магазины организуются соответствующим программным обеспечением в виде отделов, представляющих про­дукцию по различным тематикам.

Национальный университет в Сан-Диего разработал программу и начал готовить студентов по специальности «электронная коммерция». Курс этой дисциплины сейчас вводится в ряде американских универси­тетов, готовящих специалистов в области высоких технологий.

Обучающие программы. Современное программное обеспечение позволяет повысить свою квалификацию, используя специальные комплексные программы подготовки специалистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.