Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверка правильности исчисления и уплаты НДС




Проверка правильности определения налоговой базы по НДС производится при проведении камеральных и выездных проверок в соответствии с Общей и Особенной частью Налогового кодекса РБ (гл.9-Налоговый контроль; гл.12-НДС); Указом Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ» №510 от 16 окт. 2009г. и Положением о порядке организации и проведении проверок в рамках этого указа.

Камеральная проверка НДС проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговой декларации по НДС и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Проверка правильности определения налоговой базы по НДС может осуществляться при проведении выездных проверок: тематических и комплексных.

Тематическая проверка правильности исчисления НДС производится налоговыми органами для принятия решения о возврате суммы превышения налоговых вычетов над общей суммой начисленного НДС. В ходе этой проверки проверяется правильность определения налоговой базы с учетом действующего законодательства.

До начала выездной проверки производится подготовительная работа, в процессе которой анализируются сведения из документов по исчислению НДС, представленные плательщиками в налоговый орган:

— структура налоговой базы и применяемые плательщиком ставки НДС

— при применении нулевой ставки – документы (их копии), подтверждающие право применения нулевой ставки

— данные по применяемым льготам по НДС, а также по отсрочкам уплаты налога и кредитам.

В процессе подготовительной работы проверяющие обязаны:

· проанализировать налоговые декларации и бух.балансы, предоставляемые плательщиком в ИМНС с целью обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов и объектами налогообложения, а также основными показателями финансово-хозяйственной деятельности плательщика

· проверить обоснованность применения льгот, нулевой ставки НДС

· изучить предыдущие акты проверок в целях ознакомления с установленными ранее нарушениями налогового законодательства, проверить полноту и своевременность выполнения плательщиком требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений

· ознакомиться с нормативно-правовыми актами по организации хозяйственной деятельности, бухгалтерскому и налоговому учету, определению объектов налогообложения и исчислению НДС, связанных с конкретной деятельностью проверяемого субъекта, а также типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в данной сфере деятельности

· изучить в налоговом органе ответы и разъяснения, направленные в адрес плательщика, по его запросам

· произвести выборку сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе об операциях проверяемого субъекта (АРМ «Таможня» и др.)

На основании проведенной работы разрабатывается программа проверки.

Плательщик извещается о проведении проверки.

На первоначальном этапе проведения выездной плановой проверке: выясняются виды деятельности, осуществляемые плательщиком, виды выпускаемой продукции и ранки сбыта, наличие операций по внешнеэкономической деятельности и другие факторы, влияющие на организацию расчетов с бюджетом по НДС, е, изучается система организации бухгалтерского и налогового учета, внутренние правила документирования операций и документооборота, порядок ведения регистров бухгалтерского учета и книги покупок, порядок отражения выручки от реализации, порядок и способы определения налоговых вычетов изучается политика распределения налоговых вычетов, принятая предприятием.

При проведении проверке правильности определения налоговой базы по НДС изучаются данные регистров бухгалтерского учета: главной книги, журналов-ордеров, ведомостей, машинограмм по счетам:

· 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»

субсчета 1- выручка от реализации продукции товаров, работ, услуг

2- НДС

7 – прочие доходы по текущей деятельности

· 91»Прочие доходы и расходы»

субсчета 1 – доходы и расходы от инвестиционной деятельности

2 – доходы и расходы от финансовой деятельности

3 – прочие доходы и расходы

В соответствии с Особенной частью НК РБ налоговая база по НДС определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При проведении проверке следует обратить внимание на следующие вопросы:

· Состав налоговой базы для исчисления НДС — осуществлялась реализация на территории РБ, имели ли место внешнеэкономические операции.

· Способ принятия выручки в БУ, определенный в учетной политике организации:

— фактическая реализация определяется на день отгрузки (учет по отгрузке)-проверке подлежат регистры БУ по сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90, 91, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Днем отгрузки товаров признаются: дата их отпуска покупателю, дата начала их транспортировки.

Днем выполнения работ (оказания услуг) признается дата передачи выполненных работ (оказанных услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы).

—либо на день зачисления денежных средств от покупателя на счета плательщика (а при реализации за наличный расчет – день поступления наличных денег в кассу), но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг)- проверке подлежат регистры синтетического учета по сч.50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 90,91, 97 «Расходы будущих периодов»,70 и их соответствие данным аналитического учета по обобщению и группировке данных о движении дебиторской задолженности, выпискам банка по счетам организации, приходным кассовым ордерам, кассовым книгам и др. документы по движению денежных средств. При наличии отгруженной и неоплаченной продукции по истечении 60 дней плательщик исчисляет НДС.

· При наличии у организации открытых счетов в разных банках подлежит проверке данных по всем счетам, в т.ч. открытых структурным подразделениям. Проверяется обоснованность зачисления на них выручки, а так же своевременность отражения ее на счетах реализации.

· Применяемые цены в организации (при реализации по свободным налоговая база учитывается по цене без НДС, при применении фиксированных цен – с НДС)

· При наличии отгрузки в РФ и Казахстан — следует, обратить имеет, ли место налоговая база по отгруженным товарам по истечении 180 дней при несоблюдении условий получения нулевой ставки (нет третьего экземпляра заявления о ввозе товаров в РФ и Казахстана, денежные средства не поступили на счета экспортера).

· Если по договору обязательство выражено в бел.р. эквивалентно сумме в ин. валюте – НБ при реализации товаров определяется в бел.р. по официальному курсу НБ на момент фактической реализации, а если дата определения величины обязательства предшествует моменту фактической реализации, - в подлежащей оплате сумме в белорусских рублях и в НБ также включается сумма разницы, возникающей между подлежащей уплате суммой в белорусских рублях и суммой налоговой базы, определенной в белорусских рублях на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанная сумма разницы включается (исключается) в том отчетном периоде, в котором получена плата за товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае прекращения обязательства по иным основаниям - в котором прекращено обязательство (полностью или в соответствующей части).

· Если по договору обязательство выражено в ин. валюте эквивалентно сумме в иной ин. валюте – НБ при реализации товаров определяется на момент факт. реализации в иной иностранной валюте путем пересчета с применением официальных курсов НБ на эту дату, а в случаях, когда дата определения величины обязательства предшествует моменту фактической реализации, - в подлежащей оплате сумме в иностранной валюте. При этом налоговая база, определенная в иностранной валюте (иной иностранной валюте), пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. В случаях, когда момент фактической реализации предшествовал дате определения величины обязательства, в налоговую базу включается (из налоговой базы исключается) сумма разницы, возникающей между суммой в белорусских рублях, исчисленной путем пересчета подлежащей уплате суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, и суммой налоговой базы в белорусских рублях, определенной на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Пересчет подлежащей уплате суммы в иностранной валюте и включение (исключение) разницы производятся в том отчетном периоде, в котором получена плата за товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае прекращения обязательства по иным основаниям - в котором прекращено обязательство (полностью или в соответствующей части).

· В налоговую базу следует включать санкции, полученные за нарушение покупателями условий договоров.

· При реализации покупных товаров по цене ниже цены приобретения, продукции ниже себестоимости, основных средств по цене ниже остаточной стоимости — налоговой базой является цена реализации.

· При безвозмездной передаче товаров налоговая база определяется исходя из себестоимости произведенных товаров и цены приобретения относительно покупных товаров.

· С 2012г. прочее выбытие НДС не облагается. При наличии за прошлые периоды суммы недостач, потерь и порчи активов, в том числе произошедших в пределах норм естественной убыли и сверх норм, если суд отказал во взыскании с виновных лиц, списание которых производится на счета затрат или внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении налогом на прибыль, — НДС не начисляется; а если недостачи, потери и порчи сверх норм взыскиваются за счет виновных лиц или судом отказано, либо если судом отказано во взыскании данных сумм по причине ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей, пропуска срока исковой давности или по другим зависящим от организации причинам, — НДС начисляется.

· При наличии операций по ввозу с РФ и Казахстана в налоговую базу включается стоимость товаров, пересчитанная в бел. рубли по курсу на дату оприходования товаров, и сумма акцизов.

Необходимо при проверке обратить внимание на проведение финансово-хозяйственных операций, которые могут привести к сокрытию облагаемых оборотов: отпуск сырья для переработки на давальческих условиях, отпуск товаров минуя счета реализации (взаимозачет) и т.д..

Проверка обоснованности применяемых ставок:

· при применении 0% по реализованным товарам в государства – члена таможенного союза проверяются документы (их копии), подтверждающие право применения нулевой ставки:

1) договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера.

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств – членов таможенного союза);

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства – члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза.

В случае непредставления в налоговый орган заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства – члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства – члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

Проводится достоверность представленных документов.

Если по истечении 180 дней данные документы не предоставлены плательщик обязан был исчислить и уплатить НДС.

При проверке обоснованности применения плательщиком 0% по работам (услугам) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров, экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов), необходимо проверить наличие документов:

договоров (контрактов) на выполнение (оказание) указанных работ (услуг), заключенных как с иностранными, так и с белорусскими организациями;

документов, подтверждающих выполнение (оказание) этих работ (услуг), с указанием в них реквизитов декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта и транзитной декларации с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой вывозимых товаров, а в отношении товаров, вывозимых на территории государств - членов Таможенного союза, - с указанием реквизитов транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке вывозимых товаров на территорию государств - членов Таможенного союза.

В случае осуществления выпуска товаров непосредственно в пункте вывоза реквизиты транзитной декларации с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой не указываются.

При проверке обоснованности применения плательщиком 0% по экспортируемым транспортным услугам необходимо проверить наличие оформляемых международных транспортных или товарно-транспортных документов либо иных международных документов. Основанием для применения ставки 0% при реализации экспортируемых транспортных услуг является представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет реестра международных транспортных или товарно-транспортных документов, экспедитором - реестра заявок (заданий или иных документов) с указанием номеров международных транспортных или товарно-транспортных документов, подтверждающих оказание экспортируемых транспортных услуг.

При проверке обоснованности применения плательщиком 0% по экспортируемым товарам за пределы Республики Беларусь с целью их постоянного размещения (кроме вывоза товаров в государства - члены Таможенного союза) является наличие у плательщика:

контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;

подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь.

Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь выдается таможенными органами Республики Беларусь в виде копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения или в виде заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения. Подтверждение о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь представляется в налоговый орган плательщиком, не осуществляющим декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа. Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного

· Для установления обоснованности применения ставки 10% определяется соответствие номенклатуры выпускаемой продукции (реализуемых товаров), облагаемой по данной ставке, перечню товаров, по которому может применяться ставка 10%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.