Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аффективное поведение




Аффективное поведение – это реакции на стресс в виде психогенных характерологических реакций и кризисных состояний. Под ними понимаются развивающиеся у психически здоровых детей при трудных или непереносимых личностных обстоятельствах изменения в поведении, не сопровождающиеся нарушением в соматической сфере. Формы аффективного поведения являются реакцией на ситуации собственной неполноценности, своего неуспеха.

В определенной ситуации у детей возникают отрицательные аффективные переживания и соответствующие формы поведения: повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональная неустойчивость. Под отрицательным эмоциональным переживанием понимается такое переживание, в основе которого лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Притязания ребенка, те достижения, которых он во чтобы то ни стало хочет добиться, основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Эта самооценка становится для него привычной, в результате у него возникает потребность сохранить как ее, так и основанный на ней уровень притязаний. Однако в тех случаях, когда это стремление, фактически не может быть удовлетворенно, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность значит для ребенка пойти вразрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить. Так, например, если ребенок в противоположность своим притязаниям не смог выполнить задание, неправильно решил задачу, не получил того признания, на которое рассчитывал, то у него может возникнуть повышенная обидчивость. Ввиду незрелости эмоций и личности ребенка в целом, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие длительно и довольно массивно выраженные, могут привести к искажению в развитии не только его интересов, направленности, но и через воздействие на вегетативную нервную систему к стойкому изменению свойств его темперамента.

Аффективными способами поведения, генерализующимися в личностной структуре под влиянием обстоятельств психического развития в детском возрасте, становятся следующие типы реакций:

- реакции отказа;

- реакции оппозиции (протеста);

- реакции имитации;

- реакции компенсации;

- реакции гиперкомпенсации;

- реакции эмансипации.

Реакции отказа – самая ранняя форма аффективного поведения. В основе лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Отказ можно понимать как элемент более глобальной поведенческой стратегии отдаления (отделения), сущность которой составляют подсознательные защитные автоматизмы изоляции и отрицания. Реакции отказа проявляется в отстранении от общения с людьми, отказе от пищи, от игр. Достаточно часто отказ обнаруживается в так называемом синдроме госпитализма. Его наиболее яркие черты – неподвижность, заторможенность. В этом случае ребенок старается, по возможности, уклониться от любых внешних воздействий, часами находится в одной и той же позе, не реагируя на окружающий мир. Достаточно типичной при таких состояниях является поза лежа лицом к стене.

Реакции оппозиции – протестное поведение из-за обиды, ущемления самолюбия, недовольства со стороны взрослых. Различают активный и пассивный протест. Активный протест характеризуется большим разнообразием и интенсивностью проявлений. К нему относят взрывные реакции со вспышками гнева, разрушительными действиями и агрессией, общее двигательное возбуждение с временным сужением сознания, злонамеренные поступки, прямо или косвенно причиняющие вред обидчику, а у маленьких детей – судороги. Обычно реакция оппозиции развивается остро и бурно. Ребенок кричит, плачет, падает на пол, бьется головой, стучит ногами, стремится ударить, царапается, отталкивает от себя взрослых, или, наоборот, хватает и тянет за волосы, одежду, выкрикивает нечто нечленораздельное, требования, бранные слова. Дети постарше на высоте вспышки способны разрушать все, что попадет под руку, нападать на «виновников». Иногда реакция активного протеста развивается медленно, и накапливающееся возбуждение разряжается отдельными враждебными поступками, повреждением или уничтожением вещей «обидчика», нанесением телесных повреждений, оскорблений, мучительством животных.

Частыми случаями реакции пассивного протеста является мутизм (отсутствие речи) и нарушения соматовегетативных функций (рвота, недержание мочи, кала, насильственный кашель). В случае локального мутизма ребенок не разговаривает либо в определенном месте (семья, детсад), либо с определенными людьми (мачеха, врач, педагог). При тотальном мутизме отсутствие речи наблюдается вне зависимости от ситуации или собеседника. Нарушения соматовегетативных функций, как правило, сочетаются с упрямством и отказом от общения с теми, на кого направлен протест.

Реакция имитации – повторение поведения окружающих. Имитация – это незрелая форма идентификации. Она существенно отличается от идентификации тем, что является целостной. Незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому герою во всем. Поэтому нередко имитацию рассматривают как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. У младенца, на врожденной основе, через присвоение поведения взрослого, очень быстро вырабатываются мимика, улыбка, жесты, восклицания. Уже в первые недели ребенок способен подражать некоторым мимическим действиям, которые он видит. Подкрепляя проявления младенческой мимики эмоционально, взрослые ждут от ребенка соответствующих ответных реакций, а некоторые из этих реакций вырабатываются специально.

Для детей характерно или глобальное принятие кого-либо (положительная имитация), или его глобальное отрицание (отрицательная имитация). Чаще всего они имитируют поведение родителей, старших членов семьи, взрослых или подростков, учителей. Для каждого периода есть свои значимые фигуры. В качестве модели ребенок выбирает того, кто, как ему кажется, больше всего преуспел в удовлетворении своих потребностей, чем он. Для того, чтобы имитация была эффективной, она должна существенно снижать внутреннее напряжение. Поэтому дети, отвергнутые родителями, склонны во всем имитировать их поведение в надежде вернуть их любовь.

Реакция компенсации – маскирование собственной слабости. Компенсация – это реакция, с помощью которой ребёнок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. Можно считать, что компенсация – это отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие успехи. Ребенок может стать враждебным, желая расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать сверхпослушным, чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. Тогда у него развивается нереалистический, идеализированный образ самого себя, чтобы именно так компенсировать чувство неполноценности. Добиваясь любви, он иногда старается подкупить других или пользуется угрозами. Он может погрязнуть в жалости к самому себе, чтобы завоевать сочувствие. Еще одна стратегия такого ребенка – поиск власти над другими. С помощью власти он компенсирует чувство беспомощности, находит выход для враждебности и оказывается способным эксплуатировать людей. Или же ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции, причем сам факт победы важнее, чем достижение как таковое. Возможны также обращение агрессии вовнутрь и самоуничтожение.

Реакция по типу компенсации осуществляется не по месту недостатка или нарушения, а в другой, далекой сфере. Например, хромота, низкий рост, заикание вызывают стремление приобрести власть или престиж, а не развить пораженную функцию до полного восстановления.

Реакция гиперкомпенсации – маскирование слабости через проявления противоположной черты: излишняя бравада, самооговоры, отрицательные формы поведения в школе (грубость, невыполнение требований учителя, злобные шалости).

Реакция эмансипации – это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность и свободу. Это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых. Когда родители или воспитатели предъявляют ребенку необоснованные претензии, чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту или возможностям, когда «всё нельзя», то увеличивается вероятность формирования реакций эмансипации. Вырабатывая приемы эмансипации, ребенок с их помощью отрабатывает перенесение на себя способов поведения и черт характера взрослых, перенимая их права и возможности. Эмансипация порой оборачивается грубостью по отношению ко взрослым. Дети, которым приходится часто ощущать на себе агрессивные действия родителей, склонны к развитию и интенсивному использованию такого переноса при восприятии окружающего мира как источника постоянной угрозы.

Поведенческие реакции аффективного поведения способны закрепляться и превращаться в патохарактерологические проявления (патологическое формирование личности).

Критерии превращения поведенческих реакций в патохарактерологические:

1 – тотальность;

2 – относительная стабильность проявления во времени;

3 – социальная дезадаптация.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 6478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.