КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационные подходы к подготовке кадров на основе применения компьютерных технологий
Система профессионального образования должна быть ориентирована на доступное и качественное образование, которое требует перехода к новым подходам в обучении. Без этого невозможно обеспечить образование, соответствующее уровню современных требований. Обучение должно быть основано на использовании современного практико-ориентированного опыта и возможностей компьютерных технологий. Одна из важнейших тенденций развития образования состоит в пересмотре концепции организации учебно-познавательной деятельности, осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Соответственно возникает необходимость активизации учебной работы, попытки научить их учиться реализовать принцип активности в профессиональном самоопределении. В словаре-справочнике по педагогике дается следующее определение педагогическим инновациям: «Инновация педагогическая (нововведение) - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образование системы в целом; 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процессии их творческое переосмысление.» Инновации педагогические классифицируются: · по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие; · по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); · по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций), системные (полная реконструкция системы целого); · по масштабу использования - единичные и диффузные; · по источнику возникновения - внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (внутри образовательной системы). Инновационные процессы в системе образования – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Разработка инновационных педагогических технологий должна осуществляться в следующей последовательности: · анализ потребностей и спроса среди преподавателей и студентов; · разработка документации, программных и методических средств; · обучение преподавателей; · тиражирование и распространение программных средств. Поэтому одной из приоритетных задач в области совершенствования системы образования является разработка и внедрение компьютерных технологий образования, которые позволяют расширить возможности выпускников учебных заведений. Однако, компьютерные технологии образования имеют свои недостатки и достоинства, которые необходимо следует учитывать при разработке и использовании компьютерных программ образования. Рассмотрим сначала недостатки, которые влияют на способы использования компьютерного обучения в современной практике образования: · отсутствие человеческого общения и психологии восприятия преподавателя; · эмоциональная сухость и интеллектуальная жесткость процесса обучения; · отсутствие группового эффекта восприятия материала; · контроль знаний является жестким; · компьютерные программы мотивируют чувство отчужденности и тем самым влияют на формирование определенных профессиональных качеств; · при чрезмерной работе с компьютером возникает угроза здоровью. Выше перечисленные недостатки могут быть компенсированы преимуществами компьютерных программ обучения: · компьютерные программы позволяют увидеть и понять логику построения курса, последовательного углубления учебного материала; · визуализация восприятия материла; · компьютерные технологии учат четкости выражения мысли, определению категорий, логике мышления; · мотивирование и развитие системного мышления; · компьютер повышает эффективность и объективность контроля усвоения учебного материала; · компьютерные обучающие программы развивают навыки работы с компьютером. Литература: 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 2. Словарь-справочник по педагогике/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Творческий центр, 2004. 3. Коротков Э.М. Управление качеством образования. М., 2006 г.
Литература 1. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 2. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. 3. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. М., 2001. 4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. центр. "Академия", 2001. 5. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Н. Тихонов, А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, А.Д. Иванников, О.П. Молчанова; Под. ред. А.Н. Тихонова.-М.:Вита-Пресс,1998. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издат. центр "Академия", 2001. 7. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. - М., 2002. 8. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. и др. Педагогика и психология высшей школы / Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. 9. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях.М.: Мастерство, 2001. 10. Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост. Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. 11. Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. 2000. N 3. С. 124-128. 12. Информационные технологии в образовании и науке. Научно-технический отчет (УДК 378, ГРНТИ 14.35.07, 14.01.85.Шифр П.И.516). Томск, 1998. 13. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. 14. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (в редакции от 24.05.2000) [http://linux.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okp1.htm] 15. Демкин В.П., Вымятнин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников. - Томск, 2002. 16. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Нявро В.Ф. Дистанционное образование и его технологии. Томск. 1998. 17. Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Пер. с англ. - Минск: ООО "Пупурри", 1997. 18. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. - Томск, 2002. 19. Можаева Г.В., Тубалова И.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей). Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002. 20. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. 21. Педагогика и психология высшей школы. Серия "Учебники и учебные пособия высшей школы". Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 22. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения и анализ их эфективности // Телематика - 2002: Труды Всероссийской научно-методической конференции. 3 - 6 июня 2002 года. СПб: Санкт - Петербургский государственный институт точной механики и оптики, 2002. С. 323-325. 23. Демкин В.П., Можаева Г.В. Организационно-методическая работа при дистанционном обучении // Открытое и дистанционное образование. 2002. N 2 (6). Томск, 2002. С. 15-22. 24. Демкин В.П., Майер Г.В., Можаева Г.В. Казахстанско-Российский университет дистанционного обучения: Отчет о выполнении программы эксперимента по организации и осуществлению образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения "Казахстанско-Российский университет дистанционного обучения". Томск, 2002.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |