Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая сущность и виды таможенных платежей




К таможенным платежам относятся установленные законодательством обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, а также в иных установленных случаях. Таможенные платежи включают в себя как таможенные пошлины (таможенный тариф), так и налоги и сборы, относящиеся к нетарифным инструментам государственного регулирования внешней торговли. Статьей 242 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлены следующие таможенные платежи:

1. Ввозные таможенные пошлины.

2. Вывозные таможенные пошлины.

3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

4. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию.

5. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию.

6. Таможенные сборы.

Таможенные платежи выполняют две основные функции:

- фискальную функцию, являясь средством пополнения государственного бюджета. Взимаемые таможнями пошлины, налоги и иные платежи играют важную роль в формировании доходов бюджета Беларуси и приносят вместе со взыскиваемыми таможенными органами экономическими санкциями от 20 до 35 % (в зависимости от года) доходной части республиканского бюджета;

- функцию экономического регулирования по рационализации товарной структуры ввоза и вывоза товаров, защите экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и т.д.

Выделяются следующие основные таможенные платежи:

таможенные сборы за таможенное оформление;

таможенные пошлины (как импортные, так и экспортные);

налог на добавленную стоимость;

акцизы.

Другие платежи (в том числе и таможенные сборы за таможенное оформление) представляют собой чаще всего плату за услуги или иные юридически значимые действия, выполняемые таможенными органами (как, например, консультирование по вопросам таможенного законодательства или выдача различных лицензий).

Таможенная пошлина представляет собой разновидность косвенного налога, которым облагается трансграничный (ввоз, вывоз или транзит) оборот товаров в силу факта их перемещения через таможенную границу. Название косвенного налога пошлиной носит традиционный характер. Таможенная пошлина обладает всеми необходимыми основными налоговыми характеристиками:

1) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением;

2) таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

3) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

Таможенный сбор, в отличие от таможенной пошлины, – это плата за осуществление различных мероприятий, составляющих процедуру таможенного оформления на складе временного хранения, услуги таможенного перевозчика и др. Наиболее рельефно различия правовой природы таможенной пошлины и таможенного сбора проступают, например, в границах свободной зоны. За товар, находящийся на территории свободной таможенной зоны, пошлина не уплачивается, как это и предусмотрено самим понятием таможенного режима свободной зоны. Что же касается таможенных сборов, то они будут взиматься, поскольку таможенные органы предоставляют экспортерам и импортерам определенные услуги по складированию, контролю за качеством товаров и т.д.

Сопоставление таможенной пошлины и таможенного сбора предполагает необходимость определения самого понятия таможенного сбора. Не все сборы, взимаемые таможенными органами, являются таможенными сборами в собственном смысле слова. Так, например, таможенные органы могут выставлять счета по различным транспортным, портовым сборам, взимать плату за осуществление пограничного контроля за качеством товара (метрический, санитарный и др. виды сборов), сбор за перевозку товара под национальным флагом и т. д. Таможенный сбор – это плата, которая взыскивается за оказание тех услуг, которые непосредственно связаны с осуществлением таможенного контроля. Таможенные сборы могут быть разовыми (оплата за каждую операцию, осуществляемую таможенным органом) и паушальными (оплата за весь комплекс предоставленных услуг). В некоторых случаях таможенные сборы могут дополняться локальными (региональными) надбавками. Они, как правило, устанавливаются администрацией местной таможни, которая учитывает объем услуг, предоставленных конкретному внешнеторговому агенту, или исходит из острой потребности в материальных средствах для развития таможенной инфраструктуры в данном регионе.

Налоговой базой для обложения ввозимых товаров налогом на добавленную стоимость является таможенная стоимость таких товаров, которые ввозятся на территорию Республики Беларусь и заявляются в таможенных режимах, требующих его уплаты, к которой добавляются подлежащие уплате таможенная пошлина, а по подакцизным товарам – еще и сумма акциза.

Акцизами облагаются в основном товары повышенного спроса и предметы роскоши – спирт гидролизный технический и спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобильные бензины, дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе и переоборудованные в грузовые.

Изучение специфики нормативно-правового регулирования таможенных платежей, позволило сформулировать их основные признаки, к числу которых следует отнести:

- обязательность – означает, что таможенные платежи не уплачиваются в добровольном порядке, по желанию лица; действия субъекта, так или иначе связанные с перемещением товаров через таможенную границу, как правило, сопровождаются такой уплатой;

- фискальность – характеризуется тем, что они зачисляются в доход государства и не могут быть израсходованы на нужды таможенных органов;

- установление таможенным и налоговым законодательством Республики Беларусь – отражает особенности нормотворчества обложения товаров таможенными платежами;

- системность – позволяет уяснить, что виды таможенных платежей установлены законодательством, а сама система едина для применения на всей территории Республики Беларусь;

- включение в число доходов республиканского бюджета – устанавливается бюджетным законодательством;

- сочетание налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы – объединяет виды таможенных платежей, обладающих различной правовой природой;

- осуществление таможенными органами контроля за их уплатой – выражается в том, что таможенные органы уполномочены государством осуществлять контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты, а также принимать меры по их принудительному взысканию;

- уплата в связи с перемещением товаров через таможенную границу – показывает, что таможенная пошлина может уплачиваться как при импорте, так и при экспорте товаров; НДС и акцизы уплачиваются только при ввозе товаров на таможенную территорию страны; а уплата таможенных сборов связана с процессом перемещения напрямую или косвенно;

- обеспечение уплаты государственным принуждением – заключается в том, что в случае неполной или несвоевременной уплаты таможенных платежей, а также при уклонении от их уплаты виновное лицо привлекается к административной или уголовной ответственности. Кроме того, таможенные органы применяют и принудительное взыскание таможенных платежей с начислением пени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.