Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие литературности. Поэтическая функция языка




Литературоведение и смежные научные дисциплины.

 

Литературоведение связано с другими науками такими как:

А)Лингвистика

Б)семиотика (наука о знаках)

В)история

Г)науки изучающие человека с точки зрения его морально-этического, психологического устройства. Психоанализ – литературный психоанализ

Д)Социология

Е)философия и этика

Литературоведение заимствует методы познания из других наук.

 

Тема2. Понятие литературы.

 

1.Проблемы границ в художественной литературе. Как отличается литературный художественный текст от нехудожественного текста?

 

Литература это мышление в образах.

Литературный язык это язык особым образом звучащий, образный язык,

Литературный язык отличается от обычного тем, что он стремится быть заметным, выделяется от обычного текста. Человек должен слышать и улавливать звукопись литературного языка (особенно это важно в поэзии).

Звукопись это определенное сочетание в повторении гласных и согласных звуков (Аллитерация - сочетание согласных звуков. Ассонанс сочетание гласных звуков)

Существует две формы поэтической речи - поэзия и проза. Каждая из форм имеет специфические особенности: ритмическую организацию речи т.е. поэтический ритм

Поэтический ритм это долгота и краткость звука если нет краткости он т.е поэтический ритм организуется с помощью чередования слогов (по пять слогов в одной строке)

Силлобическая система она ориентируется на количество слогов

Чередование ударных и безударных слогов и количество стоп учитывается в этой системе.

Силлабо – тоническая система стихосложения появилась во времена Ломоносова.

Ровное количество слогов с помощью системы:

Метр – канонический стихотворный размер.

Ритм - это противопоставление ритму то, что каждое стихотворение имеет ресурс, он не совпадает с метром.

Они находятся в противоречивых отношения между собой. Размеру должен следовать поэтический стих. Поэзия конца 19-го века оно не имеет ни каких параметров.

Проза организованная речь и в ней организация менее заметна чем в поэзии. Образ присутствует с помощью метафоры, метонимии.

 

 

 

Литературность – этим понятием впервые начал заниматься Роман Екопсон. Екопсон к этому понятию подходил с точки зрения теории коммуникаций, т.е. любой текст это сообщение, а у сообщения есть шесть компонентов:

А) отправитель сообщения (адресант)

Б) получатель сообщения (адресат)

В) общий язык, т.е. понимание друг друга адресата и адресанта (код)

Г) наличие общего контекста, т.е. адресант и адресат должны находиться в общем смысловом поле

Д)Наличие самого текста

Е)само сообщение т.е.текст должен быть сообщен.

С этими компонентами связаны определенные языковые функции.

Если адресант выражает больше своих эмоций, то это экспрессивная функция языка. Если главную роль играет адресат, то в работу вступает конативная функция языка. Когда есть необходимость что то разъяснить (термины, понятия), то вступает в силу метолингвистическая функция языка.

Фатическая функция языка вступает в работу, когда мы пытаемся установить контакт с адресатом.

Референтивная функция языка вступает в работу,когда необходимо выйти за пределы языка т.е в контекст. С помощью этой функции языка мы ориентируемся в мире и познаем его.

Функция, которая связана с самим сообщением она работает над тем чтобы само сообщение могло состояться выразительным образом это поэтическая функция языка

Первые пять функций имеют прагматический характер, человек получает от этих функций что то нужное, а шестая функция поэтическая,это функция нацеливает язык на себя, преображает его.

Литературность возникает тогда когда вступает в работу поэтическая функция языка. В этом случае становится важным не что сообщается, а как сообщается, важна звуковая картина

 

Тема 3 Литературные роды и жанры.

 

Классификация Аристотеля.

 

Литературные роды и жанры это граница проведенная между текстами и внутри них. Одним из первых это сделал Аристотель. В античном мире считали что литература это подражание действительности, это исходное положение. Предмет подражания может быть высоким и низким:

- высокие это боги их деяния и чувства

- низкие это низменная отношения людей и их чувства.

Способ подражания если литература подражает речи то они используют простой способ подражания.

Драматическая форма подражания- это диалоги и монологи

Повествование это второй способ подражания, это попытка подражать не только речи.

А)Параметр подражания

Б)Способ подражания

Трагедия, комедия, эпос.

Трагедия это предмет подражания высокий, а способ простой.

Комедия это предмет подражания низкий а способ простой.

Эпос это предмет подражания высокий а способ повествования.

Роман это предмет низкий а способ повествования.

Лирика не поддается подражанию, она предлагает само выражение

Классификация литературы теоретиками эпохи романтизма.

 

Эпос,лирика, драмы – это эпоха развития человечества. Характер сочетания субъективного и объективного.

Эпос обретает себя, когда объективная начало доминирует над субъективным. В лирике наоборот субъективное начало превалирует над объективным.

Драма- это субъективная и объективная начало, сочетается между собой, так что образует гармонию. В античности литература вторична по отношению к реальности, потому что она ей подражает, а эпоху романтизма первична т.к. отражает реальность.

Каждый род разбит на определенные жанры. Литературные жанры: мадригал, элегия, дружеское послание, экло

Драма, комедия, трагедия, мелодрама, фарс. Каждый жанр должен иметь определенное содержание и гармоническое соединение формы и содержание.

 

Современный подход классификации литературы.

До сих пор говорят об этой теме в романтической эпохе. Классификация выглядит древообразным видом. Когда мы говорим о жанре и о роде мы проводим границу. Но в эпоху романтизма изменилось представление о литературе. Романтики смотрели на человеческую эпоху как дух человечества. У романтиков субъективная и объективное начало и между собой они синтезируются. Романтики исходили из тождественности форм содержания.

Ода должна иметь одическое содержание и соответствующая форме песни, воспевания.

В эпоху романтизма теория не соответствовала практике об авторе нужно судить по закону который создал сам писатель (Гоголь пишет роман «Мертвые души» но сам называл это произведение поэмой; Вишневый сад Чехов назвал комедией)

В современном виде опираются на жанры которые определяют тематику формы и содержания.

Кино, литература не вписываются в жанровые принципы. Первое место занимает роман, каждый может внести любое содержание. Формы и жанры не зависят друг от друга.

Зависимая, массовая литература в ней формы и содержания сопоставлены и зависимы.

Предмет подражания- форма.

Способ подражания – содержание.

В роман входят дискурсивные жанры, трагические ситуации нельзя разрешить, а то что разрешается коническая ситуация. Элегическая фигура может быть везде (в повести, в романе).

 

Тема 4. Литературный процесс. Модели существования литературы.

1.Как и каким образом литература существует в историческом времени?

2.Почему на смену предыдущей литературе приходит новая литература?

3.Можно ли говорить о процессе литературного движения? Если движется то какими методами?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.