Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели организации и стратегическое планирование

Лекция 3. Функции управления

 

 

Основными функциями управления являются:

· Планирование;

· Организация;

· Мотивация;

· Контроль.

Они являются взаимосвязанными.

Важным этапом при планировании является выбор целей. Цели организации – это результаты, которых стремиться достичь организация, и на достижение которых направлена её деятельность.

Выделяют главную целевую функцию или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.

Миссия – это главная основная цель организации, ради которой она и создана.

При определении миссии организации необходимо учитывать:

а) формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;

б) положение фирмы по отношению к внешней среде;

в) культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации, какой тип работников привлекает данный климат, каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми работниками;

г) кто является клиентами (потребителями), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.

Миссия организации является основой при формулировке её целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.

Цели различают:

1) по масштабу деятельности:

o глобальные или общие

o локальные или частные

2) по актуальности:

o актуальные или первоочередные

o неактуальные

3) по рангу:

o главные

o второстепенные

4) по временному фактору:

o стратегические

o тактические

5) по функциям управления: цели

o организации

o планирования

o контроля

o координирования

o мотивации

6) по подсистемам организации:

o экономические

o технические

o технологические

o социальные

o производственные

o коммерческие и т.д.

7) по субъектам:

o личные

o групповые

8) по осознанности:

o действительные

o мнимые

9) по достижимости:

o реальные

o фактические

10) по иерархии:

o высшие

o промежуточные

o низшие

11) по объекту взаимодействия:

o внешние

o внутренние.

Процесс стратегического планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации.

Стратегическое планирование – это набор решений и действий, осуществляемых руководством фирмы для достижения целей организации.

Стратегическое планирование включает в себя 4 основных вида управленческой деятельности:

1) распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, технологического и научного опыта, имеющегося в организации;

2) адаптация к внешней среде: действия, которые улучшают отношения фирмы с внешней окружающей средой, то есть взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями;

3) внутренняя координация работы всех отделов и подразделений: этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения наибольшей эффективности при выполнении различных операций внутри фирмы;

4) осознание организационных стратегий: здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации.

После выработки стратегии организации наступает этап ее реализации.

Основными этапами реализации стратегии являются:

1. тактика

2. политика

3. процедуры

4. правила

Тактика представляет собой краткосрочный план действий, согласованный со стратегическим планом. В отличие от стратегии, которая чаще разрабатывается высшим руководством, тактику вырабатывают руководители среднего звена. Тактика носит краткосрочный характер, и результаты тактики проявляются значительно быстрее, чем результаты стратегии.

Выработка политики является средним этапом реализации стратегического плана. Она содержит общие установки по отношению к действиям и принятию решений для облегчения достижения целей организации. Политика носит долгосрочный характер. Политика формируется во избежание отступления, при принятии повседневных управленческих решений, от основных целей организации. Она показывает приемлемые пути достижения этих целей. После разработки политики организации руководство разрабатывает процедуры, учитывая предыдущий опыт принятия решений.

Процедура используется при частом повторении ситуации. Она включает в себя описание конкретных действий, которые нужно предпринять в данной ситуации.

Там где целесообразно полное отсутствие свободы выбора руководство разрабатывает правила. Они применяются для обеспечения точного выполнения всеми сотрудниками своих обязанностей в конкретных ситуациях. Правила в отличие от процедуры, которые описывают последовательность повторяющихся ситуаций, применяются для конкретной единичной ситуации.

Важным этапом при планировании является разработка бюджета. Он представляет собой способ наиболее эффективного распределения ресурсов, выраженного в числовой форме и направленный на достижение определённых целей.

 

Эффективным методом управления является метод управления по целям. Он состоит из четырех этапов:

o Формулировка чётких и кратких целей;

o Разработка наилучших планов достижения этих целей;

o Контроль, анализ и оценка результатов работы;

o Корректировка результатов в соответствии с запланированными.

Выработка целей осуществляется в нисходящем порядке по иерархии: от высшего руководства к последующим уровням управления.

Планирование определяет, что необходимо сделать для достижения данной цели. Можно выделить несколько стадий планирования:

o Определение задач, которые надо решить для достижения целей;

o Установление последовательности выполнения операции. Создание календарного плана;

o Уточнение полномочий персонала для выполнения каждого вида деятельности;

o Оценка временных затрат;

o Определение затрат на ресурсы, необходимые для осуществления операции по средствам разработки бюджета;

o Корректировка планов действий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология корпоративных культур Р. Акоффа | Мотивация как функция менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.