Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сексуальность и развитие личности

Психология масс и фашизм.

Структура характера.

Телесно-ориентированный психоанализ.

Лекция 22. НЕОФРЕЙДИЗМ В. РАЙХА.

Вопросы лекции:

Основатель телесно-ориентированного психоанализа Вильгельм Райх родился в 1897 г. в Галиции. В 1922 г. он окончил медицинский факультет Венского университета. С 1919 г. Райх – член Венского психоаналитического общества. Райх становится первым клиническим ассистентом Фрейда, а позже – вице-директором психоаналитической клиники, основанной Фрейдом.

С середины 20-х гг. Райх увлекается марксистскими идеями и вступает в коммунистическую партию Германии. В конце 20-х гг. он начинает заниматься сексуально-просветительской деятельностью среди германских рабочих – информировать их о методах контроля над рождаемостью, воспитании детей и сексуальном просвещении. Данная деятельность Райха явилась причиной жестокого осуждения, как со стороны партийных товарищей, так и со стороны коллег –психоаналитиков. Райх изгоняется из рядов компартии и из психоаналитического общества.

С приходом к власти национал-социалистов, Райх, как и многие другие психоаналитики, эмигрирует в США. Там в 1950 г. основал собственный институт – институт Оргона. В 1954 г. его теория и практика были объявлены несостоятельными, применение метода, а также большинство его книг и издаваемый журнал оказались под запретом. Самого В.Райха обвинили в неуважении к суду (несмотря на запреты, он продолжал заниматься научной деятельностью) и заключили в федеральную тюрьму, где он и умер от сердечного приступа в 1957 г.

В своем творчестве Райх сумел охватить ряд важнейших вопросов своего времени – структура характера, общество и личность, личность и тоталитаризм, человеческая сексуальность и общественная мораль. Несмотря на некоторую наивность его взглядов и политических рекомендаций, его идеи все еще остаются вполне современными.

Телесно-ориентированный психоанализ. Для большинства отечественных студентов (и не только студентов) В.Райх известен как создатель телесно-ориентированного психоанализа. Решающее значение для этой концепции имеет понятие энергии.

Райх утверждал, что свободно текущая естественная жизненная энергия (“оргонная энергия”) является основой функционирования здоровой личности. Эта энергия, накапливаясь в результате переработки пищи, жидкости и кислорода, непрерывно течет по телу здорового человека. Избыток энергии, согласно Райху, рассматривается как сексуальное напряжение, для снятия которого необходим оргазм. Невротичные индивиды направляют энергию на поддержание мышечного напряжения, и тем самым подавляют свою сексуальность.

Хронические блокировки энергии на физическом уровне получили у Райха название “мышечная броня”. Под “броней” Райх имел в виду хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций, – когда мышцы напрягаются, чувства притупляются. “Мышечная броня” мешает свободной циркуляции оргонной энергии вверх и вниз по телу.

С точки зрения В.Райха, между хроническими энергетическими блокировками на энергетическом уровне и подавленными эмоциями на психическом уровне существует не просто параллель, а диалектическое единство. “Броня” является физической формой проявления структуры характера. Если изменить, “сломать” “броню”, изменится структура невротического характера.

Мышечное напряжение тесно связано с различного рода травмирующими ситуациями из прошлого опыта индивида. По мере формирования характера формируется и мышечное напряжение, складывающееся в “броню”. Согласно биоэнергетической модели В.Райха, чувства и импульсы, выражению которых мешает страх, видоизменяются, подавляются или скрываются, вызывая телесную ригидность, энергетический распад и деформацию личности.

Райх утверждал, что напряжение, накопившееся в скелетных мышцах тела, можно обнаружить в семи кругах “мышечной брони”, которые пересекают тело. Эти круги действуют как барьеры на пути течения энергии Оргона вверх и вниз. Круги “мышечной брони” расположены на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. В “вегетотерапевтические” методики Райха входило прямое манипулирование этими кругами мышц с целью освобождения их от “брони”. При надавливании и массировании мышц, расположенных в зоне того или иного круга, люди начинают обнаруживать и выражать доселе заторможенные эмоции (печаль, гнев, тоска и т.д.). Как только происходит эмоциональная разрядка накопившегося напряжения, подавляемые чувства проявляются и их можно анализировать.

Разрушение кругов “мышечной брони” происходит сверху вниз, “зажимы” на уровне таза являются последним “барьером” на пути личной свободы, и только сняв этот барьер, человек может ощутить полноценное сексуальное удовлетворение.

Структура характера. Рассматривая структуру невротического характера, Райх выделил в общем плане три уровня: глубинный (естественный), средний (извращенный) и верхний (маска воспитания). Согласно Райху, биологическая основа характера (его глубинный слой) позитивна: здесь присутствуют искренность, трудолюбие, склонность к сотрудничеству и стремление к любви. Из этого слоя исходят первичные биологические влечения: к труду, сотрудничеству, и, самое главное, сексуальное влечение. В результате морально-религиозноого подавления первичных влечений формируются “вторичные влечения”, извращенные и антисоциальные. Совокупность “вторичных влечений” составляет промежуточный слой характера, состоящий из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти. Это то, что Райх сравнивает с понятием Ид в теории З. Фрейда.

Для поверхностного слоя характера личности среднего гражданина характерны сдержанность, вежливость, сострадание, ответственности, добросовестность и т.д. Это результат социализации человека, то, чему учит культура.

В результате такой “компоновки” каждый естественный энергетический импульс, стремящийся к реализации на биологической основе, вынужден проходить через слой вторичных извращенных влечений, и, таким образом, подвергаться искажению. Это искажение трансформирует и извращает исходную социальную природу естественных импульсов, препятствует любому подлинному проявлению жизни.

Психология масс и фашизм. Данные представления В. Райха о структуре характера во многом определили его подход к изучению того, как общество формирует характер своих членов, и привели его к созданию собственной науки – сексуально-энергетической социологии. Эта наука, согласно Райху, должна основываться на фундаменте марксизма и психоанализа и отвечать на вопросы: по каким социальным причинам осуществляется подавление и вытеснение сексуальности в обществе? Почему обществу нужна асексуальная личность?

Изучая динамику сексуального подавления, Райх приходит к выводу о том, что данный процесс не восходит к истокам возникновения культуры. Первые признаки общественного подавления сексуальности стали появляться при возникновении авторитарного патриархата и при разделении общества на классы. На этом этапе сексуальные влечения начинают использоваться меньшинством с целью извлечения материальной прибыли; это находит свое организационное выражение в патриархальном браке и семье. Общество начинает принуждать граждан жить в семьях. Зачем?

Авторитарное общество нуждается в патриархальной семье, поскольку семья выполняет “нужные” обществу функции:

1) экономическую: семья как малое предприятие позволяет без особых проблем организовывать и управлять экономической жизнью;

2) социальную: в авторитарном обществе институт семьи защищает “статус-кво” – бесправное положение женщин и детей в обществе;

3) политическую (главную функцию): патриархальная семья является фабрикой, воспроизводящей авторитарные идеологии и консервативный личностный характер.

Воспроизводя граждан, патриархальная семья деформирует их в сексуальном отношении. Через воспитание консервируется сексуальное угнетение со всеми его последствиями. Подавление сексуальности ведет к возникновению качеств верной приверженности и детского послушания, снижению уверенности в себе и способности критического восприятия действительности. Таким образом, семейное воспитание, основанное на подавлении сексуальности, порождает “психическую структуру подданного”: “смесь из полового бессилия, беспомощности, несамостоятельности, тоски по сильному вождю, страха перед властью, боязни жизни и мистицизма”. Патриархальная семья является психологическим оплотом того строя, который она защищает. Поэтому каждое государство всеми силами стремится сохранить семью – “оплот нации”.

С возникновением принудительной семьи связано, согласно Райху, возникновение религии как общественного института. Религия создает свою общественно-политическую организацию – церковь, которая ставит своей целью категорическое подавление сексуальных влечений человека. Поэтому церковь неразрывно связана с государственным устройством и эти две структуры постоянно защищают друг друга.

Таким образом, патриархальная семья и церковь формируют и воспроизводят структуру характера и идеологию государства. С помощью данного процесса сексуальное вытеснение усиливает политическую реакцию, превращают массового индивида в пассивную аполитичную личность.

Итак, структура характера “общественного человека” тесно связана с общественной структурой и идеологией. При либерализме общественными идеалами становятся ценности, отражающие поверхностный слой характера: самообладание, терпимость, трудолюбие и т.д. Революционные изменения (и революционные общества) возникают на биологической, глубинной основе личности и отражают естественные позитивные качества человека. Собственно, согласно Райху, революции потому и обладают таким необыкновенным запасом энергии, идущим на изменение основ общественной жизни, что “вырастают” из самых сильных, “энергичных” человеческих стремлений. Райх утверждал, что для революционных обществ характерны позитивное отношение человека к человеку, приверженность идеалам свободного труда и свободной любви, искренность и неискаженность чувств.

В отличие от либерализма и революции, в случае фашизма характер общественного строя отражает второй характерологический слой влечений человека. Фашизм является организованным политическим выражением характерологической структуры среднего человека, существование которой носит всеобщий характер. В качестве носителей фашистской идеологии всегда выступают народные массы. Эмоциональную основу фашизма составляет отношение “маленькой личности” к авторитарному лидеру.

В “чистом виде” фашизм представляет собой совокупность характерологических реакций обычного человека. Оргастичская импотентность (неспособность достичь оргазма) порождает стремление к мистицизму и иррациональность. Отсюда – возвращение к языческим ритуалам и культам, приверженность общественным формам религиозного мистицизма. Фашизм поддерживает религиозность, возникающую в результате сексуального извращения.

Отсюда Райх делает вывод, что фашизм невозможно победить с помощью политических интриг или военных кампаний. Фашизм необходимо искоренять в головах (точнее, в характерах) людей; его можно искоренить, лишь дав человеку возможность свободной реализации в сферах труда, познания и любви. Всю свою пропагандистскую работу Райх строил на доказательстве необходимости свободы проявлений человека в этих трех сферах, особенно в последней, сексуальной. Неслучайно именно В. Райх явился автором концепции, ставшей популярной в Европе спустя почти тридцать лет – концепции сексуальной революции.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология мужчины и женщины | Базальный конфликт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.