Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав методов

В основе любых методов исследования СУ лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.

1. Философский подход — всеобщие (методы материалистиче­ской диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные.

2. Сложность — простые (содержащие четко выделяемый одно­значный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (вклю­чающие комбинацию простых способов).

3. Охват явлений — общие и частные.

4. Области применения — физические, химические, биологиче­ские, экономические, социологические и т.п.

5. Точность результатов использования — достоверные и веро­ятностные.

6. Структура — алгоритмические и эвристические.

7. Содержание — математические, статистические, экономиче­ские, экономике-статистические, технические, техннико-эконо­мические, параметрические, экспертные, социологические, рефлек­сивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измери­тельные и др.

8. Стадии исследования — подготовительные, исследовательско-проектные, внедренческие.

9. Направления использования — способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обос­нования и внедрения (реализации) решений (табл. 14.1).

10. Отношение к теории и эмпирике — теоретические (форма­лизация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактно­го к конкретному, моделирование, др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.).

11. Отношение к источнику получения информации — интуи­тивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследо­вателей), формализованные (основанные на формализованном пред­ставлении объектов исследования), комплексированные (основан­ные на использовании интуитивных и формализованных методов).

10. Охват научного инструментария — общенаучные и частно-научные.

11. Отношение к науке и особенностям управления:

• общенаучные, использующие современный научный аппа­рат (мыслительно-логические — дедукции, в том числе классифи­кации, конструирования гипотез, доказательства, постановки про­блем, полемики, моделирования, метрологических и др.; индукции; мыслительного эксперимента; эмпирические — практического экс­перимента, в том числе прямого, модельного, поискового, прове­рочного, статистического, нестатистического; прямого и косвенного наблюдения);

Таблица 14.1

Классификация методов исследования систем управления по направлениям их использования

  Методы обследования (сбора данных)   Методы обработки и анализа информации   Методы фор­мирования ре­шений   Методы обоснования решений   Методы внедрения (реализации) решений  
Самообследо­вание Интервьюиро­вание Беседа Фотография рабочего дня Анкетирование. Изучение документов Функциональ­но-стоимост­ный анализ Активное наблюдение в течении рабочего дня Моментные наблюдения Другие   Системный анализ Экономический анализ Декомпозиция. Структуризации целей Экспертно-аналитический Нормативный Параметрический Моделирования Функционально-- стоимостный анализ Главных компонент Балансовый Корреляционный Факторный Опытный Матричный Последователь­ной подстановки Динамический Другие   Системный подход Аналогий Параметриче­ский Блочный Функциональ­но-стоимост­ный анализ Структуриза­ции целей Опытный Творческих совещаний Коллективного - блокнота Контрольных вопросов Метод 6—3—5 Морфологиче­ский анализ Экспертно-аналитический Моделирова­ние Другие   Аналогий. Сравнений Нормативный Экспертно-аналитический Функционально-стоимостный анализ Моделирование фактического и желаемого состоя­ния исследуемо­го объекта Расчет количест­венных и качественных показателей оценки экономической эффек­тивности предла­гаемых вариантов Другие   Обучение, переподготовка и повы­шение квалификации работников аппарата управления Привлечение общественных организаций Функцио­нально-стоимостный анализ Другие    
                     

специфические, основанные на специфике управления и учи­тывающие его особенности (исследование документов; проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры; со­циологические исследования — наблюдение, интервью, анкетиро­вание, тестирование; коллективный анализ (типа «мозгового штур­ма»); социометрические оценки, в том числе экспертные оценки;

деловые и инновационные игры; имитационное моделирование; систематизация факторов);

• диверсифицированные, соединяющие методологические, ор­ганизационные, психологические, технологические приемы (интуи­тивный — случайный поиск; систематический поиск — целена­правленная упорядоченность всех процедур — матричные методы анализа, классификации, декомпозиции; алгоритмический — логи­ческий поиск; «мозговой штурм»; Дельфи; синектика, соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при созна­тельном исследовании; имитационное моделирование).

Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям исследования, видам анализа и т.п.

Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получе­ния информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выде­лить следующие группы методов: теоретические; логико-интуитивные; эмпирические; комплексно-комбинированные (табл. 14.2).

 

Таблица 14.2

Классификация методов исследования систем управления по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах

Теоретические   Логико-интуитивные Эмпирические   Комплексно-комбинированные
Формализация: аналитические методы (математические, инте­грального, дифференци­ального и вариационно­го исчислении, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и ми­нимумов функций, в юм числе методы математи­ческого программирова­ния, например, линейно­го и динамического, ма­тематической логики, тео­рии множеств); статистические методы: (математической ста­тистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы (теории графов, номо­грамм, диаграмм, гисто­грамм графиков) Аксиоматизация ИдеализацияВосхождение от абст­рактного к конкретномуМоделирование (стати­стическое имитационное моделирование, модели­рование операций по схемам случайных про­цессов и статистических испытаний — метод Монте-Карло и др.) Другие Экспертные «Мозговой штурм» (прямая «мозговая» ата­ка, обмен мне­ниями, комис­сия, деловая игра, конфе­ренция идей, коллективная генерация идей, творческие со­вещания, кол­лективный блокнот) Метод синектики Сценарий Дельфи Постановка проблем Доказательства Конструирова­ние гипотез Классификация и типология Научное обсуждение и научная полемика. Структуризация(«деревоцелей и т.п.) Морфологиче­ский анализ Анализ про­блем. Аналогий 6-5-3 Тестирование. Главных ком­понент ССВУ-метод Матричный Органолептический Последователь­ная подстановка Другие Наблюдение (активное наблю­дение, моментное наблюде­ние, фотогра­фия рабочего дня, самообсле­дование) Сравнение Измерение (социологиче­ское, техниче­ское, экономи­ческое) Нормативный Эксперимент Мысленный эксперимент Опросов (анке­тирование, ин­тервьюирование, опросы-беседы) Изучение до­кументации и информацион­ных материалов Другие Абстрагирование. Анализ и синтез Дедукция и индукция Декомпозиция и композиция. Корреляционный Факторный Динамический Ретроспективный Квалиметрический Индексный ФСА Системный анализ Параметрический Аналитико-расчетный Анализ взаимного влияния (совокуп­ность корреляци­онного, регресси­онного, балансово­го, и др.) Факторный анализ. Социологический. Прогностический анализ Диагностический анализ Детальный анализ Глобальный анализ Экономический анализ Экспертно-аналитический Гипотетико-дедуктивный Блочный Аудит-метод Другие  

В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные базовые методы исследования.

Особоеместо в исследованиях занимают различные виды анали­за. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется оп­ределенная совокупность конкретных методов.

Независимо от классификации методов исследования СУ, вы­полняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести:

• наблюдение,

• анкетирование;

• изучение документации и информационных материалов;

• балансовый;

• гипотетико-дедуктивный;

• графический и номографический;

• дифференциальный, комплексный и смешанный;

• индексный;

• интервьюирование,

• беседа;

• консультационный;

• корреляционный;

• «мозговой» штурм,

• морфологический;

• параметрический;

• поиск экстремумов;

• самообследование;

• сетевой;

• ССВУ-метод;

• структуризация целей;

• творческие совещания;

• функционально-стоимостной;

• экспертный;

• социологический;

• органолептический.

При решении той или задачи может использоваться ряд мето­дов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Например, для прогнозирования среди множества возможных к ис­пользованию методов можно назвать как один из наиболее предпоч­тительных метод морфологического анализа. Свои методы присущи исследованиям процессов труда и затрат рабочего времени в СУ.

Каждая из приведенных выше классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вме­сте с тем следует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда яв­ляется относительным и условным, так как все они, как правило, во многом взаимосвязаны между собой.

Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остано­вимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведенных выше классификационных группах, наиболее часто применяемых в практической работе по исследованию СУ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность системного подхода | Концепция исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.