Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Претензионный порядок разрешения споров

Законодательство о претензионном порядке урегулирования споров

Претензии и рекламации

Законодательство о претензионном порядке урегулирования споров.

Претензионный порядок разрешения споров.

 

Претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров – это досудебный порядок такого урегулирования. Он может быть установлен либо федеральным законом, либо договором и предполагает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора направление соответствующего письма - претензии контрагенту с изложением существа допущенных нарушений, требований по их устранению к определенному сроку, или предложений по разрешению возникшего спора. Контрагент в свою очередь может согласиться с претензией, и тогда обращение в арбитражный суд становится излишним, или не согласиться с претензией, а также проигнорировать ее, и тогда такое обращение становится необходимым.

Претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен:

- ст.121-126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖТ);

- ст.158-168 Устава автомобильного транспорта РСФСР (УАТ);

- ст.161-163 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ);

- ст.402-407 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ);

- ст.125-127 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК);

- ст.38 Федерального закона «О связи»;

- ст. 12 главы 4 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Последствиями несоблюдения претензионного порядка урегулирования хозяйственных споров, установленного действующим законодательством, являются: оставление поданного искового заявления без движения (ст.128 АПК) либо оставление принятого к производству искового заявления без рассмотрения (ст.148 АПК).

 

Порядок обращения с претензией к перевозчику Гражданским кодексом РФ отнесен к компетенции соответствующих транспортных уставов и кодексов (797 ГК).

Так в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта (ст.122 УЖД):

- претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к перевозчику;

- претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к:

а) перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;

б) соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.

Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев[65], а претензии в отношении штрафов и пени - в течение сорока пяти дней.

Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:

- возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза со дня выдачи груза;

- возмещения за утрату груза по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки;

- возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

- возмещения за утрату грузобагажа по истечении тридцати дней после окончания срока доставки грузобагажа физических лиц и по истечении десяти дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц;

- просрочки доставки груза, грузобагажа со дня выдачи груза, грузобагажа;

- возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении таких платы, штрафа;

- взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа;

- взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам либо арендованных ими без согласия их владельца, по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов или возврата их в пункт приписки;

- иных возникших в связи с осуществлением перевозки случаев со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст.123 УЖД).

Полученную претензию перевозчик должен рассмотреть и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.

Срок исковой давности по перевозкам грузов железнодорожным транспортом составляет один год со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

В соответствии с Уставом автомобильного транспорта (ст.159 УАТ):

- претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз, а в случаях полной утраты груза - к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке;

- претензии, возникающие из перевозки груза в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

а) к автотранспортному предприятию или организации, если конечным пунктом является грузовая автостанция;

б) к другому соответствующему транспортному органу, если конечным пунктом перевозки является станция железной дороги, порт (пристань) или аэропорт.

Претензии к автотранспортному предприятию или организации могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

а) со дня выдачи груза - по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза;

б) по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных перевозках и 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных перевозках - по претензиям о возмещении за утрату груза;

в) со дня выдачи груза - по претензиям о просрочке в доставке груза;

г) по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке - по претензиям о возмещении за утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

е) со дня окончания срока, установленного Правилами для сверки записей в учетном документе по выполнению плана и принятого к исполнению разового заказа, - по претензиям о взыскании штрафа за невывоз груза, предусмотренного согласованным заданием на перевозку или разовым заказом;

ж) со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) автотранспортного предприятия или организации о начислении штрафа - по претензиям о возврате штрафа за простой автомобилей и задержку контейнеров, взысканного в безакцептном порядке;

з) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, - во всех остальных случаях.

Автотранспортное предприятие или организация обязаны рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

а) в течение 3 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении;

б) в течение 6 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

в) в течение 45 дней - по претензиям об уплате штрафов.

Иски в связи с перевозками грузов автомобильным транспортом предъявляются в двухмесячный срок со дня получения ответа автотранспортного предприятия или организации на предъявленную претензию или со дня истечения срока, установленного для ответа на нее.

 

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта претензии, возникающие в связи с перевозками грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения (ст.160 КВВТ).

Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки исковой давности исчисляются в отношении:

а) возмещения ущерба за утрату груза или буксируемого объекта - по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза или буксируемого объекта;

б) возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза или повреждение буксируемого объекта - со дня выдачи груза или буксируемого объекта;

в) несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы - со дня выдачи груза или буксируемого объекта;

г) возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, - со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов.

Перевозчик или буксировщик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии (ст.163 КВВТ). Срок исковой давности составляет один год и начинается со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

 

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания (ст.403 КТМ) претензии предъявляются:

- к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее;

- к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки, если перевозка осуществлялась в смешанном сообщении.

Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности (ст.406 КТМ), который составляет один год (ст.408 КТМ). Указанный срок исчисляется по требованиям:

а) возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

б) возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей - со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан;

в) возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;

г) ко всем остальным случаям - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии (ст.407 КТМ).

Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока.

 

В соответствии с Воздушным кодексом (ст.126 ВК) претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

а) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта;

б) о возмещении вреда в случае утраты груза - через десять дней по истечении срока доставки;

в) о возмещении вреда в случае утраты почты - по истечении срока доставки;

г) о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

В случае повреждения (порчи) груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки груза претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

В случае утраты груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки (ст.127 ВК).

Перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии (ст.128 ВК).

Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа - через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Срок исковой давности составляет один год.

Претензия заявляется в письменной форме с приложением подтверждающих ее документов. К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме перевозочных документов, должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза.

Ответ перевозчика о признании претензии полностью или в части является основанием для взыскания признанной суммы (если перевозчик не перевел ее добровольно) в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса.

#G0Иски грузоотправителей и грузополучателей к перевозчику могут быть предъявлены только в случаях полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения ответа в течение сроков, установленных транспортным законодательством.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности перевозчика по предъявлению претензии к грузоотправителям и грузополучателям. Поэтому предъявление претензий перевозчиков к грузоотправителям и грузополучателям не является обязательным. Суды не вправе отказать в приеме исковых заявлений от перевозчиков к своим клиентам со ссылкой на несоблюдение претензионного порядка рассмотрения споров.

Сроки исковой давности перевозчиков к отправителям и получателям груза установлены в шесть месяцев (ст. 384 ГК РСФСР).

Литература:

Основные нормативные правовые акты:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2005 года).

2. Устав железнодорожного транспорта от 10 января 2003 года № 18-ФЗ.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ.

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ (с изменениями на 26 мая 2001 года).

5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7марта 2001 года № 24-ФЗ.

6. Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 года № 12 (с изменениями на 28 апреля 1995 года).

7. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года № 29-ФЗ (с изменениями на 10 января 2003 года).

8. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 года N 866 "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации".

9. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 года N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении".

 

Учебная литература:

1. Андреева Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования. – М., 2004.

2. Батрова Т.А. Коммерческое право. – М.: Норма, 2005.

3. Беляева О.А. Коммерческое право России: Курс лекций- М.:ЗАО Юстицинформ, 2005.

4. Закупень Т.В. Коммерческое право. Краткий учебный курс.- М.: Норма, 2002.

5. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник/ Под. ред. В.Ф. Попондопуло, – М.: Юристъ, 2004.

6. Коммерческое (торговое) право: учебник /Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. – М., 2002.

7. Петров И.В. Коммерческое право. Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002.

8. Пугинский Б.И. Коммерческое право России - М.: Юрайт, 2003.

9. Свит Ю.П. Коммерческое право. Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт, 2004..

10. Якушев А.В. Коммерческое право (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2003.

#G1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовое регулирование возврата и повторного использования тары | Защита предприятий и предпринимателей от неправомерных действий контролирующих органов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.