Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим товаров

Классификация товаров.

В странах Европейского союза, США и ряде других товарная специализация предприятий основана на действующей стандартной классификации товаров. В отечественной коммерции приходится учитывать и применять классификации товаров, разработанные для различных целей. Некоторые классификации товаров закреплены нормативными актами, другие существуют как общепринятые на практике.

 

По направлениям использования товары подразделяют на: 1) товары потребительского назначения; 2) товары производственного назначения.

 

Товары потребительского назначения подразделяют, прежде всего, на продовольственные и промышленные. По периоду их использования они делятся на товары краткосрочного или разового использования или товары длительного пользования.

 

Товары производственного назначения по их месту в производственном процессе подразделяют на следующие группы: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы и сырье.

 

В производственных и торговых оптовых организациях применяется классификация изделий по товарным группам. Так, промышленные товары подразделяются на швейные, трикотажные, обувные, мебельные, строительные, электротовары и др. Применение такого рода классификаций унифицирует и упрощает учет, составление договорной и транспортно-сопроводительной документации.

 

Для торгово-предпринимательской деятельности первостепенное значение имеют общегосударственные классификации товаров. Постановлением Госстандарта РФ от 30. 12. 93 №301 на территории страны введен Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации России. ОКП обеспечивает на основе системы цифрового кодирования сопоставимость и автоматизированную обработку информации о товарах во всех отраслях хозяйства и в статистике.

 

Поскольку ОКП ограничивается учетом лишь 6 уровней различения видов товаров, он дополняется классификаторами, обеспечивающими более полный учет других характеристик изделий (до 12 - 14 уровней): моделей, фасонов, рецептур, расцветок и др. Такие дополнительные классификаторы составляются самими производственными и оптовыми торговыми организациями. При этом первые 6 знаков кода изделия должны воспроизводить коды из ОКП.

 

Важное значение имеет Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), утвержденная постановлением Правительства РФ от 27. 12. 96 №1560. Классификатор ТН ВЭД построен в соответствии с принятой в мировой торговле Гармонизированной системой описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатурой Европейского союза. Он служит основой применения таможенных тарифов, статистики внешней торговли, осуществления мер нетарифного регулированиявнешнеэкономической деятельности. Многие нормативные акты по вопросам внешней торговли содержат данные о товарах с использованием кодов ТН ВЭД. Вместе с тем эта классификация касается лишь импортируемых и экспортируемых товаров и, следовательно, охватывает лишь часть находящихся в обращении видов товаров.

Правовой режим товаров в торговле создается различными способами. Это могут быть требования, касающиеся:

 

- определения статуса, правомочий продавца и покупателя. Здесь через регулирование правоспособности оказывается влияние на совершение операций с товарами;

 

- возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров;

 

- порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров, также создающие разные правовые режимы.

 

С юридико - технической точки зрения режим товаров может создаваться путем издания законодательных и административно-распорядительных актов, касающихся действий с товаром. Не меньшее влияние на режим обращения товаров могут оказывать заключаемые международные договоры, а также конкретные торговые договоры, заключаемые между хозяйствующими субъектами, например, об исключительной продаже товаров на определенной территории.

 

Статья 129 ГК РФ, регулирующая оборотоспособность объектов гражданских, а соответственно, и торговых правоотношений, в самом общем виде называет 3 режима обращения товаров. Это свободно отчуждаемые товары, товары, ограниченные в обращении и изъятые из оборота.

Режимные требования, связанные с вещественными свойствами объектов, могут диктоваться интересами государственной и общественной безопасности. Так, в целях государственного контроля за движением определенных объектов Указом Президента РФ от 22. 02. 92 №179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" утвержден Перечень изделий, свободная реализация которых запрещена. Перечень фактически включает 2 группы предметов: полностью изъятые из торгового оборота и ограниченные в обороте.

Полностью изъятыми, к примеру, считаются стратегические материалы, вооружение, взрывчатые вещества, ракетная техника, шифровальная техника и ряд других. На практике это имущество может продаваться и продается, но в специальном порядке. Постановлением Правительства РФ от 10. 12. 92 №959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", установлен порядок поставки таких изделий на основании разрешений на использование и квот, выдаваемых соответствующими министерствами или органами власти субъектов РФ.

 

Установление режимных требований зачастую диктуется экономическими интересами государства, целями защиты отечественных производителей. Это касается экспортных поставок и закупок по импорту. Различаются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: 1) таможенно-тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование; 3) запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Они предусмотрены ФЗ от 08. 12. 2003 №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и ФЗ от 08. 12. 2003 №165-ФЗ "О специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

 

Так, согласно ст. 23 и 24 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" нетарифными способами регулирования внешнеторговой деятельности служат, в частности, лицензирование деятельности и введение квот на экспорт и импорт отдельных товаров. Выдача лицензий и распределение квот, в том числе в порядке проведения конкурса или аукциона, производится по решению федерального органа, определяемого Правительством РФ.

 

Некоторыми федеральными законами предусмотрены количественные ограничения реализации отдельных видов товаров также на внутреннем рынке. Так, закупки этилового спирта для производства алкогольной продукции осуществляется по устанавливаемым для организаций-покупателей квотам.

 

Воздействие на процесс реализации товаров может производиться путем изменения статуса, т. е. путем расширения или ограничения правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Вместе с тем, торговое законодательство может ограничивать участие субъектов в обороте определенных товаров. Так, оптовую торговлю лекарственными средствами могут осуществлять только юридические лица. Розничной торговлей лекарствами могут заниматься только аптечные организации.

 

Коммерческая правоспособность организаций может расширяться или ограничиваться также иными способами. Инструментом регулирования правоспособности, прежде всего, служит лицензирование деятельности. Причем лицензии на осуществление определенных видов деятельности, регламентирующие статус организации, следует отличать от лицензий на экспорт или закупку по импорту конкретных видов и количества товара.

 

Обязательность и порядок лицензирования определены ФЗ от 08. 08. 2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Закон установил исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности, субъекты РФ в настоящее время лишены права изменять его. Закон предусматривает, в частности, необходимость лицензирования торговли оружием и патронами, реализации нефти, газа и продуктов их переработки; заготовки и реализации лома черных и цветных металлов, распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

 

Лицензии требуются в дополнение к обязательной государственной регистрации юридических лиц. Торговля без лицензии считается незаконным предпринимательством и влечет ответственность по ст. 171 УК.

 

В интересах обеспечения здоровья граждан введена государственная регистрация впервые производимых или ввозимых на территорию России пищевых продуктов, материалов и изделий. После экспертизы документов и проведения испытаний товаров они вносятся в Государственный реестр, который ведет Минздравсоцразвития России. Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации, дающее право на производство, закупку, транспортировку, реализацию. Аналогичный порядок установлен для новых видов лекарственных средств. Товары, не прошедшие государственную регистрацию, подлежат уничтожению.

 

Законом могут устанавливаться ограничения на совершение определенных видов сделок с отдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров мены алкогольной продукции.

 

Различия в правовом режиме обращения товаров могут создаваться и в связи с регулированием порядка розничной торговли. Правительство РФ постановлением от 19. 01. 98 №55 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров. Издаются также правила розничной торговли иными видами товаров. Правила адресуются рознице, но одновременно затрагивают оптовую торговлю и даже деятельность изготовителей товаров. Правила требуют, в частности, чтобы предназначенный для розничной торговли товар

был доведен до состояния коммерциализации. Это означает, что товар должен быть помещен в упаковку, удобную для хранения и использования, снабжен маркировкой с указанием на ней всех необходимых сведений о товаре, инструкцией по применению, техническим паспортом.

 

Меры по регулированию производства, оптовой и розничной торговли непосредственно влияют на установление торговых связей, на обращение товаров. Изготовители и приобретатели обязаны учитывать правила, действующие по всей цепочке прохождения товара, чтобы не сталкиваться с затруднениями при реализации, не оказаться вынужденными забирать обратно свой товар или подыскивать другого покупателя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды объектов торгового права | Способы обособления товаров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.