Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи ЭК, структура, нормирование, методы ЭК, средства ЭК




МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

ЛЕКЦИЯ 1

Государственный, экологический контроль – вид деятельности, призванный обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы. Экологический контроль – элемент регулирования качества окружающей природной среды. Существующие в настоящее время методы экологического контроля:

1) физические методы;

2) физико-климатические методы;

3) методы дистанционного зондирования земли;

4) бионидиционные методы контроля ОПС;

5) биологические системы оповещения токсичности.

ЭК подвергаются состояние лесов, рек, животного и растительного мира, атмосферный воздух, природно-заповедный фонд, континентальный и т.п. Для этого существует государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ГСН).

Экологический контроль (ЭК) в целом – это проверка соблюдения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.

Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонарушений в области экологии и природопользования.

Ныне сложились две формы ЭК – предупредительная и карательная.

Предупредительная форма ЭК включает в себе разработку и введение в действие нормативов качества ОПС и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (например, рекультивации земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.).

Карательная форма ЭК выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

Объектами ЭК являются: состояние ОПС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОПС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства.

В целом система ЭК состоит из следующих подсистем:

1. государственная служба наблюдения за состоянием ОПС;

2. государственный экологический контроль;

3. производственный экологический контроль;

4. общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль (ГЭК). В отличие от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.

Законом установлен круг полномочий должностных лиц органов ГЭК. Они имеют право: посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей; проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов; устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ; назначать государственную экологическую экспертизу; требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять иски в суд о возмещении вреда, причиненного ОПС и здоровью граждан; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

Нормирование качества ОПС – процесс разработки и придания юридической нормы научно-обоснованным нормативам в виде показателя предельно допустимого воздействия человека на окружающую среду.

Норма – это мера воздействия. Нормативы качества – предельно допустимые нормы воздействия на ОПС антропогенной деятельности человека. Предельно допустимые нормы являются своеобразным вынужденным компромиссом, позволяющим развивать хозяйство и сохранять жизнь и благополучие человека.

Все нормативы качества ОПС делятся на 3 группы:

1. производственно-хозяйственные;

2. санитарно-гигиенические;

3. комплексные.

Экологический паспорт предприятия-природопользователя (ГОСТ 17.00.04. 90) и (17.00.06. 2000)представляет собой нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных ресурсов (воздуха, природных вод, почв, иных ресурсов, нефти, каменного угля, торфа, природного газа и т.п.). Вторичных ресурсов (электроэнергии, ГСМ, мазута и т.п.) и данные по определению влияния хозяйственной деятельности предприятия на ОПС.

Разработка паспортов это важнейший этап экологического контроля, управление ее развитием и составление экологических прогнозов. Информация содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующих эколого-экономических задач:

1. оценка влияния выбросов (сбросов, твердых отходов) загрязняющих веществ на ОПС и определение платы за природопользование;

2. установление предприятию ПДВ, ПДС и ПДО загрязняющих веществ в ОПС;

3. планирование предприятием природоохранных мероприятий и оценки их эффективности;

4. методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;

5. требования к средствам контроля и защиты окружающей среды.

Экологический паспорт предприятия дает не только картину ОС предприятия, но и анализ причин ее загрязнения и методы их устранения, позволяет перейти от общего объема выбросов к определению удельных показателей на единицу выпускаемой продукции.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), это поступление вредных веществ в атмосферу. Нормативы выбросов устанавливаются для стационарных и передвижных источников. Предельно допустимые выбросы (ПДВ) осуществляют по каждому источнику выбросов. Источники вредных выбросов устанавливают органы надзора и контроля путем инвентаризации.

В соответствии с (ГОСТ 12.2.1.04 – 77) под инвентаризацией выбросов понимают систематизацию сведений о распределении источников на территории, количество и состав выбросов. Инвентаризацию выбросов, т.е. изучение характеристик источников выделения вредных веществ в атмосферу, предприятия обязаны производить систематически не реже 1 раза в 3 года. Эти значения необходимы для составления статистической отчетности по форме 2 ТП воздух, разработке проекта норм ПДВ, для составления плана мероприятий по оздоровлению воздушной среды. Массовый выброс вредных веществ определяется следующими методами: инструментальными, инструментально-лабораторными, индикаторными, расчетными. При отсутствии инструментальных замеров используют расчетные методики, основанные на данных о составе исходного сырья и топлива, технологических режимах, степени очистки газов газопылеочистным оборудованием.

Методики расчета выбросов вредных веществ в атмосферу даны в учебном пособии Тимофеевой С.С., Шешукова Ю.В. «Экология. Практикум.» 2000г.

По (ГОСТ 17.2.1.04. – 77) ПДВ – это научно-технический норматив, установленный из условия, что содержание загрязняющих веществ в природном слое воздуха (на высоте 1,5 – 2,5м от поверхности земли) от источника или их совокупности не превышало нормативы качества воздуха для населения, животного и растительного мира.

Согласно (ГОСТ 17.2.3.02. – 78) (охрана природы Атмосферы). Проект допустимых выбросов вредных веществ промышленным предприятием ПДВ – устанавливают для каждого источника загрязнения при условии, что выбросы от данного источника и от группы источников населенного пункта даже с учетом перспектив развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта не создают приземную концентрацию превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира. Если в воздухе городов концентрация вредных веществ превышает ПДК, а значение ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, то устанавливают временно-согласованные выбросы (ВСВ), вводится режим поэтапного снижения показателей выбросов вредных веществ, до значений обеспечивающих соблюдение ВСВ. Конечная цель расчетов ПДВ – обеспечение концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, не превышающих ПДК, а в ПДВ - разрабатывают в соответствии с методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий и (ОНД – 86) используют программу «Эколог» и ее новые версии.

Предельно-допустимый сброс – поступление вещества находящегося в атомных водах предприятия, в водный объект в соответствии с (ГОСТ 17.1.1.01. – 77) под предельно допустимым сбросом (ПДС) загрязняющего вещества в водный объект, понимается масса этого вещества в сточных водах, максимально допустимое к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ПДС г/с, т/газ устанавливается сан. эпидем. службой.

Для водоемов рыбохозяйственного назначения контрольный отбор устанавливается на расстоянии 500 м. от выпуска сточных вод (см. паспорт).

Установление нормативов предельно допустимых сбросов заключается в том, что определяют до какой степени надо очищать сточные воды, чтобы в расчетном контрольном отборе на нарушалось условие С<ПДК, и в какой степени необходимо разбавлять стоки в контрольном отборе. ПДС - устанавливают для каждого контролируемого вещества с учетом фоновой концентрации, категории водопользования, норм качества воды и ассимилирующей способности водного объекта.

Экологический паспорт водного хозяйства, предприятия является основным документом учета. В одном из разделов паспорта в специальных таблицах даются количественные показатели водопотребителя: источники водоснабжения, объем используемой воды для производственных нужд, включая объем свежей воды на подпитку систем оборотного водоснабжения, объем воды расходуемой на хозяйственные, бытовые, коммунальные нужды, объем воды, теряемой в результате фильтрации, испарения, утечки, аварии. Таблицам прилагается балансовая схема водопотребления и водоотведения с указателем часовых расходов воды на каждом участке. Кроме того, имеется таблица, содержащая характеристику источников сточных вод предприятия, непосредственно сбрасываемых в водоприемники, оценку их воздействия по БПК и РН, токсичности, массе нормированных веществ. В ней также приводятся данные о приемнике – водоеме с оценочными показателями. В таблицах, в таблице, предназначенной для оценки эффективности очистных сооружений, указывается наименование очистных сооружений, метод очистки, их пропускная способность, перечень нормируемых веществ, их средняя концентрация на входе и выходе из очистных сооружений (новые нефтеочист на Т-3). Основанием для выдачи разрешения на сброс сточных вод от производственных процессов в систему канализации городов является паспорт водного хозяйства. Срок действия паспорта 5 лет, далее он или продлевается или пересматривается, если произошли изменения по нормативам предельно допустимых концентраций веществ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.