КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Уровни и виды коммуникации
Виды коммуникации: бизнес-коммуникации, политическая, социальная, групповая, личностно-групповая, межсоциумная, массовая, медиакоммуникация, публичная и глобальная коммуникации. Организационные коммуникации и их структура. В типологии социальной коммуникации ее виды выделяются на основании различных сфер общества и профессиональной деятельности, отраслевых особенностей коммуникаций в экономике, политике, социальной сфере. Бизнес-коммуникации в производственной, торговой, финансовой деятельности связаны с получением прибыли, политические коммуникации — с процессами борьбы за политическую власть. Коммуникации в социальной работе предполагают оказание помощи отдельным людям и социально уязвимым группам (инвалидам, пожилым, бездомным, больным). Некоторые авторы выделяют социальные сферы коммуникации: бытовой (межличностной) коммуникации, производственной коммуникации, сферу бизнес-коммунации, или делового общения, сферу политического дискурса, научного дискурса, сферы туристического бизнеса, шоу-бизнеса, спортивного бизнеса, международной коммуникации2. Коммуникации в науке – это совокупность формальных и неформальных видов и форм профессионального общения ученых, осуществляющегося с помощью широкого спектра устных, письменных и электронных средств. Формальные, т.е. официальные, регламентированные встречи ученых (конференции, симпозиумы) предполагают обязательное издание их материалов. Неформальные — это неформальные межличностные контакты между учеными: беседы, обсуждение рукописей, устные доклады, дискуссии, научные школы и группы, «незримые колледжи». Организационные коммуникации – информационные взаимодействия, в которые люди вступают и поддерживают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных функций. Коммуникационные потоки связывают организацию как систему в единое целое, помогают решать производственные и общественные задачи. Коммуникации в организации направлены на достижение большей эффективности этой организации в рамках выполнения поставленных задач. Любая организация имеет внешнюю и внутреннюю среду. Организационные системы по существу являются коммуникативными. Организационные коммуникации являются основой управленческой деятельности, так как через обмен информацией они связывают все элементы организации в одно целое. Структура организационных коммуникаций включает: 1) внешние (направлены на внешнюю среду, выходят за рамки организации – рассылка пресс-релизов, отношения с потребителями и конкурентами, с другими организациями, с государством, реклама, дни открытых дверей) и внутренние (источник и получатель информации находятся внутри организации – корпоративные сайты и издания, доски объявлений, «горячий телефон»). Так или иначе, это коммуникации с внутренними и внешними целевыми аудиториями. Внутренние коммуникации в свою очередь подразделяются: ■ на иерархические вертикальные, ■ горизонтальные; 2) непосредственные и опосредованные; 3) форматные, неличные и неформальные, личные; 4) управляемые, текущие и неуправляемые, ситуационные; 5) межличностные, межгрупповые, организационные; 6) электронные и неэлектронные; 7) монокультурные и мультикультурные; вербальные и невербальные; 8) локальные, региональные, национальные, глобальные. Диагностика и оценка коммуникативной структуры организации включает в себя следующие критерии: чувствительность – способность организации воспринимать сигналы об изменениях во внешней и внутренней среде. Оперативность – время реагирования организации на полученный сигнал. Централизованность – местоположение большинства элементов и коммуникативных взаимодействий в пространстве организации. Жизнеспособность – способность организации реализовать свою целевую, стратегическую функцию. Гибкость – способность организации изменяться под влиянием внутренней или внешней среды. Целостность – количество реальных коммуникаций в организации по отношению к максимально возможному. Существуют также разные типы взаимодействия персонала в организации: конкуренция – стремление решить свои проблемы за счет ущемления или игнорирования интересов другого; конфронтация – противодействие попыткам другого решить проблему, цели партнеров не совпадают или противоположны; корпорация – партнеры договариваются о взаимном обмене согласованными действиями, вынужденное сотрудничество (формула: ты – мне, я – тебе); кооперация – стремление найти наилучший способ для достижения целей; контакт – целью взаимодействия является сам процесс общения ради поддержания контакта. Любая организация всегда включает «продукт», «человека» и «эффективность». В конечном счете содержание деятельности любой компании определяют следующие моменты: прибыль; люди; товары или услуги; гордость (престиж). Та или иная конфигурация каналов коммуникации, связывающая членов группы, называется коммуникационной сетью, которая зависит от таких параметров, как связность, доминирование в группе, ее открытость и ее интеграция. Основные типы социальной координации основаны на различных принципах. Иерархия – на принципе контроля, рыночная координация – на принципе баланса, сетевые системы – на принципе горизонтальной коммуникации, В формальных группах сети коммуникаций устанавливаются официально, распоряжениями, а в неформальных – спонтанно, в соответствии с групповыми целями. При решении сложных задач более эффективны децентрализованные сети, а при решении простых и рутинных задач эффективнее централизованные сети. Чем выше степень связности сети коммуникаций, тем выше скорость распространения нововведений. В организации горизонтальные потоки сообщений интенсивнее вертикальных, а потоки сообщений сверху вниз интенсивнее, чем снизу вверх; последние чаше содержат позитивную информацию о результатах работы, нежели негативную. Наличие в организации потоков неформальной коммуникации свидетельствует о том, что формальная организационная структура не полностью определяет организационное поведение. В любой организации существуют коммуникационные роли, описанные социальным психологом Куртом Левином. Каждая из них выполняет конкретную функцию в сети коммуникаций: «сторож», или «привратник» (секретарша), предотвращает информационные перегрузки, фильтруя и отсеивая избыточные сообщения; «связной» интегрирует и объединяет части (группы) сети; «космополит» связывает систему с внешней средой, придавая ей открытый характер (отдел по внешним связям); лидер мнений – доступный для общения авторитет. По другой классификации коммуникационные роли учитывают взаимодополнительные функции в решении совместных задач в команде: председатель (координирует действия и сотрудничество); работник команды (преданность компании и поддержка других); shaper (придает идеям «форму», доминантный участник); работник компании (хорош в деле практической организации); наблюдатель, оценщик (критически анализирует идеи и задачи); исследователь (аналитика, сотрудничество); plant (производитель идей, но необязательно хорошо контактирует с другими); завершитель (в его компетенцию входят детали плана действий, сроки исполнения).
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |