КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Характеристика и практическое значение основных моделей коммуникационного процесса
Линейные модели коммуникации: информационно-математическая и кибернетическая модели (модели К. Шеннона-У.Уивера, Н. Винера); модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла и ее значение для маркетинга; интерактивные и транзактные модели коммуникации (модель У. Шрама, модель БТО). Нелинейные модели коммуникации: (идеи М.М. Бахтина, Р. Барта, Ю. Кристевой, У. Матураны, П. Грайса, диалектическая теория отношений, трехстадийная модель развития СМК). Коммуникационный процесс — это процесс передачи информации от одного человека к другому или группе людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). В широком смысле модель – это любой образ какого-либо объекта, процесса или явления. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Содержание модели зависит от концепции ученого, который эту модель разработал, от потребностей той сферы науки, в которой она появилась и т.д. Модели коммуникационного процесса – это своеобразный алгоритм, познавательная процедура, способствующая пониманию того, как реально осуществляются процессы коммуникации. Существуют различные модели коммуникативного процесса: линейные и нелинейные, т.е. с обратной связью, двухступенчатые и многоступенчатые, циркулярные, диффузные, лингвистические, модели, описывающие массовую и межличностную, вербальную и невербальную коммуникации, рекламные и PR-коммуникации, поскольку существуют различные уровни, формы и виды социальной коммуникации. Две модели коммуникации как эффективного общения (речевого и невербального) были описаны еще античными авторами; большинство других моделей – в XX в. представителями целого ряда наук.
Модели речевой коммуникации Аристотеля и Квинтиллиана. Аристотель: оратор – речь – слушатель. Убеждающая речь слагается из трех компонентов: 1) «логоса», или содержания (что сообщает оратор, его интеллектуальных качеств); 2) «пафоса» – душенных переживаний оратора, его эмоционального состояния (благодетелей оратора -благородства, сдержанности, воодушевления), которые отражаются в его вербалике и в невербалике; 3) «этоса» – т.е. комплекса качеств оратора (искренности, спокойствия, цельности натуры), совокупность которых формирует к нему доверие со стороны слушателей. «Фюзис» – это первичная природа; этос – это вторая составляющая человеческой природы, которая имеет разную степень совершенства и является предметом морального выбора. «Этосный» – относящийся к этическому типу, или характеру личности, сформированному обычаями и традицией. Эта модель также характеризует убеждающую коммуникацию. Убеждение понимается как способ речевого воздействия на сознание индивида через обращение к его собственному критическому осмыслению информации и стимулированию рефлексии, т.е. самопознания. В середине XX в. процессы убеждения исследовались Карлом Ховландом и учениками его школы «убеждающей коммуникации» в Йельском университете. Г. Келман выделил три ключевые характеристики эффективного коммуникативного воздействия коммуникатора: его кредитность – способность вызывать к себе доверие благодаря компетентности и профессионализму; его привлекательность – способность вызывать у аудитории чувство комфорта и безопасности (психологический механизм идентификации); его власть – психологический механизм внешнего принятия реципиентами его сообщения. Римский оратор Квинтиллион предложил развернутую модель публичной коммуникации: кто говорит, что, какими средствами, зачем, где и когда, кому. Эта модель напоминает нам элементы модели Г. Лассуэлла.
Лингвистическая модель коммуникации P.O. Якобсона. Р. Якобсон разработал лингвистическую модель речевой коммуникации, в которой обосновал основные функции языка, соответствующие базисным элементам акта коммуникации: адресант, контекст, сообщение, канал, контакт, код, адресат.
Экспрессивная (эмотивная) функция языка связана с адресантом и выражает его отношение к исходящей речи. Металингвистическая функция, или функция толкования, имеет связь с кодом, с помощью которого можно узнать значение слова или предмета. Ее цель – установление тождества высказывания. Код должен быть общим для адресанта и адресата. Фатическая функция связана с поддержанием контакта в коммуникации. Поэтическая (риторическая) функция языка связана с сообщением, более с его художественной формой, чем с содержанием. Конативная функция языка непосредственно выражает воздействие на адресат. Когнитивная – функция соотнесения языка сообщения с реальностью, она ориентирована на контекст. Эта модель применяется для анализа коммуникативных функций языка и литературы, написания текстов. Информационно-математическая и кибернетическая модели. Линейная информационно-математическая модель коммуникации, описывающая процессы коммуникации в инженерно-технических теле- и радиосистемах, была разработана американским инженером Клодом Шенноном в 1949 г. Полу- Сообщение ченный Сообщение Источник__________ Передатчик____ Канал ______ сигнал Приемник___________ Получатель информации (кодирование) (декодирование)
Источник шума Шеннон понимал информацию как противоположность энтропии, т.е. как уменьшение неопределенности. В этой модели были выделены три важнейшие проблемы любой коммуникации: техническая; семантическая; результативности, или эффективности коммуникации. Эта модель позволила измерять качество перемещения информации от источника к получателю и определять те факторы, которые могли повлиять на эффективность коммуникации, т.е. выявлять ее барьеры.
Норберт Винер разработал кибернетическую модель, которая является его нелинейной моделью. Он отождествлял понятия «коммуникация» и «управление» и показал, что понимание общества возможно на пути исследования как сигналов и средств связи, так и развития обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком, между машиной и машиной. Информацию он определял как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств». Коммуникация и управление так же связаны с самой сущностью человеческого существования, как и с жизнью человека в обществе. Модель ИСКП Винер дополнил обратной связью, т.е. ответной реакцией получателя на сообщение источника. Введение механизма обратной связи в процесс коммуникации позволило сделать его не односторонним, линейным, направленным в одну сторону, а двухсторонним, управляемым и контролируемым процессом. Сообщение Источник_______________________Канал__________________ Получатель Обратная связь Модель Винера Винер изучал двоичную систему сигналов в системах связи и доказал, что существуют два вида обратной связи. Первая – негативная: она более информативна, показывает, в чем и где сбой и ошибки системы, что не понял получатель, как исправить систему, чтобы сохранить ее в состоянии саморазвития и самоподдержания. Вторая – позитивная: она сохраняет и усиливает прежнее состояние системы. Простейшее кибернетическое устройство включает в себя датчик (обеспечивает обратную связь), компаратор (определяет степень отклонения системы) и активатор (исправляет ошибки системы). Специфика коммуникативных систем связана с информационно-смысловым обменом. Коммуникативные системы – это целеориентированные системы, регулирующие сигналы (сообщения) для достижения своих целей на основе применения основополагающего принципа кибернетики – обратной связи, которая и обеспечивает обратное воздействие результатов процесса на его протекание.
Модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла. «Пятивопросная» модель массовой коммуникации Гарольда Лассуэлла называется линейной, т.е. однонаправленной, а также бихевиористской. Коммуникация в ней понимается как воздействие на реципиента, который выступает в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу: стимул-реакция (принцип бихевиоризма). Он разработал знаменитую «пентаду», «пятивопросную» модель, описывающую процессы массовой коммуникации: Who says what to whom via what channels with what effects? В этой модели наличествуют следующие компоненты, взаимосвязанные друг с другом: 1. Кто говорит? – анализ управления коммуникационным процессом. 2. Что сообщает? – анализ содержания (контента) сообщений. 3. Кому? – анализ гетерогенной массовой аудитории, рассредоточенной в пространстве, т.е. исследование реципиента массовой коммуникации. 4. По какому каналу? — анализ средств, материальных носителей коммуникации. 5. С каким эффектом? — анализ результата: изменилось или не изменилось сознание и (или) поведение реципиента. Опубликована эта модель была позже, в 1948 г. Модель Г. Лассуэлла критиковали не только за направленность в одну сторону, но и за отсутствие в ней такого важнейшего элемента, как цель: анализ цели предполагает корреляцию результата с намерениями коммуникатора, в том числе с идеологическими. Линейная «пятивопросная» модель Г. Лассуэлла была тогда и остается сегодня практически востребованной для объяснения процессов массовых коммуникаций, включая пропагандистские, рекламные коммуникации, политический PR и PR-кампании. Значение этой модели в том, что впервые ее автор ввел в модель коммуникационного процесса такой важнейший элемент, как эффект. Тем самым одним из первых он исследовал проблемы управления массовым сознанием, которое включает массовые представления, установки, ожидания, иллюзии, заблуждения, стереотипы. Интерпретационная и трансакционная модели коммуникационного процесса. И нтеракционная, или интерактивная модель коммуникации преодолевает односторонность линейной, имеет обратную связь между коммуникатором и реципиентом, между которыми происходит одноразовая смена ролей. Интерактивная модель соответствует двусторонней асимметричной модели, для которой характерна обратная связь в форме опросов, интервью, фокус-групп, «замеры» общественного мнения общественности, маркетинговые технологии. В трансакционной нелинейной модели преодолевается одноразовая смена коммуникативных ролей многоразовым попеременным выступлением каждого участника в роли коммуникатора и реципиента. Интеракционная нелинейная модель коммуникации исходит из того, что субъекты коммуникации обязательно равноправны, связаны взаимными ожиданиями и установками, общим интересом к предмету общения. В середине 50-х гг. XX в. эту модель предложил американский социальный психолог Теодор Ньюкомб. Он считал, что эффект коммуникационного взаимодействия (интеракции) проявляется в сближении или отдалении позиций коммуникатора и реципиента по поводу общего предмета, т.е. в расширении или сближении возможностей их взаимопонимания и сотрудничества и в конечном счете — в достижении согласия между партнерами по коммуникации. По мнению социального психолога Тамото Шибутани, механизм согласия – это «взаимное принятие ролей». Когда возникает согласие, то происходит взаимопроникновение картин мира, оценок, чувств, что позволяет участникам интеракции понимать, принимать или отвергать точки зрения и оценки друг друга. Модель «двуступенчатого потока информации» и трехстадийная модель развития СМК. Американские социологи Иол Лазарсфельд, Элиху Катц, Б. Берельсон, Г. Годе описали нелинейную модель «двухступенчатого потока информации», т.е. выявили коммуникативную роль «лидеров мнений». Модель «двухступенчатого потока информации» объясняла, что идеи, сообщения распространяются от СМК к «лидерам мнений», а от них – к менее активным последователям, что массовая информация распространяется двухступенчатым путем: сначала от СМК к «лидерам мнений», а затем – от «лидеров мнений» к массовой аудитории. Эта модель позволила объяснить опосредованный характер воздействия массовой информации: наряду с централизованными потоками информации из СМИ и СМК происходит также межличностное общение. После открытия модели «двухступенчатого потока информации» массовая аудитория уже не рассматривалась как сумма разрозненных индивидов или как «мишень»: существуют разные категории аудитории. В 1950 – 1960-е гг. Вилбур Шрам модифицировал эту модель и назвал ее моделью «многоступенчатого потока информации». В этой модели лидеры мнений имеют своих лидеров мнений, межличностные каналы информации функционируют параллельно каналам массовой коммуникации и оказывают значительное влияние на общество. Французские социологи Пьер Нора и Мишель Винок выделяют три модели лидеров мнений в СМИ, которых они квалифицируют в качестве интеллектуалов: «медиати-ческий интеллектуал», или «анонимный интеллектуал», является транслятором или комментатором чужих мыслей; «интеллектуал – интервенционалист» – современный эпигон, осуществляющий самореализацию в медиапространстве только себя, зачастую эпатаж-ными способами; «интеллектуал – специалист» – приобретает легитимность для существования в информационном пространстве не благодаря своим литературным произведениям, а именно ввиду своей узкой профессиональной компетенции. Трехстадииная модель развития основных средств массовой коммуникации Д. Мерилла и Р. Ловенстайна на примере статистических данных США объясняет динамику развития средств массовой коммуникации (СМК). Их модель построена на идее постоянного расширения массовой аудитории под влиянием таких социальных факторов, как грамотность, высшее образование, благосостояние, свободное время, численность населения. Она позволила выявить в эволюции СМК в XX в. три стадии. Первая – элитистская стадия СМК (посещение кино, наличие радио- и телеприемников недоступно большинству американцев в связи с бедностью и неграмотностью). Вторая – стадия всеобщей доступности СМК. На этой стадии факторами-ускорителями использования американцами радио, ТВ, посещения кинотеатров стали рост благосостояния, свободного времени, уровня образования. Третья – стадия специализированного применения СМК: по мере развития высшего образования, благосостояния, свободного времени и избирательности массовой аудитории ее размер сокращается; появляется специализированная аудитория. В результате СМК дополняются и (или) заменяются средствами специализированной коммуникации. Эту модель, описывающую динамику развития СМК. в США, можно экстраполировать на процессы развития СМК в других странах. В науке в последнее время широко распространены идеи философии диалогизма, ее связывают в первую очередь с именем М.М. Бахтина. Интересны две идеи М. М. Бахтина для понимания процесса коммуникации: 1) адресованность высказывания, т.е. без слушающего нет и говорящего, 2) высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте (идея хронотопа: от греч. слов место и время). М. Бахтин рассматривает языковую коммуникацию как динамичную, открытую систему. По мнению М. Бахтина, с одной стороны, высказывание, обладая пространственно-временной уникальностью, неповторимо и индивидуально, а с другой стороны, понятно благодаря использованию общей для интерактантов знаковой системы. Как основная единица дискурса высказывание входит в мир совершенно иных отношений. Эти отношения требуют экстралингвистического «ответного понимания». Для М. Бахтина главное в высказывании «не значение, а смысл…». М. Бахтин утверждает, что только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого происходит осознание самого себя. Для него коммуникация – это процесс, в котором его участники не просто передают информацию, а пытаются каким-то образом воздействовать друг на друга. Он признает социальную природу как системы языка, так и речевого общения. В общении каждый человек использует различные модальности, задаваемые разными смыслами, которые, коррелируя друг с другом, создают предпосылки для подстройки к когнитивному уровню Другого. Схожие идеи высказывал и Р. Барт. По его мнению, слово не имеет значения, слово только возможность значения, получающее его в конкретном тексте. Он считал, что каждое новое прочтение текста создает новое значение, читающий как бы пишет свой собственный текст заново. Юлия Кристева предложила понятие интертекстуальности: всякий текст создается в виде «цитатной мозаики», прямых или косвенных ссылок на ранее воспринятые чужие тексты. Получатель сообщения становится его косвенным соавтором.
Языковую деятельность Матурана сравнивает с танцем, которому свойственны не «иерархия» и «управление» и не «конкуренция», а взаимная подгонка действий, сотрудничество. “Человеческие существа являются биологически любящими (сотрудничающими) существами”, – говорит он в одном из своих интервью, – “а язык – это наш биологический способ жизни”. Матурана подвергает сомнению и сам термин ‘передача информации’, ведь в реальном процессе языкового взаимодействия ничего никому не передается в прямом смысле, и ‘передача’ информации – всего лишь неудачная метафора совместной деятельности, в результате которой возникает сходный отклик: более или менее близкое взаимное понимание чего-то иного. Возникает сомнение и в привычном понимании существования языка и других систем коммуникации. Разумеется, не зафиксированных речевых произведений (книг и фонограмм), словарей и учебников, а языка как некоей абстрактной системы ‘правил и исключений’, навязанных человеку извне и которой он вынужден подчиняться. Язык предстает как миф, в который нам выгодно верить, а не как вещь, живущая по законам и правилам физического мира. “Человек видит то, во что он верит”, – писал У.Матурана.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |