Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика формирования и развития фонетических навыков

Работа над произношением начинается с введения фонетического материала. Формирование фонетических навыков связано с развитием коммуникативных умений устной речи и чтения. Поэтому последовательность введения звуков и интонационных моделей определяется речевыми образцами и их лексико-грамматическим наполнением. Техники введения фонетического материала будут также зависеть от возрастных особенностей учащихся.

В начальной школе для введения звуков часто используют приемы имитации, сказки и образа реже используются приемы ассоциаций, например, при обучении английскому языку при введении звука [г] предлагается вспомнить, как жужжат мухи и т. д. В основной школе чаще используются приемы объяснения, противопоставления, когда для отработки звука берутся оппозиции, например, Ш-[г.] и т. д., а также схемы и таблицы. Наилучший алгоритм введения звука происходит по формуле „синтез — анализ — синтез-анализ-синтез".

 

• Первый этап — слушание предъявления звука в словах или фразах.

• Второй этап — показ и объяснение учителем способа производства звука. Например, для того чтобы произнести звуки [р], [Ь], можно предложить учащемуся сомкнуть губы, затем предложить внезапно резко разомкнуть губы, делая выдох, при этом вначале не использовать голос, а затем подключить его.

• Третий этап — воспроизведение звука вслед за учителем или диктором в сочетании с другим звуком (данный этап может быть опущен, если мало времени), затем в слове, словосочетании, фразе.

• Четвертый этап — знакомство с транскрипционным значком звука. Изготовление карточки с его изображением. Данный этап важен, так как способствует закреплению в памяти ученика связи между изучаемым звуком и его транскрипционным значком.

• Пятый этап — чтение слова с данным звуком, словосочетаний с данным звуком (за диктором, учителем, хором и индивидуально).

• Последний этап предусматривает элементы контроля произнесения звука.

 

При обучении взрослых добавляется несколько этапов. Так, до начала слушания звуков в словах и словосочетаниях можно предложить обучаемым познакомиться с общими сведениями о группе звуков, к которой относится данный звук. Затем желательно провести речевую гимнастику языка, губ, голосовых связок.

По такому же алгоритму возможно также введение интонационной модели. При введении звуков интонации весьма помогают жесты. Так, в английском языке при введении взрывного [р] предлагается энергично разжать к либо выдохнуть воздух из надувшихся щек; можно предложить для введения звуков [р], [Ь] взять небольшой листок бумаги и произнести их, при этом произнесении [р] бумага колыхнется, при произнесении [Ь] — нет. При введении дифтонгоида [i:] предлагается широко развести руки и т. д. Повышающий или понижающий тон легко показать руками, так же как основное и второстепенное ударение. При введении ударения желательно использовать символы для ударных и неударных слогов: большие круги или квадраты для ударных, маленькие — для неударных. Эффективному введению интонационных моделей способствует дирижирование, отстукивание ритма, интонационная метка фраз. Закрепление фонетического материала происходит через серию языковых упражнений.

Упражнение на имитацию

Инструкция может звучать следующим образом: Прослушай и повтори диктором. Учащемуся предлагается пальчиковая кукла-робот/попугай дается инструкция точно повторить следующие слова, фразы, короткие тексты Данная работа может проводиться в парах, хором или индивидуально. На имитацию часто предлагаются скороговорки, стихи, короткие диалоги, песенки в которых часто повторяются изучаемые звуки. Очень полезным упражнением является задание на чтение русских фраз с английским акцентом.

 

Упражнения на идентификацию и дифференциацию

Данный тип упражнения широко представлен, например, во всех отечественных УМК для начальных классов по английскому языку. Инструкции звучат следующим образом: соотнесите транскрипционные значки с буквами и буквосочетаниями; прослушайте и скажите, в каких словах использовались следующие звуки, подчеркните слова, в которых есть звук [I:]; хлопните ладоши, когда услышите звук [u:]; распределите по колонкам слова со звуками например [s], [z], выберите лишнее слово в цепочке слов, обратите внимание их звучание, найдите рифмующиеся пары слов из списка предложенных, читайте вслух и выпишите в тетради слова, в которых есть следующие звуки; поделите следующие слова на слоги и запишите их в транскрипции, выпишите из текста сложные слова, проставьте в них ударение, прослушайте фразу, выделите в ней синтагмы и т. д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа над произношением: подходы, принципы, этапы | Международное публичное право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.