Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное право в системе нормативных регуляторов международных отношений

А). Нормативные регуляторы международных отношений.

Межгосударственное сообщество, как и любое общество, объективно нуждается в системе социальных регуляторов. Социальными регуляторами выступают, прежде всего, социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически сложились и осуществляются. Эти нормы определяют поведение участников международного сотрудничества, упорядочивают международные отношения как межгосударственного, так и немежгосударственного характера.

В нормативном регулировании международных отношений участвуют различные виды социальных норм – политические, моральные, религиозные, корпоративные и, безусловно, правовые. Основная часть международных социальных норм зародилась и развивалась с зарождением и формированием человечества, первоначально на локальном, региональном уровне. Международные правовые нормы стали формироваться позднее других норм; это связано с появлением государств, которые постепенно стали юридически санкционировать существующие социальные обычаи, создавать государственно-властные нормы-предписания и обеспечивать их соблюдение принудительной силой своей публичной власти.

Профессор И.И. Лукашук утверждает: «Характерная черта современности — наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве подсистем входят политические, правовые, моральные и другие международные нормы. Каждая из них выполняет свои функции при помощи присущего ей механизма, взаимно дополняя друг друга....Основными подсистемами международной нормативной системы являются международно-правовые, политические нормы, мораль. Одновременно в нее входят и иные разновидности норм: обыкновение, практика, вежливость, традиции, организационные и технические нормы, стандарты, религиозные нормы и др.» 4.

Б). Международное право - основной регулятор современных международных отношений.

Установление места и роли норм международного права в системе других социальных норм возможно прежде всего путем соотнесения их между собой. Как виды социально-нормативного регулирования, международное право и другие социальные нормы обладают целым рядом общих черт:

- устанавливают общие правила поведения субъектов, возникающих в связи с волей и сознанием людей;

- определяют четкие рамки дозволенного и недозволенного поведения;

- содержат выработанный и признанный масштаб (эталон) поведения, т.е. норму, соответствующую достигнутому уровню развития конкретной социальной организации и т. д.

Все эти нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью имеющихся у каждого из них специфических мер принуждения.

Однако международное право и другие нормы принципиально отличаются между собой.

Международное право занимает особое, ведущее место в системе социальных норм, превратившись в основной регулятор современных межгосударственных отношений. Это обусловлено следующими его свойствами (которых лишены все иные виды социальных норм):

- Органичностью связи права с государствами и межгосударственным сообществом - создание и формальное закрепление норм права исходит от государств, государства же в первую очередь обеспечивают и выполнение его норм.

- Формальной определенностью правовых норм - нормы права четко описывают поведение субъектов, строго разграничивают их права и обязанности, нормативные предписания, как правило, закреплены в официальных источниках.

- Строгой системностью права – вся система международного права - строго структурированная совокупность норм, принципов и институтов универсального, регионального и локального характера, регулирующих поведение субъектов взаимосвязано и комплексно.

- Общеобязательностью правовых норм - никакие другие социальные нормы не обладают этим свойством.

- Всеохватывающей универсальностью права – нормы права охватывают правовым регулированием все международно-значимые сферы общественных отношений. Сегодня трудно назвать сферы общественной жизни, не затронутые международно-правовым регулированием.

- Способностью универсального и единообразного регулирования мировых общественных отношений - нормы права, отражая потребности мирового сообщества, нацелены на кодификацию, унификацию и единообразное регулирование международных отношений.

- Возможностью принудительного обеспечения соблюдения правовых норм – соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой субъектов, осуществляемой ими индивидуально или коллективно.

Международное право и политика. Это два наиболее тесно связанных между собой явления. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Международное право создается в результате внешнеполитических позиций и действий государств и других участников межгосударственных отношений. В то же время внешняя (а в последние десятилетия и внутренняя) политика государств и других участников осуществляется в значительной степени под воздействием норм международного права. Уже ни одно государство не может открыто пренебрегать нормами международного права, не рискуя ослабить свои политические позиции. Происходит признание примата права в международных отношениях 5. Так, в Уставе СНГ среди основных принципов содержится и такой: “верховенство международного права в межгосударственных отношениях” (ст.3). Влияние международного права на политику имеет два основных аспекта: 1) ограничивает политику установленными общеприемлемыми рамками, 2) открывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в ее распоряжение значительный арсенал юридических средств.

Международное право и мораль. Это два явления также тесно связанны между собой. Мораль возникла раньше международного права. Международное право должно строиться и строится на нормах морали. Часто нормы морали превращаются в нормы международного права. Или в процессе международного правотворчества создаются нормы международного права,соответствующие нормам общечеловеческой морали.Так, например, жестокость и бесчеловечность воюющих против гражданского населения, раненных, больных, военнопленных длительное время осуждались лишь моральными нормами. Однако после Женевских и Гаагских конвенций ХIХ в. жестокость войны постепенно стала ограничиваться международным правом, а после двух мировых войн была признана мировым сообществом противоправной, подлежащей уголовному наказанию.

Международное право и религия. Религия с глубокой древности имеет самые непосредственные связи с международным правом, оказав значительное влияние на его формирование. И сегодня религия и религиозные организации оказывают существенное влияние на международные отношения и право. Конституции более 40 государств мира закрепляют привилегированное положение определенной религии. Первое место в этом отношении принадлежит исламу, который провозглашен государственной религией во многих мусульманских странах. Ислам – основа мусульманского права. На этом строится и концепция «мусульманского международного права». Ислам оказывает серьезное влияние на формирование многих норм и принципов современного международного права. При этом опасность для международного права составляют некоторые экстремистские течения в исламе.

Международное право и корпоративные нормы. В широком смысле под корпоративными нормами здесь понимаются правила поведения, создаваемые в международных организованных сообществах, закрепляемые в соответствующих актах (уставе, кодексе и т.п.), распространяющиеся на их членов и направленные на обеспечение организации и деятельности данных сообществ. Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы международных общественных (неправительственных) организаций (международных организаций политического, профсоюзного, пацифистского, экологического, религиозного, культурного т.п. характера). Безусловно, нормы международного и корпоративного права оказывают значительное влияние друг на друга как в процессе нормотворчества, так и особенно в процессе их применения. Нормы корпоративные не могут противоречить основополагающим и общепризнанным нормам и принципам международного права.

В). Основные черты современных международных отношений и их влияние на развитие международного права.

а) Сложность и противоречивость современного мира проявляются, прежде всего, в том, что в мире одновременно и параллельно происходят следующие процессы:

- глобализация и регионализация межгосударственных отношений;

- глобализация и новые противостояния государств и народов;

- интернационализация и национализация всех сторон жизни государств и народов;

- научно-технический прогресс и появление новых угроз миру и безопасности народов;

- межгосударственная интеграция и внутренние распады государств;- запрет войны, гуманизация вооруженных конфликтов и агрессия, геноцид, «этнические чистки» и другие проявления жестокости;

- демократизация и криминализация международных связей;

- повышение уровня жизни и благосостояния населения развитых государств и обнищание населения слаборазвитых стран;

- универсализация международной жизни и возрастание влияния международных отношений и регулирующего их международного права на жизнь отдельных государств, народов, общества и конкретного человека.

В этих условиях современное международное право призвано быть инструментом поддержания международного правопорядка, обеспечения равноправного сотрудничества государств и народов в решении сложных проблем современного мира, гарантом преемственности между позитивными достижениями XX века и грядущей моделью международных отношений XXI века.

Г). Характерные черты современного международного права.

- юридическое равенство всех суверенных государств мира;

- универсализация участия субъектов, сферы и характера правового регулирования;

- демократизация международного правотворчества и правоприменения;

- гибкое соединение универсального, регионального, локального и партикулярного правового регулирования;

- запрещение противоправного применения силы и угрозы силой;

- гуманизация международного права,

- активная институционализация международного права (организации, комиссии, центры и т.д.);

- повышение роли процессуально-процедурных механизмов функционирования международного права;

- внедрение различных правообеспечительных механизмов политического, материального и уголовного характера;

- превращение международного права в юридического гаранта обеспечения международного правопорядка.

§3. Международное право как особая система права, его отличие от внутригосударственных правовых систем6

А). Особенности международного права.

В мире существует два вида строго формализованных правовых систем: правовые системы государств и система международного права. Международное право является особой системой права, специфические особенности которой могут быть познаны лишь при его сравнении с внутригосударственным правом. Международное право существенно отличается от внутреннего права по следующим основным признакам:

- По субъектам.

Субъекты внутреннего права государств - физические и юридические лица и само государство в лице его уполномоченных органов.

Субъекты международного права - самостоятельные публично-правовые образования, которые по своим юридическим свойствам способны обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм. К ним относятся государства, государствоподобные образования, государственно самоопределяющиеся нации и народы, международные (межгосударственные) организации, международные органы. Специфика международного права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают одновременно и как создатели международно-правовых норм, и как их адресаты и правоисполнители и правоприменители.

- По предмету правового регулирования.

Предмет внутригосударственного правового регулирования - общественные отношения в пределах юрисдикции каждого государства.

Предмет международно-правового регулирования - межгосударственная сфера общественных отношений. Правовому регулированию подлежат те общественные отношения, которые выходят за рамки юрисдикции отдельных государств и требуют совместных правовых усилий двух, нескольких, многих государств или всего международного сообщества в целом. Такими отношениями являются:

- отношения между государствами – двусторонние, многосторонние, универсальные;

- отношения между государствами и международными организациями;

- отношения между государствами и государственно-подобными образованиями;

- отношения между международными организациями;

- отношения между государственно-подобными образованиями и международными организациями;

- отношения между государствами и государственно самоопределяющимися народами;

- отношения между международными организациями и государственно самоопределяющимися народами.

Правда, в отдельных случаях международное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц, например, правоотношения, возникающие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов, при уголовном преследовании за международные противоправные деяния и т.д.

- По методу правового регулирования.

Метод внутригосударственного правового регулирования - властные решения специальных компетентных органов государства (законодательных, исполнительных, судебных, органов местного самоуправления): основное направление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз»..

Методом международно-правового регулирования являются различные механизмы согласования властных воль самих субъектов международного права - государств и других участников межгосударственных отношений. Механизм такого согласования осуществляется в рамках международных организаций, международных органов, международных конференций, специально проводимых переговоров. Основное направление правового регулирования - «горизонтальное»; участники межгосударственного общения на равных на основе свободного волеизъявления участвуют в согласовании и принятии международных нормативно-правовых актов.

- По способам нормообразования.

Нормы внутреннего права каждого государств создаются в соответствии с принятыми в нём нормотворческими процедурами и принимаются специальными государственными законодательными органами – парламентами и другими соответствующими структурами, т.е. органами, стоящими над субъектами права.

Международное сообщество не имеет стоящих над государствами законодательных органов, которые бы принимали юридически обязательные для его субъектов нормативные предписания. Следовательно, нормы международного права создаются не органами, стоящими над субъектами права, а самими субъектами международного права, прежде всего, государствами, путем добровольного волеизъявления и согласования их позиций. Данные нормы воплощаются в заключаемых ими международных договорах (явно выраженное согласие) или признаваемых международных обычаях (молчаливое согласие между ними). Причем воля одного государства юридически равнозначна воле другого государства.

- По источникам права.

Источниками внутреннего права государств являются конституции, законы и различные подзаконные акты.

Источники международного права - международные договоры, международные обычаи, правотворческие решения международных организаций и международных конференций.

- По способам обеспечения права.

Нормы внутреннего права государств обеспечиваются принудительной силой государства в лице его государственных органов.

В международных отношениях нет органов, которые в определенных случаях могли бы принуждать субъектов международного права к выполнению его норм.Суверенность государств-субъектов международного права исключает наличие над ними таких органов. Принуждение в международном праве осуществляется индивидуально или коллективно самими субъектами международного права, и, прежде всего, государствами.

Б). Функции международного права.

Функции международного права - это основные направления его воздействия на межгосударственные отношения. К ним относятся:

- координационная функция – направлена на согласование позиций и действий равноправных субъектов международного права и установление общеприемлемых стандартов их поведения в процессе правотворчества и правоприменения.

- регулировочная функция – направлена на использование юридических норм и механизмов с целью упорядочения и прогрессивного развития межгосударственных отношений и обеспечения нормального функционирования международного правопорядка.

- унификационная функция – направлена на содействие с помощью универсальных и региональных международных юридических норм и механизмов правовому сближению и единообразию отраслевых, региональных и внутригосударственных правовых систем и/или составляющих их правовых норм.

- обеспечительная функция – направлена на установление и применение правовых норм, побуждающих участников межгосударственных отношений следовать определенным правилам поведения.

- охранительная функция – направлена на установление и применение правовых норм, защищающих законные права и интересы участников межгосударственных отношений.

- информационно-просветительская функция – направлена на хранение и распространение накопленного рационального практического опыта и правовой информации о международно-правовых нормах, принципах и явлениях, профессиональное образование специалистов, широкое просвещение населения относительно возможностей использования международного права, в воспитании широких слоев населения, специалистов и руководящих работников в духе уважения к международному праву и к охраняемым им интересам и ценностям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Современное международное право как особая система права | Понятие и виды субъектов международного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.