Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государства - основные субъекты международного права

Государства как инициаторы и творцы создания и прогрессивного развития международного права всегда были и продолжают оставаться его основными субъектами.

Отличительная черта государств как субъектов международного права – наличие у них особого свойства - суверенитета. Суверенитет государства (государственный суверенитет) - это исключительное и полное юридическое верховенство государства в пределах своей территории и его независимость в международных отношениях.Верховенство каждого из них означает, что нет юридически более высокой власти на этой территории, чем власть данного государства. Соответственно каждое государство обладает в международном общении одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости.Безусловно, абсолютного суверенитета государств нет, поскольку в современном мире все государства тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Обладая суверенитетом, государства ipso facto (в силу самого факта своего существования) являются субъектами международного права. Международная правосубъектность государства является универсальной в продолжение всего периода его существования. Она возникает и исчезает вместе с возникновением и исчезновением самого государства (например, с его вхождением в состав нового государства или разъединением на два или несколько независимых государств).

Однако и здесь не все так однозначно. В отечественной литературе общепризнанно, что международная правосубъектность государств не зависит от какого-либо акта или позиции других участников международных отношений. Считается, что один лишь факт образования нового государства делает его субъектом международно-правовых отношений независимо от воли любых других субъектов международного права. Данные взгляды сформировались в 20-е годы ХХ века в период острого противостояния нового Советского государства с остальным сообществом государств, первоначально ему враждебным. Необходимо было теоретически обосновать наличие у только возникшего и в социально-экономическом и политическом отношении качественно нового государства - Советского государства - международной правосубъектности, независимо от того, признают или не признают её другие государства. Затем после Второй мировой войны эта теория успешно была применена в 50-80-е годы к новым государствам, возникавшим в результате трудных и кровопролитных национально-освободительных войн.

Современные реалии международных отношений не всегда подтверждают данный тезис. Многие так называемые «самопровозглашенные государства», формально отвечая всем основным критериям суверенной государственности (территория, население, всенародно избранная публичная власть), тем не менее не признаются мировым сообществом государствами, ipso facto (в силу самого факта своего существования) являющимися субъектами международного права (Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье и др.).

А). Основные права и обязанности государств как субъектов международного права.

Государства, обладая в полном объеме универсальной правоспособностью, тем не менее наделены определенным количеством конкретных прав и обязанностей, присущих только им и имеющих основополагающее значение для их характеристики в качестве субъектов международного права. Эти права и обязанности принадлежат государствам с момента их возникновения как суверенных участников международного общения.

Общепризнанного перечня прав и обязанностей государств нет. По поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права подготовила проект Декларации прав и обязанностей государств, который Генеральная Ассамблея в 1949 году своей резолюцией 375 (IV) предложила государствам-членам с целью получения от них отзывов. Поскольку число государств, представивших свои отзывы, было незначительным, Генеральная Ассамблея в 1951 году отложила рассмотрение данного проекта, который так до настоящего времени и не принят. Но, несмотря на это, проект имеет важное значение; в нем обобщена многовековая практика государств, отражена правовая позиция ООН, он дает определенное представление о том, какие права и обязанности государств рассматриваются как основные. С учетом положений проекта Декларации 1949 г., основных принципов международного права, других основополагающих международно-правовых актов можно выделить круг основных прав и обязанностей государств.

Основные международные права государств:

- право на суверенитет, включая международную независимость и территориальное верховенство,

- право на осуществление юрисдикции над своей территорией и всеми находящимися в ее пределах лицами и вещами, с соблюдение международно признанных иммунитетов,

- право свободно определять направления и формы своего социального, экономического и политического развития,

- право свободно определять основные направления, формы и средства своей международной деятельности,

- право на равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с другими участниками межгосударственных отношений,

- право на индивидуальную и коллективную самооборону при угрозе или применении силы.

Основные международные обязанностигосударств:

- признание, уважение, соблюдение и исполнение принципов и норм международного права и своих международных обязательств,

- уважение суверенитета и правового статуса других субъектов международного права,

- невмешательство во внутренние и внешние дела других субъектов международного права,

- признание, уважение, соблюдение и защита прав человека и основных свобод,

- осуществление своей внутренней и внешней политики без угрозы международному миру и безопасности других субъектов международного права,

- неприменение силы и угрозы силой в своих международных отношениях кроме как для самообороны и выполнения решений Совета Безопасности ООН,

- неоказание помощи другому государству, нарушающего предыдущую обязанность или против которого ООН применила предупредительные или принудительные санкции,

- непризнание насильственных территориальных приобретений другого государства,

- разрешение всех своих международных споров только мирными средствами,

- добросовестное выполнение обязательств перед другими субъектами международного права.

Все основные права и обязанности государств находятся в неразрывном единстве друг с другом и тесно связаны с основными принципами международного права.

Б). Виды государств и международная правосубъектность.

С точки зрения международной правосубъектности государств существенное значение имеет их территориальное устройство, поскольку это важно при определении международного представительства государства: государство в международных делах выступает в целом как единый субъект или его международная правосубъектность разделяется на несколько частей. Все эти вопросы – внутреннее дело каждого государства. Различают простые (унитарные) и сложные государства. Унитарное государство является субъектом международного права в целом. Однако и оно может предоставлять своим административно-территориальным частям некоторые права в осуществлении международных связей (например, развитие связей между городами-побратимами, органами местного самоуправления и т.д.).

Сложные государства могут существовать в форме федераций и конфедераций.

В). Сложные государства и международная правосубъектность.

История знает три вида сложных государств – унии, федерации и конфедерации.

В унии субъектом международного права выступало каждое из входивших в них государств независимо друг от друга и от унии в целом.

В конфедерации международная правосубъектность самой конфедерации и входивших в неё государств зависела от условий конфедеративного договора. При классической конфедерации субъектом международного права являлись только её государства-члены.

В настоящее время фактически существуют лишь федерации. Даже те государства, в названии которых присутствует термин «конфедерация» (например, Канадская Конфедерация, Швейцарская Конфедерация), фактически есть единые федеративные государства.

Вопрос о том, кто представляет федеративное государство в межгосударственных отношениях и является субъектом международного права – сама федерация в целом или наряду с ней и входящие в нее субъекты федерации – решается в самом федеративном договоре.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и виды субъектов международного права | Государство-подобные образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.