Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л 15. Тема: «Двигатели постоянного тока, их характеристики»

 

§1. Основные понятия.

Электрические машины обладают свойством обратимости, т.е. могут работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Поэтому если машину постоянного тока подключить к источнику энергии постоянного тока, то в обмотке возбуждения и в обмотке якоря машины появятся токи. Взаимодействие тока якоря с полем возбуждения создает на валу якоря электромагнитный момент М. Однако теперь этот момент является не тормозящим, как это имело место в генераторе, а вращающим моментом. Под действием электромагнитного момента якорь машины начнет вращаться, т.е. машина будет работать в режиме двигателя, потребляя из сети электрическую энергию и преобразуя ее в механическую.

В процессе работы двигателя его якорь вращается в магнитном поле. В обмотке якоря индуктируется э.д.с. Еа, направление которой можно определить по правилу правой руки. По своей природе эта э.д.с. ничем не отличается от э.д.с. наводящейся в якорной обмотке генератора. В двигателе же она направлена против тока Iа и поэтому называется противо-э.д.с. якоря.

Для двигателя, работающего с постоянной скоростью (частотой) вращения, можно составить уравнение э.д.с.

U=Ea+IaRa

Ea=cm∙Фδ∙ω или Ea=cЕ∙Фδ∙n – противо-э.д.с.

Ток в якоре - общий характер формулы.

При Uaа – режим двигателя, при Uaа – режим генератора.

Ток якоря подставим в эти два равенства и получим

 

§2. Пуск двигателя постоянного тока.

а) прямой пуск при Ua=const, Фδ= const.

 

 

Пусковой ток Iпуск=, обычно Rа=0,05...0,1 Ом, поэтому Iпуск 10-15 раз превышает номинальный ток двигателя.

 

Достоинства: простота схемы.

Недостатки:

  1. большой пусковой ток;
  2. искрение (может быть круговой огонь) из-за повышенной плотности тока;
  3. бросок электромагнитного момента;
  4. отрицательное влияние пускового тока на питающую сеть и пускозащитные устройства.

Поэтому такой пуск используется для двигателей Р<0,5 кВт (в них Iпуск в 3-5 раз больше Iн).

 

§3. Рабочие характеристики двигателя постоянного тока.

Эксплуатационные свойства двигателя определяются его рабочими характеристиками, под которыми понимают зависимость Ia, n, M, η=f(P2) от мощности на валу при U=const, iв= const.

 

3.1. Двигатель параллельного возбуждения.

 

а) скоростная характеристика – зависимость n=f(Ia).

Для анализа зависимости обратимся к формуле

На эту зависимость влияет падение напряжения в якорной цепи. Ток возбуждения не зависит от тока якоря. С другой стороны, влияет реакция якоря, которая стремится уменьшить магнитный поток Фδ.

 

В цепь обмотки возбуждения выключатели и предохранители не ставят, т.к. при разрыве этой цепи и небольшой нагрузки на валу частота вращения двигателя резко возрастает (двигатель идет в «разнос»). При этом увеличивается ток якоря и может возникнуть круговой огонь.

При Rдоб получим искусственные характеристики.

б) моментная характеристика – зависимость M=f(Ia).

 

Электромагнитный момент .

в) рабочие характеристики М, n, Ia, P1, η=f(P2) при U=const, Iв= const.

 

Максимальное значение ηmax достигает при условии равенства постоянных и переменных потерь.

, отсюда

 

3.2. Двигатель с последовательным возбуждением.

 

а) скоростная характеристика– зависимость n=f(Ia).

,

Фδ=kф∙Iа, где kф – постоянный коэффициент.

Магнитный поток является функцией тока якоря. При Iа<(0,8...0,9)Iном, когда магнитная система машины не насыщена, при дальнейшем увеличении Iа поток Ф возрастает медленно, чем Iа. При больших нагрузках Iа>Iном Ф≈const и характеристика становится линейной.

б) моментная характеристика– зависимость M=f(Ia).

- квадратичная зависимость.

 

Двигатель последовательного возбуждения обладает значительной перегрузочной способностью. При Iа>Iном моментная характеристика линейная.

 

§4. Механические характеристики двигателей постоянного тока.

Это зависимость частоты вращения двигателя от момента на его валу.

n=f(M) или ω=φ(М) при Ua=const, iв= const.

 

4.1. Двигатели параллельного возбуждения.

 

При Rдоб=0 получаем естественную характеристику, при Rдоб0 – искусственные характеристики.

 

4.2. Двигатели последовательного возбуждения.

n=f(M) или ω=φ(М) при Ua=const.

 

При изменении нагрузки ток якоря меняется, при этом меняется и ток возбуждения. При малых нагрузках двигатель идет в разнос. Поэтому такие двигатели нельзя применять для привода механизмов, работающих в режиме холостого хода или при небольшой нагрузке.

,

отсюда

Для двигателей параллельного возбуждения М=Iа, а для двигателей последовательного возбуждения М=.

При пуске допускается Iпуск=(1,5...2,0)I и двигатели последовательного возбуждения развивают значительно больший пусковой момент. Для двигателей параллельного возбуждения менее опасны перегрузки по моменту. Они широко используются для электрической тяги, для грузоподъемных и поворотных механизмов.

 

§5. Рабочие характеристики двигателя с последовательным возбуждением.

Зависимости n=f(P2) и М=f(P2) являются нелинейными, Р1= f(P2), Iа= f(P2) и η= f(P2) имеют примерно такой же характер как у двигателя с параллельным возбуждением.

 

 

При мягкой характеристике двигателя с последовательным возбуждением частота вращения n обратно пропорциональна . В результате

Поэтому при изменении нагрузочного момента в широких пределах мощность Р2, а следовательно Р1 и ток Iа у двигателей с последовательным возбуждением изменяется в меньших пределах, чем у двигателей с параллельным возбуждением. Кроме того, они лучше переносят перегрузку. Например, при заданной кратности перегрузки по моменту М/Мном=kМ ток якоря в двигателе с параллельным возбуждением увеличивается в kМ раз, а в двигателе с последовательным возбуждением только в раз. Поэтому двигатель с последовательным возбуждением развивает больший пусковой момент, т.к. при заданной кратности пускового тока Iп/Iн=ki пусковой момент его , а у двигателя с параллельным возбуждением .

Указанные преимущества двигателей с последовательным возбуждением наиболее четко проявляются в простых приводах, не имеющих систем автоматического управления. При наличии таких систем предпочтение всегда отдается двигателям с параллельным или независимым возбуждением, у которых с помощью регуляторов тока возбуждения можно получить требуемую форму механической характеристики (например, гиперболическую).

Двигатель со смешанным возбуждением.

В этом двигателе магнитный поток Ф создается в результате совместного действия двух обмоток возбуждения – параллельной и последовательной. Поэтому его механические характеристики 3 и 4 располагаются между характеристиками двигателей с параллельным (прямая 1) и последовательным (кривая 2) возбуждением. В зависимости от соотношения м.д.с. параллельной и последовательной обмоток при номинальном режиме можно приблизить характеристики двигателя со смешанным возбуждением к характеристике 1 (при малой м.д.с. последовательной обмотки) или к характеристике 2 (при малой м.д.с. параллельной обмотки). Одним из достоинств двигателя со смешанным возбуждением является то, что он обладает мягкой механической характеристикой, может работать при холостом ходе, т.к. его частота вращения n0 имеет конечное значение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Л 13. Тема: «Генераторы постоянного тока и их характеристика» | Структура экономической системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.