Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1 Особенности функционирования и цели создания экономических информационных систем




Производственный календарь включает в себя:.

  1. Календарь праздничных и рабочих дней
  2. Нормы учета рабочего времени.
  3. Комментарий.

 

Раздел Налоги, финансы включает в себя:

Налоговый кодекс с комментариями

ПБУ и комментарии

Корреспонденция счетов

Энциклопедии, путеводители, схемы

 

Юридические комментарии вносятся в случаях, если:

  1. Допущена опечатка в официальном источнике.
  2. В различных источниках публикации документ изложен по-разному.
  3. Есть противоречие в законодательстве.
  4. Есть дополнительная информация по данному вопросу.

 

Расписание онлайн-семинаров можно узнать:

  1. У сервисного менеджера
  2. На сайте
  3. в СПС Гарант, набрав в Базовом поиске «расписание семинаров»

 

Настроить интерфейс можно обратившись к разделу Файл Командного меню

 

Размер шрифта можно изменить:

  1. Выбрав Редактор стилей в разделе Файл Командного меню
  2. Выбрать А и а на Панели инструментов
  3. Воспользовавшись колесиком в сочетании Ctrl

 

Схемы в СПС Гарант – это удобное в виде схем и таблиц представление Законодательство.

 

 

 

Экономика страны, ее отрасли и первичные хозяйствующие объекты могут рассматриваться как экономические системы (ЭС), характеризующиеся большим количеством включаемых в них элементов, сложной структурой, а также наличием множест­ва внутренних и внешних взаимосвязей между ними.

Экономика страны включает сотни тысяч хозяйствующих объектов, производящих десятки миллионов наименований про­дукции, объединяет трудовые усилия более 30 млн человек. В ней взаимодействует множество процессов самой различной приро­ды, сочетается множество подсистем, каждой из которых прису­щи свойства сложной системы.

В состав ЭС входят трудовые, природные, материально-веще­ственные, информационные и другие ресурсы. Характерными чертами ЭС прежде всего являются: преобразование ресурсов в материальные блага, непременное участие человека в производ­стве, непрерывное развитие этих систем, соизмерение затрат и результатов в процессе их функционирования.

Экономической системе присущи следующие основные свойства.

1. Сложность структуры, обусловленная одновременным функционированием нескольких различных иерархических структур, взаимодействие между которыми не сводится к прос­тым отношениям иерархического соподчинения. Таковы, напри­мер, структуры административно-производственного управле­ния на предприятии, территориально-регионального и произ­водственного управления и т.д.

2. Специфические особенности природы экономических процессов и явлений, выражающиеся во взаимодействии объек­тивных и субъективных факторов. Например, человек является элементом производственных сил и в то же время носителем про­изводственных отношений.

3. Свойства целостности системы (эмерджентные свойства), т. е. такие, которые не сводятся к свойствам ее элементов (под­систем), рассмотренным отдельно, вне системы, и не выводятся из них. Например, ни одно из подразделений не может выпускать продукцию, изготавливаемую всем предприятием.

4. Сложность информационных процессов, обусловленная многочисленными связями между управляющей и управляемой подсистемами.

5. Множественность целей, которые могут не совпадать с це­лями отдельных подсистем. Например, одним из показателей эф­фективности работы аппарата управления являются расходы, связанные с его содержанием. Но малочисленный аппарат управления при незначительных расходах на его содержание не обес­печивает эффективного управления предприятием, что ухудшает технико-экономические показатели работы предприятия.

6. Динамичность процессов, имеющих стохастический харак­тер (урожайность культур, расход сырья на изготовление продук­ции и т.д.).

Для обеспечения нормального функционирования любой экономической системы необходимо управлять отдельными ее элементами и системой в целом.

Управление призвано обеспечить достижение экономической системой заданных целей. Такими целями могут быть: обеспе­чение устойчивости функционирования, сохранение или приоб­ретение системой тех или иных качественных особенностей, выполнение заданной программы действий и т.д. Как правило, формальным выражением цели является целевая функция систе­мы, экстремальное значение которой соответствует наилучшему (оптимальному) способу управления. Очевидно, разнообразие объектов управления в экономике порождает разнообразие целей и средств управления.

Систему, обеспечивающую реализацию процессов управле­ния, обычно называют системой управления. Для ее функциони­рования характерно наличие управляющей подсистемы (субъек­та управления). Подсистема представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное слежение за деятельностью объекта управления и осуществляющих его при­ведение к заданному режиму функционирования.

Объектами управления в экономике могут выступать различ­ные экономические системы, к которым можно отнести государ­ственные и торговые организации, коммерческие учреждения, объединения и фирмы. С позиции кибернетики их функциони­рование осуществляется путем информационного взаимодей­ствия управляющей и управляемой подсистем между собой и с внешней средой по различным каналам связи (рис. 1.1).

Управляющая подсистема получает и обрабатывает информа­цию X о состоянии управляемого объекта (обратная связь) в заданный момент времени и, располагая целью управления и правилами принятия решений, вырабатывает управляющее воздействие Y (прямая связь). В результате этого воздействия объект управления изменяет свое состояние, что фиксируется управля­ющей подсистемой. На параметры объекта управления в каждый фиксированный момент времени оказывают влияние внешняя среда и предшествующее состояние его элементов.

 

Рис. 1.1. Структура системы управления

 

Общие закономерности и особенности процессов управления экономическими системами наглядно представлены на схеме технологии управления (рис. 1.2).

 

 

Рис. 1.2. Схема технологии управления

 

На первом этапе процесса управления осуществляются сбор и накопление информации о состоянии управляемого объекта.

На втором этапе происходит переработка информации для получения необходимых решений на основе анализа заданных критериев цели (эффективности) функционирования объекта управления. Совокупность логических и вычислительных действий, выполняемых в процессе выработки управляющих воз­действий, называют алгоритмом управления.

Третий этап предусматривает выдачу и доведение до управ­ляемого объекта управляющих предписаний, команд или ко­мандной информации.

Для организации управления экономической системой ха­рактерны следующие закономерности.

1. Управление осуществляется путем сбора, обработки и ана­лиза информации. Основные функции любой системы управле­ния — получение информации, ее обработка и определение на ос­нове полученных данных траектории поведения управляемой системы. Необходимые действия и работа технических устройств по восприятию, фиксации, передаче, преобразованию, обработке и хранению информации также относятся к процессу управления и реализуются системами обработки данных.

2. Управление осуществляется с использованием принципа обратной связи: управляющее воздействие формируется на осно­ве информации о реакции объекта на предыдущие управляющие воздействия. Прямая связь задает цели и параметры функциони­рования объекта управления, обратная связь отражает параметры его фактического состояния в заданные моменты времени. При этом система управления находится во взаимодействии с внеш­ней средой, т.е. с многочисленными объектами экономики.

3. Управление, рассматриваемое как совокупность целенап­равленных действий, может быть реализовано лишь тогда, когда система располагает целью управления и правилами принятия решений в тех или иных ситуациях. Для экономических систем их поведение определяется обычно не одной, а несколькими целями. Если множество целей частично упорядочено по их важ­ности, то при функционировании системы учитываются сначала наиболее важные из них, а затем менее значимые.

Рассмотренные закономерности управления в сложных эко­номических системах предопределяют тот факт, что для генера­ции (выработки) в них эффективных управляющих воздействий необходимы, с одной стороны, создание соответствующих алгоритмов управления, а с другой — переработка значительных объ­емов разнообразной информации.

Именно этим вызвано широкое развитие работ по созданию экономических информационных систем (ЭИС), базирующихся на применении разнообразных экономико-математических методов и моделей, используемых для моделирования управлен­ческих процессов и средств вычислительной техники и програм­много обеспечения, обеспечивающих оперативную и достовер­ную обработку всей необходимой информации в интересах достижения поставленных целей.

ЭИС — это совокупность различных средств (информацион­ных, программных, технических, организационных и др.), пред­назначенных для сбора, обработки и выдачи информации в целях оптимизации принятия решений, в результате которых снижает­ся непосредственное участие человека в осуществлении того или иного производственного процесса или процесса управления.

При этом под оптимизацией понимается выбор того или ино­го варианта управления, при котором достигается минимальное или максимальное значение некоторого критерия, обеспечиваю­щего качество управления.

К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:

• полнота и достоверность информации для реализации функций управления;

• своевременность предоставления информации;

• обеспечение необходимой степени достоверности инфор­мации в зависимости от уровня управления;

• экономичность обработки информации, т.е. затраты на об­работку данных не должны превышать получаемый эффект;

• адаптивность к изменяющимся информационным потреб­ностям.

Задачи, решаемые в ЭИС, обусловливаются целями и услови­ями функционирования экономических объектов. С их помощью реализуются сложные проблемы управления в экономике:

• непрерывность и динамичность принятия решений;

• многовариантность расчетов;

• обеспечение сбора данных в реальном масштабе времени;

• организация сплошного комплексного учета и экономичес­кого анализа данных и др.


Лекция 2. Принципы создания, классификация и этапы развития экономических информационных систем

Рассмотренные ранее свойства экономических систем обус­ловили необходимость применения при создании ЭИС соответ­ствующих принципов.

Первым и основополагающим из них является принцип сис­темного подхода. Суть его состоит в том, что каждое явление рас­сматривается и оценивается во взаимосвязи с другими. При этом все составные элементы системы и происходящие в ней процес­сы взаимно увязываются с учетом как внутренних, так и внешних факторов.

Системный подход сосредоточивает внимание на объекте как на едином целом, а не на частях, взятых отдельно. Системный подход связан с общей активностью системы во имя достижения единой цели независимо от происходящих изменений только в одной или некоторых из ее частей. При таком подходе в процес­се создания любой ЭИС выполняются следующие этапы:

• определение целей системы;

• выработка требований к системе, т.е. границ объекта управ­ления;

• определение функциональных подсистем, их структуры и задач в общей системе управления;

• выявление и анализ связей между подсистемами;

• установление порядка функционирования всей системы в целом и ее динамики.

Принцип системного подхода не только является основопо­лагающим при создании ЭИС, но и в значительной степени вли­яет на другие рассмотренные ниже принципы, предопределяя их успешную реализацию.

Принцип решения новых задач означает, что эффективность ЭИС повышается при решении задач, которые при традицион­ной ручной технологии управления невозможно решить или можно решить с недостаточной точностью. К числу этих задач относятся задачи оптимизации, а также задачи, решаемые вруч­ную приближенно и по упрощенной методике.

Принцип первого руководителя состоит в том, что разработку и внедрение ЭИС нужно проводить под непосредственным руководством первого руководителя объекта. Отечественная и зару­бежная практика свидетельствует, что всякая попытка передове­рить дело создания ЭИС второстепенным лицам неизбежно при­водит к тому, что система не дает ожидаемого эффекта.

Согласно принципу непрерывного развития системы при про­ектировании ЭИС необходимо предусмотреть возможность быстро реагировать на возникновение новых задач управления и совершенствовать уже внедренные задачи в процессе изменения объекта.

Принцип согласованности пропускных способностей отдельных частей системы означает необходимость достижения такого ус­ловия, при котором пропускная способность каждого последую­щего звена должна быть не меньше пропускной способности пре­дыдущего звена.

Принцип типизации предполагает максимальное использова­ние при создании ЭИС экономически оправданных практикой типовых проектных решений.

В соответствии с принципом автоматизации документооборо­та следует автоматизировать не только расчеты, но и оформле­ние документов, сбор и передачу исходных данных и результатов расчетов.

При создании ЭИС важно иметь в виду принцип однократнос­ти ввода данных в ЭВМ, согласно которому многократное исполь­зование любого рода однородных сведений при решении задач не должно приводить к повторному вводу данных.

Кроме этих основных принципов при разработке ЭИС руко­водствуются также принципами координации усилий разработчика и заказчика, единства дальних и ближних целей создания ЭИС, гиб­кости разработки различных средств, предназначенных для сбора, обработки и выдачи информации.

Для большинства ЭИС особое значение имеет проблема на­дежности и живучести системы. ЭИС должна обладать способ­ностью компенсировать последствия нарушений и повреждений отдельных элементов системы.

Создаваемые и функционирующие ЭИС могут значительно отличаться характером и объемом решаемых задач, типами объ­ектов управления и рядом других признаков. В основу классифи­кации ЭИС можно положить следующие признаки:

• уровень действия (государственные, региональные, муни­ципальные, системы объединений, предприятий или фирм);

• сфера применения или предметная область (бухгалтерские, статистические, налоговые информационные системы и т.д.);

• степень интеграции (многоуровневая или корпоративная);

• назначение или характер объектов управления (администра­тивное, производственное, социальное и др.);

• степень автоматизации (ручные, автоматизированные и ав­томатические);

• способ обработки информации (централизованная, децент­рализованная и др.);

• характер получаемой информации (информационно-спра­вочная, информационно-советующая, управляющая).

Обобщенная характеристика ЭИС предприятия или фирмы в разные периоды времени в зависимости от состава решаемых за­дач и цели ее применения представлена в табл. 1.1.


Таблица 1.1

Период времени Состав Решаемых задач Характер информационной системы Цель применения
1960-1970 гг. Трудоемкие част­ные задачи Информационная система обработки данных Сокращение тру­доемкости обра­ботки данных
1970-1980 гг. Комплексы задач в различных сферах применения (учет­ных и других) Информационная система комплекс­ной обработки данных Универсализация и стандартизация процедур обработ­ки данных
1980-1990 гг. Задачи по управ­лению текущей и оперативной дея­тельностью Управленческая информационная система Выработка наибо­лее рационального решения
1990 г. по настоящее время Решение задач, связанных с прог­нозированием и принятием управ­ленческих реше­ний Стратегическая информационная система, система поддержки приня­тия решений Разработка страте­гии развития эко­номических объ­ектов

 

Первые информационные системы появились в начале 1960-х гг. с началом широкого применения первых серийных ЭВМ отечественного производства. Они были предназначены для решения отдельных частных задач, что приводило к сокраще­нию трудоемкости обработки данных.

В 1970-е гг. начали решаться комплексы задач в различных областях экономики (например, плановые, бухгалтерские, ста­тистические и др.). Для этого потребовались более совершенные технические средства многофункционального назначения, про­граммное обеспечение (пакеты прикладных программ) стали разрабатывать для определенного класса задач, что позволило унифицировать и стандартизировать процесс обработки данных. Работы в области автоматизации управления носили экспери­ментальный характер и проводились разрозненно.

В 1980-х гг. концепция использования информационных сис­тем сместилась в сторону комплексного решения задач управле­ния текущей и оперативной деятельностью предприятий или фирм, позволяющих выработать наиболее рациональное реше­ние. Этот период характеризуется массовым внедрением управ­ленческих информационных систем для различных звеньев орга­нов управления экономикой страны, чему предшествовала разра­ботка типовых проектных решений.

К началу 1990-х гг. с переходом к рыночной экономике харак­тер использования информационных систем вновь изменяется в связи с автоматизацией функций прогнозирования и комплекс­ной поддержки принятия решений, а также с появлением новых методов управления на основе реинжиниринга и экспертных систем.

ЭИС становятся стратегическим источником информации; для развития производственных и коммерческих объектов в различных сферах деятельности. Таким образом, информационные -системы этого периода, представляя вовремя нужную информа­цию, носят стратегический характер, обеспечивающий конку­рентное преимущество в развитии различных хозяйствующих объектов.

Развитие информационных систем на современном этапе связано с разработкой интегрированных (многоуровневых и кор­поративных) систем управления различными экономическими объектами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.214 сек.