Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По второму вопросу Особенности истории экономического развития США в XX веке




США стали мировым экономическим лидером в середине XX в., когда сама история изменила расстановку сил в мировом хозяйстве. Одной из основных причин лидирующих позиций США в мире стали мировые войны, которые значительно подорвали экономический потенциал европейских стран. Основные конкуренты США в борьбе за лидерство на мировом рынке, воюя друг с другом, надолго выбыли из борьбы, а США, благодаря свободе рыночных отношений, своевременному государственному вмешательству в экономику, потенциал которой не был подорван войнами, переместились на первую позицию. США удалось также оздоровить свою экономику в результате переходя к новой экономической доктрине после Великой Депрессии 1929-33 гг. Ситуация в экономике в период Великой Депрессии была критической и даже в чем-то очень сильно напоминала современные финансовые кризисы конца века, что мы уже выяснили в разделе, посвященном валютно-финансовым кризисам в мировой экономике. Для выхода из кризиса 1929-33 гг. президент Франклин Делано Рузвельт предложил свой знаменитый «Новый курс», который включал в себя следующие составляющие: финансовые законы, структурную перестройку экономики, социальные законы, региональную политику. Рассмотрим вкратце действие всех этих механизмов.

Финансовые законы. Здесь стоит выделить Чрезвычайный закон о банковской деятельности, который поставил под федеральный контроль деятельность всех банков страны и ввел гарантии федерального правительства по частным вкладам. Согласно новым правилам, банкам было запрещено осуществлять деятельность, противоречащую Закону: быть держателем ценных бумаг, заниматься предпринимательством. Банки вынуждены были вернуться к своей исходной деятельности - кредитованию предпринимателей и граждан, что сразу снизило волну финансовых и иных спекуляций. Изменения были внесены и в сферу обращения ценных бумаг. С этой целью был принят Закон о честности биржевых операций и правилах торговли ценными бумагами. Таким образом США надолго обезопасили себя от возможности повторения финансового кризиса и кризиса банковской системы.

Структурная перестройка экономики. Во-первых, после введения Нового курса приоритет был отдан развитию национальной промышленности, американским производителям. Появился лозунг «Покупай американское!» Действовали запреты на закупки иностранных товаров по госзаказу (исключение составляли только такие случаи, если цена иностранного товара была как минимум вдвое ниже отечественного, а качество выше американских аналогов). Были введены квоты и высокие таможенные пошлины на импортные товары. Во-вторых, изменения произошли в сельскохозяйственной политике. Основной проблемой сельского хозяйства было перепроизводство, избыток продовольствия на внутреннем рынке. Поэтому сельскохозяйственное производство было ограничено. Кроме того, были приняты Закон о фермерском кредитовании и Закон об ипотеке, согласно которым фермеры и городские жители получили доступ к кредитам под гарантии федерального правительства. Всего было предоставлено около 300 тыс. краткосрочных займов на сумму свыше 1,5 млрд. долл.

Социальная политика. Наиболее пострадавшим от кризиса малоимущим гражданам была оказана чрезвычайная помощь. На организацию общественных работ с целью занятости малоимущих была выделена прямая финансовая помощь в размере 5 млрд. долл. Этой помощью было охвачено свыше 4 млн. человек. Всего в рамках «Нового курса» действовало около 400 тыс. различных программ, в рамках которых было построено около пятисот новых аэропортов, множество дорог, школ, прочих объектов инфраструктуры. Примечательно то, что помощь населению оказывалась не деньгами, а работами, на которых деньги нужно было зарабатывать трудом. Заметим, что главной целью программ была вовсе не их экономическая оправданность. Многие программы можно сравнивать с пересыпанием из пустого в порожнее, но при этом население работало, а не тунеядствовало.

Для обеспечения работой молодежи и для борьбы с ростом преступности из-за безработицы был введен Закон о трудовых лагерях. Трудовые лагеря были созданы для охраны и консервации объектов промышленной и транспортной инфраструктуры, сохранения природных богатств (создавались национальные парки и заповедники). В течение первых трех месяцев после принятия Закона уже было создано 1300 лагерей на 300 тыс. молодых безработных. В течение 1933-40 гг. через трудовые лагеря прошло около 2,5 млн. человек, которые строили дамбы, охраняли леса и т.д. Впоследствии люди, прошедшие через трудовые лагеря, сформировали контингент резервистов, востребованный в ходе Второй мировой войны. Для контроля за уровнем цен была создана Государственная корпорация по управлению всеми монополистами в сфере коммунальных услуг. Естественные монополисты лишились возможности безраздельно диктовать обществу свои условия.

Региональная политика. Чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в депрессивных регионах страны, для них были разработаны специальные программы развития, включающие федеральное финансирование и управление. В частности, такая особая зона с федеральным управлением была создана в долине реки Теннеси и благополучно существует до сих пор. «Новый курс» проводился Рузвельтом в условиях объединения нации. Американцам удалось сплотиться перед лицом кризиса, в обществе была достигнута консолидация. Действия президента поддержал Конгресс, который и принимал все законы. Сам Рузвельт лично разъяснял американцам свою программу действий, убеждал избирателей, выступая по радио. Все это имело огромное значение, поскольку согласование экономических программ развития с обществом значительно повышает шансы на успех. Не будем забывать и о связи «Нового курса» с передовыми экономическими теориями того времени: «Новый курс» послужил основой кейнсианской политики управления совокупным спросом.* Неудивительно, что «Новый курс» оказался действенным, он вывел страну из Великой Депрессии и позволил США подойти к периоду Второй мировой войны с оздоровленной экономикой.

* Фундаментальный труд Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», ставший основным руководством к осуществлению политики управления совокупным спросом, вышел в 1936 г. вскоре после того, как «Новый курс» Рузвельта убедительно продемонстрировал свою правомерность. После окончания Второй мировой войны у США оказались также и значительные финансовые активы в виде запасов золота европейских стран, переведенного в предвоенное и военное время через океан в федеральное хранилище в Форте-Нокс. Имея возможности для покрытия национальной валюты золотом, обладая мощной экономикой, не затронутой войнами, США стали во главе Бреттон-Вудской системы валютных курсов, сущность которой заключалась в господстве американской валюты в качестве всемирного платежного и резервного средства. Экономическое могущество Соединенных Штатов политически подкреплялось наличием ядерного оружия. Помогая восстановлению экономики послевоенной Европы, США стали оказывать значительную финансовую помощь европейским странам в рамках плана Маршалла. Кроме того США путем экономической и консультационной поддержки во многом предопределили «восход солнца» над Японией. Таким образом, американские инвестиции широким потоком хлынули через океан, формируя т.н. «вторую экономику» Соединенных Штатов. По своему производственному и финансовому потенциалу «вторая экономика» США на базе зарубежных филиалов и дочерних компаний американских корпораций не уступает национальной экономике многих ведущих стран мира. Не будем забывать также и о портфельных инвестициях, ссудном капитале. Итак, США превращаются в однозначного мирового экономического и политического лидера со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако по мере восстановления хозяйства стран Западной Европы и Японии ситуация в мире начинает изменяться. Конкурентоспособность американских товаров снижается, снижается и курс доллара по отношению к валютам европейских стран и Японии. Поскольку в рамках Бреттон-Вудской системы валютных курсов 1 доллар соответствовал 0,888 г. золота, и этот уровень курса с 1946 г. был неизменен, то фактическое падение курса доллара по отношению к другим валютам означало обмен меньшего, чем раньше количества европейских валют или японских йен на доллары. Далее доллары могли быть обменены на золото или положены на депозит с начислением процентов. Таким образом количество долларов на руках у иностранных резидентов нарастало, а накопленный Соединенными Штатами золотой запас неуклонно снижался. В результате США оказались в ситуации, когда запасы золота, соответствовавшие сумме в 10 млрд. долл. не смогли были бы покрыть 50 млрд. долл., находящихся на руках у иностранцев. В 1971 г. золотое содержание доллара было снижено, а с 1973 г. обмен долларов на золото был окончательно прекращен, и золотовалютный стандарт в виде золотодолларового стандарта канул в лету. По мере роста производственных мощностей европейских стран и Японии доля США в ВВП промышленно развитых стран начала снижаться, примерно на 1/3 снизилась доля США в мировом капиталистическом производстве. Доля США в мировом экспорте капитала начала падать, примерно в три раза снизилась и доля американских ТНК в общем объеме мировых прямых зарубежных инвестиций. Европейские страны и Япония догнали США и по уровню производительности труда. В результате экспорт в США из стран Западной Европы и Японии возрос в два раза, а американский экспорт в Европу и Японию начал снижаться. К началу 1980-х гг. конкурентоспособная зарубежная продукция заполнила внутренний рынок США, а американская продукция все труднее находила зарубежных потребителей. В экономику США стали делаться инвестиции окрепшими зарубежными ТНК, которые, приближаясь к рынкам сбыта, создавали здесь производственные и сборочные предприятия, компании по сервисному обслуживанию. Позиции США в мировой экономике, во внешней торговле значительно ухудшились. Дефицит торгового баланса в середине 1980-х гг. достиг 150 млрд. долл., платежного - 140 млрд. долл. США превращаются в чистого импортера товаров и капиталов. Ввиду угрозы потери лидерства в мировой экономике США пришлось предпринять первоочередные ответные меры: для закрепления на мировом рынке высокотехнологичной продукции были значительно увеличены ассигнования на НИОКР, ускорилась и углубилась структурная перестройка промышленности в пользу наукоемких отраслей, возникли и получили развитие новые методы стимулирования НТП. США стратегически правильно выбрали нишу на мировом рынке, сосредоточившись на экспорте продукции интеллектуальной собственности, высокотехнологичной продукции, услуг. Следует также отметить то, что на протяжении большей части послевоенного периода развития в США активно применялась кейнсианская политика управления совокупным спросом, в основе которой лежал постулат обеспечения полной занятости и высоких темпов экономического роста. Послевоенный период кейнсианства в американской экономике можно разделить на три этапа.

Пассивная антициклическая бюджетная макрополитика (1946-1962, период президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра). В рамках данного периода активно эксплуатировались «встроенные стабилизаторы» государственной бюджетной системы, правительство довольствовалось минимальными финансовыми акциями. Постепенно отвергался докейнсианский догмат о сбалансированности государственного бюджета, вводился дефицитный бюджет по Кейнсу.

Бюджетный активизм (1962-1977, эпоха Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Дж. Форда). Этот период времени связан с активным регулированием совокупного спроса на основе использования государственного бюджета. В периоды спада сокращались государственные доходы и наращивались расходы правительства, а во время экономического бума поступления федерального правительства росли, а расходы, напротив, сокращались. В 1961-63 гг. администрация Д. Кеннеди для форсирования экономического роста и сокращения безработицы напрямую перешла к бюджетному воздействию на совокупный спрос, что получило у экономистов такую характеристику как американский «кейнсианский фискализм», поскольку государственный спрос наращивался за счет увеличения налогового бремени. С начала 1970-х гг. была обнаружена негативная сторона такого процесса обеспечения полной занятости - инфляция (взаимосвязь между инфляцией и безработицей, как известно, представляет широкоизвестная кривая Филипса). В результате от активизма пришлось перейти к градуализму, т.е. замене широкомасштабных фискальных акций на умеренное и постепенное регулирование спроса. Период 1976-77 гг. поэтому представляет собой своеобразную эклектику: взаимосуществование обновленных принципов активной и пассивной стратегий.

Кейнсианский бюджетный консерватизм (1978-1980 гг., период президентства Дж. Картера). В это время был осуществлен возврат к классическому бюджетному активизму, существовавшему при Дж. Кеннеди. Сам президент Картер утверждал, что бюджетный дефицит время от времени необходим для поддержания покупательной способности, однако длительный бюджетный дефицит усугубляет инфляцию. Долговременной стратегией стал бездефицитный бюджет, для достижения которого предполагалось введение управления и контроля за федеральными расходами, а также сокращение налогов. Однако фактически сократить дефицит бюджета и сбить волну инфляции не удалось. Инфляция стала главным фактором, который подрывал стабилизационный потенциал кейнсианской бюджетной макроэкономической политики. Высокий уровень инфляции, рост безработицы, снижение темпов экономического роста, неблагоприятное состояние государственных финансов привели к утере стабилизационного эффекта кейнсианского подхода к регулированию макроэкономических процессов. И для политиков, и для экономистов, да и для большей части избирателей все яснее становилась необходимость смены кейнсианской модели развития. Поэтому вовсе не случайно кейнсианская эпоха развития американской экономики сменилась началом «консервативной экономической революции», которая произошла вскоре после победы на президентских выборах Рональда Рейгана.

Неоконсервативный этап развития (1981-2007, эпоха президентов Р. Рейгана и Дж. Буша). Оздоровлению экономики США и возвращению былых внешнеэкономических позиций в немалой степени способствовали реформы, проведенные президентом Р. Рейганом, получившие название «рейга-номика».* Основные программы «рейганомики» позволили оживить стимулы к предпринимательству и трудовой деятельности у американцев, сократить масштабы неэффективного государственного вмешательства в экономику. Концепция «рейганомики» предполагала решение трех основных задач:

1) снижение уровня инфляции;

2) увеличение темпов экономического роста, производительности труда и занятости;

3) обеспечение сбалансированности федерального бюджета.

* «Рейганомика» была бы невозможной без сильной команды молодых экономистов- советников Рейгана. Огромная заслуга президента Рейгана как раз и заключается в том, что будучи дилетантом в экономике (Рейган, как известно, в прошлом был киноактером), он окружил себя весьма квалифицированной командой реформаторов. В основе кредитно-денежной политики лежала теория Нобелевского лауреата Милтона Фридмена, над налоговой реформой трудились А. Лаффер и М. Фелдстейн, взаимодействовали с администрацией Рейгана и другие видные экономисты современности. Уникальность ситуации заключалась в том, что реформаторам приходилось буквально «с колес» воплощать свои теоретические концепции на практике. В частности, авторы налоговой реформы и модели «экономики предложения» (supply-side economics), сменившей кейнсианскую экономику спроса, первоначально представляли собой просто группу журналистов, пишущих на экономические темы в The Wall Street Journal. Большинство сэпплай-сайдеров были не сильны в экономической теории, но их статьи оказывали влияние на общественное мнение. С газетой сотрудничал и молодой экономист Артур Лаффер, который в свою очередь был увлечен идеями канадского профессора Роберта Манделла (Нобелевского лауреата 2004 г.), преподававшего в Чикаго. Именно Манделл в начале 1970-х гг. начал пропаганду сокращения налогов и усиления монетарной политики, что должно было дать толчок экономическому росту и стать средством борьбы с инфляцией. Идеи Манделла поддержал главный редактор The Wall Street Journal Джуд Ванниски и экономист Р. Бартли. Вместе с Лаффером они вывели теорию, взаимосвязывающую сокращение налогов, рост производства и доходов государства, известную как «кривая Лаффера». Теория Лаффера, которая, в принципе, являлась наглядным изображением классических идей в области налогообложения, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Лаффер, экономист, которого никто никогда не воспринимал всерьез, и который никогда до этого не принимал участия в каких-либо научных симпозиумах и конференциях, заставил призадуматься многих. Идеи Лаффера, благодаря Ванниски и The Wall Street Journal, нашли широкую поддержку среди бизнесменов, конгрессменов, оказали заметное влияние на будущего президента Р. Рейгана. Жизнь предоставила сэпплай-сайдерам уникальный шанс проверить свою теорию на практике. Используя политическое влияние Ванниски и личного друга Лаффера Д. Шульца, ставшего впоследствие госсекретарем в администрации Рейгана, сэпплай-сайдеры осуществили грандиозную налоговую реформу в США. Основные меры, предпринятые Рейганом и его командой, включали в себя следующие составляющие:

§ Жесткая кредитно-денежная политика способствовала снижению уровня инфляции, повышение процентной ставки на первых порах привлекло в страну иностранный капитал, в немалой степени способствовавший модернизации американской промышленности, затем для обеспечения роста экономики процентные ставки были снижены.

§ Налоговая политика стимулировала предпринимательскую активность, новый порядок исчисления амортизации помог быстрому обновлению оборудования. Ставки федеральных налогов (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций) были существенно снижены.* Низкие налоговые ставки усилили уровень сбережений и инвестиций, привели к раскрепощению рынка от прежнего фискализма, стимулировали экономический рост. Снижение налогов при одновременной расширении налоговой базы (ликвидации прежних налоговых льгот) как то и предсказывала кривая Лаффера увеличили поступления федерального бюджета, а долговременным эффектом, проявившим себя уже к концу 2006-х гг., стало оздоровление государственных финансов.

* Налоговая реформа 1986 г. установила предельную ставку индивидуального подоходного налога в 33% вместо прежних 55% (в 2006 г. она была снижена до 31%), а максимальная ставка налога на прибыль корпораций снизилась с 46 до 34%.

§ Пересмотр социальной политики, сокращение федеральных расходов на всю социальную инфраструктуру заставили американцев трудиться более энергично, не быть иждивенцами на шее «государства благоденствия».

Пожалуй, самый главный стратегический элемент «рейганомики» - это поддержка НТП путем государственного финансирования НИОКР и стимулирования расходов на НИОКР со стороны частного бизнеса за счет соответствующих налоговых льгот. «Рейганомика» предполагала резкое увеличение финансирования НИОКР, фундаментальной науки. Не случайно в настоящее время США имеют самые большие расходы на НИОКР среди ведущих развитых стран мира (около 3% ВВП), что в долгосрочной перспективе обеспечивает стране лидерство в мировом НТП, в разработке современных технологий.

В результате реализации программ «рейганомики» изменилась структура федерального бюджета (сократились непроизводственные расходы правительства и вскоре повысились налоговые поступления), произошел отход от активной политики государственного вмешательства в экономику в пользу применения косвенных методов регулирования. Доля государственного сектора в результате программ приватизации и дерегулирования сократилась, а частный сектор получил новый импульс своему развитию. С 1983 г. в США начался энергичный экономический подъем, который продолжался вплоть до начала 2006-х гг. Темпы экономического роста также были рекордными (в 1984 г., например, они равнялись 7%). Уровень инфляции снизился в три раза, а безработицу удалось уменьшить до ее «естественного» уровня в 5-6%. Тем не менее экономический подъем вопреки дефляционному эффекту сокращения федеральных расходов стимулировал огромный бюджетный дефицит. Объяснением дефицита может служить краткосрочный эффект снижения налоговых ставок, в результате чего при сохранявшихся до 1986 г. налоговых льготах крупному бизнесу налоговые поступления от корпоративного сектора экономики в федеральный бюджет также снизились, а уровень государственных расходов (включая расходы на оборону) при этом неизменно возрастал.

«Рейганомика» сделала свое дело, и к концу 1980-х - началу 2006-х гг. положение США в мировой экономике значительно укрепились, чему в немалой степени способствовало и окончание вооруженного противостояния по линии Запад - Восток. Самая важная политическая победа президента Р. Рейгана, пожалуй, заключается в развале той страны, которую он называл «империей зла».* Дело в том, что экономический потенциал социалистической системы в результате гонки вооружений был значительно подорван, а западная неолиберальная идеология победила коммунистическую в странах Восточной Европы и СССР. США немедленно воспользовались ослаблением наиболее вероятного военного (и экономического!) противника, захватив теперь уже не только системное, но и глобальное лидерство на просторах мировой экономики. Снижение военных расходов в период потепления отношений между США и СССР опять таки пошли на пользу Америке. Ассигнования военно-промышленному комплексу США снизились, а высвободившиеся средства были использованы для структурной перестройки экономики. США, в частности, неуклонно наращивают выпуск наукоемкой продукции.

* Формально распад социалистической системы пришелся на годы президентства Дж. Буша, бывшего при Рейгане вице-президентом. Однако именно успехи «рейганомики» вдохновили реформаторов из стран Восточного блока на перестройку как экономики, так и идеологии. Несмотря на массу экономических и политических достижений, цель ликвидации дефицита федерального бюджета при Рейгане так и не была достигнута. Напротив, были поставлены рекорды по дефициту (см. Таблицу 4.2.). Успехи «рейганомики» в виде снижения инфляции и безработицы имели слишком высокую цену в виде колоссального бюджетного дефицита, что наращивало уровень государственного долга и угрожало потерей прежних внешнеэкономических позиций.

Таблица 4.2.

Дефицит федерального бюджета США в 1981-88 гг.

  Годы
        Ш5      
Величина дефицита, млрд. долл. 79,0 128,0 207,8 185,4 212,3 221,2 149,8 155,2

 

Сменивший Р. Рейгана президент Джордж Буш, ранее бывший вице-президентом, продолжил курс своего предшественника. Тем не менее, действуя по наработанным неоконсервативным рецептам, республиканцы к началу 2006-х гг. зашли в тупик, их основные методы макроэкономической политики начали себя исчерпывать. Снижение налоговых ставок, конечно, было огромным преимуществом для бизнеса и физических лиц, но вместе с тем это ослабило «автономные» бюджетные стабилизаторы. Оказалось, что рынок чересчур потеснил государство в экономике, и неоконсервативная политика стала нуждаться в корректировке. На президентских выборах 2007 г. на фоне кризиса идей рейганизма победу одерживает кандидат от демократической партии Уильям (Билл) Клинтон,* предложивший новую экономическую программу.

* Первый президентский срок Клинтона начался с 20 января 2003 г., в 1996 г. он был переизбран на второй срок, что подтверждает признание курса администрации Клинтона среди большинства американцев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.